Особенности системы оценки достижения требований стандарта к результатам освоения основных образовательных программ.
статья по теме

 

Основной механизм обеспечения качества образования по­средством системы оценки состоит  в уточнении и распространении общего понимания содержательной  и кри­териальной  базы оценки. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержа­ния образования, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Osobennosti_sistemy_ocenki_v_nachalnoy_shkole_.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

            Особенности системы оценки достижения

       требований стандарта к результатам освоения

              основных образовательных программ

Место, роль и функции системы оценки достижения требований к образовательным результатам, её особенности определяются основными подходами к пониманию и формированию стандартов общего образования. Поэтому основным направлением оценки при новом подходе становится оценка результатов деятельности по реализации и освоению основных общеобразовательных программ.

Новые стандарты предлагают такое понимание результатов, которое прямо связывает их с направлениями личностного развития, формируемыми на основе учебной самостоятельности школьников (умения учиться). Стандарты устанавливают три группы образовательных результатов (личностные, метапредметные и предметные), выделяя при этом основные образовательные результаты для каждой ступени обучения. Так, к основным результатам начального общего образования стандарт относит:

•   формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

•   воспитание основ умения учиться — способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

•   индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

Нормативной основой при определении объекта, содержания и методов оценки достижения требований стандартов к результатам начального образования служат:

• совокупность требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ, устанавливаемых федеральными государственными образовательными стандартами общего образования и направленных на:

—  оценку состояния и тенденций развития системы образования;

—  оценку эффективности деятельности образовательных учреждений;

—  индивидуальную оценку образовательных достижений школьника;

планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального образования.

Важнейшим компонентом содержания образования, стоящим в одном ряду с систематическими знаниями, становятся универсальные, или метапредметные, умения (и стоящие за ними компетенции).

 Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.

Так, в частности, Концепция и требования стандартов в явном виде указывают, что «к результатам, которые подлежат оценке в ходе индивидуальной итоговой аттестации выпускников в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных учебных предметов, относится способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задаче на основании:

— системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;

— умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенных способов деятельности;

—   коммуникативных и информационных умений».

Такая переориентация не только отвечает потребностям всех участников образовательного процесса и внутренним закономерностям развития системы образования, но и коренным образом меняет место и роль системы оценки в системе вариативного образования.

Система оценки выходит за узкие рамки модели контроля качества образования и становится принципиально необходимым элементом модели обеспечения качества образования. Она становится одним из регулирующих (управляющих) элементов системы образования, в значительной мере способствующих поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. К традиционной функции обратной связи добавляется функция ориентации образовательного процесса на реализацию и достижение планируемых результатов, т. е. та функция, которая традиционно выполняется учебными планами, программами, учебниками, методическими разработками и т. п.

Основной механизм обеспечения качества образования посредством системы оценки состоит, по сути дела, в уточнении и распространении общего понимания содержательной и критериальной базы оценки.

Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся. Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки не только дают возможность учащимся освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты. В этом смысле можно говорить о такой особенности предлагаемой системы оценки, как ее естественная встроенность в образовательный процесс.

Еще одна особенность предлагаемой системы оценки — уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчета принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксируя допущенные ошибки и недочеты формируется сегодня оценка ученика, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребенка, как исполнение им требований стандарта. Оценку индивидуальных образовательных достижений предлагается вести «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижение учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития.

Реализация уровневого подхода к разработке инструментария и представлению результатов связана также с принятыми в теории и практике педагогических измерений требованиями к построению шкал оценивания и описанию результатов измерений.

Таким образом, система оценки, отвечающая особенностям подходов, реализованных в стандартах второго поколения, может рассматриваться как инструментальное ядро федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Она выполняет функции обратной связи и регулирования системы образования и призвана ориентировать образовательный процесс на реализацию и достижение планируемых результатов освоения междисциплинарных программ (в том числе и прежде всего программы формирования универсальных учебных действий) и учебных программ по отдельным предметам.

Среди отличительных особенностей предлагаемой системы оценки следует особо выделить:

•   комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

• использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

оценку успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

•   оценку динамики образовательных достижений учащихся;

•  сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

• использование персонифицированных процедур в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования, а также в иных аттестационных целях;

уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных;

•  использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

•  использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.;

•   использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

В этом учебном году я заканчиваю обучение учащихся 4-го класса, параллельно веду подготовку к набору учащихся 1-го класса.  При подготовке к работе с 1 –м классом, прошла курсы  повышения кв...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования с требованиями ФГОС.

В чем отличие новых стандартов от ныне действующих? Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность с...

Тема: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

          В соответствии с ФГОС система оценки результатов переключает контроль и оценивания со старого образовательного результата на новый.    Система ...

Особенности системы оценки достижения требований стандарта к результатам освоения основных образовательных программ.

Место, роль и функции системы оценки достижения требований к образовательным результатам, её особенности определяются основными подходами к пониманию и формированию стандартов общего образования...

«Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

Соообщение на секции учителей начальных классов, содержащее теоретические основы оценки планируемых результатов в начальных классах в соответствии с ФГОС НОО....