Активизация познавательной деятельности учащихся на I ступени обучения
план-конспект по теме

Елена Владимировна Nиколаева

Конспект выступления на МО учителей начальных классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности учащихся на I ступени обучения.

                                                                                                           Как важно серьёзное занятие

сделать  для детей занимательным.

К.Д.Ушинский

1. Актуальность проблемы активизации познавательной деятельности.

Системы образования, педагогическая наука во всём мире переживают период осмысления философских оснований образования, общих целевых установок, а также методов и средств их достижения. Необходимость такого переосмысления обусловлена, прежде всего, экономическим и социальным развитием современного общества, тем фактом, что на смену индустриальному обществу пришло общество информационных технологий, тем, что информация стала главным продуктом цивилизованного общества.

Для современного образования становятся приоритетными следующие принципы педагогической деятельности: развивать способности и поддерживать стремление учеников, не учить его, а помогать ему учиться и развиваться. «Сделать ученика способным к саморазвитию – вот жизненный принцип педагогики», - писал К.Н. Вентцтель.

Следовательно, способность к саморазвитию должна стать результатом познавательной деятельности.

Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития образования была одной из актуальных, так как активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности.

2. Опираясь на общую теорию деятельности, мы вправе считать, что деятельность – основа учебного процесса. Деятельность – главная характеристика человека, отличающая его о животного. Учебная деятельность необходима человечеству, без неё невозможна передача опыта от поколения к поколению.

Дифференциация деятельности внутри  учебного процесса привела к необходимости отдифференцировать и такие понятия, как «учебная деятельность» и «познавательная деятельность».

Познавательная деятельность является важнейшей составляющей всех видов человеческой деятельности, которые определены в современной психологии (предметной, игровой, продуктивной, трудовой), так как человек в процессе любого занятия приобретает систему знаний о предметах окружающего мира и учится преобразовывать их. Учителю очень важно знать, что познавательная деятельность, как и всякая другая, всегда имеет цель, средства достижения, состоит из процесса преобразования предмета и результата.

Познавательная деятельность:

  1. вооружает знаниями, умениями, навыками;
  2. содействует воспитанию мировоззрения, нравственных, идейно-политических, эстетических качеств учащихся;
  3. развивает их познавательные силы, личностные образования: активность, самостоятельность, познавательный интерес;
  4. выявляет и реализует потенциальные возможности учащихся;
  5. приобщает к поисковой и творческой деятельности.

Познавательная активность:

- ценное и сложное личностное образование школьника, интенсивно формирующееся в школьные годы. Проявление его в каждом последующем возрасте шире, богаче; оно оказывает влияние на продуктивность обучения и учения, на активизацию всей учебной деятельности. Ценность урока чаще всего определяют через активность учащихся. Познавательную активность можно считать подготовительной ступенью самостоятельности.

В современных условиях важную роль приобретают повышение качества каждого урока, создание на уроке таких условий, которые обеспечивали бы усвоение нового материала уже при первичном его изучении. В решении этой задачи помогает целенаправленное применение приёмов, активизирующих учебную деятельность учащихся.

Активизация – это такая организация познавательной деятельности учащихся, при которой учебный материал становится предметом активных мыслей и практических действий каждого ученика. Она должна обеспечить не только простое запоминание материала и формирование устойчивого внимания, но и дать учащимся некоторые навыки и умения самостоятельно добывать знания.

«Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать» Л.Н. Толстой.

Активизация учения может быть решена полно при условии в реализации следующего:

  1. в содержании предметов необходимо чётко выделить систему ведущих знаний и способов получения и переработки информации;
  2. важное место отвести самостоятельным работам, в которых должна быть усилена поисковая деятельность;
  3. сочетать информационно-репродуктивные и информационно-поисковые методы обучения, которые бы формировали познавательную потребность, обеспечивали овладение интеллектуальными умениями;
  4. придавать значение межпредметным связям.

3. Организация познавательной деятельности.

1) Для реализации задач, стоящих перед современной школой, следует обеспечить каждому ученику возможность активной познавательной и творческой деятельности. Как это сделать? В первую очередь, использовать возможности новых информационных технологий. На первое место в структуре школьных отношений следует выдвигать отношения не «учитель-ученик», а «ученик-ученик», т.е. обучение в сотрудничестве, где акцент делается на самостоятельную познавательную деятельность учащихся.

«Только через собственную деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания мира, формирует и совершенствует личностные качества» Л.С. Выготский

Источником познания является информация, которая интересна тогда когда она заключает проблему. Древнегреческий учёный Демократ говорил: «Познание начинается с удивления». Любое познание – это интеллектуальный труд, связанный с функциональным развитием разума. Организация этого труда ребёнка, его познавательной деятельности и является сферой деятельности учителя.

Всякое развитие познавательных способностей связано, прежде всего, с изучением и знанием индивидуальных психофизиологических особенностей ребёнка. Организация же познавательной деятельности напрямую зависит от их здоровья. Не секрет, что при сниженном функциональном состоянии основных систем организма нерегламентируемая нагрузка  на познавательные возможности ребёнка может стать фактором риска для его здоровья.

Активная познавательная младших школьников тесно связана с познавательным интересом. Как учитель может определить, имеется ли у его учеников устойчивый интерес к определённым урокам? Прежде всего педагог оценивает результаты своих наблюдений за эмоциональными проявлениями младших школьников (эмоциональная напряжённость, мимика, жесты), сформированность речи (интонация, интенсивность тона голоса и т.д.), а также анализирует вопросы, которые задают учащиеся.

Можно выделить несколько типов эмоциональных проявлений младших школьников:

  1. Отчётливо отрицательное состояние: ребёнок всё время отвлечён, что-то делает, качается на стуле, на вопросы часто не может ответить, потому что не слышал их, не хочет отвечать. Дети этого типа почти не задают никаких вопросов познавательного характера, их интересы сосредоточены лишь на организации (что и как делать).
  2. Нейтральное эмоциональное состояние: ребёнок безразличен к теме урока, на вопросы отвечает вяло, оживляется только при использовании учителем особенно ярких наглядных средств, а также при прямом обращении. Дети этого типа редко задают вопросы познавательного характера, хотя отдельные яркие моменты вызывают их любознательность.
  3. Отчётливо положительное эмоциональное состояние: ребёнок внимательно следит за педагогом, интонационно выразительно отвечает на вопросы, часто поднимает руку, при особом желании ответить подпрыгивает, встаёт, эмоционально реагирует на любое высказывание педагога. Дети этого типа достаточно часто задают вопросы, не только касающиеся содержания учебного материала, но и проявляют любознательность независимо от него.

Тип эмоционального состояния младшего школьника определяется и уровнем интереса.

   

Уровень интереса

Показатели

1.

Низкий

Интерес внешний, ситуативный, проявляющийся только в занимательных, ярких учебных ситуациях. В основном это интерес к процессу, а не к результату деятельности. Интерес неустойчивый, быстро пропадает. Высокая активность в течение 8-10 минут.

2.

Средний

Интерес более глубокий (к содержанию урока и отдельным способам работы), но не длителен, неустойчив, зависит от эмоциональности урока, используемых учителем методических приёмов, быстро гаснет при однообразной деятельности. Полная активность не более 15-20 минут.

3.

Высокий

Интерес глубокий, устойчивый, сохраняется в течение всего урока, гаснет редко, только при длительной однообразной работе. Дети проявляют интерес как к процессу, так и к результату деятельности.

Какие же условия нужно учитывать , чтобы реализовать задачи обучения и развития ?

  1. «Слитность» познавательной активности с эмоциональным состоянием ребёнка: для того чтобы интерес возник и был устойчив, необходимо всё время использовать «эмоциональную поддержку». Это особенно касается этапа первоначального предъявления нового программного материала. Такой эмоциональной поддержкой может быть как словесный, так и наглядный материал.
  2. Для появления живого познавательного интереса у младших школьников в процессе учебной деятельности необходимо использовать уже имеющийся у них опыт, те знания, которые они получили в процессе жизни стихийным путём (в семье, через средства массовой информации, книги и прочее).
  3.  Достаточно часто возникновение интереса у младших школьников связано не с наличием знания, а его отсутствием. Интерес возникает на основе ориентировочной реакции. Как только ребёнок приобретает некоторый запас знаний, удовлетворяет своё любопытство, интерес угасает. Это происходит, например, тогда, когда учитель злоупотребляет формальным повторением материала. Отсюда вытекает следующее условие организации познавательной деятельности в начальной школе: обязательное наличии элементов новизны, «неузнаваемость» содержания, невозможность решить учебную задачу «с ходу».
  4.  Важна сама подача учебного материала. Её структурированность для облегчения восприятия. Логичность изложения. Чередование различных умственных занятий.
  5.  Хорошо стимулирует познавательную деятельность ученика материал противоречивый. При возникновении сведений взаимно исключающих или взаимно противоречивых у ученика возникает желание разобраться в проблеме, чтобы преодолеть противоречие.
  6. Благоприятно действуют на ребёнка его успехи. Ситуация успеха удовлетворяет потребность ребёнка в самоуважении и повышении престижа. Всегда можно найти какие-то успехи ребёнка, сравнивая его предыдущие успехи, отмечая продвижение вперёд.

Эффекты, влияющие на активизацию познавательной деятельности.

Можно выделить 10 эффектов, влияющих на активизацию познавательной деятельности учащихся начальной школы.

использования ярких, художественных форм, средств

занимательности

образности

удивления

увлекательности форм и методов изложения

новизны

нестандартных заданий

 

10 эффектов

парадоксальности, выявления противоречий между новыми и прежними представлениями о явлениях

поиска, постановки познавательной задачи

вопроса

К.Д. Ушинский говорил: «В школе должна царствовать серьёзность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

) проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационн...

"Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся"

Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихсяАттестационная работа...

«МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ РАБОТЕ НАД ТЕМОЙ «БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАС- НЫЕ В КОРНЕ СЛОВА»

Материалы содержат огромное количество видов упражнений при работе над орфографической зоркостью...

Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся в начальной школе.

Человеку никогда не поздно учиться, постигать новое. Не бойтесь новых знаний, а, наоборот стремитесь к ним. Стремление к самообразованию является отличительной чертой современного педагога....

«Использование интерактивных методов обучения с применением ИКТ как основной компонент активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов»

Обобщение опытом на тему:   «Использование интерактивных методов обучения с применением ИКТ как основной компонент активизации познавательной деятельности учащи...

Мастер класс по теме «Активизация познавательной деятельности учащихся -основа личностно - ориентированного обучения»

Рассмотрены приёмы, способствующие организации продуктивной познавательной деятельности, развивающие логическое мышление и интеллектуальные способности учащихся на уроках математики....