Речевая готовность ребёнка к школе.
консультация (1 класс)

Солодкова Инна Александровна

Речевая готовность – краеугольный камень успешной адаптации ребенка к школьной жизни. Речь – это не просто инструмент, это волшебный ключ к миру знаний и взаимопонимания. Она открывает двери к общению, познанию, к гармоничному взаимодействию со сверстниками и мудрыми наставниками. Развитая речь – это надежный фундамент, на котором строится успешное освоение школьной программы, залог академических достижений и уверенной социализации юного ученика. Искры знаний вспыхивают ярче, а путь к успеху становится шире и светлее, когда ребенок владеет богатым и выразительным языком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_gotovnost_rebenka_k_shkole_rekomendatsii.docx26.34 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая готовность ребёнка к школе.

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/none/path/s9d5cdc7120c78ef3/image/i35d7a25b11839556/version/1432490385/image.jpg

Консультация  для родителей.

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. 

Что такое речевая готовность ребёнка к школе? 

Это особые критерии готовности к школьному обучению, которые предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения.

 Критерии готовности к школьному обучению:

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп. 

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

 3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи. 

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.

 5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

 

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы. 

Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения). Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок. Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы. 

Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе? 

- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

 - проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

 - не ругать ребенка за неправильную речь;

 - ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

 - не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

 - осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами. 

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей. 

Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника?

В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:

уметь четко произносить все звуки речи;

уметь интонационно выделять звук в словах;

уметь выделять заданный звук в потоке речи;

уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);

уметь произносить слова по слогам;

уметь составлять предложения из 3-5 слов;

уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т.д.;

уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк - это животные);

уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «Отдых на море», «За грибами» и т.д.);

уметь составлять несколько предложений о предмете;

различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);

уметь наизусть читать любимые стихотворения;

знать автора прочитанного стихотворения;

уметь последовательно передавать содержание сказки.

В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:

уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в нашей местности (например, ель, береза, дуб, подсолнух, ромашка) и называть их отличительные признаки;

уметь различать диких и домашних животных (белка, заяц, коза, корова,...);

уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, ворона, воробей...);

иметь представления о сезонных признаках природы (например, осень - желтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая...);

знать названия 1-3 комнатных растений;

знать названия 12 месяцев года;

знать названия всех дней недели.

Кроме того, ребенок, поступающий в 1-й класс, должен знать:

в какой стране он живет, в каком городе, на какой улице, в каком доме,

полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;

знать правила поведения в общественных местах и на улице.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое речевая готовность ребёнка к школе?

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, шире его возможности в познании действительности, актив...

Речевая готовность ребёнка к школе

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе? - создать в семье условия, благопр...

Речевая готовность ребёнка к школе

Презентация для родителейФормирование речи – это очень важный момент подготовки к школе. Наличие у ребенка даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серье...

Родительское собрание "Речевая готовность ребёнка к школе"

Родительское собрание по теме: "Речевая готовность ребёнка к школе"...

Речевая готовность ребёнка к школе

Задания для формирования речевой готовности будущих первоклассников....

О речевой готовности ребёнка к школе

В этой статье обращается внимание родителей к речи своих детей и как это важно устранить дефекты в речи с помощью специалистов - логопедов  для успешного обучения в школе...

Речевая готовность ребёнка к школе

Как подготовить речь ребенка к началу школьного обучения....