Новые стандарты - первые шаги в начальной школе
статья по теме
В настоящее время перед образованием стоит задача подготовить человека, способного целостно воспринимать и активно познавать мир, работать с информацией, принимать и уважать ценности общества, имеющего потребность в самообразовании и саморазвитии.
В 2010-2011 учебном году наше образовательное учреждение «Гимназия № 2» приняло участие в региональном эксперименте по введению федеральных государственных образовательных стандартов. Перед нами встала задача определить изменения в существующей системе начального образования. С этой целью в гимназии создана рабочая группа по разработке образовательной системы в начальной школе. Участниками рабочей группы изучены документы, включающих содержание новых ФГОС НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
standarty-pervye_shagi.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Новые стандарты - первые шаги в начальной школе
Едкова Марина Анатольевна
учитель начальных классов
МОУ «Гимназия №2»
г. Балаково
В настоящее время перед образованием стоит задача подготовить человека, способного целостно воспринимать и активно познавать мир, работать с информацией, принимать и уважать ценности общества, имеющего потребность в самообразовании и саморазвитии.
В 2010-2011 учебном году наше образовательное учреждение «Гимназия № 2» приняло участие в региональном эксперименте по введению федеральных государственных образовательных стандартов. Перед нами встала задача определить изменения в существующей системе начального образования. С этой целью в гимназии создана рабочая группа по разработке образовательной системы в начальной школе. Участниками рабочей группы изучены документы, включающих содержание новых ФГОС НОО.
Нами отмечено, что современные проблемы любой системы образования в начальной школе непосредственно связаны с государственным стандартом второго поколения и его существенным отличием от стандарта первого поколения. Этот стандарт расширяет самостоятельность, инициативу и ответственность образовательных учреждений в реализации основной образовательной программы. Стандарт второго поколения, по нашему мнению, открывает широкие возможности воплощения идей системы Л.В. Занкова, но ставит новые проблемы реализации трёх главных компонентов стандарта: требований к результатам освоения образовательной программы, её структуры и условий реализации основной образовательной программы.
В Федеральном государственном образовательном стандарте указано, что «развитие личности – смысл и цель современного образования… Новыми нормами становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы».
Таким образом, приоритетными стали идеи развивающего обучения, целью которого являются прежде всего интересы личности.
В настоящее время те учителя, которые работают по системе Л.В. Занкова, находятся в более выгодных условиях. Это связано с тем, что требования ФГОС и принципы развивающего образования совпадают:
- учебные задания предполагают самостоятельное добывание знаний; уделено внимание самоконтролю;
- тренировочные задания несут в себе элементы новизны и требуют творческого подхода;
- выполняя задания, учащиеся могут выходить на несколько возможных вариантов решения, из которых отбираются наиболее интересные;
- учебные темы изучаются не изолированно друг от друга, а во взаимосвязи, давая тем самым возможность увидеть картину в целом.
С введением новых стандартов возрастает профессиональное мастерство учителя. Учитель в ходе собственного практического опыта воспитывает в себе «чуткость к изменениям «погоды» на уроке, проникновение в духовный мир учеников и применяет такие педагогические способы и приемы, которые соответствуют конкретным обстоятельствам» (Л.В. Занков. Беседы с учителями, с 179).
Изменились требования к проектированию учебного процесса.
- тематическое планирование учебного процесса включает в себя виды учебной деятельности и требования к уровню подготовки учащихся;
- проектирование «учебных ситуаций»;
- организация работы учащихся (в группах и парах, в мобильных группах);
- индивидуальная поддержка детей;
- организация проектной деятельности;
- оценочная деятельность.
Самым сложным при разработке рабочей программы было планирование УУД. На заседаниях творческой группы учителя-занковцы изучали виды универсальных учебных действий. Занятия проводились в форме деловой игры, дискуссий.
На сегодняшний день авторы УМК уже разработали и включили в рабочую программу учителя планируемые результаты обучения: предметные и метапредметные. Нам, работающим первый год, приходилось это делать самим.
В новом стандарте содержатся требования к учебно-методическому и информационному обеспечению образовательного процесса, включающие параметры комплектности и качества оснащения образовательного учреждения. Гимназия обеспечила наши классы компьютерами и мультимедийными проекторами.
В настоящее время человек должен уметь целостно воспринимать мир, видеть и изучать сложные взаимоотношения множества фактов и явлений. Такой взгляд можно развить, опираясь на интегрированные учебные курсы, в которых реализуются связи разного уровня: метапредметные, межпредметные и внутрипредметные. Создаются условия для формулирования продуктивных заданий, которые нацеливают ребенка на исследование, а значит, не только включают его в активную деятельность, но и способствуют взаимодействию детей друг с другом.
В стандарте говорится, что современная школа должна воспитать "готовность человека к инновационному поведению". На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной и профессиональной.
Мощнейшим стимулом освоения современных технологий, cогласно стандартам второго поколения, становится требование к результату обучения. Например, для развития у младшего школьника умения действовать в новой ситуации нужны особые задания. Концептуальные положения нового стандарта вытекают из главных факторов масштабного характера: глобализации, формирования поликультурного общества, объективных изменений мирового уклада. В эпоху информационной культуры большое значение приобретает продуктивный, творческий потенциал человека, поэтому основной целью современного образования в Концепции стандарта названо развитие личности ребенка. Только в этом случае нынешний первоклассник, став взрослым, сможет занять достойное место в обществе.
В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение. Традиции народа нашей страны, его обычаи, культуру дети осмысливают, вникая в смысл произведений народного творчества разных народов России, которые широко представлены в учебниках по литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, музыки, ИЗО, к которым ученики обращаются, анализируя продукты прикладного народного творчества в технологии. С первых учебных дней первоклассники знакомятся с этими понятиями на страницах Букваря.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Учителя 1-х классов нашей школы широко использовали технологию само- и взаимообучения, само- и взаимопроверки, позволяющая сформировать у учащихся регулятивные универсальные учебные умения. Новые комплекты учебников включают эти задания.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач. При решении многих заданий дети могут опереться на изобразительный материал (рисунки, пиктограммы, модели, схемы, алгоритмы, таблицы, диаграммы), у них есть возможность выбрать правильный ответ из нескольких представленных вариантов
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Поделиться опытом, проблемами учителя- занковцы имеют возможность на своём официальном сайте
Факультет «Реформа образования» Образовательного портала Мой университет Блог учителей-Занковцев г Балаково,
Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
Все учителя, работающие по системе, являются членами Объединения профессионалов, содействующих системе развивающего обучения Л.В.Занкова.
Особое внимание в новых стандартах уделяется оценке достижений планируемых результатов обучающихся.
Проведение комплексной интегрированной письменной контрольной работы позволило определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах итоговые комплексные проверочные работы, на другие учебные ситуации и задачи. Все предлагаемые имеют схожую структуру, позволяющую отслеживать динамику в подготовке каждого ученика.
Анализ результатов проведения итоговой комплексной проверочной работы показал, что большинство учащихся имеют базовый и базовый повышенный уровни.
Большую работу по выявлению личностных качеств проводит психолог гимназии.
Итак, введение стандарта и системы его сопровождения даст педагогам-практикам ориентиры и приоритеты в области:
- отслеживания достижений целей образования (планируемых результатов);
- отбора содержания образования и организации образовательного процесса;
- организации системы внутренней оценки (текущей, промежуточной, итоговой) достигаемых результатов.
Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему "Первые шаги ребёнка в школе" 1 класс К Учитель начальных классов Смородинова Елена Эдуардовна МОУ гимназия №1 город Комсомольск- на -Амуре Хабаровский край
Условия успешной адаптации первоклассников, тренинги, творческие задания, нестандартные советы по воспитанию для родителей- со всем этим можно ознакомиться в разработке собрания....
«СОСТАВЛЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ КОМБИНИРОВАННЫХ ТЕСТОВ В РАМКАХ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
АннотацияСтатья посвящена вопросам составления итоговых комплексных заданий для учащихся 4-х классов, в рамках стандартов второго поколения, требующие от ученика умения интегрировать...
Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.
«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Экономика –первые шаги» для начальной школы
Программа внеурочной деятельности для начальной школы по экономике, содержит КТП в 1-4 классах....
Первые шаги ребёнка в школе
Рекомендации для родителей...
Родительское собрание "Первые шаги ребенка в школе"
На собрание узнают родители об уровнях адаптации, дезадаптации,о взаимоотношениях ребенка в семье и конечно прозвучат советы для родителей....
Родительское собрание на тему «Первые шаги ребёнка в школе. Организация учебной деятельности в 1 классе».
От адаптации зависит успешность овладения ребёнком учебной деятельностью, комфортность его пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и к учению. Каждый первоклассник переживает и осо...