Описание педагогического опыта по теме"Взаимодействие с ИКТ в режиме интерактивного обучения как одно из условий развития творческих способностей учащихся 1 ступени"
презентация к уроку (1,2,3,4 класс) по теме

Хохлова Ирина Александровна

Цель:

  • развитие творческих способностей младших школьников в процессе взаимодействия с ИКТ в режиме интерактивного    обучения

 Задачи:

  1.  выявить теоретические подходы в решении проблемы развития творческих способностей;
  2. проанализировать опыт школы по проблеме развития творческих способностей учащихся;
  3. разработать содержание обучающих, тестирующих программ средствами ИКТ по различным предметным областям, направленным на развитие творческих способностей учащихся;
  4. подобрать диагностические методики, определяющие развитие творческих способностей учащихся;
  5. на основе диагностики творческих способностей проанализировать полученные результаты;

 Глобальные изменения в информационной, коммуникационной сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Наступает эра компьютерных технологий, компьютерная цивилизация. Компьютерное общество ставит молодых людей перед необходимостью реально оценивать свои возможности в использовании компьютера и выбирать в соответствии с этим будущую профессию. Сейчас компьютерная грамотность является важным показателем культуры, творческой личности, а в будущем окажется необходимой каждому человеку, в какой бы области он ни работал. 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ «Новосельская средняя общеобразовательная школа» Хохлова Ирина Александровна учитель начальных классов I квалификационная категория 17 лет педагогического стажа

Слайд 2

Тема: «Взаимодействие с ИКТ в режиме интерактивного обучения как одно из условий развития творческих способностей учащихся 1 ступени» 2008 г.

Слайд 3

Цель: развитие творческих способностей младших школьников в процессе взаимодействия с ИКТ в режиме интерактивного обучения.

Слайд 4

Задачи: выявить теоретические подходы в решении проблемы развития творческих способностей; проанализировать опыт школы по проблеме развития творческих способностей учащихся; разработать содержание обучающих, тестирующих программ средствами ИКТ по различным предметным областям, направленным на развитие творческих способностей учащихся; подобрать диагностические методики, определяющие развитие творческих способностей учащихся; на основе диагностики творческих способностей проанализировать полученные результаты;

Слайд 5

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Наступает эра компьютерных технологий, компьютерная цивилизация Компьютерная грамотность является важным показателем культуры, творческой личности Социальный прогресс во многом зависит от того, какое количество творческих людей способны его осуществлять. Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу - воспитание человека – творца, созидателя и новатора, способного разрешать проблемы нестандартно, инициативно и грамотно. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.

Слайд 6

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА На современном этапе развития школы выдвигается задача воспитания грамотного, продуктивно мыслящего человека, адаптированного к новым условиям жизни в информационном сообществе. Произошла смена ориентиров: от знаниевой парадигмы к деятельностной В деятельности формируются знания , «пропущенные» через субъективный личностный опыт ученика Творчество невозможно без продуктивной деятельности «Творчество это высшая и наиболее сложная форма человеческой деятельности, способ его самоутверждения, процесс самореализации человеческой индивидуальности и непременное условие его самосовершенствования» Интерактивность компьютера позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, вовлечь учащихся в активную работу, например, погружая учащихся в определенную игровую ситуацию.

Слайд 7

ВЕДУЩИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ОПЫТА Упор на формы многосторонней коммуникации, суть которой з аключается в активности каждого субъекта образовательного процесса (детей, учителя, родителей), в отсутствии репрессивных мер управления и контроля со стороны учителя. В заимное обучение в паре, группе. Опора на опыт учащихся(преобразование имеющегося опыта) Главная компетенция учителя - роль помощника-консультанта Учить детей ориентироваться в массе информации.

Слайд 8

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА Уровни творческих способностей по В.П.Беспалько 1)Уровень «распознания-репродукции» 2) Уровень «умений» - конструктивный уровень 3) Творческий уровень Черты творческой деятельности: 1) самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию; 2) видение новой проблемы в знакомой ситуации; 3) видение новой функции объекта; 4) видение альтернативы решения; 5) определение структуры объекта 6) комбинирование ранее усвоенных способов деятельности в новый, применительно к возникшей проблеме. «Интерактивное обучение – это взаимодействие, диалог пользователя с программой, т.е. обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями). Интерактивное обучение – это диалог любых субъектов друг с другом с использованием доступных им средств и методов. Телекоммуникационная среда, предназначенная для общения миллионов людей друг с другом, является априори интерактивной средой». (Уткин С.М.) Принципы обучения Принципы интерактивного обучения Интерактивный характер общения «человек – компьютер». Информационный подход к педагогическому процессу (технология Г.К.Селевко).

Слайд 9

НОВИЗНА ОПЫТА Применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе и проектной деятельности Использование в работе нового УМК «Планета знаний» для реализации поставленной цели

Слайд 10

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА Совершенствование методики проведения традиционных структурных этапов урока и введение новых технологий обучения. Методы и формы обучения методы диалогического общения; сократический метод, исследовательский метод, использование проектной деятельности, использование парных, групповых и индивидуальных форм деятельности Создание предметно-развивающей среды ориентированной на выбор учащихся (карточки-посредники для парной и групповой работы, обучающие и тестирующие программы с использование ИКТ) Организация сочетательного диалога: вход в диалог, поддержание диалога, выход из диалога, учет результатов диалога. Организация деятельности в парах постоянного состава Организация деятельности в парах сменного состава (игры «Ручеек», «Карусель», «Иду в гости», «Разбегалочки»),центры активного обучения Организация деятельности в малых группах постоянного состава Организация деятельности в мигрирующих группах Проектная деятельность Использование творческих заданий, построенных на основе тестов Д.Гилфорда и П.Торренса.

Слайд 11

Результативность Критерии оценки творческих способностей Умение видеть проблему. Беглость - умение увидеть в проблеме как можно больше возможных сторон и связей. Гибкость как умение понять новую точку зрения; отказаться от усвоенной точки зрения. Оригинальность - отход от шаблонов.

Слайд 12

Результаты диагностики

Слайд 13

Методика «Круги» П.Торренса. Гибкость

Слайд 14

В.П.Беспалько выделяет уровни усвоения знаний (на основе выполнения заданий, направленных на развитие творческих способностей)

Слайд 15

Современные публикации Бушуева Л.С. Активизация творческого мышления младших школьников. Журнал «Начальная школа плюс до и после» №4, 2006г Выготский Л.С. Воображение и творчество.—М., 1991. Зайцева Н.В., Зайцев Д.В. Из опыта развития творческого потенциала нетипичных детей. Педагогика № 5, 2006 г. Интерактивные формы организации учебного процесса в начальной школе – сборник материалов, составитель Козина Е.В. – Владимир ВОИУУ 2004 г. Осмоловская И.М. Дидактика.—М., 2006 г. Плитинь Н.Н. Показатели оценки системы качеств знаний учащихся.— журнал Завуч начальной школы, № 1, 2007 г. Педагогический энциклопедический словарь—М., 2003 г. Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя –М., 2001 г. Рыбьякова О.В. Информационные технологии на уроках – Волгоград, 2008 г. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. – М., 2005

Слайд 17

Создание предметно-развивающей среды

Слайд 18

Творческие задания, построенные на моделях Гилфорда и П.Торренса Способность к генерированию идей. Неполные фигуры. Нарисуй пословицу. Что на что похоже. Последствия. Кружки и овалы. Эмоции и краски .

Слайд 19

Творческие задания по П.Торренсу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание педагогического опыта по теме: "Развитие творческих способностей младших школьников"

Описание педагогического опытапо теме:«Развитие креативных (творческих) способностей младших школьников на уроках русского языка через систему творческих заданий»...

Выступление на районном методическом объединении по теме самообразования:" Развитие творческих способностей учащихся I ступени в условиях компетентностного подхода "

Период начального образования заключает в себе большие возможности для развития творческих задатков детей. В это время игровая деятельность постепенно сменяется учебной. Внеучебная деятельность станов...

Обобщение опыта "Развитие творческих способностей учащихся школы первой ступени на уроках музыки через театрализацию".

Музыкальное образование школьников направлено на развитие у них целостного представления о музыкальном искусстве, приобретении ими опорных, ключевых знаний, умений и навыков музыкальной деятельности, ...

Внеклассная работа по математике, как условие развития творческих способностей учащихся.

В настоящее время существует острая социальная потребность в развитии творческой активности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности. Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейши...


 

Комментарии