Как научить школьника выполнять домашнее задание без постоянного участия родителей
статья (1, 2 класс)
Статья предназначена для помощи родителям в обучении ребенка самостоятельному выполнению домашнего задания.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Как научить школьника выполнять домашнее задание
без постоянного участия родителей
Упоминание нового учебного года обычно не вызывает позитивных эмоций у родителей. Как правило, это связано с грядущими проблемами: проверкой уроков, посещением родительских собраний, попытками заставить ребёнка выполнить положенный объём заданий в нужный срок.
В начальной школе детям необходима помощь взрослых в организации времени выполнения заданий, поскольку в этом возрасте навык планирования у ребят еще недостаточно развит. Но часто этим помощь не исчерпывается. Многие дети могут выполнять домашнее задание только в присутствии родителей или вместе с ними.
Когда взрослым приходится довольно много своего времени тратить на домашние задания детей, то рано или поздно возникает вопрос: «Когда же, наконец, мой ребенок будет делать уроки сам?»
Вопрос этот важен не только с точки зрения заботы о времени взрослых, но и потому, что навык самостоятельной деятельности необходим как для успешного обучения в школе, так и в жизни вообще. Следовательно, развитие самостоятельности детей – это забота об их будущем.
Когда мы говорим, что школьник умеет самостоятельно выполнять домашние задания, то речь идет о целом комплексе навыков.
Это означает, что ребенок должен уметь:
- сориентироваться в объеме заданий, которые ему предстоит выполнить;
- спланировать порядок действий: что он будет делать сначала, что потом и т. д.;
- распределить время (представить, сколько приблизительно времени займет то или иное задание);
- понять, какая задача стоит перед ним при выполнении конкретного задания;
- применить необходимые навыки и знания для выполнения той или иной задачи;
- представить себе алгоритм действий, которые помогут ему в случае затруднения. (Например, если не знаю, какая буква пропущена в слове, то я: 1) думаю, какое правило подходит, может помочь; 2) нахожу это правило, применяю к слову; 3) если я уверен, что прав, то выполняю задание; если сомневаюсь или не понимаю, как применить правило к слову, то обращаюсь за помощью к родителям.)
Согласитесь, что эти навыки довольно сложны для ученика начальной школы. Наблюдения за самостоятельной работой младших школьников показывают, что без специального обучения дети, начиная выполнять работу, действуют импульсивно. Они пытаются решить задачу сразу, без анализа и осмысления, работают торопливо, допускают ошибки. Либо наоборот, дети включаются в работу слишком медленно, не думают над заданием, не решаются приступить к решению и в результате домашнее задание растягивается надолго.
На характер приготовления домашнего задания так же влияет эмоциональное состояние ребенка. Психологи доказали, что более половины детей, выполняя задания самостоятельно, испытывают тревогу. Одни – потому, что слишком эмоциональны, другие – потому, что не уверены в своих знаниях, третьи – потому, что боятся быть неуспешными.
Конечно, навыки самостоятельной деятельности ребенка могут сформироваться только при осуществлении ребенком самостоятельных шагов и действий. Но мы, взрослые должны понимать, что увеличение доли самостоятельных действий ребенка при приготовлении домашних заданий должно происходить постепенно. На первых порах особенно важна роль взрослого в управлении самостоятельной деятельностью младшего школьника, и на протяжении всего обучения в школе управляющая роль постепенно переходит к ребенку.
Бесполезно на первых этапах обучения требовать от ребенка то, чего он не умеет делать. Самостоятельность редко появляется сама по себе – это результат ряда последовательных действий взрослых, а особенно родителей.
Можно сказать, что если ребенок научился самостоятельно выполнять домашние задания, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьезных затруднений, - это серьезный шаг на пути к самостоятельному поведению, важный для ребенка опыт, который он сможет перенести в свою взрослую жизнь.
При изначально грамотном подходе и соблюдении простых рекомендаций, у ребёнка можно сформировать привычку делать уроки самостоятельно, обращаясь к родителям лишь в случае необходимости.
Какое участие родителей будет способствовать формированию самостоятельности в выполнении детьми домашних заданий?
Когда взрослый постоянно контролирует действия ребенка (выполнение домашнего задания) возникает замкнутый круг: ребенок себя самостоятельно контролировать не может, взрослый берет на себя эту функцию, а ребенок так и не научается себя контролировать. Взрослый берет организацию деятельности ребенка на себя, т.е все время говорит, что ему делать, напоминает ему об этом и в результате необходимые ему функции не развиваются. Психика всегда функционирует по режиму экономии: у ребенка развиваются те функции, которые ему необходимы, если постоянно его организовывать и постоянно брать эту функцию на себя у ребенка регуляторные механизмы развиваться не будут.
С другой стороны очевидно, что оставить его без помощи не логично, если пустить все на самотек, то самостоятельно эти регуляторный функции также не сформируются, самостоятельно и без помощи развивать эти функции ребенку бывает не просто.
Выходом из этого замкнутого круга являются технологии организующей помощи.
Смысл организующей помощи, не в том, что взрослый контролирует ребенка, не просто говорит ему, что делать, а стимулирует развитие у ребенка навыков самоорганизации и самоконтроля, т.е помогает ребенку спланировать его работу, но не делаем это за него
Это промежуточный этап между работой ребенка под руководством взрослого и его самостоятельной работой. Задача использования организующей помощи – стимулировать развитие у ребенка навыков самоорганизации и самоконтроля.
Как организующую помощь можно использовать?
Основной инструмент нашей деятельности – это организующий вопрос. Т.е. важно, что мы не просто говорили ребенку что делать (Пойди, принеси. Сделай вот это …) важно что бы мы стимулировали его задумать об этом самостоятельно. Например, если предполагается выполнение какого-то задания, не обязательно учебного, это может быть сбор портфеля, решение задачи, выполнение задания, все что угодно. Важно не просто указать ребенку «Сначала пиши это, потом пиши это», а важно задавать ему организующие вопросы, которые помогут ему спланировать свою работу. Например: Как ты будешь решать эту задачу? Что ты сделаешь сначала, а что потом? Расскажи, как ты будешь выполнять это задание. Расскажи, что ты будешь делать? Сейчас у нас по плану что? Что ты будешь делать после этого? Т.е. мы не даем ребенку подсказку – что делать, а мы приучаем ребенка задумываться об этом самостоятельно. Причем важно не просто говорить «Сейчас вот это и то», а помогать ему обозначать последовательность действий самостоятельно.
Очень важно: проговаривать не конкретные этапы решения учебной задачи (Сначала пишем эту формулу, а потом другую …), а помогать ребенку по возможности обозначить последовательность действий самостоятельно.
Помимо помощи в планировании деятельности важно оказать помощь в организации своей деятельности. Здесь тоже можно использовать организующие вопросы: что ты будешь делать? Что ты будешь делать потом?
Помощь в организации собственной работы
Как ты думаешь, что тебе нужно сделать? С чего ты начнешь? Как ты считаешь, сколько времени это займет? Как ты распределишь время?
Организовать себя по слову взрослого бывает тяжело и поэтому очень полезно при этом пользоваться наглядными опорами:
- Для организации времени – использовании часов (не просто сказать у тебя 5 минут, а использовать часы. Для детей более младшего возраста совершенно незаменимым будут песочные часы. Потому что чувство времени у взрослого и ребенка совершенно разное. Например, вы можете поставить эти часы на пять минут и это очень наглядно показывает ребенку сколько времени у него осталось он может оценить нужно ли ему поторопиться или нет. Но, не со всеми детьми это работает, есть дети, которые так увлекаются наблюдение течения этого песка и не работают и таким детям песочные часы не подходят. В этом случае лучше использовать будильник);
- Для оптимизации деятельности – использование «напоминалок» в виде алгоритмов, планов, картинок: как составить план и т.д. Например, режим дня, но очень важно, что этот план не достаточно составить необходимо, помогать ребенку этим планом пользоваться. Например, вы приучаете ребенка собирать портфель. Для сбора портфеля вы составили список, что нужно положить в портфель. И первые несколько раз вам потребуется показать ребенку как он может собирать портфель, опираясь на этот список, а затем он должен будет это сделать самостоятельно с использованием этого списка.
- Для составления плана – использование ежедневников, цветных стикеров. И т.п. Например, если вы обсуждаете с ребенком выполнения домашнего задания вы можете взять три цветных стикера обсудить что он будет делать, например, написать это задание на каждом стикере и наклеить их на стол или доску (в зависимости от того что удобнее использовать) иногда вы можете его спросить посмотри на план, который мы составили, что ты будешь делать сначала. После того как он это сделал он снимает соответствующий стикер. Этот прием помогает ребенку увидеть, что он уже сделал, и что ему еще осталось выполнить. Не надо боятся, что он всю жизнь будет этим пользоваться, это промежуточный этап, который способствует тому что ребенок развивает у себя навыки самоорганизации и регуляторные механизмы.
И еще одна составляющая организующей помощи – это помощь в осуществлении самоконтроля.
Необходимо не указывать на недостатки и ошибки напрямую (например, вот это ты сделал неправильно), а помогать находить эти ошибки самостоятельно
- Указание на наличие ошибок без выделения непосредственно ошибочного ответа (указывается количество ошибок, строка, в которой есть ошибка и т.д.). Например, он собирает портфель по списку вы обнаруживаете, что он положил не все вещи (нет пенала). Тогда не надо говорить, что он не положил пенал, а лучше сказать «Я посмотрела у тебя по списку не все вещи собраны. Проверь себя, пожалуйста, по списку, что ты забыл положить». Очень важно поддерживать у ребенка умение соотносить себя со списком, с тем планом, по которому он работает.
- Привлечение ребенка к оценке своей работе (Удалось ли тебе достичь поставленных целей?)
- Оценка ребенком выполнения задания по нескольким параметрам (скорость, точность, правильность). Этот прием помогает поддерживать устойчивую самооценку ребенка. Например, он сделал работу быстро, но не очень точно или красиво (страдает каллиграфия) ребенок, оценивая по нескольким параметрам свою работу может увидеть свои сильные стороны (сделал работу быстро), но и увидит свои недостатки, проблемы. При этом мы развиваем у него умение анализировать свою работу самостоятельно.
Шпаргалка родителям:
как помочь ребенку научиться выполнять домашнее задание самостоятельно
Предварительный этап. Мотивация.
Родитель говорит: “Я тебя научу делать задания быстро и хорошо. Давай начнем с завтрашнего дня. Но единственное условие: ты должен в школе точно записать домашнее задание. Увидишь за сколько мы справимся”.
Когда ребенок идет утром в школу, родитель напоминает ему про договоренность: “Ты помнишь, что сегодня мы идем с тобой на рекорд, мы выполняем задания быстро и хорошо, но помни, что ты должен записать целиком домашнее задание”.
Основной этап. Выполнение домашнего задания.
Родитель заранее выбирает время, когда ребенок готов, сыт и отдохнул.
1. Планирование
Родитель: “С чего мы начнем?” /ребенок выбирает./ “Хорошо, открывай дневник и смотри.”
Когда ребенок готов, родитель приносит часы, ставит сбоку от ребенка и говорит: “Сейчас ... часов, засекаем время. Какая задача первая? (Ребенок должен повторить задание своими словами.) Открывай. Читай. Обьясни мне, что нужно сделать в этой задаче? Спрашивается? Как будешь решать задачу?” Ребенок проговаривает: “сначала нужно узнать это, потом это (если делается задание по русскому языку, то сначала ребенок читает 1е предложение и устно проговаривается что нужно сделать…)
2. Выполнение.
Ребенок записывает условие задачи и решает по действиям. После каждого действия обязательно выполняется проверка.
3. Подкрепление и мотивация.
Родтель: “Посмотри, мы так подробно и долго разбирали эту задачу, а времени ушло мало- всего ... минут. Готов к следующей задаче?”
4. Повторяются п.1-3
5. Подведение итогов.
Родитель говорит: “Мы с тобой за 30 минут выполнили все задание по математике (занятие не должно длиться больше 40 минут без перерыва). Сейчас иди 3 (5) минуты отдохни, попей… и мы продолжим.”
6. Сокращение роли взрослого.
На следующий день родитель говорит ребенку: “Ну что, повторим рекорд?!”
Теперь родитель теперь проговаривает только условие задачи, и форму записи. А дальше предлагает ребенку продолжить самому и говорит: “Продолжай сам, а у меня есть кое-какие дела.” Взрослый отходит от ребенка, а если видит, что он отвлекается, подходит со словами поощрения, например: “ну как, у тебя замечательно получается?” (ругать ни в коем случае нельзя!! Если надо, родитель помогает как в предыдущий день и старается сократить время своего присутствия при выполнении ребенком домашнего задания).
7. Сокращение роли взрослого. Теперь родитель только читает вместе с ребенком задачу, а дальше предлагает ему продолжить самому. Периодически взрослый подходит и доброжелательно интересуется как дела, демонстрируя уверенность, что ребенок прекрасно справляется.
8. Мотивация. Через 2-3 дня взрослый подводит итог: “Смотри, ты сегодня сделал домашнее задание за час, вчера за … Если ты и завтра так сможешь, то в выходные мы…”
Часто родители задают следующие вопросы:
Вопрос | Ответ |
Как сделать подготовку домашнего задания делом привлекательным? | Для ребенка важно иметь удобное, красивое, рабочее место и т. п. Родители, занимаясь своим делом, должны быть рядом, всегда готовые помочь. Старайтесь, чтобы ребенку все было понятно, что ему надо сделать и как, - тем больше будет его желание все выполнить, найдите, за что можно ребенка похвалить. |
Как должны вести себя родители, увидев в работе ребенка ошибки. | Не отмечать самому ошибку. Направить внимание ребенка:
Спросить, почему возникла такая ошибка, как ее исправить. Ребенок должен научиться анализировать свои работы. |
Ребенок просит маму отпустить его к другу поиграть в новую игру, а уроки он сделает потом. Как поступить в такой ситуации? Можно ли верить обещаниям? | Не стоит верить обещаниям. Дети могут увлечься игрой и не обратить внимания на время. Данное обещание будет не выполнено. «Сначала дело, а развлечения потом». И никаких авансов. Если ребенок избалован, рассчитывать на его обещания не приходится. |
Ребенка долго приходится уговаривать сесть за уроки. А сядет – постоянно отвлекается и норовит убежать. Что делать родителям? | До тех пор, пока ребенок будет считать, что учится для родителей, а ему учеба не нужна, ситуация не исправится. Родителям необходимо сформировать у ребенка определенную мотивацию к обучению. У него должен возникнуть личный интерес к урокам. |
Удачи вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа для родителей"Как помочь младшему школьнику выполнить домашнее задание"
Нужно ли домашнее задание и почему. Почему ребёнок не хочет выполнять домашние задания?Рекомендации для родителей....

Как научить ребенка самостоятельно выполнять домашнее задание
Как научить ребенка самостоятельно выполнять домашнее задание...

ПАМЯТКА «КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ НАУЧИТЬСЯ ВЫПОЛНЯТЬ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ»
ПАМЯТКА «КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ НАУЧИТЬСЯ ВЫПОЛНЯТЬ ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ» поможет родителям при выполнении домашней работы с детьми...

Режим дня в жизни школьника. Выполняем домашние задания
Необходимо формировать у ребенка привычку соблюдать режим дня, приучить ребёнка к выполнению домашних заданий. Советы родителям...
Памятка для родителей "Как научить ребенка выполнять домашнее задание"
Данная памятка поможет родителям правильно организовать работу ребенка над домашним заданием. Составлена на основе рекомендаций детского психолога Екатерины Каширской....

как научить ребенка выполнять домашние задания с удовольствием
Данная статья содержит рекомендации для родителей "Как научить ребенка с удовольствием выполнять домашние задания"....

Как помочь школьнику 1-2 класса выполнить устное домашнее задание.Памятка для родителей.
В памятке даны рекомендации родителям, учащихся 1-2 классов, как помочь своему ребёнку при выполнении устного домашнего задания....