Портфолио учителя начальных классов
методическая разработка по теме

Портфолио учителя начальных классов.

Поможет учителям создающим свое портфолио.

(в связи с ограничением объема работ, размещаемых на сайте, удалены все фотографии)

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

2011 год

Раздел 1.        Общие сведения

Раздел 2.        Научно-методическая деятельность

Раздел 3.        Результаты педагогической деятельности

Раздел 4.        Внеурочная деятельность

Раздел 5.        Учебно-материальная база

  Место работы: МОУ «СОШ №13 с УИОП»

    Сведения об образовании: высшее

    Закончила: Туркменский  Государственный
   педагогический институт им. С. Сейди по
   специальности «Учитель начальных классов»

    Стаж педагогической работы: 18 лет

    Квалификационная категория:  первая

    Тема самообразования: Русский язык в составе универсальных учебных действий.

Сведения о повышении квалификации:

  1. Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации с 1 января 2010 г. по 30 сентября 2010 г. на курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и Факультета педагогического образования МГУ им. М. В. Ломоносова по образовательной программе «Психологические особенности детей младшего школьного возраста» в объеме 72 часов.
  2. Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации с 1 января 2010 г. по 30 сентября 2010 г. на курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и Факультета педагогического образования МГУ им. М. В. Ломоносова по образовательной программе «Трудности обучения письму и чтению в начальной школе» в объеме 72 часов.
  3. Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации с 22 сентября 2010 г. по 15 декабря 2010 г. прошла кратковременное обучение в Московском государственном областном гуманитарном институте по программе «Использование ИК-технологий в работе учителя начальных классов» в объеме 72 часов.
  4. Сертификат от 21.09. 2011г. о сдаче экзамена в Центре компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Н. Э. Баумана по курсу «Специалист Windows XP & Microsoft Office 2003».
  5. Сертификат от 21.09. 2011г. о сдаче экзамена в Центре компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Н. Э. Баумана по курсу «Специалист Windows 7».
  6. Сертификат от 21.09. 2011г. о сдаче экзамена в Центре компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Н. Э. Баумана по курсу «Специалист Microsoft Word 2007».
  7. Сертификат  от 21.09. 2011г. о сдаче экзамена в Центре компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Н. Э. Баумана по курсу «Специалист Microsoft Excel 2007».

«Сертификаты»

Наличие публикаций в специализированных педагогических изданиях, размещение авторских материалов в сети Интернет

  1. Грамота бесплатного школьного портала «ProШколу.ru» № 263138-833-19 от 01 ноября 2011, материал постоянно доступен по адресу: http://www.proshkolu.ru/cert/1212926-902-8
  2. Учебно-методические материалы по календарно-тематическому планированию в 1 – 3 классах на личной странице сайта http://www.proshkolu.ru/user/ElenochkaN .
  3. Свидетельство о публикации в электронном СМИ на сайте «Завуч.инфо»    св-во о рег. СМИ ЭЛ № 77–34271 учебно-методического материала по воспитательной работе находящегося по адресу http://www.zavuch.info/metodichka/vospitanie/vneklrodsobr/rod-sobr-obuch-pism-chten
  4. Сертификат о создании своего персонального сайта в  социальной сети работников образования Web-адрес сайта:  http://www.nsportal.ru/nizamova-elena-gennadevna-1.
  5. Сертификат о размещении в  социальной сети работников образования своего электронного портфолио Web-адрес портфолио: http://www.nsportal.ru/nizamova-elena-gennadevna-1.
  6. Свидетельство о публикации в электронном СМИ № ФС77-43268 учебно-методического материала Web-адрес публикации:  http://nsportal.ru/node/54157 

«Сертификаты»

Наличие наград:

  1. 2011 год – Диплом за активное участие во всероссийском конкурсе-игре по естествознанию «Человек и природа».
  2. 2011 год – Диплом за активное участие во Всероссийском «Молодежном чемпионате «Старт».
  3. 2010 год – Диплом за активное участие во Всероссийском «Молодежном чемпионате «Старт».
  4. 2010 год – Благодарность Регионального оргкомитета игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех» за подготовку учащихся  и активное участие в конкурсе.
  5. 2007 год – Грамота директора ФМСПОШ № 2 за огромный вклад в дело воспитания поколения и большую организационно-методическую работу.
  6. 2007 год – Грамота главы местного самоуправления Февральского муниципального образования за творческий педагогический труд, любовь и преданность своему делу.
  7. 2004 год – Диплом заместителя главы Февральского муниципального образования за участие в районном конкурсе «Лучший классный руководитель»

«Грамоты»

Моё жизненное кредо

Каждый учитель начальной школы возлагает на себя огромную ответственность: помочь маленькому ребенку построить фундамент для обучения, роста и развития. Крепость фундамента - это залог успешности ребенка в жизни как творческой личности, индивидуальности.

Ребенок - это уникальный, неповторимый мир детства. И я убедилась, что учитель, особенно учитель начальных классов, не должен быть только учителем, преподающим учебные предметы. Он должен быть охранителем детства, помощником ребенка в становлении его возможностей, способностей. И в этом смысле учитель начальных классов - прежде всего Педагог. Убеждена, что очень многое светлое и радостное за период учебы в начальной школе останется у ребят на всю жизнь. Каким трепетом и гордостью светятся глаза первоклашек, когда они идут в школу. И как важно всем нам, педагогам и родителям, поддерживать этот огонь все годы обучения ребенка. Мы должны помнить, что ребенок самоценен, он уже личность, несмотря на то, что он младший школьник. И ребенок должен чувствовать на каждом уроке, при каждом соприкосновении с педагогом, что он «центр педагогического мироздания!». "Сердце отдаю детям", - так мудро сказал В.Сухомлинский. Именно в отдаче себя ребенку учитель должен находить истоки своего подвижничества, соучастия, сопереживания

Для меня главное, обеспечить условия для самореализации, для раскрытия индивидуальности ребенка, его внутреннего мира. Вопросы перед ребенком ставятся таким образом, чтобы пробудить у него потребность мыслить, увлечь учением.

И как важно всем нам, педагогам и родителям, поддерживать эту потребность все годы обучения ребенка.

В настоящее время веду уроки по программе развивающего обучения         Л.В. Занкова.

Задача системы начального обучения Л. В. Занкова – «высокое общее развитие учащихся». Под общим развитием Л. В. Занков понимал развитие всех сторон личности ребёнка: его познавательных процессов («ума»), волевых качеств, управляющих всей деятельностью человека («воли»), и нравственно-этических качеств, проявляющихся во всех видах деятельности («чувств»). Общее развитие представляет собой формирование и качественные изменения таких свойств личности, которые в школьные годы являются основой для успешного достижения целей и задач образования, а после окончания школы – основой творческого труда в любой сфере человеческой деятельности

Дидактические принципы системы Л. В. Занкова звучат так:

1) обучение на высоком уровне трудности;

2) включение изучаемых дидактических единиц в многообразие функциональных связей (в прежней редакции – изучение материала быстрым темпом);

3) сочетание чувственного и рационального познания (в прежней редакции – ведущая роль теоретических знаний);

4) осознание школьниками процесса учения;

5) развитие всех учащихся, независимо от уровня их школьной зрелости.

Мои уроки отличает высокая плотность, темп, широкая реализация межпредметных связей. Я успешно внедряю новые технологии. Разнообразие различных форм работы:  коллективной, индивидуальной, самостоятельной, групповой, парно-групповой даёт возможность включать воспитанников в активную познавательную деятельность.

Внедрение в практику работы проблемных, частично – поисковых, развивающих принципов обучения позволяет мне достигать высоких результатов в обучении.

Образовательные программы и технологии, интегрирующие образовательные и оздоровительные компоненты, направленные на сохранение и повышение работоспособности, минимизацию утомительности обучения, обеспечение возрастных темпов роста и развития детей; с учетом индивидуальной образовательной траектории учащихся.

В процессе обучения использую современные информационные технологии. Постоянно ведется профилактическая работа по предупреждению близорукости, искривлению осанки.

На уроках использую учебники и методические пособия, одобренные Министерством образования РФ.

Теоретический блок: изучение передового педагогического опыта, научно-методической литературы по предметам.

Практический блок: Стремлюсь учить детей без двоек, без принуждения, развивать у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, добиваться общего развития личности - ума, воли и чувств. Развитие предполагает сотрудничество, именно такой характер должна носить помощь взрослых - не прямая подсказка, а организация совместного поиска решения. Принимать каждого ребенка таким, каков он есть, видя в нем человека со своими особенностями, складом ума и характера, учитывая, что развитие ребенка идет неравномерно. Система охватывает не только классную, но и внеурочную работу.

Принципы концепции - обучение на более высоком уровне трудности, изучение материала более быстрым темпом, ведущая роль теоретических знаний, осознание процесса учения, работа над развитием всех учащихся - и самых слабых, и самых сильных. Система не рассчитана на форсирование развития, но создает условия для пробуждения и развертывания зреющих в ребенке сил. На развитие ребенка влияет только интенсивная самостоятельная деятельность, связанная с эмоциональным переживанием. Чтобы пробудить самостоятельную мысль, вопросы ставятся в общем виде, что побуждает детей мыслить. Проверка эффективности применения этой системы обучения дает обнадеживающие результаты: уровень подготовки и развития детей оказывается выше, чем при обучении по традиционным методикам.

Аналитический блок: анализ и интерпретация полученных результатов на основе мониторинга.

В целях повышения уровня обучения и воспитания учащихся регулярно анализирую свою педагогическую деятельность, выделяю её сильные и слабые стороны, ставлю новые педагогические задачи.

При отборе теоретического и практического материала для урока учитываю дидактические задачи, цели урока, индивидуальные и психологические особенности учащихся.

Использую в своей работе различные нетрадиционные типы урока: уроки-путешествия Урок-экскурсия, урок – сказка, урок- исследование, урок – театрализация, урок-викторина, уроки-семинары, практикумы, уроки-зачеты, уроки-лекции.

Использование современных технологий обучения.

Для подготовки к урокам активно применяю компьютерные программы  Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Excel, и др., с помощью этих программ создаю собственные презентации, дидактические материалы к урокам. Использую уже готовые мультимедийные презентации на уроках, а также и во внеклассных занятиях.

Для оптимизации образовательного процесса применяю игровые технологии, технологию проблемного обучения, много внимания уделяю ЗСБТ, дифференцированное обучение, КСО, групповые технологии, индивидуальные, классно-урочные технологии, творческие, объяснительно-иллюстративные технологии, а также классная, групповая, индивидуальная и коллективная формы организации обучения и воспитания.

Использование ИКТ.

В своей работе я часто применяю ИКТ.

К примеру, проводила уроки по русскому языку по теме: «Безударные гласные в корне слова». Это была серия уроков (3 урока), которая очень эффективно позволила обобщить раннее изученный материал.

При помощи ИКТ можно проводить настоящие виртуальные путешествия на уроках окружающего мира.

Современные информационные технологии использую и в работе с одарёнными детьми. Это и поиск информации по теме исследовательской работы, и подготовка презентации, буклетов, к примеру, проект  «Почва – живое – мертвое тело».

Одно из направлений применения ИКТ в реализации воспитательной системы класса – проведение классных мероприятий, родительских собраний. Использование средств ИКТ позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество учеников, их родителей.

То, о чём сказано выше, всего лишь крупица из проведённых уроков и мероприятий, но насколько интересно на них детям.

Психолого-педагогические исследования в классе показали, что использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует:

- повышению мотивации к учению;

- повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности;

- активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;

- развитие наглядно-образного, информационного мышления;

- развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;

- повышению активности и инициативности младших школьников на уроке;

- повышению уровня комфортности обучения.

Все это позволяет говорить о повышении качества работы учителя.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы учителя начальных классов.

Элементы здоровьесберегающих технологий, применяемые на уроках в начальной школе.

Цель: обеспечение здоровья учащихся.

Методы:

  • Учёт особенностей каждого ученика.
  • Создание благоприятного микроклимата на уроке, во внеурочной жизни.
  • Использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу.
  • Создание условий для самовыражения учащихся.
  • Инициация разнообразных видов деятельности.
  • Предупреждение гиподинамии.

Ожидаемые результаты:

  • Предотвращение усталости и утомляемости.
  • Повышение мотивации к учебной деятельности.
  • Прирост учебных достижений.

Разноуровневое обучение

Цель разноуровневого обучения: организация учебного процесса на основе учёта индивидуальных особенностей личности.

Осуществляя  разноуровневое обучение, руководствуюсь следующими требованиями:

  • Создание атмосферы, благоприятной для учащихся.
  • Активное общение с учащимися

Для реализации разноуровневого обучения использую:

  • Карточки – информаторы, которые включают элементы дозированной помощи.
  • Альтернативные задания для добровольного дополнительного выполнения.
  • Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности.

Разноуровневая дифференциация обучения широко применяю на разных этапах учебного процесса:

-        изучение нового материала;

  • учет знаний на уроке;
  • проверка усвоения пройденного материала;
  • самостоятельные и контрольные работы;
  • организация работы над ошибками;
  • закрепление пройденного материала;
  • домашняя работа.

Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе

Название используемой технологии

Обоснование применения.

Имеющийся или прогнозируемый результат.

1.

Применение ИКТ.

  • повышение мотивации учащихся
  • новый уровень восприятия учебного материала
  • достижение дифференциации обучения учащихся
  • развитие информационной компетенции
  • развитие самостоятельных умений и навыков учащихся
  •  повышение интереса к изучаемому предмету
  • развитие компетенций
  • повышается уровень компьютерных знаний

2.

 Технология индивидуального обучения (автор Г.А Кузнецова) – частично.

  • применение заданий разного уровня
  • развитие умения самостоятельного выполнения работы
  • умение учащегося оценивать собственные возможности и результаты

3.

Методика работы в группах с интеграцией индивидуализированного обучения (автор В.Д.Шадриков).

  • Развитие
  • сотрудничества в ученическом коллективе
  • развитие коммуникативных навыков учащихся
  • повышается интерес к предмету
  • развитие навыков коллективной деятельности
  • повышается успеваемость и качество знаний по предмету

4

Интеграция уроков (частичная)

●  всевозможная интеграция уроков русского языка и литературного чтения, частично – литературное чтение – изобразительное искусство

  • уметь извлекать знания в межпредметной деятельности

5

Игровые технологии (автор Б.П.Никитин)

● повышение мотивации учащихся

  • повышение интереса к изучаемому предмету

6

Здоровьесберегающие

  повышение эффективности уровня

  • улучшение качества знаний

7

Технология уровневой дифференциации В.В.Фирсова

  применение заданий разного уровня

  • развитие умения самостоятельной работы
  • умение учащегося оценивать собственные возможности и результаты

Работа методического объединения

Руководитель методического объединения учителей начальных классов МОУ ФСОШ №2 с 2004 по 2007 год.

Достигнутые результаты:

-        Обеспечена содержательная методическая преемственность со средним звеном.      

-        Организовано сотрудничество с учителями – предметниками – учителями.

-        Организация мониторинга успешности обучения учащихся начальных классов.

-        Систематическая работа по формированию системы диагностики творческих возможностей учителей.

-        Совершенствование работы по апробации и внедрению в практическую работу современных образовательных технологий.

-         Обеспечение  условий для выявления, изучения и распространения передового педагогического опыта.

-        Организация участия учителей в районных и областных мероприятиях.

Публичные выступления.

Дата

Тема выступления

Место проведения

Количество

слушателей

2011 г.

Русский язык в составе универсальных учебных действий

ШМО учителей начальных классов

Администрация, учителя МО, (9 чел.)

2011 г.

Развитие творческой активности младших школьников

ШМО учителей начальных классов

Администрация, учителя МО, (13 чел.)

2010 г.

Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках математики

ШМО учителей начальных классов

Администрация, учителя МО, (13 чел.)

2011 г.

Формирование орфографической зоркости у младших школьников

ШМО учителей начальных классов

Администрация, учителя МО, (13 чел.)

2009 г.

Психологические особенности детей младшего школьного возраста

ШМО учителей начальных классов

Администрация, учителя МО, (13 чел.)

2010 г.

Презентация «Род имен существительных»

курсы повышения квалификации

Слушатели курсов, администрация

2009 г.

Открытый урок «Число и цифра 0. Сложение и вычитание с 0»

МОУ СОШ № 13

Учителя МО, администрация

2009 г.

Открытый урок «Звуки [ы], [и], буквы ы, И, и. Твердые и мягкие согласные»

МОУ СОШ № 13

Учителя МО, администрация

2009 г.

Открытое мероприятие «Посвящение в первоклассники»

МОУ СОШ № 13

Учителя МО, администрация, родители

2009 г.

Открытое мероприятие «Утренник к 8 марта»

МОУ СОШ № 13

Учителя МО, администрация, родители

Позитивная динамика  учебных достижений учащихся.

За последние два года в своей педагогической  работе наблюдается  положительная  динамика  учебных  достижений  учащихся:  при  100%  успеваемости  качество  обучения  составляет от 82% до 84%.

КЛАСС

УЧЕБНЫЙ ГОД

КАЧЕСТВО %

ОБУЧЕННОСТЬ%

1 В

2009- 2010

безотметочное обучение

безотметочное обучение

2010 - 2011

82 %

(1 полугодие)

100 %

83,5 %

(2 полугодие)

100 %

Уровень обученности и качества знаний  по предметам

Из сравнительного анализа уровня качества и обученности учащихся за истекшие 2010 – 2011 гг. по русскому языку, математике, литературному чтению и окружающему миру видно, что качество знаний по русскому языку повысилось на 8%; по математике – на 12%, по литературному чтению – на 0%, по окружающему миру – на 12%.

Предмет

Полугодие

Всего обучалось

из них на

% успевае-мости

% качества

Динамика

5

4

3

2

Русский язык

1

26

4

14

6

-

100

69

8 %

2

26

7

13

8

-

100

77

Чтение

1

26

17

9

-

-

100

100

0 %

2

26

16

10

-

-

100

100

Математика

1

26

6

12

8

-

100

69

12 %

2

26

6

15

5

-

100

81

Окружающий мир

1

26

14

8

4

-

100

85

12 %

2

26

20

5

1

-

100

96

Результаты контрольных срезов по предметам за 2 класс.

Учебный год

Русский язык

Чтение

Математика

5

4

3

2

5

4

3

2

5

4

3

2

2010-2011

13

8

4

1

17

7

2

-

12

12

1

1

Учебный год

Русский язык

Чтение

Математика

% уровня

обученности

% качества

% уровня

обученности

%качества

% уровня

обученности

% качества

2010-2011

96

81

100

92

96

92

Дополнительные показатели, используемые образовательным учреждением и учителем.

% учащихся, выполняющих норму по чтению:

Учебный год

Класс

Выполняют норму и читают выше нормы

Читают без ошибок

Читают выразительно

Понимают прочитанное

2009-2010

1

92%

68%

78%

65%

2010-2011

2

88%

74%

80%

69%

Достижения детей по данным внешних аттестаций различного типа.

Аналитическая справка по итогам диагностических исследований качества знаний.

Анализ результатов административных контрольных работ за последний год свидетельствует о высоком уровне качества знаний учащихся, составляющем:

 по русскому языку от 81% до 92%.

по  математике от 72% до 92%

по чтению от 88% до 92%.

Позитивные результаты внеурочной деятельности по преподаваемым предметам.

Руководство факультативами 2010 - 2011 учебный год.

Факультативы:

         «Информатика в играх и задачах»  (26 человек)

        «Учимся писать изложения и сочинения» (26 человек)

        «Школа развития речи» (26 человек)

Результатом моей работы являются достижения учащихся в школьных и общероссийских олимпиадах, конкурсах, играх.

«Сертификаты»

Учащиеся моего класса активно участвуют во внеурочной деятельности, посещают кружки и секции, занимаются искусством.

«Грамоты»

Ученица Антонова Софья представляла свои работы и заняла первое место на конкурсе рисунка «Мир глазами детей», а также выставляла свои работы в персональной выставке «Четыре поколения» (вырезки из газеты).

   Соня Антонова и Лена Шемякина, Ваня Прокофьев и Наташа Назина представили свои работы на выставке рисунка в редакции нашей газеты. «Мир глазами детей» - так назвали мы эту экспозицию, где собраны работы не студийные, а скорее фантазийные. Они не вписываются во взрослые каноны, поэтому и рассуждать о стиле и технике неуместно. На нас смотрит со стен такой яркий, необычный, не всем понятный мир, к которому хочется прикоснуться, которым хочется любоваться.

Наталья ТОЛМАЧЁВА. Фото Дмитрия АБРАМОВА

Родословная в художественной экспозиции

Связующая нить

     Предполагалось, что эта выставка будет персональной. Так она и заявлена в анонсах. Однако заслуженный художник России Марина Орлова посчитала, что интереснее выставить работы нескольких поколений художников своей семьи, чем представить просто еще одну персональную экспозицию. Итак,в Библиотеке искусств выставка «Связь поколений».

С Мариной Орловой электростальские зрители знакомы: несколько лет назад – большая выставка в зале на ул. Чернышевского в дуэте с мужем, заслуженным художником России Виктором Орловым; прошлой зимой - экспозиция четы Орловых в городской администрации.

Нынешняя выставка, хоть и тоже семейная, но совершенно неожиданная по замыслу: пять авторов, четыре поколения художников. Выставка - родословное древо, выставка - память. Ее идея - исследование своих истоков, того, как художественная одаренность старших в семье находит продолжение в младших.

… самая юная из династии - девятилетняя Соня, дочь Антона и внучка Марины. Ее ярчайшие и по-детски непосредственные рисунки завершают экспозицию «Связи поколений».

«Фото класса»

В классе 26 учеников: 13 девочек и 13 мальчиков. Дети одного возраста 2002 – 2003 годов рождения, все ребята из полных семей. Многие дети из благополучных семей, но есть семья, требующая особого внимания (Воронцов Никита),  данная семья считается многодетной семьей, но мама занята своей личной жизнью, постоянно меняются отцы. Ребенком занимается в основном родной отец, который живет отдельно, и бабушка. Связь ведется в основном с отцом.

В классе есть дети с ослабленным здоровьем, много детей имеют плохое зрение.

В классе сформированная учебная мотивация на основании наблюдений. Учебные интересы сформированы и разнообразны. С целью изучения взаимоотношений был проведен опрос, который показал, что в основном среди одноклассников есть друзья. В основном этот выбор взаимный.

Второй класс закончили без отстающих. Среди всех детей можно выделить Жильцову Дашу, Безрукову Оксану, Хлыстову Анастасию, Кечина Никиту, Маслова Даниила, Филатова Даниила, Ли Алину, Матвееву Ксению, Антонову Софью, как успевающих в учёбе на «4» и «5». Однако есть дети, которым учёба, даётся не очень легко, и они испытывают трудности, это: Янышевский Илья, Сароян Моника, Синельникова Светлана.

Многие ребята занимаются в различных секциях, кружках, в музыкальных и художественных школах. Дети трудолюбивы, активны, охотно участвуют во всех мероприятиях, в их подготовке.

Родители детей класса активны, помогают учителю, очень отзывчивы. Все советы принимают положительно. Родительский комитет старается создать благоприятные условия для жизни детей в социуме, оказывает помощь в подготовке мероприятий, организует экскурсии.

Воспитательные задачи, поставленные в прошлом году, реализовывались через проведение тематических классных часов, конкурсов, викторин, устных журналов, экскурсий.

за 2010 – 2011 учебный год

«Воспитание – великое дело: им решается участь человека». Эти хорошо известные слова В. Г. Белинского не только не теряют своей актуальности, но и приобретают еще большую значимость в наше тревожное и нестабильное время. Ведь, действительно, сейчас как никогда ранее судьба человека зависит от того, как он воспитан.

В прошедшем учебном году решали следующие воспитательные задачи:

1.        Формирования навыков культурного поведение в школе, дома, на улице, в общественных местах.

2.        Формирование у учащихся нравственных ценностей.

3.        Возможности самовыражения каждого члена коллектива, возможности комфортно чувствовать себя в коллективе.

4.        Привития интереса к здоровому образу жизни, соблюдению гигиенических правил.

5.        Развития речи учащихся и культуры общения.

6.        Воспитания патриотов своего Отечества.

7.        Воспитания уважительного отношения к взрослым, пожилым людям.

8.        Воспитания бережного отношения к природе.

Решением вышеперечисленных задач является совместная творческая деятельность детей и взрослых по различным направлениям воспитательной работы.

Работали по направлениям:

1.        Здравствуй, школа!

2.        Природа и мы.

3.        Хочу все знать.

4.        В здоровом теле – здоровый дух.

5.        Семья и школа.

6.        Солдатами не рождаются - солдатами становятся.

7.        Счастливое детство.

8.        В человеке должно быть все прекрасно.

9.        Вечная память и слава.

За прошедший год было проведено много внеклассных мероприятий: классные часы, беседы, викторины, конкурсы, поездки в г. Владимир, Москва «Театр эстрады» на мюзикл, на фабрику елочных игрушек, походы в кино, городской музей, что способствовало сплочению классного коллектива. Большую работу классному руководителю и своим детям оказывают родители, всегда оказывают помощь в подготовке мероприятий, а также в сопровождении детей на экскурсии и.т.п.

Дети проявляли творчество, ответственность за порученные дела.

«Фото экскурсий»

В 2010 – 2011 учебном году было проведено 1 организационное, 1 итоговое и 4 тематических  родительских собрания по темам:

1.        Жизнь ребенка и его успехи в школе.

2.        Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессивности.

3.        Наказание и поощрение в семье.

4.        Летний отдых. Опасности.

Посещаемость родительских собраний высокая, каждый родитель желает знать об успехах своего ребенка и его жизни в классном коллективе.

Дети в классе любознательные, отзывчивые.

Высокий познавательный интерес у Торчанской Карины, Жильцовой Дарьи, Антоновой Софьи, Кечина Никиты, Дорошенко Романа, Менее активны Левченко Данил, Матвеева Ксения, Физин Максим, Ли Алина..

Не активны, не проявляют интереса к учебе: Сароян Моника, Сухов Сергей, Янышевский Илья, Киреева Александра.

Их удовлетворяет роль механического исполнения заданий

Цель: воспитательной работы в классе является личностное развитие воспитанников, обладающих нравственной культурой, интеллектуальным, творческим и физическим потенциалом, развивать добрые наклонности детей живой практической деятельностью, воспитывать внутренние качества, развивать их душу, ум, здоровье.

Задачи: создать максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей.

  1. Оказание помощи ребенку в преодолении трудностей в различных видах деятельности, формирование самостоятельности.
  2. Воспитание общительности, своей общности с коллективом, духа товарищества и сотрудничества, желания оказывать помощь друг другу.
  3. Способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире и приобщению к национальным традициям.
  4. Формирование жизненно важных трудовых навыков и нравственных представлений: формирование у детей таких ценных качеств и привычек поведения, как стремление говорить правду, поступать по справедливости, стремление быть смелым, организованным, исполнительным, уважительным, нетерпимым к лени, зазнайству, грубости, лжи.
  5.  Воспитание любви к чтению, развитие любознательности, любви к природе, к здоровому образу жизни.
  6. Выявление, изучение и развитие творческих личностных способностей младшего школьного возраста
  7. Воспитание личной ответственности за порученное дело
  8. Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития и нравственного формирования личности каждого ребенка, его самоутверждения, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
  9. Защита прав и интересов обучающихся;

Методологической основой воспитательной деятельности в классе является гуманитарно-личностная концепция обучения и воспитания.

Цель воспитательной системы заключается в формировании и раскрытии творческой индивидуальности личности младшего школьника; воспитании гражданина, любящего свою семью, школу, город, край, Россию; человека культуры и нравственности.

Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются «Индивидуальность», «Самостоятельность», «Доброта», «Нравственность», «Творчество», «Активность», «Коллектив», которые одновременно выполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества. Я стараюсь организовать работу так, чтобы эти ценности «пронизывали» все стороны деятельности, общения и отношений в классном коллективе, стали составляющими его «духа», а затем превратились в ценностные ориентации личности каждого ребенка.

При планировании воспитательной работы с классом охватываю такие моменты, как сплочение классного коллектива; привитие навыков культуры поведения в классе, школе, общественных местах; воспитание чувства товарищества, дружбы, взаимопомощи; развитие трудовых навыков, самостоятельности, ответственности, дисциплинированности; повышения интереса к учебным предметам; привитие навыков изучения природы родного края, развитие желания преумножать богатство природы и стремление к вступлению в ряды её защитников.

        

№ п\п

Ф.И.О.

Дата рождения

Домашний адрес

Телефон

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

Ф.И. учащегося

Характеристика семей

Информация о родителях

Занятость учащихся во внеурочное время

Трудности в учебе, общении со сверстниками, учителями, родителями

Проживают:

1.Благоустроенная квартира

2.Квартира с частичными удобствами (комната в к/кВ, общ-е)

3.Частный сектор

многодетные

Полные (есть  папа и мама )

неполные

Воспитывается 1 ребёнок

Находятся в соц. опасном положении

Находятся под опекой

Приёмная семья

Состоят на учёте ОДН, КДН и ЗП, ВШУ (и семьи, и учащиеся)

дети - инвалиды

Русский язык не является родным

мать

отец

работает

безработная

Есть инвалидность

Имеет высшее образование

Имеет средне-специальное образование

работает

безработный

Есть инвалидность

Имеет высшее образование

Имеет средне-специальное образование

Музыкаьная .школа

Танцевальные коллективы

Худ. школа, кружки

Спорт. секции

1

+

+

+

+

+

+

+

1

2

+

+

+

+

+

+

1

3

+

+

+

+

1

4

+

+

+

+

+

+

1

5

+

+

+

+

+

+

1

6

+

+

+

+

+

+

1

7

+

+

+

+

+

+

1

8

+

+

+

+

+

1

9

+

+

+

+

+

1

10

+

+

+

+

+

+

+

1

11

+

+

+

+

+

+

1

12

+

+

+

+

+

+

1

13

+

+

+

+

+

+

1

14

+

+

+

+

+

1

15

+

+

+

+

+

+

+

1

16

+

+

+

+

+

+

+

1

17

+

+

+

+

+

1

18

+

+

+

+

+

+

1

19

+

+

+

+

+

+

1

20

+

+

+

+

+

+

1

21

+

+

+

+

+

+

+

+

1

22

+

+

+

+

+

+

1

23

+

+

+

+

+

1

24

+

+

+

+

+

+

+

1

25

+

+

+

+

1

26

+

+

+

+

+

+

1

ИТОГО:

2

26

11

21

5

8

12

26

5

17

4

1

1

12

2

26

Родительский комитет класса — это объединение родителей для всемерного содействия педагогическому коллективу учителей, работающих в классе, классному руководителю в организации сотрудничества семьи и школы на благо учащихся класса.

Родительский комитет выбирается на родительском собрании в начале учебного года сроком на один учебный год.

В родительский комитет класса могут быть избраны родители любого ученика класса по их желанию или по предложению большинства участников родительского собрания класса.

Председатель родительского комитета выбирается из числа избранных членов родительского комитета на первом заседании.

О своей деятельности родительский комитет отчитывается перед родительским собранием.

Собрание родителей вправе потребовать от родительского комитета внеочередного отчета, если сомневается в его действиях.

Родительский комитет класса участвует в заседаниях Совета школы, в школьных конференциях, встречах родительских комитетов классов со школьной администрацией.

Заседания родительского комитета класса проходят 3-4 раза в учебном году. Принятые решения фиксируются в протоколе, который хранится у председателя родительского комитета.

Положение о родительском комитете класса принимается на заседании родительского комитета школы или на заседании Совета школы.

Родительский комитет класса обязан:

  • помогать классному руководителю в налаживании контакта с коллективом родителей;
  • вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми;
  • влиять на формирование культуры родительского общения;
  • быть посредником между семьей,   школой, общественными организациями в трудных жизненных ситуациях;
  • стимулировать подвижничество и ответственность в воспитании подрастающего поколения;
  • выступать с инициативами и предложениями по улучшению образовательно-воспитательного процесса в школе;
  • соблюдать этические нормы в общении с учащимися, педагогами
    и их родителями.

Родительский комитет имеет право:

  • активно участвовать в организации образовательно-воспитательного процесса в классе;
  • помогать классному руководителю и школе в приобретении учебников и пособий;
  • посещать вместе с классным руководителем учащихся на дому;
  • присутствовать на уроках и внеклассных мероприятиях;
  • высказывать свое мнение о проводимых в классе мероприятиях;
  • принимать совместно с классным руководителем определенные меры воздействия к тем родителям, которые не занимаются воспитанием своих детей;
  • проводить беседы с проблемными учащимися;
  • поддерживать тесный контакт с правоохранительными органами и общественными организациями в защиту прав ребенка и семьи;
  • привлекать в случае необходимости различного рода специалистов для решения проблем семьи.

Родительский комитет

Поручения

Ф.И.О.

Домашний адрес, телефон

Председатель родительского комитета

Казначей, зам. председателя по хозяйственной работе

Зам. председателя по учебной работе

Зам. председателя по воспитательной работе

Члены родительского комитета

Наряду с формированием классного коллектива веду направленную работу на формирование родительского коллектива. Формирование родительского коллектива происходит тяжелее, чем детского.

В своей работе я использую специальную технологию включения учащихся, родителей в совместную деятельность по составлению плана воспитательной работы. Такая технология была разработана в теории и практике коммунарского движения и называется «коллективное планирование». Её основоположником является И.П.Иванов. Он считал, что коллективное планирование – это творческое организаторское дело, когда каждый член коллектива участвует в раскрытии перспектив, в поиске и выборе общих дел на новый период, разработке конкретного плана таких дел. На протяжении 18 лет  веду воспитательную работу в классе по системе коллективных творческих дел (КТД).

Начиная работать с детским коллективе я пыталась максимально изучить семейную ситуацию, понять уклад жизни семьи каждого ученика, традиции, обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу в классе с максимальной эффективностью. Уже на первой встрече (в сентябре) с родителями мною использовалась следующая диагностика:

Мой ребенок

  1. Ф.И.О.________________________________________________
  2. Интересы моего ребенка_________________________________
  3. О здоровье моего ребенка могу рассказать следующее____________________________________________
  4. В детском саду к нему (к ней) относились так, что мы___________________________________________________
  5. Его (ее) отношения с воспитателем детского сада были__________________________________________________
  6. Моему ребенку нравится когда____________________________
  7. Моему ребенку не нравится когда__________________________________________________
  8. Его (ее) положительными качествами является то, что он (она) всегда ________________________________________________________
  9. Его (ее) отрицательными качествами является то, что он (она) всегда__________________________________________________
  10. Трудности в воспитании нашего ребенка связаны с тем, что_____________________________________________________
  11. Я хотел бы, чтобы классный руководитель обратил внимание на него (ее) способности к ________________________________________________________
  12. Мы надеемся, что с помощью классного руководителя мы сможем развить в своем ребенке следующие качества_______________________ и преодолеть следующие качества_________________

Результаты данной диагностики мне помогли ближе познакомиться с детьми и дали представление об  их родителях.

Основные направления

Темы для бесед

Срок

Индивидуальная работа

1. Приемы  запоминания.

2. Деятельность ребенка в коллективе.

3. Требования к орфографическому режиму ведения тетрадей.

4. Воспитание здорового ребенка.

5. Как организовать досуг ребенка в выходные дни.

6. Опасность пиротехники.

7. Приемы пересказа.

8. Культура поведения.

9. Успеваемость.

10. «Жизнь ребенка и его успехи в школе».

в течение года

Вовлечение родителей в подготовку и проведение внеклассных мероприятий

в течение года

Вовлечение родителей в творческую, проектную и исследовательскую деятельность младших школьников.

в течение года

Участие родителей в выпуске стенгазет, оформлении классных кабинетов.

в течение года

Посещение семей с целью изучения соблюдения школьниками режима дня, выполнения домашнего задания, изучения семьи ребенка.

в течение года

Участие родителей в благоустройстве и озеленении, ремонте и уборке класса.

в течение года

Подготовка и вручение благодарственных писем родителям.

в конце года

Общие задачи воспитания успешнее решаются через родительский коллектив. Поэтому необходимо направлять все усилия на сплочение этого коллектива и его планомерное функционирование

Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:

  • дней творчества детей и их родителей;
  • открытых уроков и внеклассных мероприятий;
  • помощи в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально-технической базы школы и класса;
  • шефской помощи

Сплочению класса способствуют классные часы, беседы, но больше всего походы на природу, экскурсии, совместные поездки в театр, цирк, посещение выставок, городских мероприятий.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВА

В федеральном законе «Об образовании» сказано, что качество образования – это не качество обучения. Образование предполагает не только формирование знаний умений и навыков, а, прежде всего, воспитание, развитие личности, её социализацию. Поэтому важным условием качественного образования является создание системы воспитательной работы с классом.

Стаж работы учителем начальных классов и классным руководителем – 18 лет. За это время мною создан и обобщён большой материал по воспитательной работе в классе.

Начинаю работу с классом с изучения психолого-педагогических исследований. Психолого-педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса, это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Существует много методической литературы, основываясь на которой совместно с психологом школы я создала свою систему диагностики развития личности учащихся и ученического коллектива.

На первом этапе необходимо составить социальный паспорт класса. На первом родительском собрании провожу анкетирование, которое позволяет определить цели и задачи дальнейшей работы. Изучив психологические особенности моих учеников, вырабатываю ряд рекомендаций по работе с трудными и проблемными детьми. Составляя план работы с классом, продумываю на основании анкетирования, консультации с родителями, индивидуальную работу с учащимися, традиции класса.

На втором этапе диагностических исследований изучаю развитие личности учащегося.

Разработка системы диагностики и работа по ней позволяют не только хорошо узнать детей и проследить их развитие и становление как личностей, но и владеть психологической ситуацией в классе, определять перспективы дальнейшего развития, методы взаимодействия с различными группами учащихся и отдельными учениками.

Этапы формирования классного коллектива, уровень сплоченности и эмоционального единства, характер межличностных отношений.

img2

Данные, отражающие уровень развития коллектива на данном этапе, вносятся в социальный паспорт класса.

Диагностическая деятельность проводится с учетом следующих условий:

– исследования направлены на выявление особенностей развития каждого ребенка;

– результаты диагностики сравниваются только с предыдущими результатами того же ученика, чтобы выявить степень его продвижения в развитии;

– изучение личности учащегося и ученического коллектива осуществляется на протяжении всех лет обучения в школе;

– определяются перспективы развития ученика и коллектива;

– исследования носят комплексный системный характер;

– диагностика проводится в естественных условиях учебно-воспитательного процесса.

Изучение детей и коллектива проводится не только с помощью специальных психологических методик, но и путем индивидуальных бесед, наблюдений, бесед с родителями, учителями.

Диагностика развития личности учащегося.

Здоровье и физическое развитие.

Диагностика здоровья и физического развития учеников проводится совместно со школьным врачом. Состояние здоровья отслеживается с помощью мониторинга заболеваемости. Учитываются все пропуски уроков по болезни, виды заболеваний, вычерчиваются графики заболеваемости по четвертям. Материал анализируется, разрабатываются меры профилактики.

Первое же исследование,  показало, что самыми распространенными являются простудные заболевания, из-за которых практически каждый ребенок пропустил по три-четыре дня в начале зимы. Для профилактики внедряю образовательные программы и технологии, интегрирующие образовательные и оздоровительные компоненты, направленные на сохранение и повышение работоспособности, минимизацию утомительности обучения, обеспечение возрастных темпов роста и развития детей; с учетом индивидуальной образовательной траектории учащихся. С целью предотвращения перегрузки учащихся и сохранения их здоровья  использую различные приемы и методы: динамические дидактические материалы, смену видов деятельности, свободное обсуждение и дискуссию на уроке, разноуровневые домашние задания. В зависимости от ситуации и степени напряженности работы на уроке, провожу: гимнастику для глаз,  физкультразминку, музыкальную паузу или даже минутный «сон».

В процессе обучения использует современные информационные технологии. Постоянно ведется профилактическая работа по предупреждению близорукости, искривлению осанки.

Сегодня необходимо привлечь родителей к организации мероприятий для учащихся в условиях здоровьесбережения. Для этого требуется повышать компетентность родителей в вопросах здоровьесберегающих технологий. Поэтому в своей работе, по мере возможностей, использую следующие формы:

  1. Анкетирование родителей с целью выявления знаний родителей о ЗОЖ, о здоровье своих детей;
  2. Приглашаю на индивидуальные консультации с психологом, школьным врачом, учителем по волнующим их темам;
  3. Совместные походы с родителями, как активную и оздоровительную форму отдыха;
  4. Приглашаю к участию в сборе информации к устному журналу “Народная медицина”, “Полезные советы” (можно перед эпидемиями, во время эпидемий);
  5. Тематические родительские собрания: “Закаливание детей”, “Спорт и здоровье в моей семье”, “Правильное питание” и другие.

Считаю, что данная работа небесполезна, а начинает потихоньку приносить свои результаты. Есть родители, которые стали внимательнее относиться к здоровью своей семьи, стали принимать участие во внеклассных мероприятий по ЗОЖ. Дети этих родителей стали меньше болеть.

Изучая большое количество литературы по данной проблеме, встретилась с интересными рекомендациями для родителей. Взяв за основу и редактируя некоторые положения, были составлены “Азбука для родителей” .

“АЗБУКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ”

(учим ребенка здоровому образу жизни)

Азбуку здорового образа жизни учите с ребенком с самого раннего возраста.

Будьте терпеливы, обучая детей! Они должны найти в Вашем лице дружелюбного и внимательного учителя.

Вероятность болезней ребенка снизится, если не пожалеть времени и показать, как выполнять те или иные дела по сохранению здоровья, доступные его возрасту.

Грязная, испачканная одежда, которая огорчила чистоплотную маму. За ней иногда кроется тяжелый ушиб живота или повреждение внутренних органов. Дети, опасаясь наказания, порой могут скрыть факт происшедшей травмы или преуменьшить значение происшествия. Поэтому в случае повреждения никогда не нужно торопиться упрекать или тем более наказывать ребенка, необходимо спокойно и доброжелательно разобраться в том, что произошло.

Дозированный опыт” - это когда ребенку дают убедиться самому, что хорошо для здоровья, а что нет. Он снижает потери от самостоятельных “проб и ошибок”.

Если Ваш метод отучения у детей вредных привычек– запрет, то доступно объясняйте ребенку необходимость его соблюдения. Помните, что запретов должно быть не много.

Животные (даже домашние) могут нанести травму ребенку. Учите детей бережно ухаживать за ними, не дразнить, избегать опасных действий.

Закаляйте своих детей, пока они не повзрослеют достаточно, чтобы овладеть специальными навыками самостоятельного закаливания.

Игрушки, личные и учебные вещи учите ребенка содержать в порядке и убирать на место. Помните, что порядок в доме не только для красоты, но и для обеспечения личной гигиены.

Кислоты, лаки, растворители и другая бытовая химия не должны храниться в посуде из-под напитков и всегда должны быть недоступны ребенку.

Лекарства могут быть заменены витаминами, могут быть для ребенка гораздо полезнее на ранних стадиях простудных заболеваний.

Мультфильмы, детские фильмы и передачи переполнены материалом для обучения ЗОЖ. Используя ситуации, в которые попадают герои, можно задать ребенку вопросы типа “Как ты думаешь, почему он так поступил?”, “Как она умудрилась попасть в такую ситуацию?”, “Что может произойти, если мальчик или девочка так сделают?” и обсуди их.

Не увлекайтесь примерами болезней, произошедших с другими детьми. Это может вызвать ненужные страхи.

Обучать ребенка здоровому образу жизни нужно на собственном примере. Дети копируют Вас. Не забывайте об этом.

Программы по здоровью для взрослых не рекомендуется смотреть детям, поскольку они полны ненужной информации.

Рационально научите использовать ребёнка своё внеурочное время, составьте режим дня. 

Смена труда и отдыха – вот лучшее занятие для здорового малыша.

Только правильное питание поможет ребёнку развиваться умственно и физически. 

Уходя из дома ненадолго, найдите ребенку интересное занятие (игру), чтобы он не стал искать себе другое.

Факты болезней детей убеждают, что родители должны быть более внимательны к ним.

Хочешь помочь ребёнку предупреди об опасности, а не сетуй на опоздание.

Цените в Вашем ребенке находчивость, уверенность и самостоятельность. Не ограничивайте активность ребенка, а направляйте ее в “нужное” русло.

Чрезмерно опекаемым детям не позволено выработать собственные инстинкты и оценки, поэтому они не способны обрести навыки для распознавания нездоровых ситуаций.

Широко распространенное мнение, что мой ребёнок самый здоровый или самый больной, только мешает в правильном отношении к здоровью малыша.

Щетка, мыло, и зубная паста должны быть спутниками Вашего малыша с ранних лет.

Это нельзя, а это можно” - такое пояснение важно для правильной ориентировки ребенка в мире незнакомых ему вещей и отношений.

Юные исследователи – это хорошо, но лучше, если они занимаются изучением вместе или рядом с взрослым.

Ясно и понятно объясняйте ребенку правила поведения, но главное – упражняйтесь вместе с ним в их соблюдении.

Такая рекомендация - азбука будет отличным помощником в обеспечении здоровьесберегающего сопровождения образовательного процесса.

Все изменения в их состоянии и здоровье фиксируются, доводятся до сведения родителей и учитываются в работе классного руководителя.

Разнообразные виды деятельности с классным коллективом

«Фото мероприятий»

Участвуя в общем деле, младшие школьники учатся радоваться успехам друзей, огорчаться из – за их неудач, приходить на помощь тем, кто нуждается в ней. Дети сближаются, лучше узнают друг друга; общее дело сплачивает коллектив, создаёт атмосферу творчества, увлеченности, эмоционального комфорта.

Главным системообразующим фактором воспитательной работы служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно – ориентированный и творческий характер.

В классе сформированы органы ученического самоуправления. Работая в этом направлении на протяжении многих лет, считаю, что самоуправление следует рассматривать как важнейшее средство развития детей. Участие школьников в работе самоуправления помогает сформировать такие качества человека, как самостоятельность, активность, ответственность, инициативность и многие другие.

Самоуправление позволяет школьнику расширить пространство для проявления своей активности. Без самоуправления вряд ли возможно успешное выполнение возложенных на классное сообщество функций: обеспечения дисциплины и порядка в классе, создание условий для гражданского самоопределения учащихся.

Я убеждена, что с раннего детства необходимо развивать такие нравственные качества, как чувство любви к природе, чувство ответственности за то, что тебя окружает. Система ценностных ориентаций, которые я закладываю в программу развития классного коллектива, построена на нравственных идеалах справедливости, доброты, ответственности, уважительного отношения к людям.

В результате дети занимают активную жизненную позицию, идёт формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, формируются благоприятные условия для самореализации учащихся, потребность к саморазвитию, гуманистическое отношение школьника к окружающему миру, к здоровому образу жизни как одной из главных жизненных ценностей, создаются условия для осознания учащимися своей причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему

        

 

Общие задачи воспитания успешнее решаются через родительский коллектив. Поэтому необходимо направлять все усилия на сплочение этого коллектива и его планомерное функционирование

Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:

  • дней творчества детей и их родителей;
  • открытых уроков и внеклассных мероприятий;
  • помощи в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально-технической базы школы и класса;
  • шефской помощи

Сплочению класса способствуют классные часы, беседы, но больше всего походы на природу, экскурсии, совместные поездки в театр, цирк, посещение выставок, городских мероприятий.

Детский коллектива это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность другого.

Приоритетными в своей работе считаю нравственное, гражданское, патриотическое воспитание младших школьников, т.к. проблема воспитания любви к Родине, к родному языку, культуре выходит на национальный уровень.

Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью я считаю значимым. Здоровье человека – актуальная тема во все времена, а в наше особенно. Здоровьесбережение – также является важным направлением в воспитательной работе.

Родители являются главными союзниками, помощниками в воспитательной работе. Я пытаюсь сплотить детей и родителей в единый дружный коллектив, создаю своеобразную школьную семью, в которой все переживают друг за друга. Выстраиваю свои отношения с родителями так, чтобы они не стеснялись обращаться ко мне за помощью, были уверены в том, что всегда найдут поддержку и понимание.

Вместе мы делаем жизнь детей интересной и содержательной. Родители моих учеников – инициаторы многих интересных дел. Общие дела и интересы школы и семьи сплачивают, помогают найти общий язык и достичь взаимопонимания.

Систематическая воспитательная работа в классе, семье, общение со сверстниками дает возможность ребенку взглянуть на себя со стороны, задуматься над своими поступками и по возможности сделать шаг к самовоспитанию, что « должно стать главным результатом воспитания».

Традиции нашего коллектива

Большое значение в жизни детского коллектива имеют традиции. Желание педагога развивать традиции детского коллектива, последовательно их использовать в своей работе приводит к тому, что под влиянием традиций у учащихся формируются положительные привычки, ответственное отношение к порученному делу, окружающим людям, самому себе.

В нашем классе стали традиционными следующие мероприятия:

  • Праздник первого звонка
  • День учителя
  • Поздравление учащихся класса с днем рождения
  • Осенние праздники
  • День матери
  • Новогодние праздники
  • День святого Валентина
  • Рыцарские турниры, посвященные Дню защитника отечества
  • Конкурсные программы для девочек к празднику 8 марта
  • Праздник последнего звонка

Дети проживают в школе огромную часть своей жизни. Радости и горести каждого ученика переживаются учащимися совместно. От того как дети проживают каждый день в своей жизни, какие эмоциональные впечатления остаются у них от каждого прожитого дня, зависит результат их дальнейшего продвижения вперед по жизни.

Список традиций класса можно продолжить. Самое главное – традиции класса должны быть нравственными, способствовать преодолению одиночества и беззащитности  учащихся, воспитывать умение быть Человеком.

Итог воспитательной работы по созданию коллектива

Проанализировав свою работу можно утверждать, что классный коллектив, сложился.

Дети адаптированы, дружные, участвуют с энтузиазмом в общешкольных городских мероприятиях:

  • Конкурс патриотической песни
  • Концерт, посвященный Дню матери
  • Праздник первоклассников

За два года возрос уровень воспитанности детей. Все ученики вовлечены в классные мероприятия. Выделен актив класса. Основы коллектива сформированы. Учениками освоены основные коммуникативные навыки. У детей есть потребность выполнять правила для учащихся, актив класса вовлечен в систему самоуправления.

Учебно-методическое обеспечение.

Учебники.

Русский язык

  1. Полякова А. В. Русский язык: учебник. 3 класс. – М.: Просвещение, 2008.

Литературное чтение

  1. Н. А. Чуракова Литературное чтение: учебник. 3 класс. – Самара: корпорация «Федоров», изд-во «Учебная литература» 2008.
  2. Свиридова В.Ю. Хрестоматия по литературному чтению. 3 класс. – Самара: Издательство Учебная литература», 2005.

Математика

  1. Н. Б. Истомина Математика: учебник. 3 класс - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  2. Истомина Н.Б. Учимся решать задачи. Тетрадь для 3-го класса начальной школы. – М.: Издательство «Линка – Пресс», 2011.
  3. Истомина Н.Б. Тестовые задачи по математике (с выбором одного верного ответа). 3 класс. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.

Мы и окружающий мир

  1. Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Мы и окружающий мир. 3 класс. – Самара: корпорация «Федоров», изд-во «Учебная литература» 2008.
  2. Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Мы и окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. – Самара: корпорация «Федоров», изд-во «Учебная литература» 2008.

Изобразительное искусство

  1. В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина  Изобразительное искусство. 3 класс. - М.: издательский дом "Дрофа" 2008.

Информатика

  1. Горячев А. В. Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. – М.: Баласс, 2008.
  2. Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика. 3 класс (Информатика в играх и задачах»). Учебник – тетрадь. – М.: Баласс, 2011.

Музыка

  1. «Музыка» Т.И. Баклановой. – М.: АСТ: Астрель, 2009.

Технология

  1.  Проснякова Т. Н. Уроки мастерства: учебник-тетрадь. 3 класс. – Самара: корпорация «Федоров», изд-во «Учебная литература», 2008

Физкультура

  1. В. И. Лях, А. А. Зданевич  «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов» – М. Просвещение, 2008

Методические пособия

  1. CD Тематическое планирование. Начальная школа. Серия «Образовательные программы и стандарты». Программа Л.В. Занкова.  – Волгоград: Учитель, 2010.
  2. CD Современные технологии обучения в начальной школе. Серия «Методики. Материалы к урокам».  – Волгоград: Учитель, 2010.

Русский язык

  1. О.Д. Дмитриева, Е.П. Фефилова Русский язык. 3 класс: Поурочные разработки по русскому языку – М.: ВАКО, 2004.
  2. Диктанты. 1 – 4 классы / авт. – сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2009.
  3. А.А. Гусева. Речь и культура общения. Конспекты уроков обучения написанию изложений и сочинений. – М., 1995.
  4. Контрольно – измерительные материалы. Русский язык: 3 класс / Сост. В.В. Никифорова.  – М.: ВАКО, 2010.
  5. Итоговое тестирование. Математика. Русский язык. 3 класс (1 – 4). Контрольно – измерительные материалы. Практическое пособие для начальной школы. – Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2010.
  6. CD Русский язык. Поурочные планы 3 – 4 классы по учебникам А.В. Поляковой. Серия «Поурочное планирование для начальной школы».  – Волгоград: Учитель, 2011.
  7. Голубь В.Т. Тематический контроль знаний учащихся. Русский язык. 3 класс (1 – 4). – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2011.
  8. Русский язык. 3 класс: поурочные планы по учебнику А.В. Поляковой – Волгоград: Учитель, 2010.
  9. Русский язык. 1 – 4 классы: конспекты уроков-диктантов. авт. – сост. Н.Б. Бобкова и др. – Волгоград: Учитель, 2010.
  10. Русский язык. 1 – 4 классы: сочинения и изложения. авт. – сост. Н.Б. Бобкова и др. – Волгоград: Учитель, 2010.
  11. Занимательная грамматика. Составитель Семенова Е.Е. – М., Омега, 1995.

Литературное чтение

  1. Как научиться быстро читать. Учебные тексты с вопросами и заданиями для еженедельных контрольных и проверочных работ по технике чтения. 3 класс / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2009.
  2. CD Литературное чтение. Поурочные планы 3 – 4 классы по учебникам Н.А. Чураковой. Серия «Поурочное планирование для начальной школы».  – Волгоград: Учитель, 2010.
  3. Литературное чтение. 3 класс: поурочные планы по учебнику Н.А. Чураковой – Волгоград: Учитель, 2006.

Математика

  1. Методические рекомендации к учебнику математики для 3 класса общеобразовательных учреждений / Н.Б. Истомина. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007.
  2. Математика. 2 класс: Поурочные планы по учебнику Н.Б. Истоминой. / Авт. – сост. Т.А. Бугримова. – Волгоград: Учитель, 2005.
  3. 6650 устных задач по математике: 1 – 4-й кл. в 3 ч. / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. – М.: ООО «Издательство АСТ».
  4. Смекалка для малышей. Занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки. – М., Омега, 1994.
  5. CD Математика 3 – 4 класс. Начальная школа. Серия «Дидактический и раздаточный материал».  – Волгоград: Учитель, 2011.
  6. CD Окружающий мир. Поурочные планы 3 – 4 классы по учебникам Н.Б. Истоминой. Серия «Для преподавателей начальной школы».  – Волгоград: Учитель, 2010.
  7. Узорова О.В. Сборник контрольных работ и диктантов по математике: для начальной школы. – М.: Астрель: АСТ, 2008.

Мы и окружающий мир

  1. Мы и окружающий мир.  3 класс: поурочные планы по учебнику Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казаковой. авт. – сост. И.Г. Смирнова – Волгоград: Учитель, 2008.
  2. Мы и окружающий мир. 3 класс: поурочные планы по учебнику Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова – Волгоград: Учитель, 2008.
  3. CD Окружающий мир. Поурочные планы 3 – 4 классы по учебникам Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова. Серия «Для преподавателей начальной школы».  – Волгоград: Учитель, 2010.

Изобразительное искусство

  1. CD Изобразительное искусство. Поурочные планы 3 – 4 классы по учебникам В.С. Кузина. Серия «Поурочное планирование для начальной школы».  – Волгоград: Учитель, 2011.

Информатика

  1. Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика. 3 класс (Информатика в играх и задачах»). Методические рекомендации для учителя по курсу информатики и по курсу математики с элементами информатики. – М.: Баласс, 2011.

Музыка

  1. Бакланова Т.И. Обучение в 3-м классе: по учебнику «Музыка» Т.И. Баклановой: Программа. Методические рекомендации. Тематическое планирование. – М.: АСТ: Астрель, 2009.

Воспитательная работа

  1. Классные часы. 3 класс / Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2008.
  2. Классные часы в 3 – 4 классах (Серия «Сердце отдаю детям»). – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003.
  3. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Составители Н.В. Елкина, Т.И. Тарабарина. – Ярославль: «Академия развития», 1997.

Список наглядных пособий.

  1. Тематические схемы-таблицы по русскому языку.
  2. Плакаты по русскому языку.
  3. Раздаточный материал по русскому языку.
  4. Раздаточный материал по математике.
  5. Дидактические игры по математике.
  6. Плакаты по математике.
  7. Перфокарты по ознакомлению с окружающим миром.
  8. Папки с подборкой иллюстративного и раздаточного материала по различным темам.
  9. Иллюстрированные плакаты по изобразительному искусству.
  10. Трафареты и шаблоны по трудовому обучению.
  11. Прочие пособия по предметам начальной школы.
  12. Технические средства (Компьютер).
  13. Звукозаписи музыкальных произведений.
  14. Кинофильмы на DVD.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио учителя начальных классов Чермошенцевой Елены Анатольевны

Вариант оформления электронного портфолио учителя.       ...

Портфолио учителя начальных классов

    Согласно Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»: «Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурен...

Портфолио учителя начальных классов

В портфолио собрала  всю свою деятельность как учи теля начальных классов....

портфолио учителя начальных классов

портфолио учителя начальных классов1 раздел:Документы2 раздел :Результаты педагогической деятельности3 раздел: Внеурочная деятельноть4 раздел:Работа в качестве классного руководителя5 раздел:Методичес...

Портфолио учителя начальных классов

Результат моей деятельности....

Электронное портфолио учителя начальных классов

В данной презентации отражаются результативность педагогической деятельности....

Портфолио учителя начальных классов

Образец портфолио учителя начальных классов...