Статья " Безотметочная система оценивания учащихся 1 класса"
статья

Колосова Галина Николаевна

1.      Безотметочное обучение - это обучение учащихся 1 класса, представляющее собой обучение, в котором отсутствует пятибальная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности.

2.     Целью введения безотметочного обучения в первом классе является поиск подхода к оцениванию, который позволит устранить негативные моменты в обучении, будет способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении

3.     Основные принципы безотметочного обучения.

4.    Технологические карты.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Безотметочная система
 оценивания учащихся 1 класса

  1. Безотметочное обучение - это обучение учащихся 1 класса, представляющее собой обучение, в котором отсутствует пятибальная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности.
  2. Целью введения безотметочного обучения в первом классе является поиск подхода к оцениванию, который позволит устранить негативные моменты в обучении, будет способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении

3. Основные принципы безотметочного обучения:

  • дифференцированный подход при осуществлении оценивающих и контролирующих действий;
  • приоритет самооценке (самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя);
  • гибкость и вариативность (использование различных процедур и методов изучения результативности обучения);
  • естественность процесса контроля и оценки (контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение).

4.  Никакому оцениванию не подлежат:

  • темп работы ученика;
  • особенности личностных психических процессов

(особенности памяти, внимания, восприятия и т. д.).

5. Основные виды контроля:

  • стартовый контроль,
  • тематический контроль,
  • итоговый контроль.

6. Допускается словесная объяснительная оценка. Нельзя при неправильном ответе ученика говорить «не думал», «не старался», «неверно». Допускаются реплики: «ты так думаешь», «это твое мнение», «давай послушаем других» и т. д.

7. Модернизация содержания образования и организация учебного процесса в начальной школе предусматривает работу с детским интересом и направлена на создание таких условий обучения, которые не допускают появления у первоклассников отчуждения и негативного отношения к учебной жизни.

 Контроль и оценка развития учащихся 1 класса

1. Основными показателями развития учащихся 1 класса являются:

  • учебно-познавательный интерес;
  • самостоятельность суждений, критичность по отношению к своим и чужим действиям;
  • основы самостоятельности;
  • способность к преобразованию изученных способов действия в соответствии с новыми условиями задачи
  • сформированность УУД

2. Содержательный контроль и оценка учащихся должны быть направлены на выявление индивидуальной динамики развития первоклассников (от начала учебного года к концу) с учетом личностных особенностей и индивидуальных успехов.

3. Динамика развития учащихся фиксируется учителем в сводных и индивидуальных картах.

4. Содержательный контроль и оценка знаний и умений учащихся 1 класса предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми, а лишь в сравнении с самим собой, личными учебными и индивидуальными достижениями.

5. Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:

  • стартовые и итоговые проверочные работы;
  • тестовые диагностические работы;
  • текущие проверочные работы;
  • «портфолио» ученика.

6. Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для обучения, а также «зону ближайшего развития предметных знаний», организовать коррекционную работу в «зоне актуальных знаний».

7. Тестовая диагностическая работа («на входе» и «выходе») включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи.

8. Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме, в ходе изучения следующей.

9. Итоговая проверочная работа (проводится в конце апреля) включает все основные темы учебного периода.

10. «Портфолио» ученика представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы, отражающие прогресс ученика в какой-либо области, продукты учебно-познавательной деятельности ученика – самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения и пр.

11. Результаты обучения фиксируются в специально разработанных технологических картах (Лист достижений ученика / Карта успешности / Оценочный лист / Тетрадь мониторинга / Портфолио учащегося), составленных согласно программам по каждому предмету и возможно индивидуально каждым учителем в зависимости от того какой материал учитель хочет отследить и отработать, в том числе и западающий в данном классе. (См. Приложения 1,2,3,4).

12. Качество усвоения знаний и умений оценивается следующими видами оценочных суждений:

«+» - понимает, применяет (сформированы умения и навыки);

«+; - » - различает, запоминает, не всегда воспроизводит;

«-» - не различает, не запоминает, не воспроизводит.

Возможно отображение уровня усвояемости цветом:

зеленым – ВУ (ребенок все понимает, может перенести изученные знания на новый материал, организует свою работу самостоятельно, выполняет работы без грубых ошибок, возможны незначительные недочеты в оформлении или одна ошибка, выполняет 75-100% работы и задания)

жёлтым - СУ (ребенок понимает смысл, но допускает ошибки, выполняет 50-75% работы, допускает неточности, не всегда точно выполняет работу)

красным – НУ(выполняет менее 50 % работы, допускает грубые нарушения и ошибки, не может перенести знания в похожую ситуацию, это сигнал тревожности для родителей, педагога и учащихся)

В сводной ведомости учитель может для более подробного анализа ошибок указывать количество ошибок по той или иной учебной теме с целью отслеживания динамических изменений в знаниях и умениях, достижениях учащихся.

Приложение 1

Сводный лист достижений учащихся (письмо).

Список класса

Отслеживаемый материал

Написание элементов

Аккуратность

Написание слов

Написание предложений

Списывание

Уровень

Аналогично составляются карты для отслеживания уровня усвояемости знаний по математике, чтению и другим предметам. Критерии выбираются учителем исходя из изученного материала.








Приложение 2

ЛИСТОК ДОСТИЖЕНИЙ

 ученика (цы)__________ класса

на _______________ учебный год


Учебные предметы

Период обучения

Начало учебного года

1 полугодие

2 полугодие

Чтение: 

осознанность

правильность

выразительность

темп чтения

Русский язык: 

каллиграфия

орфография

развитие устной речи

Математика:

 устный счет

письменные вычислительные навыки

решение задач

логические задачи

геометрический материал

Окружающий мир:

 умение наблюдать

умение устанавливать причинно-следственные связи

умение применять полученные знания на практике

Учебно-организационные умения: 

умение определять цель деятельности

умение планировать предстоящую деятельность

умение осуществлять запланированные действия

умение контролировать ход и результаты деятельности

умение оценивать ход и результат

Сформированность познавательной активности и ценностныхотношений:

 активность познания

отношение к учению

отношение к труду

отношение к людям

Уровни: высокий – зеленый цвет; средний – жёлтый  цвет; низкий – красный цвет.


Подпись учителя _________________ /_______________/

Приложение 3

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ученика (цы) _________ класса

_______________________________(фио)

КРИТЕРИИ

1 – й класс

полугодие

конец года

1.Отношение к учебе в целом:

Положительное

безразличное

негативное

2.Участие в работе класса на уроках:

постоянное

инициативное

регулярное

частое

редкое

3.Уровень познавательного интереса:

интерес проявляется часто

редко

почти никогда

4. Ответственность и самостоятельность в учебной деятельности:

всегда самостоятелен

нуждается в помощи и сопровождении

самостоятельность проявляется редко

уклоняется от ответственности

5.Внимание:

отличное

среднее

легко отвлекается

6. Память:

отличная

средняя

долговременная

кратковременная

7. Глубина усвоения материала:

воспроизводит с элементами собственного творчества

воспроизводит знания полностью

воспроизводит знания  не полностью

8. Организация учебной деятельности:

готов к уроку самостоятельно

готов к уроку с напоминанием

не готов к уроку

9. Оформление работ:

по всем требованиям

частично нарушены требования

без выполнения требований

красиво

аккуратно

грязно

10. Темп работы:

опережает темп работы класса с высоким качеством работы

опережает темп работы класса с недостаточным качеством работы

соответствует темпу урока

отстает от темпа урока

11. Понимание смысла учебной деятельности:

сам формулирует цель учебной работы

формулирует цель с помощью учителя

не умеет формулировать цель учебной работы

12. Умение организовывать и контролировать свою работу на уроке:

всегда

иногда

никогда

13. Взаимоотношения и взаимодействие с товарищами:

положительное

безразличное

негативное

14. Соблюдение норм и правил поведения учащихся:

отличное

хорошее

удовлетворительное

плохое

15. Учебные навыки освоены:

отлично

хорошо

удовлетворительно

плохо

Подпись педагога

Приложение 4

Карта успеха учащегося 1 класса

по русскому языку

(ФИО)_________________________________

Вид работы /дата

Списывание

Диктант

Словарный диктант

Сочинение по картине

Кол-во ошибок в работе

Динамика работы

большая буква в начале предложения

большая буква в именах собственных

пропуск, замена, перестановка букв

знаки препинания

безударная гласная…

жи- ши, ча-ща, чу-щу

звонкие и глухие согласные

ь в конце и середине слова

слова из словаря

Учебные параметры отмечает учитель исходя из особенностей класса, программы по предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о безотметочной системе оценивания учащихся 1-х классов

 Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок,форм, порядка и периодичности промежуточнойаттестации обучающихся. Ст. 15, п. 3 Закона РФ «Об образовании»Модернизация содержания обр...

Безотметочная система оценивания учащихся

Рекомендации по безотметочной системе оценивания учащихся 1-2 классов...

Положение о безотметочной системе оценивания учащихся 1 класса

Положение о безотметочной системе оценивания учащихся 1 класса...

Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся начальных классов

Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Это поиск нового подхода к оцениванию, который ...

« Возможность безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся».

Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Успешность реш...

Выступление на МО на тему: "Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся"

Выступление на МО на тему: "Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся" (презентация + сценарий)...

Безотметочная система оценивания в 1 классе

В первом классе система оценивания является безотметочной, но     учитель же постоянно отслеживает и контролирует учебные достижения ученика. Безотметочное обучение – это иные способы ...