Рекомендации для родителей. Развитие самоконтроля и саморегуляции младших школьников.
консультация
Навыки самоконтроля и саморегуляции нужно развивать, ведь они являются важными для успешной учебы в школе. Используя эти и подобные упражнения, можно существенно повысить уровень самоконтроля и саморегуляции ребенка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей по развитию самоконтроля младших школьников
Чтобы быть успешным в школе, необходим очень важный навык – умение учиться.
Умение учиться – это способность организовать самого себя на деятельность, которая имеет четкую цель. Дети, умеющие это делать, наиболее успешны в учебе, а в дальнейшем в любых сферах деятельности.
Чтобы организовать свою деятельность эффективно, ребенок должен овладеть рядом специфических приемов. Если приемы учебной деятельности не сформированы, школьник не сможет успешно справляться с учебными заданиями. Такой ребенок не умеет ориентироваться на систему требований, то есть не учитывает при выполнении задания все требования, предусмотренные в условии, - какие-то использует, а какие-то пропускает.
Недостаточное умение планировать свои действия не позволяет школьнику выработать определенную последовательность выполнения задания.
Низкий уровень самоконтроля проявляется в том, что ребенок переставляет буквы местами во время письма и чтения, пропускает буквы и целые слоги, а иногда и слова, пропускает строчку при чтении, не обращает внимания на знак действия при счете. Низкий уровень произвольности и саморегуляции мешает ребенку управлять собственной деятельностью. Ему сложно подчинять свои желания требованию «надо»: сосредотачивать внимание, запоминать информацию и решать задачи, в нужной ситуации прилагать волевое усилие для выполнения неинтересных или однообразных задач.
Навыки самоконтроля и саморегуляции нужно развивать, ведь именно эти навыки – одни из самых важных для успешной учебы в школе.
Упражнения для развития самоконтроля и саморегуляции.
1. «Сохрани слово в секрете».
Инструкция ребенку: «Я говорю слова, а ты повторяешь за мной все слова, кроме слов из двух слогов. Эти слова (из двух слогов) – наш секрет. Ты их не повторяешь».
Главное в этом упражнении долгое время в процессе работы удерживать в памяти правило.
Когда ребенок хорошо справляется с одним правилом, используйте два правила одновременно.
Например, нельзя повторять слова из двух слогов и слова, которые начинаются на гласную.
Правила могут быть любыми. Эту игру можно использовать, отрабатывая материал по любому школьному предмету. Играть можно, где угодно, дома, в транспорте, на улице, по дороге в школу.
2. «Спрячь букву».
Инструкция ребенку: «За буквой «а» охотится буквоешка. Спаси ее, перепиши текст, а вместо букв «а» ставь точки».
Текст: «Наступила ранняя весна»
В тетради получится: «Н.ступил. р.нняя весн.»
Для более взрослых детей хорошо такое упражнение. Вместо безударных гласных ставить точки, а все ударные гласные писать.
Это упражнение будет так же способствовать тренировке грамотности, так как безударные гласные можно будет после записи проверить и вставить другим цветом.
3. «Загадочное превращение».
Инструкция ребенку: «Ты волшебник. Сейчас ты будешь превращать буквы. Читай слоги и меняй (превращай) букву «о» на букву «и».
4. «Можешь ли ты делать два дела сразу?»
Инструкция ребенку: «Читай текст про себя, а каждое второе слово произноси вслух».
Можно давать другие задания: «Произноси вслух каждое последнее слово в предложении» или «Произноси вслух только те слова, где есть буква «к».
5. «Как сказать слово, не произнеся ни звука?»
Инструкция ребенку: «Перед тобой сокращенный алфавит. Под каждой буквой написана цифра. Она указывает на количество хлопков (или стуков карандашом по столу).
1 хлопок – буква «о»
2 хлопка – буква «т»
3 хлопка – буква «к»
4 хлопка – буква «с»
5 хлопка – буква «и»
6 хлопка – буква «а»
Я прохлопаю какое-то слово, а ты постарайся его угадать.
Используя этот сокращенный алфавит, можно прохлопать слова: кот, кит, сок,
Коса, киса, ток, такси и т.д.
Не забудьте делать паузы между буквами или предупреждать ребенка о том, что сейчас Вы прохлопаете следующую букву.
Используя эти и подобные упражнения, можно существенно повысить уровень самоконтроля и саморегуляции ребенка, а также отработать некоторые грамматические навыки, такие как деление на слоги, постановка ударения, гласные и согласные звуки и буквы, способы проверки разных орфограмм.
Тренировать навыки самоконтроля можно при выполнении самых обычных повседневных дел. Например, совершая покупки вместе с ребенком в магазине или собирая рюкзак в школу.
Как только ребенок научится контролировать себя и свои действия самостоятельно, его успехи в школе станут несоизмеримо лучше. Желаю Вам удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка родителям «Игры для снятия напряжения, развития самоконтроля, внимания у младших школьников»
Развитие внимания и памяти – необходимый компонент успешного обучения.Неустойчивое внимание, трудности переключения или, наоборот, постоянное отвлечение,низкие объем и устойчивость па...
Развитие саморегуляции младших школьников.
Одна из наиболее сложных задач современного обучения - формирование у учащихся системы саморегуляции, необходимой для эффективного выполнения ими учебной деятельности. Ее назначение состоит в том, что...

Рекомендации для родителей « Как делать уроки с младшими школьниками »
В данной статье даются рекомендации родителям младших школьников, как контролировать выполнение домашнего задания и приведены примеры ошибок, которые допускают родители, организуя деятельность ученика...

Памятка-рекомендация для родителей: "Развитие внимания младших школьников"
В памятке прописанны рекомендации для родителей по развитию внимания у школьника в домашних условиях...

Развитие связной речи у младших школьников. Рекомендации родителям.
p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; }p.western { font-family: "Calibri",sans-serif; font-size: 11pt; }p.cjk { font-family: "Times New Roman",serif; f...
Развития самоконтроля дошкольников и младших школьников
Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности.Развитие способности к самоконтролю и саморегуляции начинаетсяуже в дошкольном возрасте. В данной статье рассмотрим некоторые упражнения...
Рекомендации для родителей о пользе пластилина для младших школьников.
Лепка из пластилина — это увлекательное хобби и важный инструмент для развития детей. Занятия по лепке помогают им развивать различные навыки, которые будут полезны им в дальней...
