Применение дифференциации и индивидуализации обучения как условие построения траектории индивидуального развития младшего школьника.
статья по теме

Збаранская Анжела Николаевна

 

Доклад по теме "Применение дифференциации и индивидуализации обучения как условие построения траектории индивидуального развития младшего школьника".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

 

   Применение дифференциации и индивидуализации обучения как условие построения траектории индивидуального развития младшего школьника.

                                                        Подготовила: учитель нач.

                                                               классов ЗбаранскаяА.Н.

Август 2009

Почему ребёнок не любит ходить в школу? Что чаще всего отвращает от неё? Новые требования, сложные занятия, трудности и неудачи? Да, но, кроме того, ещё и особая психологическая атмосфера, в которой он оказывается там. Учеников много, а ОН всего лишь один из них. Поэтому ему зачастую так неуютно в классе, и он стремится вырваться из школы домой. Что в этих условиях может сделать учитель?

Если в процессе обучения учитель, зная индивидуально-типологические особенности учащихся, будет умело подбирать формы и методы обучения, ученик сможет комфортно чувствовать себя на уроке, получая индивидуальное развитие, которое не противоречило бы его психологическому статусу (возможностям, склонностям, интересам).

Как нет на дереве двух одинаковых листьев, так нет двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций и т. д. В начальной школе, а особенно в первом классе, индивидуальные различия особенно заметны.

 На начальном этапе обучения необходимо, чтобы методы и формы работы с младшими школьниками были ориентированы на развитие личности ребёнка, его творческих способностей и интереса к предмету,т.е. педагогический процесс должен осуществляться на основе дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.Такой подход  даёт возможность детям с разными познавательными возможностями почувствовать уверенность в своих силах, позволяет развивать интуицию, воображение, логическое мышление каждого ребёнка и способствует активизации познавательной деятельности.
Дифференциация обучения-это создание условий для обучения детей,имеющих различные способности и проблемы.путем организации учащихся в однородные группы.

Индивидуальный подход-это принцип педагогики.согласно которому в процессе УВР с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели,учитывая их личностные особенности.

Наиболее остро вопрос индивидуальных различий школьников стоит на уроках обучения грамоте в 1-м классе. Не секрет, что, стремясь научить нечитающих детей, учителю не всегда удается уделить внимание тем, кто уже владеет навыком чтения и нуждается в дальнейшем его развитии и совершенствовании. Очень важно организовать работу учащихся таким образом, чтобы ни одна минута 35-минутного урока не пропала даром, чтобы «не потерять» ни самых читающих детей, ни тех, кто начал знакомиться с буквами только в школе. Это позволяет повышать учебную мотивацию всех учащихся: умеющие читать дети не только переживают ситуацию успеха, но и совершенствуют умение читать, а дети, только начавшие знакомство с буквами, осознают престижность получаемых знаний и умений, учатся слушать и отвечать на вопросы по услышанному. Например, на уроке идет знакомство с укр. народной сказкой «Рукавичка».После первого знакомства с произведением и выполнения заданий к тексту я работаю с группами учащихся:1)хорошо читающие дети - переходят к самостоятельной работе в тетради,2)дети, владеющие плавным слоговым чтением -выполняют отдельные задания по указанию учителя,3)учащиеся со слабым навыком чтения-работают с текстом под руководством учителя.

В рабочих тетрадях есть задания повышенной трудности. Например, задания с «рассыпанной» загадкой или пословицей предлагаются хорошо читающим детям. Учащиеся должны «собрать» и правильно прочитать пословицу или загадку .

Пристального внимания заслуживает дифференциация и индивидуализация домашнего задания.

 По чтению, например, после изучения сказки всем даётся задание подготовить пересказ текста, кто хочет, может к нему выполнить иллюстрацию, или написать рассказ о герое произведения, можно сделать и то, и другое. По таким домашним заданиям очень хорошо прослеживаются способности и наклонности ребёнка.

Осуществление индивидуального подхода на уроках математики не ограничивалось использованием карточек с индивидуальными заданиями. На уроках по выработке умения решать задачи использовались элементы дифференциации. Задача «Саша сделал 5 корабликов, а Коля – на 2 кораблика больше. Сколько корабликов сделал Коля?»  После ознакомления с текстом задачи, детям задавался вопрос: “Кто может сам решить задачу?” Детям, ответившим утвердительно, предлагалось приступить к выполнению задания. С оставшимися работа проводилась фронтально. Некоторым достаточно было одного-двух вопросов, и они присоединялись к учащимся первой группы. Выполнившим давалось дополнительное задание — составить обратные задачи к данной. Учащимся, составившим и решившим две задачи, предлагалось помочь соседу  Таким образом осуществлялась взаимопроверка.

 Например, по математике даю всем решить из учебника задачу: « У Зои 6 значков, а у Кости на 4 больше. Сколько значков у Кости?»С расчётом на среднего ученика углубляю задание: «Кто сможет, выполните к этой задаче второе задание: «Измените вопрос так, чтобы задача решалась в 2 действия.» С расчётом на сильного: «А кто сможет, выполните и третье задание к основной задаче: «Составьте две задачи , обратные данной. Запишите их решения».

Осуществление индивидуального подхода важно при выполнении домашних заданий. Возможности учебника для индивидуальной домашней работы недостаточно велики: решение задач по силам всем ученикам. для некоторых ребят возможны более сложные задания, задания творческого характера. Для слабых учащихся такие задания сложны, так как выполнить их надо самостоятельно. Дети обращаются за помощью к родителям, практически не работая сами. В связи с этим, задания должны быть такими, чтобы ребенок мог справиться с ними своими силами. Домашние задания для них оформлялись в виде писем с надписью “Лично в руки”. Это не только повышает интерес учащихся, но и стимулировало к самостоятельному выполнению всех заданий. Это особенно важно для тех, кому процесс учения неинтересен.

Мне нравятся тесты по математике. Они позволяют наиболее полно и достаточно быстро получать объективные результаты обучения, своевременно корректировать учебный процесс и организовывать более эффективно индивидуальное обучение детей. Тесты разработаны на два уровня сложности: 1-й обязательный, 2-ой повышенной трудности. Дети тянутся за теми, кто справляется с обоими уровнями. У кого не всё получается, просят с ними позаниматься после уроков. Например, Яна никогда не пойдёт домой с плохим результатом, а глядя на неё и Ксюша. Я разбираю с ней этот тест, потом даю ей другой вариант, она справляется и довольная идёт домой. Индивидуальный подход в данном случае является средством поддержания у ребёнка веры в свои возможности.

Завершая краткое изложение вопроса о дифференциации и индивидуализации обучения младших школьников, можно сформулировать некоторые условия его эффективного осуществления:

  1. знание индивидуальных и типологических особенностей отдельных учащихся и групп учащихся;
  2. умение анализировать учебный материал, выявлять возможные трудности, с которыми встретятся разные группы учащихся;
  3. составление развёрнутого плана урока, включая вопросы разным группам и отдельным учащимся.

Я считаю, что применение на уроках индивидуализации и дифференциации помогает ребёнку познавать себя, преодолевать трудности, повышает самооценку ребенка, укрепляет его веру в свои силы, помогает поддерживать интерес к учебе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа учебно-воспитательной деятельности Класса Юных Моряков «Фрегат»: «Индивидуально-личностное развитие младших школьников через систему обучения и воспитанияв условиях морского класса».

Программа создана в 2006 году в соавторстве с педагогом дополнительного образования Стариковым С.А. , а также в разработке программы приняла участие в качестве научного консультанта -cтарший преподава...

Программа индивидуального развития младшего школьника

Программа индивидуального развития младшего школьника...

Траектория индивидуального развития младшего школьника "Ступеньки роста"

Индивидуальная траектория развития или индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала одарённого ребёнка в образовательном процессе....

Обеспечение дифференциации обучения как условие построения траектории развития каждого ученика.

Статья. Обеспечение дифференциации обучения как условие построения траектории развития каждого ученика....

Применение дифференциации и индивидуализации обучения как условие построения траектории индивидуального развития младшего школьника.

В этой презентации раскрывается суть применения  дифференциации и индивидуализации обучения как условие построения траектории индивидуального развития младшего школьника....

Траектория индивидуального развития младшего школьника.

Работа по индивидуальным траекториям развития в начальных классах поможет детям в дальнейшем планировать и организовывать свою работу, реально оценивать свои возможности и перспективы, ставить цели и ...