Тема «Здоровье детей – забота родителей»
материал
Каждый родитель желает видеть своего ребенка здоровым и счастливым, живущим в гармонии с собой и окружающим миром. Но многие не знают, что должно быть залогом благополучия их детей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Здоровье детей – забота родителей»
Притча» «В одном доме жил мужчина. Вместе с ним жили его жена, престарелая больная мать и его дочь – взрослая девушка. Однажды поздно вечером, когда все уже спали, в дверь кто-то постучал. Хозяин встал и отворил дверь. На пороге дома стояли трое. “Как вас зовут?” – спросил хозяин. Ему ответили: “Нас зовут Здоровье, Богатство и Любовь, Пусти нас к себе в дом”. Мужчина задумался” Вы знаете, – сказал он, – у нас в доме только одно свободное место, а вас трое. Я пойду, посоветуюсь с домочадцами, кого из вас мы сможем принять в нашем доме”. Больная мать предложила впустить Здоровье, юная дочь захотела впустить Любовь, а жена настаивала на том, чтобы в дом вошло Богатство. Женщины очень долго спорили между собой. Когда мужчина открыл дверь, за порогом уже ни кого не было. Очень хочется, чтобы подобной истории не случилось в вашем доме. И Здоровье, а значит, и Любовь с Богатством найдут приют в вашем жилище. (Думаю, все согласны, что эти составляющие человеческого счастья нужно расставить именно в таком порядке.) Что вам, родители, нужно знать о подростке и его здоровье? На что следует обратить внимание?
Каждый родитель желает видеть своего ребенка здоровым и счастливым, живущим в гармонии с собой и окружающим миром. Но многие не знают, что должно быть залогом благополучия их детей. Ответ прост – здоровый образ жизни, который включает:
· поддержание физического здоровья,
· отсутствие вредных привычек,
· правильное питание,
· альтруистическое отношение к людям,
· радостное ощущение своего существования в этом мире.
Здоровый образ жизни формирует у подростков не только физическое, но и нравственное здоровье, развивает эмоционально-волевые качества личности. Не случайно в народе говорят: “В здоровом теле — здоровый дух”.
Психологи установили, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек являются дошкольный и школьный. В этот период ребенок значительную часть времени проводит в семье, в школе, среди родных, воспитателей, педагогов, сверстников, чьи образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни. Самый сложный период - подростковый. Об этом возрасте и его особенностях речь шла неоднократно. Но каждый ребенок индивидуален, а, следовательно, этот возраст может наступить раньше. А может и позже. Поэтому разговор по-прежнему актуален. Кроме этого, в старших классах уже появляется опыт дружбы с представителями противоположного пола, могут быть первые неудачи в любви. Это тоже накладывает отпечаток не только на физическое, но и на психологическое состояние наших детей.
Меняется состояние нервной системы. Вследствие этого в поведении подростков наблюдается повышенная нервозность, несдержанность, неустойчивость эмоциональных реакций. При правильном воспитании эти явления преодолеваются самим подростком, при неправильном - могут стать основой устойчивых черт.
Подростковый возраст – это возраст самоутверждения и основной задачей педагога, работающего с подростком, становится – помочь понять, какие ценности главные в жизни. Дети пытаются самоутвердиться, занять свое место в этом мире, в семье, в школе, в классном коллективе и на улице. Родители в этом деле должны стать союзником педагогов.
Задачей школы и родителей является – объяснить подростку, что красота (а ведь каждый из них хочет быть красивым и любимым) – это красота физическая, духовная, это здоровье. К нашему большому сожалению, медицинские обследования детей, ежегодно проводимые в школе, выявляют все больше и больше заболеваний у подростков. Наши дети, еще только начинающие жить, зачастую уже имеют целый “букет” достаточно серьезных хронических заболеваний. А у нас, к сожалению, медосмотры часто проводят только для галочки. В этом учебном году пока неизвестно, будет медосмотр или нет.
Хотя, по исследованиям ученых здоровье человека на 50% - его образ жизни, на 20% - наследственность, еще 20 % - окружающая среда и только 10% - здравоохранение.
Какие проблемы, связанные со здоровьем подростка, наиболее актуальны? Что нужно знать и на что обратить внимание?
1. Проблема здорового питания и увлечение подростков диетами.
Согласно данным исследований,73% девочек заявляют, что сидели на диете на протяжении последних 12 месяцев. При этом большинство этих девушек не страдают излишним весом. Между тем родителям необходимо знать о том, что диеты опасны для подростков. Особое внимание на это следует обратить родителям, чьи дочери уже с 15 лет начинают истязать себя различными диетами, пытаясь выглядеть как настоящие фотомодели. Интересные факты обнаружили ученые университета Миссури. Они пришли к выводу, что лишний вес чаще приобретают те дети, которые реже едят вместе со своими родителями и чаще смотрят телевизор. А у нас эта проблема сидения на диетах есть.
2. Гиподинамия – проблема современных подростков.
Недостаток физической активности и чрезмерная калорийность рациона привели к тому, что вес среднего современного ребенка заметно больше, чем несколько поколений назад. Если сердце не нагружать, оно выносливым не станет. Сердечная мышца, как и любая другая, требует тренировки. Природа создала этот орган для человека, который весь день проводит в движении. Специалисты пришли к заключению, что если хотя бы 15минут в день посвящает подвижным играм, это снижает риск развития ожирения на 50%. Даже прогулка быстрым шагом и то дает положительный результат.
3. Стресс и его влияние на подростка.
Стресс-это универсальное явление в жизни современных подростков, затрагивающее их здоровье и благополучие. Родители подростков должны знать о возможности возникновения стрессов и правильно вести себя в этих условиях. Возможно, иногда целесообразно снизить планку предъявляемых к ребенку требований.
Многие родители оказывают большое, как прямое, так и непрямое давление на своих подростков, как в отношении физического развития, так и успеваемости. В некоторых случаях подростковые симптомы стресса могут явиться реакцией на родительское давление. Подросток-атлет, участвующий с ранних лет в соревнованиях, может устать от соревнования, но не может это высказать это своим родителям. Он может испытать страх, что родители будут разочарованы.
В этот период важна поддержка сверстников. Подростки, которые чувствуют себя социально изолированными или у которых имеются трудности в отношении со сверстниками, оказываются более ранимыми в отношении связанных со стрессом психосоматических проблем.
Семейная поддержка также может изменять влияние стресса на здоровье подростка. Только она должна быть грамотно организована. Неправильно реагировать на проблемы подростка привлечением особого внимания и предоставлением каких-то привилегий.
При подобном поведении родителей дети будут использовать свои болезненные симптомы как способ избежать проблемной ситуации (например, экзаменов или соревнований).
4. Режим для подростка.
В период важных и глобальных изменений в организме особенно пристальным должно стать внимание к режиму дня подростка.
Важнейший фактор здоровья – соблюдение режима сна. Потребность в сне у ребенка 7-12 лет составляет в зависимости от биоритмов примерно 9-10 часов; в 13-14 лет – 9-9,5 часов; в 15-17 лет – 8,5-9 часов. Недостаток сна может сделать вашего ребенка тучным.
Режим дня школьника должен быть построен с учетом особенностей его биоритмов. Люди делятся на “сов”, “жаворонков”, “голубей”. В течение дня активность, работоспособность, настроение каждого из нас меняется.
Без нормального сна невозможна высокая работоспособность, а недосыпание опасно – это влияет на психику ребенка (рассеян, легко отвлекается, неадекватно реагирует на замечания, легко возбудим), поэтому важно, чтобы ребенок не только спал достаточное количество часов, но и чтобы сон его был глубоким, спокойным. Если работоспособность снижена и при хорошо налаженном режиме дня, то, возможно заболел. Даже легкая простуда на несколько недель ухудшает внимание, усидчивость, то есть общую работоспособность у детей, ребенок быстро утомляется. А более серьезные заболевания выбивают из колеи на более длительное время, в таком случае необходим щадящий режим, укрепление иммунитета, и конечно, понимание взрослых.
5. Вред здоровья от Сети Интернет.
Можно ли заболеть Интернетом? Ведь Интернет - это не вирус, попавший в кровь? Конечно, можно.
Общение по Интернету не проходит даром, ни для взрослых, ни для детей. В Сети человек чувствует себя спокойнее, здесь думать о внешности и всем остальном не надо, поэтому коммуникативные и другие умения не имеют значения. Справедливо отмечают, что для некоторых это место, где можно отдохнуть и сбежать от реальной жизни, можно сказать все, что вздумается, не заботясь об ответственности.
В Интернете также есть игры, приложения, которые получили широкое распространение. Например, всем хорошо известное приложение – «Моя любимая ферма». Вроде бы ничего особенного: ни мутантов, ни крови, ни насилия. Но как она затягивает! Дети, прибегая домой, буквально бросаются за компьютер, чтобы полить огород или поухаживать за животными, зачастую забыв про обед для себя, уроки или помощь по дому. Такие игры привлекают своей массовостью, одновременно в игре может находиться несколько сотен участников, знакомых и незнакомых. Кроме того, играя в компьютерные игры, трудно проиграть состояние, однако очень просто и быстро «проиграть» свой разум. Интернет, к которому вырабатывается нездоровое пристрастие, как, например, в случае с компьютерными играми, поглощает все время и все мысли человека.
Наибольший урон учебе, карьере, дружеским и семейным отношениям наносит увеличение времени, проведенного в он-лайн, и, как следствие, оттеснение реальной жизни на второй план. У современного человека есть много возможностей приятно провести время, но он ищет все новые и новые. Сеть в этом ряду занимает свое особое место. Сеть не вызывает физиологической зависимости, но вызывает психологическую, особенно у детей и подростков.
Проблемой игромании в России врачи занимаются последние семь - восемь лет. Но с каждым годом она становится острее. В основном врачи работают с подростками от 12 лет, но среди пяти-шестилетних детей уже есть такие, которые мыслят компьютерными категориями. Среди пациентов в основном мальчики. Агрессивность и инстинкт охотника, свойственные мужской натуре, разрастаются на благодатной почве компьютерных игр. А еще игра - это сильные ощущения. Поэтому именно дети, которым в жизни не достает позитивных эмоций, общения с родителями, чаще всего становятся жертвами компьютера. Виртуальный мир дает искаженное представление о мире реальном. И тем самым играет с ним злые шутки. Так, игрок усваивает, что можно прыгнуть с большой высоты и не разбиться. Можно войти в огонь и не сгореть. И мчащаяся на полном ходу машина в виртуальном мире не опасна. А в итоге ребенок привыкает не особо реагировать на такую же машину в мире реальном, что влечет за собой последствия, связанные с летальным исходом.
Вывод: Интернет прочно вошел в нашу жизнь, и вопросы психологической и нравственной безопасности важны сегодня, как никогда. В России около 8 миллионов пользователей глобальной сети - дети. Они могут играть, знакомиться, познавать мир... Но в отличие от взрослых, в виртуальном мире они не чувствуют опасности. Наша обязанность - защитить их от негативного контента.
6. Вредные привычки.
Уже в этом возрасте, некоторые из ваших детей были замечены (курение). Если не пресекать вовремя, то будут курить в открытую. Родителям принять во внимание.
Тема наркомании и борьбы с ней действительно важная, в буквальном смысле – жизненно важная. Почему дети начинают принимать наркотики?
Однозначно на вопрос, почему дети на¬чинают принимать наркотики, не может ответить никто. Во всяком случае, известно совершенно точно, что никакие наследственные особенности на это не влияют. Наркоманы встречаются среди всех слоев общества, в любых семьях, любых учеб¬ных заведениях, независимо от их элитности.
Большинство исследователей этой проблемы давно пришли к выводу, что прием наркотиков (героина и марихуаны), а также других психоак¬тивных веществ (табака и алкоголя) является не симптомом конкретного заболевания, а симпто¬мом культуры, симптомом психологического состояния общества.
Средний молодой человек нашей страны, достиг¬ший 15- летнего возраста, оказывается в своеобразном духовном вакууме. Он не знает, зачем он живет на свете. Система ценностей и интересов в нашем обществе, в основном сводящаяся к зарабатыванию денег и бесконечно¬му сидению у телевизора, его не интересует. Он не заинтересован в учебе. Он ни за что не отвечает, не имеет никакого дела, которое поручено только ему. Лишенный любви и интересов, он лишается чувства самоуважения — ему кажется, что он не такой, как все. Он становится целиком и полно¬стью зависимым от мнения своего подростково¬го коллектива. Он боится внешнего мира, реальности с ее грязными законами. Духовный вакуум — это духовная пустота, а если природа не терпит пустоты, то душа чело¬веческая тем более. Пустота души, если она не в состоянии заполниться внутренним смыслом, все¬гда найдет себе внешний наполнитель. Нынешний мир подсу¬нул детям наркотики.
Факторы риска развития наркомании:
-биологические;
-социальные;
-психологически:
Биологические:
- патология беременности
- осложненные роды
- хронические заболевания детского возраста
сотрясения головного мозга
- любые заболевания и травмы, протекавшие с нарушением сознания
Социальные:
- постоянная занятость родителей
- единственный ребенок в семье
- несоблюдение семьей норм социального поведения
- слабые социальные связи в семье
- приобщение к «первичным наркотикам» (алкоголь, табак), наличие друзей, злоупотребляющих психоактивными веществами
- недостаточная связь со школой, отсутствие интереса к учебе и работе, плохая успеваемость
- случаи насилия в семье.
Психологические:
- ощущение собственной ненужности;
- неспособность здраво рассуждать и делать выбор в жизни;
- недостаточное понимание того, что решения имеют последствия;
- непонимание и неприятие социальных норм и ценностей;
- низкая самооценка и неуверенность в себе.
Как узнать употребляет ли ребенок наркотики:
- Нарастающая скрытность ребенка.
- Самоизоляция в семье.
- Частые просьбы отпустить на ночь из дома, либо отсутствие ночью без объяснения причин.
- Резкое снижение успеваемости, потеря интереса к привычным занятиям и увлечениям.
- Участившиеся прогулы занятий.
- Нарастающая изворотливость и лживость, безразличие к делам, частые и длительные уединения в туалете или ванной.
- Повышенная апатия, сменяющаяся активностью, резкая смена настроения.
- Серьезное отношение к лозунгам типа «живи быстро, умри молодым».
- Пропажа из дома денег, ценностей, одежды, выпрашивание денег.
- Резкое снижение или увеличение аппетита, снижение веса.
- Неряшливость, появление на теле татуировок и рисунков, особенно с изображением паутины, черепов, монстров, оружия.
- Частые порезы, синяки и ожоги на руках в районе вен.
- Плохим признаком является отсутствие реакции зрачка на свет (или расширенные или суженные).
Как удержать детей от наркотиков?
- раннее развитие интересов и увлечений;
- плотная загруженность трудными, но увлекательными занятиями (важно, чтобы детская самооценка не подвергалась риску);
- длительная, развивающаяся дружба с родителями (открытость, душевность, общее дело);
- все формы подростково - молодежной жизни, не имеющие в обиходе наркотиков;
- формирование ответственности за себя и других;
- меньше внушайте, больше спрашивайте, что ребенок сам думает, способствуйте развитию критической оценке увиденного и услышанного;
- делайте упор на романтической стороне воспитания, пусть он узнает о бескорыстной дружбе, любви, о работе не только за деньги, о том, что не все и не всех можно купить.
Какова же роль родителей в формировании полезных и вредных привычек у детей?
Сознание ответственности за воспитание детей требует строгого внимания родителей к себе, к своим словам, действиям, поведению, ко всему, в чем выражается внутренний мир. Учить добру, трудолюбию надо не только словами, но самим делом.
Условие правильного семейного воспитания –рационально организованный быт, режим ребенка в семье. Очень важно, какое место в режиме школьника занимает организация труда. Распространенной ошибкой семейного воспитания является внимание родителей только к учебному труду детей, недооценка ими бытового труда, участия детей в работах по самообслуживанию.
Следующее условие правильного воспитания ребенка –любовь к нему родителей. Дети очень чутко реагируют на любовь, ласку, очень переживают их дефицит. Родительская любовь создает чувство защищенности, душевный комфорт. Любовь ребенка предполагает участие ребенка в жизни семьи. Как ненормально, когда родители ради своих удовольствий забывают о детях точно так же ненормально, когда в семье только дети отдыхают, развлекаются, а на долю родителей выпадает только труд.
Важное условие успешного воспитания в семье – авторитет родителей. Авторитет родителей - это влияние отца и матери на детей, основанное на уважении и любви к родителям, доверии к их жизненному опыту, словам, поступкам.
Очень важно, чтобы в семье закрепились навыки и привычки правильного поведения, которые формируются у ребенка в школе. Там, где учителя и родители действуют согласованно, обычно лучше осуществляется учебно-воспитательная работа в школе и происходит более правильное воспитание детей дома.
Рекомендация родителям: обеспечить дома нармальную психологическую атмосферу, режим дня, следить за достаточным количеством времени для сна, двигательной активности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье детей - забота семьи и школы
Тематическое родительское собрание, в котором раскрываются все составляющие влияющие на здоровье детей....

Родительское собрание "Безопасность детей - забота родителей"
Дети поступают в школу, они становятся все более и более самостоятельными, порой им приходится самим принимать решения. Безопасность детей во многом зависит от того, что мы посоветуем детям, чем...

Родительский всеобуч по теме «Безопасность детей – забота родителей».
Данный родительский всеобуч посвящается одной из актуальных проблем воспитания в современном мире - формированию у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности....

«Безопасность детей – забота родителей»
Сохранение жизни и здоровья детей —главная обязанность взрослых. Сделайте все, чтобы жизнь Ваших детей была безопасной, благополучной, отдых не был омрачен....
Родительское собрание "Безопасность детей-забота родителей"
Родительское собрание на тему безопасности детей на улице и в доме....


