Родительское собрание «Внимание всем! Детям необходимо внимание!»
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс)

Жижина Татьяна Михайловна

«Внимание – это именно та дверь

перед которой проходит все,

что входит в душу человека из внешнего Мира.

Только наше понимание и терпение

помогут обогатить внутренний мир ребенка,

развивать его и совершенствовать»

К.Д. Ушинский

.

Цель: познакомить родителей с важностью и значимостью проблемы развития детского внимания.

Задачи:

познакомить родителей с особенностями психических процессов младших школьников;

дать необходимую информацию о внимании и его основных свойствах;

дать родителям информацию о признаках и причинах невнимательности; 

изучить упражнения и игры по развитию внимания

обучить приемам развития внимания; 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий237.13 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Внимание всем! Детям необходимо внимание!»

«Внимание – это именно та дверь

перед которой проходит все,

что входит в душу человека из внешнего Мира.

Только наше понимание и терпение

помогут обогатить внутренний мир ребенка,

развивать его и совершенствовать»

К.Д. Ушинский

.

Цель: познакомить родителей с важностью и значимостью проблемы развития детского внимания.

Задачи:

познакомить родителей с особенностями психических процессов младших школьников;

дать необходимую информацию о внимании и его основных свойствах;

дать родителям информацию о признаках и причинах невнимательности; 

изучить упражнения и игры по развитию внимания

обучить приемам развития внимания; 

Упражнение. «Энергизатор».

- Добрый день, уважаемые гости!

- Приветствуем вас на нашем родительском собрании!

- Просим помахать рукой тех, кто рад сегодняшнему дню…

- Моргните левым глазом те, кому немножечко за 30…

- Потянитесь те, кто сегодня выспался…

- Покажите вот так: жест «Во!!», у кого сегодня замечательное настроение.

- Пожмите себе руку те, кто ведёт здоровый образ жизни и занимается спортом.

- Похлопаем в ладоши и дружно порадуемся нашей замечательной встрече.

Когда человек хлопает, он активизирует своё внимание. И это значит, что мы готовы к работе.

С каждым годом всё более возрастают требования к умственной деятельности детей. У каждого ребёнка есть способности и таланты. Для того, чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых.

Дети в начальной школе плохо распределяют внимание, у них нет автоматических умений, поэтому им сложно одновременно выполнять несколько дел. Но Н.Ф. Добрынин установил, что распределение внимания очень быстро развивается в процессе обучения, поэтому уже к 3 классу многие дети могут одновременно следить и за содержанием того, что они пишут, за чистотой письма, и за осанкой при работе. Они слышат указания учителя, не прерывая работы.

Слова о том, что на наших детей обрушивается огромный поток информации, стали уже банальностью. Однако от этого не становится легче ни детям, ни родителям. Как часто психологи и врачи слышат: «Мой ребенок – умный мальчик, но ему трудно учиться, потому что он невнимательный и плохо запоминает…» И зачастую это действительно так. Не умея быстро сконцентрировать свое внимание, запомнить нужное и отсеять второстепенное, ребенок просто «дрейфует» в безбрежном информационном море.

То, что внимание детей необходимо развивать, не требует доказательств. Но как это делать?

Считается, что существует несколько видов внимания: произвольное, непроизвольное и послепроизвольное.

Произвольное внимание базируется на силе воли индивидуума. Это оно помогает заставить себя делать домашние дела, несмотря на такие помехи, как лень.

Непроизвольное внимание срабатывается независимо от нашего желания, когда сила посторонних раздражителей, затмевает другие моменты. Например, мы пытаемся уснуть, но вдруг начинаем прислушиваться к скрипам и шорохам в соседней комнате.

Послепроизвольное внимание возникает в результате сосредоточения. Преодолевая трудности во время произвольной концентрации, человек привыкает к ним, и сама деятельность начинает вызывать интерес. Именно в этом состоянии выполняется и решается большинство жизненных задач.

СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ

Внимание характеризуется различными качествами или свойствами:

Объем внимания - это свойство зависит от количества объектов, которые одновременно ребенок может воспринять, "схватить" с одинаковой ясностью.

Доказано, что в среднем взрослый человек сосредоточивает свое внимание не более чем на семи объектах. К шести годам ребенок способен одновременно воспринять не один предмет (как это было в четыре-пять лет), а даже три. Но объем внимания сужается, если ребенок воспринимает одновременно несколько незнакомых ему предметов или же предметов, которые близко расположены друг к другу или, наоборот, рассредоточены на большой площади.

Объем внимания у детей небольшой. При знакомстве с новым материалом, не надо загружать ребёнка избыточной информацией. Материал должен быть небольшой по объему, интересный и яркий с увлекательными подробностями.

Устойчивость внимания показывает, как долго ребенок может поддерживать достаточный уровень сосредоточенности психики на объекте или выполняемой деятельности. Возрастает устойчивость внимания при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Не нужно, чтобы ребенок долго занимался одной деятельностью, так как он переутомляется. Следует чередовать виды деятельности, а с новым материалом знакомить последовательно.

Концентрация внимания определяет, насколько сильно, интенсивно ребенок может сосредоточиться на объекте, а также насколько он способен сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам. Чаще всего сила сосредоточения у дошкольников невелика, ее важно развивать. Можно выучить материал при включенном телевизоре.

Переключение внимания определяется скоростью преднамеренного перехода ребенка с одного объекта или вида деятельности на другой. При этом перевод внимания всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое реализуется волевым усилием.

Распределение внимания предполагает его рассредоточение в одно и то же время на несколько объектов. Именно это свойство дает возможность совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Научить ребенка делать несколько дел сразу – трудно. В младшем школьном возрасте переключение и распределение внимания развиты слабо и требуют тренировки.

Развитие всех свойств внимания очень сильно зависит от эмоциональной включенности ребенка в деятельность, процесс занятий, развивающих игр.

В наши дни развитие произвольного внимания у учеников начальной школы осложняется многими факторами. Информатизация общества привела к появлению феномена клипового сознания. Такое восприятие мира не требует обработки информации, устойчивости внимания. Телевизор и компьютер рассеивают внимание детей, поэтому в школе им сложно сконцентрироваться на учебном материале и удерживать своё внимание.

Клиповое мышление у детей.
Дети восприимчивы к клиповому мышлению, что создает огромные трудности при обучении и общении с окружающими. С детства привыкая листать ленту соцсетей или видеосервисов, они полностью игнорируют то, что не вызывает у них интереса с первых секунд. Согласно исследованию Американской академии педиатрии, современный ребенок проводит перед экраном в среднем 7 часов в день, начиная с 2 лет. Примерно так обстоят дела и в России. В Великобритании 40% подростков общаются с родителями в мессенджерах, даже если находятся в соседних комнатах.
Гаджеты и общение в сети вызывают всплеск дофамина — гормона, который отвечает в нашем мозгу за вознаграждение. Причем этот способ гарантирует быстрый и постоянный выброс без особых усилий, в отличие от учебы, где нужно долго и сосредоточенно трудиться. Зависимость от гаджетов в свою очередь приводит к повышенной тревожности. Такие дети не в состоянии занять себя чем-то в отсутствии смартфона или планшета, склонны к частым истерикам и даже агрессии.
Клиповое мышление лишает современных детей возможности усваивать большие объемы информации, зато помогает лучше взрослых разбираться в технологиях, быстро принимать решения и находить нужные данные.

Наряду с возрастающим влиянием на детей средств массовой коммуникации и информации они стали меньше читать. А связано это с тем, что у родителей нет времени, чтобы еще в дошкольный период прочитать ребенку какую-нибудь книгу. Ведь именно слушание и чтение формируют произвольное внимание у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

По тому, сколько объектов ребенок может сознательно удержать в короткий промежуток времени, судят об объеме внимания. У 2-ка он невелик, поэтому нельзя загружать ребенка избыточной информацией. Если вы рассматриваете энциклопедию не стоит показывать много зверей, разумнее показать самых ярких и дать о них подробную информацию. Вот тогда ваша работа пройдет не зря.

Плюсы клипового мышления

Защищает мозг от перегрузки, фильтруя интенсивный поток информации и разбивая ее на небольшие фрагменты.

Развивает многозадачность: мы можем одновременно читать, слушать музыку и вести переписку. Такие люди успешно работают официантами, SMM-менеджерами, администраторами, офис-менеджерами и личными ассистентами.

Ускоряет реакцию: люди с клиповым мышлением быстрее реагируют на любые внешние стимулы.

Минусы клипового мышления

Низкая концентрация: сложно сосредоточиться на чем-то одном, дочитать длинный текст или дослушать длинное интервью, ни на что не отвлекаясь. Людям с клиповым мышлением очень тяжело справляться с работой, которая требует усидчивости и выполнения рутинных операций.

Поверхностное восприятие, которое приводит к тому, что мы не способны анализировать полученную информацию и делать из нее глубокие выводы.

Трудности в обучении и усвоении новой информации. Это особенно актуально для студентов и школьников, чья учебная программа построена на более консервативных методах и предполагает пассивное восприятие информации: чтение, слушание, заучивание.

Подверженность манипуляциям. Мы не успеваем проанализировать информацию и принять взвешенное решение, а значит не способны воспринимать информацию критически. Этим активно пользуются рекламщики и маркетологи, которые воздействуют на эмоции и побуждают людей к импульсивным покупкам.

Ослабление эмпатии. Постоянное воздействие на эмоции вырабатывает высокий порог чувствительности, и нам становится все труднее сопереживать другим.

Упражнения

Научитесь играть в шахматы и в шашки. Эти игры являются инструментом для развития логического мышления, пространственного воображения, внимания, памяти, умения прогнозировать свои действия.

Прививайте детям любовь к игровым развлечениям - шарадам, головоломкам, ребусам, кроссвордам. Они расширяют кругозор, развивают находчивость, смекалку, тренируют ум. Играйте вместе с детьми, собирайте интересные книги по теме, придумывайте свои игры.

С некоторыми из них мы предлагаем познакомиться на нашем родительском собрании.

Эффективный и быстрый способ развития внимания. Суть метода заключается в двухминутной концентрации внимания на движении секундной стрелки в часах. На протяжении двух оборотов следует все свои мысли направить на слежение за стрелкой, а малейшее отвлечение должно служить сигналом повтора методики заново.

Для усложнения задачи можно проводить упражнение не в тишине, а при работающем телевизоре или в другом шумном помещении. Также можно разделять внимание между двумя объектами, например, стрелкой и руками. Главное, чтобы ни один из объектов не выделялся больше, чем второй.

Упражнение «Зарисуй и запомни».

Педагог называет словосочетания или слова, а обучающиеся их схематично зарисовывает. Нельзя писать ни букв, ни слов, ни цифр. Время ограничено.

1. Весёлый праздник

2. Тяжелая работа

4. Вкусный ужин

5. Смелый поступок

6. Болезнь

7. Счастье

8. Разлука

9. Дружба

10. Тёмная ночь

Пока листочки отложим, вернемся к ним позже. Через некоторое время предлагается вспомнить какие слова и словосочетания вы обозначили схематично. Проверяем.

Игра «Не собьюсь».

По сигналу играющий начинает счет до 30. Числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, называть нельзя. Вместо того чтобы их называть, играющий подпрыгивает. Условия игры можно менять, например, нельзя называть числа, содержащие цифру 5 или делящиеся на 5. Вместо их названия надо говорить слово «гоп» и т.п.

Хорошим заданием на оценку устойчивости и сосредоточенности внимания являются тексты, в которых сознательно допущены ошибки. В каникулы младшие школьники охотно играют в школу, принимая на себя роль учителей. Предложите им подобные задания (с пропусками букв, с недописанными окончаниями, с лишними удвоениями гласных или 13 согласных, с заменой одной буквы на другую, например, Б на Д, П на Т, М на Л и наоборот). Только не забудьте, что задания должны быть написаны прописными буквами и желательно каллиграфическим почерком.

Упражнение «Следи за своей речью».

В двадцатые годы прошлого столетия была очень популярна такая игра на внимание. Ведущий говорит: «Барыня купила туалет. В туалете 100 рублей, что хотите, то купите, «да» и «нет» не говорите, черное и белое не покупать». И начинает задавать каверзные вопросы, пытаясь «вырвать» у отвечающего запрещенные слова.

- Вы хотите купить чёрное платье? (Я хочу купить зелёное платье и т.д.).

- А разве зелёный цвет вам к лицу? (Мне просто нравится зелёный цвет).

- Это будет бальное платье? (Бальное).

- Ваше зелёное платье должно быть длинным? (Да!) Проигрыш. Надо было сказать: «Разумеется».

Это игра, с одной стороны, на выработку умения задавать психологически сложные, «градом сыплющиеся» вопросы, отвлекая тем самым внимание отвечающего на обдумывание сложного ответа от неиспользования запрещенных слов, а с другой стороны, на развитие внимания у отвечающего на вопросы.

Можно просто договориться, какие слова или части речи нельзя говорить и после этого задавать самые разные вопросы. Вопросов должно быть много. Это откровенная проверка внимания.

Например:

- Вы сегодня завтракали?

- Ваша прическа вам нравится?

- Вы сегодня не опоздали на занятия?

- Вы любите кино?

Упражнения на развитие устойчивости и переключения внимания.

Можно поиграть и так. Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Малыш внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если малыш сбивается, повторите игру с начала.

В другой раз предложите, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания, т.е. малыш хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих какое-либо растение. Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а, кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми, желание, азарт и приз победителю сделают их еще более увлекательными.  

Следующее свойство внимания – распределение. Обычно младшие школьники могут выполнять только один вид деятельности: если они слушают, то в это время не могут записывать: если пишут, то этот процесс их так захватывает, что совсем не слышат, что говорят им в это время. И научить ребенка делать несколько дел – работа очень трудная.

Практическое задание: В течение 1 минуты, родители одновременно рисуют двумя руками: левой – круги, правой – треугольники. В конце подсчитывается количество нарисованных треугольников и кружков.

Игра «Эйлис»

Подлежащее

Лягушка

Ворона

Мяч

Точка

Сказуемое

Снег

Капуста

Февраль

Слог

Прилагательное

Ванна

Ноябрь

МЫ

Сапоги

Яблоко

ПОД

Товарищ

Русский

Синонимы

ТЫ

Грипп

Россия

Урожай

Карандаш

Завод

         Главные члены предложения

         Язык

Рыбка

Согласная буква

Зима

Морковь

Множественное число

Ссора

Щавель

ЗА

Парные согласные

Самолет

Снегирь

Шоссе

Ключ

Шкаф

Свёкла

Антонимы

Очки

Собака

ОНА

Аппетит

Слог

Работа

Таблица Шульте

Воздух, Вода, Земля, Красное, Зеленое, Деревянное, Соленое, Кислое, Пластмассовое, Сладкое…..

Летела корова.

Игроков должно быть не меньше трех. Все садятся в круг и, развернув правую руку ладонью вниз, а левую - ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по слову стиха, в такт слову хлопая по ладони правого соседа:

Летела корова, сказала слово.

Какое слово сказала корова?

Кому выпадает очередь отвечать, называет любое слово, например, "трава".

Его сосед вместе с хлопком говорит первую букву этого слова - "т", следующий - вторую, и так до конца слова, до последнего "а". Задача последнего игрока - не зазеваться и успеть убрать руку из-под завершающего хлопка.

Игра "Маленький жук".

«Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении.

Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!

Внимание? Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук»

(Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука, или изготовить жука и двигать его по полю. Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле).

Задания для жука можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено, переходите к движению по полю из 25, 36 клеток, усложняйте задания ходами: 2 клетки наискосок вправо-вниз, 3 клетки влево и т.д.

Упражнение на распределение внимания.

Упражнение направлено на выработку у ребенка умения выполнять два разных действия одновременно.

а) Ребенок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование. Время выполнения задания - 1 мин.

Подсчитывается количество кружков и сосчитанное количество ударов. Чем больше кружков нарисовано и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка.

б) Задание похоже на предыдущее. В течение 1 минуты нужно одновременно рисовать двумя руками: левой - кружки, правой - треугольники. В конце подсчитывается количество нарисованных треугольников и кружков.

(Треугольники с "округленными" вершинами не считаются, так же как и круги с "углами". Задача ребенка - нарисовать как можно больше треугольников и кругов.)

Задания подобного типа родители могут придумывать сами. Это могут быть рисование и устное решение несложных примеров; запись слов и прослушивание кусочка стихотворения и т.д. Важно сформировать такое качество, как помехоустойчивость у ребенка.

Упражнение на развитие зрительного внимания

«Наблюдательность»

 В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.

Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их родители дополняют пропущенные детали.

«Внимание! Всем детям необходимо

внимание!»

«Внимание к мелочам

рождает совершенство,

 а вот совершенство

уже не мелочь!»

Развиваем внимание творчески - Психологосhttps://privetsochi.ru/uploads/images/06/03/10/2019/07/14/a8cee1.png

Подготовила:

педагог-психолог МОУ «СОШ №10» Жижина Татьяна Михайловна

Переключение внимания . Дисциплина без ремня. Секреты счастливых родителей

Рекомендации родителям обучающихся

Десять рекомендаций – правил, которые направлены на повышение внимательности при чтении учебного материала.

Правило первое

Заранее планируйте время своего ребенка так, чтобы в часы занятий ничто не отвлекало его (визиты товарищей, друзей и др.)

Правило второе

Приступая к домашнему заданию, предварительно организуйте его рабочее место.

Правило третье

Приступая к занятиям, максимально мобилизуйте волю учащегося. Лучший способ – предварительный просмотр задания, составление плана предварительной работы.

Правило четвертое

Устойчивость внимания во многом зависит от того, насколько хорошо он понимает изучаемый материал (понимание в большей степени основывается на знаниях предыдущих разделов).

Правило пятое

Если посторонние мысли мешают сосредоточиться, займитесь конспектированием. В силу своей непрерывности этот процесс делает невозможным частые и длительные отключения внимания. Примерно такой же эффект дает чтение изучаемого материала вслух. После того, как вам удастся сосредоточить на нем устойчивое внимание, можно вернуться к чтению про себя.

Правило шестое

Читайте новый материал так, чтобы он глубоко осмысливался. Но при этом помните, что очень замедленный темп способствует частому отключению внимания на посторонние объекты.

Правило шестое

Старайтесь чередовать чтение с обдумыванием и пересказыванием, решением задач, придумыванием собственных примеров, так как это предупреждает возникновение психического состояния монотонности, при котором устойчивость внимания резко снижается. Смена учебных предметов при выполнении домашних заданий также способствует сохранению устойчивого внимания. Однако такая смена не должна быть слишком частой - это приводит к излишней суете, поверхностному восприятию учебного материала.

Правило восьмое

Осознав, что произошло непроизвольное переключение внимания на посторонние объекты, старайтесь волевым усилием вновь направить его по нужному руслу.

Правило девятое

Если в процессе чтения вы выявили, что ребенок на какое-то время «отключился», заставьте вернуться к этому месту, где произошло отключение. Обязательные возвращения не только обеспечат усвоение воспринимаемого учебного материала, но и будут способствовать общей устойчивости внимания.

Правило десятое

Соблюдайте гигиену умственного труда, позаботьтесь о нормальном освещении и температуре, о регулярных перерывах, во время которых полезно выполнять несколько гимнастических упражнений.

Общие рекомендации

Если ребенок часто отвлекается, предложите ему формулировать и проговаривать вслух собственные мысли и действия. Этот прием позволит ухватить внимание за хвост, не позволяя ему ускользнуть.

Облегчить процесс выполнения домашнего задания. Детям, которые не могут долго заниматься однообразной деятельностью рекомендуется выполнять упражнения поочередно по разным предметам, чередуя их с короткими перерывами, во время которых можно перекусить, сделать небольшую зарядку, поиграть.

Помните во 2 классе нашим детям еще нужно время запомнить неизвестный предмет, если это возможно, то его нужно потрогать, погладить рукой, взвесить, даже понюхать, погладить, вот тогда ребенок поймет его своими чувствами, значит, и сумеет удержать внимание на нем.

Большое значение для ребенка имеет связь с эмоциями. Вот почему вам, родители, в объяснении, в рассказе нужно следить за интонациями своего голоса. Чем больше будет чувства в голосе, тем внимательнее ребенок будет слушать.
Не забудьте о доброжелательной обстановке, дома должны царить только понимание и терпение!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему «Родителям о внимании и внимательности»

Цель:Показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания.Познакомить родителей с методиками и приемами развития внимания детей.Форма проведения: творческая лаборатория р...

Родительское собрание в 1 классе "Развитие внимания"

Презентация содержит виды нарушений внимания, высказывания и советы....

Родительское собрание по теме "Формирование произвольного внимания у младшего школьника" 3 класс

Материал для проведения родительского собрания по теме "Формирование произвольного внимания у младшего школьника"....

Родительское собрание "Внимание детей"

Конспект родительского собрания, презентация, анкета для родителей....

Родительское собрание "Внимание и внимательность"

Цель собрания: показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания; ознакомить родителей с методами и приёмами развития внимания детей...

Родительское собрание "Развитие внимания детей младшего школьного возраста"

Родительское собрание "Развитие внимания детей младшего школьного возраста"Цель:Дать родителям информацию о признаках и причинах невнимательности. Обучить приемам развития внимания.Дать советы по...

родительское собрание "Вниманию - внимание!"

Родительское собрание для 2 класса...