Тимофеева Е.А. Доклад с презентацией "Инклюзивное образование. Что это такое?"
статья на тему

Тимофеева Елена Анатольевна

Вниманию коллег предлагается выступление с презентацией на тему "Что такое инклюзивное образование?" составленное по материалам сборника Красноярского краевого ИПК РО, а так же Памятка для учителя начальной школы "Педагогические средства включения детей с различными возможностями в образовательное пространство урока"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Inklyuzivnoe_obrazovanie._Chto_eto_takoe.rar56.04 КБ

Предварительный просмотр:

КГСОУ «КРАСНОЯРСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА IY ВИДА №1»

  1. Инклюзивное образование. Что это такое?

По материалам сборника ККИПКППРО «Инклюзивное образование младших школьников»

Выступление с презентацией на педсовете учителя начальных классов Тимофеевой Е.А.

  1. Вступление.

Инклюзивное образование – это, если можно так сказать, целая философия взглядов и уместить её в одно выступление не возможно. Но мы, современные педагоги, должны об этом знать, иметь об этом представление и своё мнение.

Инклюзия (от inclusion - включение) –

  1. Процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого. Новый универсальный словарь Вебстера.
  2. процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии.
  1. Актуальность проблемы.

«Для того, чтобы было легко жить                

с каждым человеком, думай о том,

что тебя соединяет, а не о том, что

тебя разъединяет с ним»

                              Л.Н.Толстой.

                                                              «Мы исключили эту часть людей из общества,

                                                                и надо вернуть их назад, в общество, потому

                                                                что они могут нас чему-то научить»

                                                                                                    Жан Ванье «Из глубины»

Понятие «инклюзивное образование» сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и что оно создаёт основу для более справедливого общества. Все учащиеся имеют право на образование, независимо от их индивидуальных качеств и проблем.

Права детей на развитие личности в системе образования, ориентированного на индивидуальные потребности, и в том числе право детей с отклонениями в развитии учиться в тех же школах, где учатся их сверстники, живущие по соседству, признаны международными стандартами прав человека: Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом по экономическим, культурным и социальным правам, Европейской социальной хартией, Декларацией о правах умственно отсталых лиц и другими документами.

Движение за Образование для всех возникло с момента проведения Всемирной конференции по Образованию для всех в Таиланде в 1990 году, и его целью стало предоставление всем детям, молодёжи и взрослым возможности реализовать своё право на образование.

Главный импульс инклюзивному образованию был дан 1994 г. на Всемирной Конференции по образованию лиц с особыми потребностями , проходившей в Испании. 10 июня там была принята Декларация «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» Этот документ призывает государства действовать в направлении создания «школ для всех». Педагоги таких школ действуют из убеждения, что разница между людьми – это нормальное явление, и что процесс обучения должен быть приспособлен к нуждам ребёнка, а не ребёнок подстроен под исходное определение, каким должен быть темп и характер обучения. Далее  в документе говориться, что « лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов… Обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями»

ЮНЕСКО выступает за поддержку равенства возможностей для людей-инвалидов и видит инклюзивное образование как позитивный шаг навстречу разнообразию и уникальности детей, предлагает рассматривать различия детей не как проблему, а как возможности развития процесса обучения, обеспечивающего доступность образования для любых групп детей.

В 2001 г. В Дакаре 100 стран мира приняли масштабную программу «Образование для всех». Россия в 2006 г. Объявила об участии в этой программе. Одна из целей программы «Образование для всех» состоит в том, чтобы к 2015 году каждый ребенок получил начальное образование.

Начиная с 90-х годов, в России формируется новая образовательная система для детей с ограниченными возможностями здоровья. Новая политика в образовании нашла своё отражение в нормативных документах как государственного масштаба, так и регионального.

Закон РФ об образовании закрепил в качестве принципа государственной политики адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся и воспитанников.

Концепцией модернизации российского образования до 2010 года определены приоритеты образовательной политики в области специальной(коррекционной) педагогики в виде постепенной интеграции и дальнейшей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Приоритетным является изменение общественного сознания, изменение отношения общества к таким людям, а также изменение парадигмы специального образования: концепция «социальной полезности» заменяется концепцией самоактуализации, саморазвития, самосовершенствования детей с ограниченными возможностями здоровья. Отправной точкой модернизации специального(коррекционного) образования является ориентация на нормально развивающихся детей (как бы они ни развивались). Основоположником Этой идеи является Л.С. Выготский.

Тем не менее, по мнению Российского общественного совета развития образования в настоящее время Россия, как цивилизованная страна, трагически отстаёт в реализации конституционного права на образование и социальную интеграцию детей(лиц) с ОВЗ.

В 2004 году в Красноярском крае были разработаны и приняты нормативные документы, определяющие приоритеты образовательной политики края в области специального образования. Принята краевая Программа «Социальная реабилитация инвалидов и их интеграция в общество. Развитие инклюзивных школ», принят Закон Красноярского края «О краевой целевой программе «Дети» на 2007-2009 год».

Для становления в крае системы инклюзивного образования КК ИПК и ППРО с 2005 года развернут организационно-управленческий проект «Интеграция детей с ОВЗ в условия массового обучения».

  1. Сравнительный анализ систем образования в России.

Интеграция, инклюзия, интегрированное обучение, инклюзивное обучение, традиционная система обучения в массовой школе, специальное образование… Все эти понятия, на данном этапе, имеют место в образовательном пространстве нашей страны.

Что означают понятия «инклюзия» и «инклюзивное обучение», отражающие изменения, которые происходят в общественном сознании?

Рассмотрим сущности разных систем образования, для понимания приемуществ и рисков каждой из них.

             

  Обычное образование                                    Специальное образование

                   

«Нормальный ребенок»                                     «Особый ребенок»

Круглые колышки для

круглых    отверстий                                              Квадратные колышки для                

                                                                                  квадратных     отверстий                                                                                                                                                                                                                                          

                                                             

Обычные педагоги                                                   Специальные педагоги

Обычные школы                                                       Специальные школы

                                                                                 

Интегрированное образование

Терапия

Реабилитация

Адаптация ребёнка                                         Система остаётся неизменной

к требованиям системы                                    Ребёнок либо адаптируется,

Превращение квадратных                                либо становится для неё

колышков в круглые.                                        неприемлемым.

Инклюзивное образование

  1. Все дети разные
  2. Все дети могут учиться
  3. Есть разные способности, разные этнические группы, разный рост, возраст и т.д.
  4. Система адаптируется к потребностям ребёнка.

На современном этапе развития западной и отечественной социальной педагогики начинает проявляться новый социально-педагогический смысл процесса интеграции детей с ОВЗ – инклюзия, т.е. социальное принятие особых детей, включение их на всех этапах в жизнь общества. Понятие «инклюзия» противопоставляется понятию «эксклюзия», т.е. исключение из общества.

Термины «интегрированное образование» и «инклюзивное образование» педагоги, специалисты часто используют как взаимозаменяемые. Тем не менее, в философии между этими понятиями огромная разница. Понимание различий между ними позволит педагогическим коллективам определить предназначение образовательных учреждений и свои цели в обучении детей с ОВЗ.

  1. В интегрированном образовании дети с ОВЗ посещают общеобразовательную школу и в центре именно вопрос посещения. Ребёнок с особыми образовательными потребностями становится проблемой для традиционно устроенного учебно-воспитательного процесса. Поэтому ребёнка необходимо менять, реабилитировать так, чтобы он подходил школе или обществу.
  2. Инклюзивное образование предполагает изменение образовательной системы, школы, а не самого ребёнка. Внимание педагогов при включении детей с ОВЗ в единое образовательное пространство урока, занятия, мероприятия акцентировано на возможностях и сильных сторонах в развитии ребёнка.
  1. Модель инклюзивного образования, предлагаемая КК ИПК и ППРО

Модель  ИО строится на основании социального подхода – надо изменять не людей с ОВЗ, а надо изменять общество и отношение  общества к инвалидам.

В основу ИО положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Инклюзивное образование базируется на следующих принципах:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  4. Все люди нуждаются друг в друге.
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
  9. Все обучающиеся должны быть успешными.
  10. Внимание педагога фокусируется на возможностях и сильных сторонах ребёнка.

В ходе проектных работ была разработана модель образовательного пространства, обеспечивающего успешную инклюзию младших школьников с ОВЗ, в условия массового обучения.

Предполагается, что задачи процесса инклюзии могут быть решены при условии обеспечения движения детей с ОВЗ по индивидуальным образовательным маршрутам, что позволит им осваивать Стандарт начального общего образования, будет способствовать их социализации и реализации их индивидуальных способностей. Для этого предлагают соответствующим образом выстроить образовательное пространство.

 Личностно-деятельностный подход является основой организации образовательного пространства. И все принципы, приемы и методы личностно-ориентированного подхода, с которым все знакомы, работают при организации инклюзивного обучения. (ЗАЧИТАТЬ)

Так же необходимо обеспечение:

  1. Индивидуальных образовательных маршрутов
  2. Безотметочного оценивания в течение всех 4 лет
  3. Сочетание зоны ближайшего и актуального развития ребёнка
  4. Взаимопроникновение сред (учение, обучение, социализация) в образовательном пространстве

Формы инклюзивного образования:

  1. Школа будущих первоклассников.
  2. Класс полной интеграции (из 20 учащихся 3-4 ребенка с ОВЗ)
  3. Специальный(коррекционный) класс частичной интеграции
  4. Школа надомного обучения
  5. Семейное обучение, экстернат

Педагогическими средствами включения детей с различными возможностями в образовательное пространство урока можно назвать создание условий для организации процессов рефлексии, планирования, детского сотрудничества, наблюдения, моделирования, включения детей в разные виды деятельности при сопровождении дефектологов и психологов. Используются приемы системы развивающего обучения Эльконина-Давыдова, теория формирования учебного действия П.Я.Гальперина.

Таким образом, необходимо отметить, что, к сожалению, инклюзивное обучение стоит не дешевле специального (дифференцированного), так как оно все равно требует создания особых условий для особого ребенка.

По словам Н.Н. Малофеева (Николай Николаевич Малофеев — член-кор. РАО, профессор, директор Института коррекционной педагогики РАО) интеграция «проблемных» детей в общеобразовательные учреждения — это закономерный этап развития системы специального образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия.

Спасибо за внимание!

                                                                                                                                                         1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов Тимофеевой Наталии Валерьевны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классовТимофеевой Наталии Валерьевны...

Пишем доклад 2 класс "Образование 19 век"

ДОКЛА НА ТЕМУ "ОБРАЗОВАНИЕ 19 ВЕК"...

Публичный доклад (с презентацией) "Образование и здоровье детей"

В работе представлены основные направления работы с детьми во внеурочной деятельности в рамках фитнес программы на базе фитнес клуба....

доклад "повышение качества образования, создание образовательной среды для развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся"

Качество знаний учащихся остаётся проблемой номер один. Важное место здесь занимает проектная деятельность – учебный проект, посредством которого осуществляется влияние данной деятельности на пов...

презентация к докладу "Преемственность между дошкольным и начальным образованием в процессе введения ФГОС начального общего образования» "

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития    проделанную ребёнком». Л. С. Выготский С 1 сентября 2011-2012 ...

Доклад для педагогов дошкольного и начального общего образования на тему "Готовность ребенка к современному школьному образованию"

Принципиально новый подход к педагогической диагностике и организации учителем первых недель и месяцев обучения детей в школе. Проблема диагностики психического развития детей остается весьма акт...


 

Комментарии

Никитина Наталья Борисовна

Очень интересное выступление.В основу которого положено следующее: "В учебном задании должна быть заключена возможность пересечения плоскостей личного опыта учащихся, благодаря чему возникает противоречие позиций и потребность в координации различных точек зрения."
Карасева Наталья Юрьевна

Здравствуйте, Елена Анатольевна! Ознакомилась в вашими материалами на тему "Инклюзии". Хотелось бы уточнить: Имелся ли у Вас лично опыт обучения детей с особыми возможностями в классе массовой школы? Какова была эта патология?
Тимофеева Елена Анатольевна

Здравствуйте, Наталья Юрьевна. Я работаю в СКОШ IV вида для детей с патологией зрения - слабовидящие и с сохранным интеллектом. В 2010-2011 уч.году в моём первом классе были два ребёнка с другой патологией: с остаточным зрением (практически слепой) и с тетрапарезом. Индивидуальный подход был полный: от специальных тетрадей, приёмов обучения до корректировки программы, в частности, по письму.
Карасева Наталья Юрьевна

Спасибо большое за ответ, Елена Анатольевна! Очень хотелось бы попросить Вас написать свое личное мнение об этом опыте. Легко ли было Вам работать? Кто оказывал помощь при работе? Как Вы относитесь к вопросу необходимости обучения детей с тяжелыми патологиями ( слуха, зрения, ДЦП и пр.) развития в массовой школе?
Тимофеева Елена Анатольевна

Доброе время суток. По поводу обучения особых детей в общеобразовательной школе хочется сказать вот что. На данный момент, на сколько мне известно, не существует официальной нормативной базы по обучению таких детей. Всё разрабатывается на уровне школы, на свой страх и риск. ПМПК, направляющая детей в нашу школу, конкретных рекомендаций не даёт. Конечно, работать в таком режиме, это огромный труд для учителя: физический и моральный. Очень помогают родители: материалами, выполнением тренировочных заданий. Моё мнение: чтобы обучать детей с тяжёлыми патологиями в массовой школе по крайней мере необходим совершенно другой кадровый состав таких школ: дефектологи разных специализаций и др. Безусловно, совместное обучение призвано изменить нравственно детей и взрослых. Но это очень долгий путь....
Карасева Наталья Юрьевна

Благодарю Вас за ответ. Согласна с Вами. К сожалению, сейчас, в нынешних условиях - многие новшества воспринимают как догму. Зачастую желание родителей является основополагающим при выборе дальнейшего пути обучения, развития ребенка. С этим сопряжены множество трудностей в работе и в процессе обучения, и в умении наладить взаимопонимание в коллективе сверстников, работу педагога( его знание, опыт и пр.). Еще раз - крайне признательна. Буду очень рада узнать о Вашей работе. Мне это очень важно, т.к. сама работаю в сфере коррекционной педагогики. Поэтому получить опыт из "первых рук" очень полезно. С уважением.