Главные вкладки

    Положение о безотметочной системе оценивания учащихся 1-х классов
    методическая разработка (1 класс) по теме

    Пасынок Юлия Юрьевна

     

    Образовательное учреждение

    самостоятельно в выборе системы оценок,

    форм, порядка и периодичности промежуточной

    аттестации обучающихся.

     

    Ст. 15, п. 3 Закона РФ «Об образовании»

    Модернизация содержания образования и организация учебного процесса в начальной школе предусматривает работу с детским интересом и направлена на создание таких условий обучения, которые не допускают появления у первоклассников отчуждения и негативного отношения к учебной жизни. Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует пятибальная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Недопустимо использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и т. д.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Нельзя при неправильном ответе ученика говорить «не думал», «не старался», «неверно». Допускаются реплики: «ты так думаешь», «это твое мнение», «давай послушаем других» и т. д.

    Целью введения безотметочного обучения в первом классе является поиск подхода к оцениванию, который позволит устранить негативные моменты в обучении, будет способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении.

    Результаты обучения фиксируются в специально разработанных технологических картах (Лист достижений ученика / Карта успешности / Оценочный лист / Тетрадь мониторинга / Сборный портфель), составленных согласно программам по каждому предмету

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ПОЛОЖЕНИЕ

    О БЕЗОТМЕТОЧНОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ УЧАЩИХСЯ 1-Х КЛАССОВ

    МОУ СОШ № 21 Г. ЮЖНО-САХАЛИНСКА

    Пасынок Юлия Юрьевна,

    заместитель директора по УВР

    школы первой ступени

    и инновационной работе,

    учитель начальных классов,

    МОУ СОШ № 21 г. Южно-Сахалинска

    Образовательное учреждение

    самостоятельно в выборе системы оценок,

    форм, порядка и периодичности промежуточной

    аттестации обучающихся.

    Ст. 15, п. 3 Закона РФ «Об образовании»

    1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

    1.1. Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует пятибальная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности.

    1.2. Недопустимо использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и т. д.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Нельзя при неправильном ответе ученика говорить «не думал», «не старался», «неверно». Допускаются реплики: «ты так думаешь», «это твое мнение», «давай послушаем других» и т. д.

    1.3. Модернизация содержания образования и организация учебного процесса в начальной школе предусматривает работу с детским интересом и направлена на создание таких условий обучения, которые не допускают появления у первоклассников отчуждения и негативного отношения к учебной жизни.

    1.4. Целью введения безотметочного обучения в первом классе является поиск подхода к оцениванию, который позволит устранить негативные моменты в обучении, будет способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении.

    1.5. Основные принципы безотметочного обучения:

    • дифференцированный подход при осуществлении оценивающих и контролирующих действий;
    • приоритет самооценке (самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя);
    • гибкость и вариативность (использование различных процедур и методов изучения результативности обучения);
    • естественность процесса контроля и оценки (контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение).

    1.6. Никакому оцениванию не подлежат:

    • темп работы ученика;
    • личностные качества школьников;
    • своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и т. д.).

    1.7. Основные виды контроля:

    • стартовый контроль,
    • тематический контроль,
    • итоговый контроль.

    2. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ.

    2.1. Основными показателями развития учащихся 1-х классов являются:

    • учебно-познавательный интерес;
    • самостоятельность суждений, критичность по отношению к своим и чужим действиям;
    • основы самостоятельности;
    • способность к преобразованию изученных способов действия в соответствии с новыми условиями задачи.

    2.2. Содержательный контроль и оценка учащихся должны быть направлены на выявление индивидуальной динамики развития первоклассников (от начала учебного года к концу) с учетом личностных особенностей и индивидуальных успехов.

    2.3. Динамика развития учащихся фиксируется учителем.

    3. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.

    3.1. Содержательный контроль и оценка знаний и умений первоклассников предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.

    3.2.  Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:

    • стартовые и итоговые проверочные работы;
    • тестовые диагностические работы;
    • текущие проверочные работы;
    • «портфель» ученика.

    3.3. Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для обучения, а также «зону ближайшего развития предметных знаний», организовать коррекционную работу в «зоне актуальных знаний».

    3.4.  Тестовая диагностическая работа («на входе» и «выходе») включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи.

    3.5. Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме в ходе изучения следующей на этапе решения частных задач.

    3.6. Итоговая проверочная работа (проводится в конце апреля) включает все основные темы учебного периода.

    3.7.  «Портфель» ученика представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы, отражающие прогресс ученика в какой-либо области, продукты учебно-познавательной деятельности ученика – самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения и пр.

    3.8. Динамика обученности учащихся фиксируется учителем.

    4. ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ.

    4.1. Учитель:

    4.1.1. По каждому предмету составляется календарно-тематическое планирование на год, которое является основой планирования педагогической деятельности учителя.

    4.1.2. Классный журнал является главным документом учителя и заполняется соответственно программе. Отметки не выставляются.

    4.1.3. Результаты обучения фиксируются в специально разработанных технологических картах (Лист достижений ученика / Карта успешности / Оценочный лист / Тетрадь мониторинга / Сборный портфель), составленных согласно программам по каждому предмету (См. Приложение).

    4.1.4.Качество усвоения знаний и умений оценивается следующими видами оценочных суждений:

             «+» - понимает, применяет (сформированы умения и навыки);

             «/» - различает, запоминает, не всегда воспроизводит;

             «-» - не различает, не запоминает, не воспроизводит.

    4.1.5. Для коррекции своей работы учитель 1 раз в четверть проводит анализ своей педагогической деятельности на основе анализа учебной деятельности учащихся.

    4.2. Администрация школы:

    4.2.1. В своей деятельности школы используют по необходимости все материалы учителей и учащихся для создания целостной картины реализации и обучения в школе.

    4.2.2. По итогам года на основе полученных материалов от учителей заместитель директора школы проводит педагогический анализ работы педагогического коллектива, определяя «проблемные» места, достижения и трудности как учащихся, так и учителей, на основе которых определяет стратегические задачи на следующий год обучения.

    5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУБЪЕКТОВ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

    5.1. Между учителем, учащимися, родителями учащихся и администрацией школы в рамках безотметочного обучения необходимо строить равноправное сотрудничество.

    5.2.   Учащийся имеет право на ошибку и время на ее ликвидацию.

    5.3. Учитель имеет право:

    • определять содержание оценочной деятельности в соответствии с тематическим планированием;
    • оценивать учащихся только относительно их собственных возможностей и достижений.

    5.4. Учитель обязан:

    • соблюдать правила оценочной безопасности;
    • вести учет продвижения учащихся;
    • доводить до сведения родителей достижения и успехи учащихся.

    5.5. Родитель имеет право:

    • знать о принципах и способах оценивания первоклассников в данной школе;
    • на получение достоверной информации об успехах и достижениях своего ребенка;
    • на индивидуальные консультации с учителем по поводу проблем, трудностей и путей преодоления их у своего ребенка.

    5.6. Родитель обязан:

    • соблюдать правила оценочной безопасности и Положения безотметочного обучения;
    • информировать учителя о возможных трудностях и проблемах ребенка, с которыми родитель сталкивается в домашних условиях;
    • посещать родительские собрания (рефлексии), на которых идет просветительская работа по оказанию помощи в образовании детей.

    6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН.

    6.1. При нарушении основных принципов безотметочного обучения одной из сторон учебно-воспитательного процесса другая сторона имеет право обратиться к администрации школы с целью защиты своих прав в установленном Уставом школы порядке.

    6.2. Нарушение правил оценочной безопасности является предметом административного разбирательства и общественного порицания.

    6.3. В случаях, когда родителей не устраивают отдельные положения данного документа, они имеют право перевести ребенка в другую школу.

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    ЛИСТОК ДОСТИЖЕНИЙ

    ученика (цы)__________ класса    МОУ сош № 21 ____________________________________________ на _______________ учебный год

    (фио)

    Учебные предметы

    Период обучения

    Начало учебного года

    1 полугодие

    2 полугодие

    Чтение:                                    

                                                       осознанность

    правильность

    выразительность

    темп чтения

    Русский язык:                            

                                                        каллиграфия

    орфография

    развитие устной речи

    Математика:                            

                                                         устный счет

    письменные вычислительные навыки

    решение задач

    логические задачи

    геометрический материал

    Окружающий мир:

    умение наблюдать

    умение устанавливать причинно-следственные связи

    умение применять полученные знания на практике

    Учебно-организационные умения:

    умение определять цель деятельности

    умение планировать предстоящую деятельность

    умение осуществлять запланированные действия

    умение контролировать ход и результаты деятельности

    умение оценивать ход и результаты деятельности

    Сформированность познавательной активности и ценностных отношений:

    активность познания

    отношение к учению

    отношение к труду

    отношение к людям

    Уровни:    высокий – красный цвет;  средний – зеленый цвет;   низкий – синий цвет.

    Подпись учителя _________________ /_______________/

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

    ученика (цы) _________ класса МОУ сош № 21 _______________________________

    (фио)

    КРИТЕРИИ

    1 – й класс

    2 –й класс

    3 – й класс

    4 – й класс

    полуго-

    дие

    конец года

    1

    Отношение к учебе в целом: 

    положительное

    безразличное

    негативное

    2

    Участие в работе класса на уроках:

    постоянное

    инициативное

    регулярное

    частое

    редкое

    3

    Уровень познавательного интереса:

    интерес проявляется часто

    редко

    почти никогда

    4

    Ответственность и самостоятельность в учебной деятельности:

    всегда самостоятелен

    нуждается в помощи и сопровождении

    самостоятельность проявляется редко

    уклоняется от ответственности

    5

    Внимание:

    отличное

    среднее

    легко отвлекается

    6

    Память:

    отличная

    средняя

    долговременная

    кратковременная

    7

    Глубина усвоения материала:

    воспроизводит с элементами собственного творчества

    воспроизводит знания полностью

    воспроизводит знания неполностью

    8

    Организация учебной деятельности:

    готов к уроку самостоятельно

    готов к уроку с напоминанием

    не готов к уроку

    9

    Оформление работ:

    по всем требованиям

    частично нарушены требования

    без выполнения требований

    красиво

    аккуратно

    грязно

    10

    Темп работы:

    опережает темп работы класса с высоким качеством работы

    опережает темп работы класса с недостаточным качеством работы

    соответствует темпу урока

    отстает от темпа урока

    11

    Понимание смысла учебной деятельности:

    сам формулирует цель учебной работы

    формулирует цель с помощью учителя

    не умеет формулировать цель учебной работы

    12

    Умение организовывать и контролировать свою работу на уроке:

    всегда

    иногда

    никогда

    13

    Взаимоотношения и взаимодействие с товарищами:

    положительное

    безразличное

    негативное

    14

    Соблюдение норм и правил поведения учащихся:

    отличное

    хорошее

    удовлетворительное

    плохое

    15

    Учебные навыки освоены:

    отлично

    хорошо

    удовлетворительно

    плохо

    Подпись педагога


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания обучающихся 1-ых классов

    В данном выступлении изучен, проанализирован и обобщен материал по теме "Безотметочное обучение в первом классе". Здесь Вы можете познакомиться с основными принципами безотметочного оценивания, с уров...

    Безотметочная система оценивания учащихся

    Рекомендации по безотметочной системе оценивания учащихся 1-2 классов...

    Положение о безотметочной системе оценивания учащихся 1 класса

    Положение о безотметочной системе оценивания учащихся 1 класса...

    Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся начальных классов

    Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Это поиск нового подхода к оцениванию, который ...

    « Возможность безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся».

    Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Успешность реш...

    Выступление на МО на тему: "Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся"

    Выступление на МО на тему: "Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся" (презентация + сценарий)...

    Статья " Безотметочная система оценивания учащихся 1 класса"

    1.      Безотметочное обучение - это обучение учащихся 1 класса, представляющее собой обучение, в котором отсутствует пятибальная форма отметки как форма количественного выраж...


     

    Комментарии

    Пономарёва Любовь Валентиновна

    Большое спасибо за материал!

    Пасынок Юлия Юрьевна

    Очень рада, что мои наработки помогли Вам в работе!