Рекомендации для родителей. Развитие самоконтроля и саморегуляции младших школьников.
консультация

Агеева Наталья Евгеньевна

Навыки самоконтроля и саморегуляции нужно развивать, ведь они являются важными для успешной учебы в школе. Используя эти и подобные упражнения, можно существенно повысить уровень самоконтроля и саморегуляции ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей по развитию самоконтроля младших школьников

Чтобы быть успешным в школе, необходим очень важный навык – умение учиться.

Умение учиться – это способность организовать самого себя на деятельность, которая имеет четкую цель. Дети, умеющие это делать, наиболее успешны в учебе, а в дальнейшем в любых сферах деятельности.

 

Чтобы организовать свою деятельность эффективно, ребенок должен овладеть рядом специфических приемов. Если приемы учебной деятельности не сформированы, школьник не сможет успешно справляться с учебными заданиями. Такой ребенок не умеет ориентироваться на систему требований, то есть не учитывает при выполнении задания все требования, предусмотренные в условии, - какие-то использует, а какие-то пропускает.

 

Недостаточное умение планировать свои действия не позволяет школьнику выработать определенную последовательность выполнения задания.

 

Низкий уровень самоконтроля проявляется в том, что ребенок переставляет буквы местами во время письма и чтения, пропускает буквы и целые слоги, а иногда и слова, пропускает строчку при чтении, не обращает внимания на знак действия при счете. Низкий уровень произвольности и саморегуляции мешает ребенку управлять собственной деятельностью. Ему сложно подчинять свои желания требованию «надо»: сосредотачивать внимание, запоминать информацию и решать задачи, в нужной ситуации прилагать волевое усилие для выполнения неинтересных или однообразных задач.

 

Навыки самоконтроля и саморегуляции нужно развивать, ведь именно эти навыки – одни из самых важных для успешной учебы в школе.

Упражнения для развития самоконтроля и саморегуляции.

1. «Сохрани слово в секрете».

Инструкция ребенку: «Я говорю слова, а ты повторяешь за мной все слова, кроме слов из двух слогов. Эти слова (из двух слогов) – наш секрет. Ты их не повторяешь».

Главное в этом упражнении долгое время в процессе работы удерживать в памяти правило.

Когда ребенок хорошо справляется с одним правилом, используйте два правила одновременно.

Например, нельзя повторять слова из двух слогов и слова, которые начинаются на гласную.

Правила могут быть любыми. Эту игру можно использовать, отрабатывая материал по любому школьному предмету. Играть можно, где угодно, дома, в транспорте, на улице, по дороге в школу.

 

2.  «Спрячь букву».

Инструкция ребенку: «За буквой  «а»  охотится буквоешка. Спаси ее, перепиши текст, а вместо букв «а» ставь точки».

Текст: «Наступила ранняя весна»

В тетради получится: «Н.ступил.   р.нняя     весн.»

Для более взрослых детей хорошо такое упражнение. Вместо безударных гласных ставить точки, а все ударные гласные писать.

Это упражнение будет так же способствовать тренировке грамотности, так как безударные гласные можно будет после записи проверить и вставить другим цветом.

 

3. «Загадочное превращение».

Инструкция ребенку: «Ты волшебник. Сейчас ты будешь превращать буквы. Читай слоги и меняй (превращай) букву «о» на букву «и».

 

4. «Можешь ли ты делать два дела сразу?»

Инструкция ребенку: «Читай текст про себя, а каждое второе слово произноси вслух».

Можно давать другие задания: «Произноси вслух каждое последнее слово в предложении» или «Произноси вслух только те слова, где есть буква «к».

 

5. «Как сказать слово, не произнеся ни звука?»

Инструкция ребенку: «Перед тобой сокращенный алфавит. Под каждой буквой написана цифра. Она указывает на количество хлопков (или стуков карандашом по столу).

1 хлопок – буква «о»

2 хлопка – буква «т»

3 хлопка – буква «к»

4 хлопка – буква «с»

5 хлопка – буква «и»

6 хлопка – буква «а»

 Я прохлопаю какое-то слово, а ты постарайся его угадать.

Используя этот сокращенный алфавит, можно прохлопать слова: кот, кит, сок,

Коса, киса, ток, такси и т.д.

 

Не забудьте делать паузы между буквами или предупреждать ребенка о том, что сейчас Вы прохлопаете следующую букву.

 

Используя эти и подобные упражнения, можно существенно повысить уровень самоконтроля и саморегуляции ребенка, а также отработать некоторые грамматические навыки, такие как деление на слоги, постановка ударения, гласные и согласные звуки и буквы, способы проверки разных орфограмм.

Тренировать навыки самоконтроля можно при выполнении самых обычных повседневных дел. Например, совершая покупки вместе с ребенком в магазине или собирая рюкзак в школу.

 

Как только ребенок научится контролировать себя и свои действия самостоятельно, его успехи в школе станут несоизмеримо лучше. Желаю Вам удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка родителям «Игры для снятия напряжения, развития самоконтроля, внимания у младших школьников»

Развитие внимания и памяти – необходимый компонент успешного обучения.Неустойчивое внимание, трудности переключения или, наоборот, постоянное отвлечение,низкие объем и устойчивость па...

Развитие саморегуляции младших школьников.

Одна из наиболее сложных задач современного обучения - формирование у учащихся системы саморегуляции, необходимой для эффективного выполнения ими учебной деятельности. Ее назначение состоит в том, что...

Рекомендации для родителей « Как делать уроки с младшими школьниками »

В данной статье даются рекомендации родителям младших школьников, как контролировать выполнение домашнего задания и приведены примеры ошибок, которые допускают родители, организуя деятельность ученика...

Памятка-рекомендация для родителей: "Развитие внимания младших школьников"

В памятке прописанны рекомендации для родителей по развитию внимания у школьника в домашних условиях...

Развитие связной речи у младших школьников. Рекомендации родителям.

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; }p.western { font-family: "Calibri",sans-serif; font-size: 11pt; }p.cjk { font-family: "Times New Roman",serif; f...

Развития самоконтроля дошкольников и младших школьников

Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности.Развитие способности к самоконтролю и саморегуляции начинаетсяуже в дошкольном возрасте. В данной статье рассмотрим некоторые упражнения...

Рекомендации для родителей о пользе пластилина для младших школьников.

Лепка из пластилина — это  увлекательное хобби  и важный инструмент для развития детей. Занятия по лепке помогают им развивать различные навыки, которые будут полезны им в дальней...