Главные вкладки

    Выступление и презентация- "Современный урок в начальной школе"
    статья по теме

    Поплавская Елена Геннадьевна

    В статье охарактеризован современный урок в режиме внедрения ФГОС. Раскрыты специфические признаки, организационные основания урока, храктеристика качественной работы учителя и ученика, типология уроков.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon sovremennyy_urok_v_nachalnoy_shkole_2.ppt428.5 КБ
    Microsoft Office document icon sovrem_urok_dlya_sayta.doc53.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:



    Предварительный просмотр:

    Слайд №2. Классно-урочная система. Преимущества урока как формы организации педагогического процесса.

    • сочетание фронтальной,  групповой  и  индивидуальной  работы;
    • позволяет учителю систематически и последовательно излагать материал,  управлять развитием познавательных способностей и формировать научное мировоззрение учащихся;
    • стимулирует другие виды деятельности школьников, в том числе внеклассную и домашнюю;
    • на уроке  ученики овладевают не только системой знаний,  умений и навыков,  но и самими методами познавательной деятельности;
    • урок позволяет эффективно решать воспитательные задачи через содержание и методы педагогической деятельности 

     Слайд №3.      Урок-

    -  это такая форма организации педагогического процесса,  при которой педагог в течение точно  установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей  каждого  из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали  основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения,  а также для воспитания и развития познавательных способностей и  духовных  сил школьников.

    Слайд №4. Специфические признаки урока:

    • постоянная группа учащихся;  
    • руководство  деятельностью  школьников  с учетом особенностей каждого из них;
    • овладение основами изучаемого непосредственно на уроке.

    Слайд №5.  Организационные основания урока:

    1.     Работают все и работает каждый.

    2.      Интересно мнение каждого и радуют успехи каждого.

    3.      Все благодарны каждому за его участие, и каждый благодарен всем за свое продвижение к знаниям.

    4.      Доверие к учителю как к руководителю групповой работы, но каждый имеет право на инициативное предложение.

    5.       Все и каждый имеют право высказать мнение относительно проведенного занятия.

    Слайд №6. Система организационных правил на уроке.

    1.  Доводить педагогические требования до своего логического конца.

    2.  Сопровождать педагогическое требование инструкцией, раскрывающей легкий способ исполнения требуемого.

    3.  Раскрывать положительную программу действий и избегать негативных требований, т.е. требований не делать чего-либо.

    4.  Не предъявлять детям непосильных требований.

    5.  Переакцентировать внимание детей с общего требования на его детали.

    Слайд №7. Правила совместного общения на уроке.

    1.     НЕ произносить резких, категоричных суждений

    2.     НЕ подчеркивать интеллектуальное превосходство кого-либо

    3.     НЕ пренебрегать мнением других

    4.     НЕ перебивать выступающего, но и самому быть лаконичным и четким в высказываниях

    5.     НЕ допускать фамильярности по отношению к кому-либо

    6.     Отмечать индивидуально-ценностное в работе каждого

    7.     Выражать благодарность в адрес присутствующих.

    Слайд №8.  Характеристики качественной работы учителя.

    • целенаправленность его деятельности на уроке;

    •     характер отношений с учащимися;

    •     индивидуально-личностный подход к учащимся;

    •     дифференцированный подход к обучению;

    •     умение педагога приводить в соответствие содержание учебного материала, методы обучения и формы организации познавательной деятельности учащихся;

    •     работа учителя по формированию и развитию общеучебных навыков и умений;

    •     работа по развитию познавательного интереса;

    •     работа учителя по формированию знаний, умений и навыков и вооружению учащихся способами познавательной деятельности;

    •     сфокусированность усилий на формировании понятий;

    •      развитие общих способностей учащихся;

    •      объективность оценки знаний учащихся, соединение использования оценки и отметки;

    •      эффективность усилий, развивающих личность;

    •      эффективность воспитывающих влияний.

    Слайд №9. Характеристики качественной работы  учащегося.

    • уровень самостоятельности, самодеятельности учащихся на уроке;

    •      отношение учащихся к учебному труду;

    •      отношение учащихся к предмету, к учителю, друг к другу;

    •      объективная направленность деятельности учеников на образование и развитие своей личности;

    •      наличие у учащихся познавательного интереса;

    •      воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока;

    •     знание учениками фактического материала и уровень его усвоения.

    Слайд № 10.   Типология уроков.

    • Урок ознакомления учащихся с новым материалом или сообщения  (изучения) новых знаний
    • Урок закрепления знаний
    • Урок выработки и закрепления умений и навыков
    • Урок обобщения знаний
    • Урок проверки знаний, умений и навыков (контрольные)

    Слайд № 11. Комбинированный урок

    •  проверка домашней работы и опрос учащихся;  
    • изучение нового материала;
    • первичная проверка усвоения;
    • закрепление новых знаний в ходе тренировочных упражнений;
    • повторение ранее изученного в виде беседы;
    • проверка и оценка знаний учащихся; задание на дом  

     Слайд №12.Структура урока в начальных классах.

    I этап. Организация класса (орг.момент)

    II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)

    III этап. Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)

    IV этап. Применение полученных знаний и умений (решение учебных задач)

    V этап.  Рефлексия. Итог урока.

    Слайд №13. Формы организации урока.

    • Фронтальная
    • Групповая (звеньевая,дифференцированно-групповая…)
    • Индивидуальная

    Слайд № 14. Особенности организации коллективной работы.

    • каждый участник занятий попеременно выступает в своеобразной роли то «ученика», то «учителя»
    • ближайшая цель каждого участника занятий и «ученика» и «учителя» – учить всему тому, что он знает или изучает сам
    • деятельность каждого участника занятий имеет отчетливо общественно полезную краску, так как он не только учится, но и постоянно обучает других
    • основной принцип работы–все по очереди учат каждого и каждый всех
    • каждый отвечает не только за свои знания, но также за знания и успехи товарищей по учебной работе
    • полное совпадение и единство коллективных и личных, индивидуальных интересов: чем лучше и больше я обучаю других, тем больше и лучше знаю сам

    Слайд №15.  Требования к современному уроку.

    1. Точное и творческое выполнение программно-методических требований к уроку; грамотное определение типа урока, его места в разделе, курсе, системе внутрикурсовых связей, видение особенностей каждого урока.

    2. Учет реальных учебных возможностей учащихся уровня их воспитанности, уровня сформированности классного коллектива, учет интересов, склонностей, потребностей и запросов учащихся; целенаправленность в ликвидации пробелов в знаниях.

    3. Продумывание и решение в единстве задач образования, воспитания и развития; выделение важнейших, доминирующих задач урока, их конкретизация с учетом особенностей и возможностей коллектива.

    4. Выбор рациональной структуры и темпа проведения урока, обеспечивающих успешное решение поставленных задач и экономное использование времени урока.

    5. Концентрация внимания учащихся на усвоении важнейших понятий, положений, выделение главного в содержании обучения.  

    6. Обеспечение практической направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применения учащимися полученных знаний, умений и навыков, не допуская формального усвоения теоретических сведений.

    Слайд № 16.  

    7. Расширение арсенала выбора методов преимущественно за счет методов активного, проблемного обучения, которые способны активизировать познавательную деятельность учащихся.

    8. Сочетание общеклассных форм работы на уроке с групповыми и индивидуальными, стремление к организации учебного труда как коллективной деятельности.

    9. Формирование у всех учащихся осознанного и активного отношения к своей учебной деятельности, навыков рациональной организации учебного труда на уроке; использование воспитательных и развивающих возможностей.

    11. Общение с учащимися на основе сочетания высокой требовательности с уважением к личности школьника, опора в работе на классный коллектив, стремление добиваться действенного воспитательного влияния личности самого учителя.

    12. Соблюдение благоприятных для работы на уроке гигиенических и эстетических условий.

    13. Определение содержания и объема домашних заданий, не допуская перегрузки учащихся.

    14. Четкое следование замыслу плана урока и одновременная готовность гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций.

    Слайд №17.  Подготовка учителя к уроку:

    1. Проектирование (обдумывание) урока

    2.Определение темы урока

    3. Определение целей урока (обучающая, развивающая, воспитательная)

    4. Отбор содержания урока

    5. Определение типа и формы урока

    6.  Выполнение всех заданий, отобранных к уроку

    7. Выбор форм организации урока

    8. Определение методических приемов урока

    9. Определение наглядных пособий и средств обучения

    10. Описание урока

    11. Оснащение урока необходимыми средствами обучения

    Слайд №18. Дополнительные формы организации урока:

    • Экскурсия
    • Практикумы, практические занятия, предметные уроки
    • Дополнительные занятия
    • Консультации

    Слайд №19.  Вспомогательные формы организации урока:

    • Факультативы
    • Занятия в кружках
    • Клубы по интересам


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе»

    Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе»....

    презентация "Современный урок в начальной школе с позиции формирования УУд

    Презентация содержит материал, который можно использовать для выступления на МО учителей начальных классов. Содержит правила, постулаты современного урока в начальной школе и  требования к соврем...

    Выступление на школьном методическом объединении учителей начальных классов «Применение дидактических игр на уроках в начальной школе»

    Одной из таких технологий является дидактическая игра - как форма диалоговой технологии.Игра имеет особое важное значение в жизни детей младшего школьного возраста.В настоящее время дидакты ...

    Семинар. Выступление «Использование ИКТ на уроках в начальной школе как средство развития познавательных интересов»

    Использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества и обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общег...

    Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

    Выступление на методическом объединении учителей начальных классовпо теме«Формирование универсальных учебныхдействий на уроках в начальной школе»Чердонова Е.Ж.Учитель начальных классовСист...