Картотека артикуляционной гимнастики .
картотека

Зотова Евгения Владиславовна

Картотека артикуляционной гимнастики .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека артикуляционной гимнастики

 

Артикуляционная гимнастика в логопедии — это комплекс упражнений для выработки правильных положений и движений артикуляционных органов (губ, языка, мягкого нёба, щёк, нижней челюсти). 

Цель гимнастики — выработать полноценные движения и определённое положение речевых органов, научить преобразованию простейших артикуляционных движений в более сложные для верного произношения каждого конкретного звука и слова. 

Задачи:

  • укрепление мышц речевого аппарата; 
  • выработка определённого артикуляционного уклада для вызывания того или иного звука; 
  • обучение способности переключаться с одного упражнения на другое. 

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.  

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

  • Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
  •  Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  •  Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  •  При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.           
  • Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.           
  • Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 
  •  Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
  • Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ. 

«Улыбка»

Широка Нева-река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны –

От краев и до десны

                                                                                    

Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и

верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Хоботок»

Я слегка прикрою рот,

Губы – «хоботом» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке: у-у-у.

Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их

подвижность.

Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в

таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Домик открывается»

Ротик широко открыт,

Язычок спокойно спит.

Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

Описание: Слегка улыбнуться,  медленно открыть рот (как для пропевания  звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.

Чередование «Хоботок» - «Улыбка» -

 «Домик открывается».

Улыбается ребенок,

Хобот вытянул слоненок.

Вот зевает бегемот,

Широко открыв свой рот.

Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.

Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и»,  «и – у - а»),удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.

«Любопытный язычок»

Вот и вышел на порог

Любопытный язычок.

«Что он скачет взад-вперед?» -

Удивляется народ.

Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.

Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.

 

«Хомячок»

Языком давить стараюсь,

В щеку сильно упираюсь.

Раздалась моя щека,

Как мешок у хомяка.

 

Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.

Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.

 

«Шарики» (поочерёдное надувание щёк)

Шарик слева, шарик справа,

Есть у нас одна забава:

В щеки дуем – чередуем,

То в одну, а то в другую

Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.

Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую

 щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.

«Вкусное варенье»

Как будто варенье лежит на губе –

Слижу его «чашечкой» в ротик себе.

Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять  мышцы языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот,  не разрушая «чашечку».

 

 

«Покусаем язычок»

Выдвигай свой язык,

Чтоб лениться не привык.

И от кончика до корня

Я кусаю все проворней.

Цель: добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости).

Описание:  Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык.

Варианты: 

1. Покусать кончик языка.

2. Покусать середину языка.

3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад.

Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку выполнять задания.

«Чистим зубы снаружи»

Зубки верхние снаружи

Нам почистить очень нужно.

Зубки нижние – не хуже,

Тоже чистки просят дружно.

Цель: отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.

 

«Маляр»

Язык – как кисточка моя,

И ею нёбо крашу я.

Цель: укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад.

«Лошадка»

Рот широко открываю,

К нёбу язык прижимаю.

Прыгает вниз язычок.

И раздается щелчок.

Цель: отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка

цокает копытами»).

 

«Иголочка»

Улыбаюсь: вот шутник –

Узким – узким стал язык.

Меж зубами, как сучок,

Вылез длинный язычок.

Цель: научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении.

Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно чаще, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Маятник»

Влево-вправо кончик ходит,

Будто места не находит

 

Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.


 

 



Предварительный просмотр:

Памятка по обследованию

 и развитию всех компонентов речи.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. 

 

Рекомендации

  • Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.  
  • Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.  
  • Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).  
  • При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.  
  • Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.  
  • Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.  
  • Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребёнок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.  
  • Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ. 

Упражнения для постановки свистящих звуков.

  • «Улыбка» - губы плотно сжаты и растянуты в широкую улыбку. Удерживаем положение 8-10 секунд.    
  •  «Заборчик» -  зубы плотно сжаты,   губы в широкой улыбке.  Удерживаем положение 8-10 секунд. 
  • «Чистим зубки» - рот открыт, гладим  кончиком языка вправо- влево, вверх- вниз нижние резцы(с внутренней стороны). Выполняем упражнения 15-20 раз.

                                Упражнения для постановки шипящих звуков.

  • «Бублик» - зубы сомкнуты, губы вытянутые вперёд  образуют круг. Удерживаем положение 8-10 секунд.
  • «Вкусное варенье»- рот широко открыт,  кончиком языка облизываем верхнюю  губу, движениями сверху - вниз 10-15раз.
  • «Чашечка» - рот широко открыт, вытягиваем язык вперед и поднимаем боковые края, образуя чашечку. Удерживаем положение 8-10 секунд.  

                                       

Упражнения для постановки звука Л.

                     

  • «Грибок» - рот широко открыт, присосать язык вдоль неба.     Удерживаем положение 8-10 секунд.
  •  «Маляр»  - рот широко открыт, кончиком языка гладим небо движениями вперед-назад.
  • «Качели» - высунуть язык, выполнять поочередно движения к носу, подбородку. Выполнять движения 10-15 раз

Упражнения для постановки звука Р.

  • «Гармошка» - язык плотно присосатьк небу, открываем и закрываем рот,      растягивая подъязычную уздечку.     Выполняем упражнения 10-15 раз.
  •    «Лошадка» - рот широко открыт, щелкаем кончиком языка.  Выполняем упражнения 10-15 раз.
  • «Барабан» -  рот широко открыт, стучим кончиком языка по альвеолам(бугорки за верхними зубами), произнося звук похожий на Д. Выполняем упражнения 15-20 раз.

Дыхательная гимнастика

  • «Гуси летят» (укреплять физиологическое дыхание у детей.)

Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».

  • «Подуй на одуванчик» (тренировать силу вдоха и выдоха). Ребёнок стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.
  • «Ветряная мельница» (развитие плавного, длительного выдоха). Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора

Фонематический слух

 

  • «Хлопни как  Я» Х-Х, ХХ-Х, Х-ХХ, ХХ-ХХ, ХХ-ХХХ…
  • «Эхо» А-О, У-И, А-О-Э, А-О-А…

БА-ПА, ПА-БА, СА-ША, ША-СА, ША-ЖА-ША, ЖА-ША-ЖА, ЦА-СА-ЦА,

СА-ЦА-СА, РА-ЛА-РА, ЛА-РА-ЛА.

  • Назови  первый звук, назови  второй Э-О, Ы-И, А-У…
  • Покажи картинки на заданный звук.
  • Покажи где:

Крыса- крыша, коза- коса, бочка-почка, дрова- трава, ложки- рожки…

Лексика

  • Части предметов (пр. чайник: крышка, носик, ручка)
  • Обобщающие понятия:
  • рука, нога, живот, голова, спина - части тела
  • лук, морковь, картофель, огурец, свекла, помидор – овощи
  • яблоко, апельсин, банан, виноград, лимон- фрукты
  • медведь, заяц, волк, лиса- дикие животные
  • корова, собака, кошка, коза, лошадь- домашние животные
  • учитель, повар, строитель, врач, продавец-  профессии
  • Глагольный словарь (лошадь что делает? – скачет, самолет- летит, дятел – стучит…)
  • Назвать близкие по значению действия: шить, вязать, вышивать, печь, жарить, варить.
  • Антонимы (черный- белый, короткий- длинный, высокий- низкий, яркий- бледный, большой- маленький…)
  • Синонимы (грязный, чумазый, нечистый, испачканный…)

Грамматический строй речи

  • Правильное употребление предлогов.
  • Употребление слов в единственном и множественном числе (стул- стулья, окно- окна…)
  • Изменение существительных по падежам.
  • Согласование существительных с числительными(1 ухо, 2 уха, 5 ушей)
  • «Большой- маленький» (стол-столик, гнездо- гнездышко, ложка- ложечка)

Связная речь

  • Пересказ

Лев спал. По его спине пробежала мышь. Лев проснулся и поймал мышь. Она стала просить, чтобы он ее отпустил. Лев рассмеялся и отпустил. На следующий день охотник поймал льва и привязал его веревкой к дереву. Мышь прибежала, перегрызла веревку и освободила льва.

  • Составление рассказа по серии картин.
  • Составление рассказа по сюжетной картине.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по логопедии на тему: СКАЗКА ПРО ТО, КАК ЯЗЫЧОК В ЗООПАРК ХОДИЛ (Картотека основного комплекса артикуляционной гимнастики)

При составлении картотеки были использованы материалы книги Е. Косиновой «Гимнастика для развития речи» с учетом рекомендаций практикума по логопедии М.Ф.Фомичевой «Воспитание у детей правильного прои...

Картотека артикуляционной гимнастики

Картотека артикуляционной гимнастики...

Сказочная артикуляционная гимнастика (картотека)

Картотека упражнений для губ, щёк, языка. Двусторонние карточки с иллюстрациями, стихотворным текстом и описанием упражнений. Позволит интересно провести гимнастику, вспомнить прочитанные сказки и гер...

картотека артикуляционной гимнастики для детей

картотека артикуляционной гимнастики для детей...

КАРТОТЕКА АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка...

Картотека артикуляционной гимнастики для детей

Картотека артикуляционной гимнастики для детей...