Выступление и презентация- "Современный урок в начальной школе"
статья по теме

Поплавская Елена Геннадьевна

В статье охарактеризован современный урок в режиме внедрения ФГОС. Раскрыты специфические признаки, организационные основания урока, храктеристика качественной работы учителя и ученика, типология уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sovremennyy_urok_v_nachalnoy_shkole_2.ppt428.5 КБ
Microsoft Office document icon sovrem_urok_dlya_sayta.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Слайд №2. Классно-урочная система. Преимущества урока как формы организации педагогического процесса.

  • сочетание фронтальной,  групповой  и  индивидуальной  работы;
  • позволяет учителю систематически и последовательно излагать материал,  управлять развитием познавательных способностей и формировать научное мировоззрение учащихся;
  • стимулирует другие виды деятельности школьников, в том числе внеклассную и домашнюю;
  • на уроке  ученики овладевают не только системой знаний,  умений и навыков,  но и самими методами познавательной деятельности;
  • урок позволяет эффективно решать воспитательные задачи через содержание и методы педагогической деятельности 

 Слайд №3.      Урок-

-  это такая форма организации педагогического процесса,  при которой педагог в течение точно  установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей  каждого  из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали  основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения,  а также для воспитания и развития познавательных способностей и  духовных  сил школьников.

Слайд №4. Специфические признаки урока:

  • постоянная группа учащихся;  
  • руководство  деятельностью  школьников  с учетом особенностей каждого из них;
  • овладение основами изучаемого непосредственно на уроке.

Слайд №5.  Организационные основания урока:

1.     Работают все и работает каждый.

2.      Интересно мнение каждого и радуют успехи каждого.

3.      Все благодарны каждому за его участие, и каждый благодарен всем за свое продвижение к знаниям.

4.      Доверие к учителю как к руководителю групповой работы, но каждый имеет право на инициативное предложение.

5.       Все и каждый имеют право высказать мнение относительно проведенного занятия.

Слайд №6. Система организационных правил на уроке.

1.  Доводить педагогические требования до своего логического конца.

2.  Сопровождать педагогическое требование инструкцией, раскрывающей легкий способ исполнения требуемого.

3.  Раскрывать положительную программу действий и избегать негативных требований, т.е. требований не делать чего-либо.

4.  Не предъявлять детям непосильных требований.

5.  Переакцентировать внимание детей с общего требования на его детали.

Слайд №7. Правила совместного общения на уроке.

1.     НЕ произносить резких, категоричных суждений

2.     НЕ подчеркивать интеллектуальное превосходство кого-либо

3.     НЕ пренебрегать мнением других

4.     НЕ перебивать выступающего, но и самому быть лаконичным и четким в высказываниях

5.     НЕ допускать фамильярности по отношению к кому-либо

6.     Отмечать индивидуально-ценностное в работе каждого

7.     Выражать благодарность в адрес присутствующих.

Слайд №8.  Характеристики качественной работы учителя.

  • целенаправленность его деятельности на уроке;

•     характер отношений с учащимися;

•     индивидуально-личностный подход к учащимся;

•     дифференцированный подход к обучению;

•     умение педагога приводить в соответствие содержание учебного материала, методы обучения и формы организации познавательной деятельности учащихся;

•     работа учителя по формированию и развитию общеучебных навыков и умений;

•     работа по развитию познавательного интереса;

•     работа учителя по формированию знаний, умений и навыков и вооружению учащихся способами познавательной деятельности;

•     сфокусированность усилий на формировании понятий;

•      развитие общих способностей учащихся;

•      объективность оценки знаний учащихся, соединение использования оценки и отметки;

•      эффективность усилий, развивающих личность;

•      эффективность воспитывающих влияний.

Слайд №9. Характеристики качественной работы  учащегося.

  • уровень самостоятельности, самодеятельности учащихся на уроке;

•      отношение учащихся к учебному труду;

•      отношение учащихся к предмету, к учителю, друг к другу;

•      объективная направленность деятельности учеников на образование и развитие своей личности;

•      наличие у учащихся познавательного интереса;

•      воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока;

•     знание учениками фактического материала и уровень его усвоения.

Слайд № 10.   Типология уроков.

  • Урок ознакомления учащихся с новым материалом или сообщения  (изучения) новых знаний
  • Урок закрепления знаний
  • Урок выработки и закрепления умений и навыков
  • Урок обобщения знаний
  • Урок проверки знаний, умений и навыков (контрольные)

Слайд № 11. Комбинированный урок

  •  проверка домашней работы и опрос учащихся;  
  • изучение нового материала;
  • первичная проверка усвоения;
  • закрепление новых знаний в ходе тренировочных упражнений;
  • повторение ранее изученного в виде беседы;
  • проверка и оценка знаний учащихся; задание на дом  

 Слайд №12.Структура урока в начальных классах.

I этап. Организация класса (орг.момент)

II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)

III этап. Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)

IV этап. Применение полученных знаний и умений (решение учебных задач)

V этап.  Рефлексия. Итог урока.

Слайд №13. Формы организации урока.

  • Фронтальная
  • Групповая (звеньевая,дифференцированно-групповая…)
  • Индивидуальная

Слайд № 14. Особенности организации коллективной работы.

  • каждый участник занятий попеременно выступает в своеобразной роли то «ученика», то «учителя»
  • ближайшая цель каждого участника занятий и «ученика» и «учителя» – учить всему тому, что он знает или изучает сам
  • деятельность каждого участника занятий имеет отчетливо общественно полезную краску, так как он не только учится, но и постоянно обучает других
  • основной принцип работы–все по очереди учат каждого и каждый всех
  • каждый отвечает не только за свои знания, но также за знания и успехи товарищей по учебной работе
  • полное совпадение и единство коллективных и личных, индивидуальных интересов: чем лучше и больше я обучаю других, тем больше и лучше знаю сам

Слайд №15.  Требования к современному уроку.

1. Точное и творческое выполнение программно-методических требований к уроку; грамотное определение типа урока, его места в разделе, курсе, системе внутрикурсовых связей, видение особенностей каждого урока.

2. Учет реальных учебных возможностей учащихся уровня их воспитанности, уровня сформированности классного коллектива, учет интересов, склонностей, потребностей и запросов учащихся; целенаправленность в ликвидации пробелов в знаниях.

3. Продумывание и решение в единстве задач образования, воспитания и развития; выделение важнейших, доминирующих задач урока, их конкретизация с учетом особенностей и возможностей коллектива.

4. Выбор рациональной структуры и темпа проведения урока, обеспечивающих успешное решение поставленных задач и экономное использование времени урока.

5. Концентрация внимания учащихся на усвоении важнейших понятий, положений, выделение главного в содержании обучения.  

6. Обеспечение практической направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применения учащимися полученных знаний, умений и навыков, не допуская формального усвоения теоретических сведений.

Слайд № 16.  

7. Расширение арсенала выбора методов преимущественно за счет методов активного, проблемного обучения, которые способны активизировать познавательную деятельность учащихся.

8. Сочетание общеклассных форм работы на уроке с групповыми и индивидуальными, стремление к организации учебного труда как коллективной деятельности.

9. Формирование у всех учащихся осознанного и активного отношения к своей учебной деятельности, навыков рациональной организации учебного труда на уроке; использование воспитательных и развивающих возможностей.

11. Общение с учащимися на основе сочетания высокой требовательности с уважением к личности школьника, опора в работе на классный коллектив, стремление добиваться действенного воспитательного влияния личности самого учителя.

12. Соблюдение благоприятных для работы на уроке гигиенических и эстетических условий.

13. Определение содержания и объема домашних заданий, не допуская перегрузки учащихся.

14. Четкое следование замыслу плана урока и одновременная готовность гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций.

Слайд №17.  Подготовка учителя к уроку:

1. Проектирование (обдумывание) урока

2.Определение темы урока

3. Определение целей урока (обучающая, развивающая, воспитательная)

4. Отбор содержания урока

5. Определение типа и формы урока

6.  Выполнение всех заданий, отобранных к уроку

7. Выбор форм организации урока

8. Определение методических приемов урока

9. Определение наглядных пособий и средств обучения

10. Описание урока

11. Оснащение урока необходимыми средствами обучения

Слайд №18. Дополнительные формы организации урока:

  • Экскурсия
  • Практикумы, практические занятия, предметные уроки
  • Дополнительные занятия
  • Консультации

Слайд №19.  Вспомогательные формы организации урока:

  • Факультативы
  • Занятия в кружках
  • Клубы по интересам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе»

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе»....

презентация "Современный урок в начальной школе с позиции формирования УУд

Презентация содержит материал, который можно использовать для выступления на МО учителей начальных классов. Содержит правила, постулаты современного урока в начальной школе и  требования к соврем...

Семинар. Выступление «Использование ИКТ на уроках в начальной школе как средство развития познавательных интересов»

Использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества и обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общег...

Выступление на ШМО. Уроки в начальной школе. Особенности использования активных методов и форм на уроке в начальной школе.

Проблема активности личности в обученииПроблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности требует принципиального осмысления важнейших элеме...