) проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся
статья по русскому языку по теме
Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационно-потребностную сферу ребенка. Ученики начальной школы не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу иногда, за подарки. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивизацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна.
Делать из урока в урок одно и тоже неинтересно. Но если ученики на каждом уроке имеют возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, это привлечет в их деятельность интерес.
Эти задачи должны носить проблемный характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt.doc | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Хмара Ольга Алексеевна
Отдел образования администрации Красногвардейского района
Проблемное обучение как средство
активизации познавательной деятельности
младших школьников.
Автор опыта: учитель начальных классов
Хмара Ольга Алексеевна
муниципального общеобразовательного учреждения
Никитовская средняя общеобразовательная школа
им. А.С.Макаренко
2011
Содержание
Информация об опыте…………3
Технология опыта………………6
Результативность опыта……… 15
Библиографический список…...20
Приложение к опыту …………..21
Информация об опыте
II. Условия возникновения опыта
Изменения, которые происходят в современном обществе, требуют корректировки не только содержательных, но и методических аспектов образования. В настоящее время, столкнулась с такими проблемами: низкий уровень интеллектуального развития учащихся; низкий педагогический и психологический уровень образования родителей учащихся; дети приходят соматически ослабленные, педагогически запущенные, у которых недостаточно развиты те или иные познавательные процессы. Как следствие - у детей снижается интерес к учению. Это создает большие трудности в обучении. Очевидно, что сложившееся положение заставляет искать пути решения данной проблемы. Поэтому для меня остро встала проблема найти такую технологию обучения детей, которая помогла бы исходить из того, что ученики стали не только объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, но и быть активными субъектами его, самостоятельно владеющими знаниями. Сегодня обществу нужен не только человек, который много знает и умеет, но прежде всего человек, который умеет думать. А проблемная ситуация - одна из закономерностей процессов мышления, его начальный момент. Большое влияние на формирование опыта оказал собственный интерес к обозначенной проблеме, обусловленный личным опытом в подборе и разработке форм, методов, технологий, стремлением придать своей деятельности направленный характер. Широкие возможности для реализации данного опыта открыл переход на обучение по новым стандартам. Особый педагогический интерес для меня представляют методика преподавания, использование новейших технологий, так как они направлены на развитие и реализацию способностей, дарований ребенка, его личностной природы. Владение этим инструментарием позволяет мне как педагогу расширить представление о том, что педагогический процесс творческий и многогранный, проявлять смелость и неординарность мышления, формировать ярко выраженный мотивационный подход в обучении, развивать познавательный интерес школьников, через технологию проблемного обучения.
III. Актуальность опыта.
« Не пытайтесь объяснить ребёнку то, до чего он может додуматься сам. Дайте возможность каждому ребёнку сделать своё маленькое открытие»
Э.И. Александрова
Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Ученики начальной школы не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу иногда, за подарки. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна.
Делать из урока в урок одно и тоже неинтересно. Но если ученики на
каждом уроке имеют возможность решать посильные для себя задачи
самостоятельно, это привлечет в их деятельность интерес.
Эти задачи должны носить проблемный характер.
Решение той или иной проблемной ситуации на уроке способствует
формированию мотива деятельности учащихся, активизации их познавательной деятельности.
Чтобы достичь этого «необходимо научить детей понимать, с какой целью
они выполняют то или иное задание и каких результатов сумели добиться.
Принципы значимости учебной деятельности для ребенка имеют важное значение.
Именно проблемная ситуация на уроке позволяет ученику почувствовать эту
значимость. Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, и это в свою очередь способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде.
IV. Ведущая педагогическая идея
Систематическое использование проблемных ситуаций на уроках в
начальной школе является эффективным средством развития
познавательного интереса младших школьников и обеспечения на этой
основе повышения качества знаний.
V. Длительность работы над опытом
Работа над опытом охватывает период с сентября 2009 года по настоящее время.
VI. Диапазон опыта
Диапазон педагогического опыта включает в себя основные предметные дисциплины: уроки русского языка; уроки литературного чтения; уроки математики, уроки окружающего мира, а также внеклассные и воспитательные мероприятия.
VII. Теоретическая база опыта
Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от его умения «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика. Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения.
Значительный вклад в раскрытие проблемы интеллектуального развития, проблемного и развивающего обучения внесли Н. А. Менчинская, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Т. В. Кудрявцев, Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, А. М. Матюшкин, И. С. Якиманская и др.
Освоила теоретические основы технологии проблемного обучения, изучив работы М.И. Махмутова, А.М. Матюшкина, И.Я. Лернера, И.С. Якиманской, И.А. Ильницкой, С.В. Кульневич, Т.П. Лакоцениной и др. Апробировала данную технологию в работе с учащимися начальных классов в обычной средней школе, где обучаются дети с разными учебными возможностями. В основе моего опыта лежит технология, направленная на приобретение ЗУНов через включение учащихся в творческий процесс, развитие познавательных и творческих способностей, усвоение способов самостоятельной деятельности, становление младшего школьника как субъекта учения.
VIII. Степень новизны опыта состоит в том, что я создаю определенные организационные условия для активизации мыслительной деятельности учащихся, стимулируя поиск недостающих знаний для разрешения познавательного противоречия. Для этого поиска обеспечиваю определенные способы организации проблемного обучения.
- Опираясь на результаты диагностики, пришла к выводу, что наиболее эффективны следующие три способа организации проблемного обучения: проблемное изложение, поисковая (эвристическая) беседа, самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся.
- Работа по активизации самостоятельной познавательной деятельности становится более эффективной.
Технология опыта
Цель опыта – создать условия для формирования высокого уровня
развития познавательных интересов младших школьников на основе
использования проблемных ситуаций на уроках.
Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретический и методический материал по данной теме;
- исследовать познавательные процессы учащихся;
- выявить методические способы актуализации познавательных интересов
младших школьников;
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты. Основные результаты обучения детей в начальной школе — это формирование универсальных способов действий, воспитание умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной. В результате обучения у ребёнка должны формироваться: желание и умение учиться, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.
Именно, поэтому сегодня учитель начальных классов переосмысляет свой педагогический опыт и ставит перед собой вопросы: Как обучать детей? Как формировать умение учиться? Что значит уметь учиться? Как формировать и развивать универсальные учебные действия у учащихся?
Самой эффективной, на мой взгляд, является технология проблемного обучения. Особенно актуально использование проблемного обучения становится, на мой взгляд, сейчас, в переходный период в российском образовании. Ведь данная образовательная технология реализует компетентностный подход в педагогической деятельности, что соответствует требованиям Стандартов второго поколения. Очень важно идти в ногу со временем, говорить на одном языке со своими учениками, чувствовать себя востребованной в эпоху жесткой конкуренции и всеобщей глобализации.
Моя главная задача – воспитание и развитие личности на основе формирования ее учебной деятельности, создание условий для роста личностных достижений через ситуацию успеха, формирование межпредметных и метапредметных компетенций у учащихся. В своей педагогической деятельности я добиваюсь того, чтобы ребенок не заучивал готовые знания, а делал для себя каждый раз маленькие открытия. Как говорится, то, что сам открыл, не забудешь никогда. Поэтому за основу своей работы я взяла технологию проблемного обучения, суть которой заключается в творческом усвоении знаний. Под творчеством я понимаю деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.
Характерной особенностью проблемного обучения является организация совместной учебной деятельности педагога и учащихся в атмосфере делового сотрудничества, дискуссионного размышления, поддерживающего позицию учащегося себя как индивида. Это позволяет школьникам испытывать чувство собственного открытия в науке, пережить радость творчества и успеха, стимулирует на каждом последующем этапе обучения новые проявления творчества, рождая новый успех. Так формируется информационная компетенция учащихся.
Основное отличие от традиционного урока в том, что на традиционном уроке знания усваиваются репродуктивно. В технологии проблемного обучения же знания усваиваются творчески, учащиеся САМИ формулируют правила, делают выводы, а затем сравнивают с учебником.
На своих уроках я использую две формы технологии постановки учебной проблемы:
- Тема урока совпадает с проблемой
- Несовпадающий с темой урока вопрос, ответом на который и будет новое знание.
На проблемном уроке создаю все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем провожу обязательное проговаривание алгоритма решения и применяю его нa практике при выполнении самостоятельной работы. Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить. Пользуюсь следующими приемами создания проблемных ситуаций:
- Подвожу школьников к противоречию и предлагаю им самим найти способ этого разрешения;
- Излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- Предлагаю классу рассмотреть явление с различных позиций;
- Побуждаю учащихся делать сравнения, обобщения, выводы
из ситуации, сопоставлять факты.
- Ставлю конкретные вопросы на обобщение, обоснование,
конкретизацию, логику, рассуждения.
- Определяю проблемные теоретические и практические задания;
- Ставлю проблемные задачи (например: с недостающими, избыточным или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).
Мастерство педагога заключается в том, чтобы правильно поставить учебную проблему и, таким образом, помочь детям сформулировать тему урока или вопрос для дальнейшего исследования на уроке. Что же подразумевается под понятием «проблема»? Проблема - это вопрос, охватывающий противоречия между двумя фактами, мнениями, положениями.
Приведем пример:
4+7х2=18
4+7х2=22
Таким образом, возникает вопрос: Почему в одинаковых примерах разные ответы?
Также под проблемой мы понимает вопрос, охватывающий противоречия между житейскими представлениями детей и научным фактом.
Еще один пример:
Легкий легко
Веселый весело
Быстрый быстро
Из сопоставления данных слов возникают вопросы:
- Что это за слова во втором столбике?
- Как разобрать их по составу?
И дети, выполняя задание, приходят к выводу, что в первом столбике прилагательные, потому что они имеют окончания –ий, -ый. Следовательно, это изменяемые части речи. А во втором столбике слова неизменяемые, у них нет окончаний, следовательно, это другая часть речи. Так учащиеся знакомятся с наречием.
Проблемой мы называем и вопрос, охватывающий противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание:
-постройте треугольник с углами 90, 60, 120 градусов.
Дети не смогут выполнить задание, а почему?
- Давайте разберемся!
Опытным путем дети приходят к выводу, что сумма углов треугольника равняется 180 градусам.
Очень важно уметь сформулировать проблему. Здесь тоже возможны варианты. Иногда я сама заостряю внимание детей на противоречии и формулирую проблему. Это подходит для учащихся 1, 2 классов. Иногда плавно подвожу к проблеме, а затем кто-то из детей самостоятельно называет ее, домысливая. Но интереснее всего разворачивать побуждающий диалог от проблемной ситуации, задавая наводящие вопросы.
Как же формируется коммуникативная компетенция учащихся, спросите вы? С помощью грамотно организованного общения, направленных диалогов, нацеленных на развитие речи, логики, причинно-следственных связей.
На своих уроках я пользуюсь несколькими приемами для построения побуждающего диалога, в результате которого формулируется проблема. Вот некоторые из наиболее часто используемых мною приемов.
- Что вас удивило? Какими видите факты? Сколько мнений существует? А сколько теорий? Так какой возникает вопрос?
- Сколько в нашем классе мнений? Как же нам выделить верное?
- Вы сначала как думали? А как на самом деле? Какой возникает вопрос?
- Вы смогли выполнить задание? А в чем затруднение? Сформулируйте проблему.
- Вы нашли решение задачи? Чем это задание не похоже на предыдущее? Какая же тема урока сегодня?
- Что вы сделали для решения вопроса? Какие знания применили? Какова тема урока?
Побуждающий диалог используется для решения учебной задачи. Ведь поиск решения проблемы – это поиск ответа на вопрос, который завершается открытием нового знания.
При дифференцированном обучении я использую и подводящий диалог – систему вопросов и заданий, которая приводит пассивного ученика к формулировке темы урока. Это помогает реализовать личностно-ориентированный подход, дать возможность каждому ребенку включиться в образовательный процесс. Подводящий диалог также ведет к открытию нового знания. Возьмем тот же пример с построением треугольника с углами в 90, 60 и 120 градусов. Дети не могут построить. Тогда необходимо побудить их к учебному действию:
- Начертите углы и измерьте их. Найдите значение суммы. (270 градусов) Почему мы не смогли построить треугольник? (Потому что при измерении углов других треугольников сумма равняется 180 градусам!) Так опытным путем дети выявили закономерность и ответили на вопрос, определив проблему и тему урока.
Для развития активной речи я использую на этапе воспроизведения знаний прием проговаривания. За счет этого углубляется понимание, ведь ребята сами, по-своему выражают полученные знания. Добиться продуктивного воспроизведения знаний можно несколькими способами:
- Когда тему урока формулируют сами ученики после открытия нового знания
- С помощью диалога в конце урока, задавая вопросы по новой теме
- Составлением опорных таблиц или сигналов.
Использование на уроках проблемных ситуаций позволяет управлять мыслительной деятельностью учеников, что является необходимым услови ем развития их умственных способностей, повышения познавательной ак тивности в процессе овладения знаниями.
Результативность опыта
При исследовании познавательных интересов школьников были
использованы следующие методы:
- анкетирование, направленное на выяснение отношения учащихся к учению;
- наблюдение над познавательной активностью детей;
- диагностика качества знаний учащихся.
Диагностическое исследование по применению проблемного обучения в начальной школе, представляет собой три этапа:
1 этап (ноябрь 2010 год)
а) диагностика осознания детьми проблемных ситуаций;
б) наблюдение за учащимися с точки зрения их отношения к учению.
2 этап (декабрь 2010 год – апрель 2011 год)
применение проблемного обучения.
3 этап 3 этап (май 2011 год)
а) диагностика осознания детьми проблемных ситуаций;
б) сравнение результатов диагностик до применения проблемного обучения и после;
в) анализ эффективности применения проблемного обучения в начальной школе.
Для исследования было разработано три формы диагностики:
1) наблюдения, позволяющие выявить уровень осознанного отношения ребенка к проблемной ситуации, его поведения в решении проблемной ситуации;
2) наблюдение над познавательной активностью детей;
3) анкетирование, направленное на выяснение отношения учащихся к учению. Диагностики проводились дважды: до применения проблемного обучения и после него. Это обеспечило наглядность в сравнении результатов и подведении итогов исследования. Я считаю, что данные диагностики в совокупности дают более точное представление о возможностях использования проблемного обучения в начальной школе.
В исследовании принимало участие 19 детей, 4 класса.
Исследование по применению проблемного обучения в начальной школе (1 этап, до применения проблемного обучения)
Диагностика поведения учащихся в проблемной ситуации
Цель данной диагностики – проследить за действиями ученика в условиях проблемной ситуации: обнаруживает ли учащийся проблему и осознает ли ее, может ли найти путь решения проблемной ситуации. При этом учитывалось самостоятельно ли ребёнок справился с заданием или получил помощь от учителя.
Для этого я выбрала 4 проблемные ситуации по разным предметам. Ученику предлагались для решения две проблемные ситуации по порядку. Результат наблюдений отмечала знаком «+» при положительном ответе, знаком «−» при отрицательном.
После разрешения первых двух ситуаций, были предложены ещё две, для более точного отслеживания (с учётом помощи и случайного выхода из проблемной ситуации)
Проблемные ситуации, предложенные детям и их краткая характеристика.
1) С помощью чего можно увеличить количество слов в русском языке?
Для данной диагностики была предложена следующая запись:
у, вы, за, при, летел, под, с, до, пере
Одним из вариантов ответов будет - за счет приставок. Затем было предложено образовать новые слова, выделить приставки.
2) Дана запись: 5, 13, 21, …. Продолжи ряд чисел.
(Ученик находит закономерность: каждое последующее число больше предыдущего на 8. Значит ряд продолжим таким образом: 5, 13, 21, 29, 37, 45, 53, …)
Результаты данного наблюдения внесены в таблицу (Приложение 1)
После этого были предложены ещё две аналогичные ситуации.
3) ищ, ик, кот, ок, ёнок
С помощью чего можно увеличить количество слов в русском языке, кроме приставок? Для этого можно использовать суффиксы. Образуй новые слова и выдели в них суффикс.
4) Дан числовой ряд: «69, 60, 51, …». Продолжи запись.
(Ученик устанавливает закономерность: каждое следующее число меньше предыдущего на 9. И продолжает запись следующим образом: 69, 60,51, 42,33,24,15,6,… )
Результаты данного наблюдения внесены в таблицу (Приложение 2).
Наблюдение
Цель наблюдения: выявить уровень познавательной активности учащихся, определить соотношение произвольного внимания и познавательной активности, а также выяснить эмоциональное отношение к учебе.
Показатели для оценивания:
- активность (количество заданных вопросов, высказываний, поднятых рук)
- самостоятельность в выполнении заданий (после пояснения)
- отвлекаемость (количество любых действий, не связанных с учебой)
Результаты:
Высокий уровень познавательной активности (активное отношение к учебе и развитие познавательной самостоятельности) - 10 баллов.
Ученик задает большое количество вопросов, направленных на знание не только фактического материала, но и теоретического, все его действия имеют целенаправленный познавательный характер, ребенок очень редко отвлекается, выполняет самостоятельно задания, желает выполнять трудные задания.
Средний уровень познавательной активности (положительное отношение к учебе) - 5 баллов.
Ученик задает вопросы, направленные на знание только фактического материала и его активность и отвлекаемость примерно в равных количествах, а, получая задания для самостоятельного выполнения ученик нуждается в помощи,
Низкий уровень познавательной активности (отрицательное или нейтральное отношение к учёбе) – 0 баллов
Ученик большую часть урока отвлекается, в малой степени проявляет активность, или не проявляет вообще. Его вопросы не имеют никакого познавательного характера или вообще не связаны с данный учебным предметом. Самостоятельность в выполнении заданий отсутствует.
В течение двух недель за детьми на уроках осуществлялось наблюдение. Затем была подсчитана активность детей и их отвлекаемость. Результаты внесены в таблицу (Приложение 3) и сделан вывод об уровне отношения детей к учебе. Результаты представлены в диаграмме (Приложение 4)
Результаты исследований до применения проблемного обучения.
Диагностика поведения ученика в решении проблемной ситуации.
После проведения данного исследования выяснилось, что единицы детей замечают проблемную ситуацию, осознают существующую в ней проблему. Найти самостоятельно пути выхода из проблемной ситуации удается не многим, некоторым для этого требуется помощь. Разрешить аналогичную ситуацию смогли лишь несколько учеников.
Наблюдение над познавательной активностью детей
У 3 человек активность превышает отвлекаемость, что может свидетельствовать о высоком уровне познавательной активности. Эти дети очень часто задают большое количество вопросов, направленных на знание не только фактического материала, но и теоретического. Эти дети самостоятельно выполняют учебные задачи.
У 10 человек активность и отвлекаемость находятся примерно в равных количествах, что говорит о среднем уровне активности познания. Эти дети интересуются лишь фактическим материалом и пытаются давать высказывания, имеющие целенаправленный характер. В выполнении самостоятельных заданий этим детям необходима помощь.
И у 6 человек отвлекаемость превышает активность, что говорит о низком уровне активности обучения. Эти дети задают очень мало вопросов и часто эти вопросы не имеют целенаправленного познавательного характера, они очень часто отвлекаются. Самостоятельно выполнить задания не могут.
Анализ результатов диагностики показал, что основная масса учащихся – дети со средним уровнем заинтересованности в учебе, эти дети активны на уроке «по заданию учителя», много отвлекаются на посторонние дела во время урока. Количество детей, у которых отвлекаемость превышает активность больше, чем детей с преобладанием активности.
Вывод: в ходе анализа анкет учащихся выяснилось, что большинству детей нравится учиться в школе, но многие из них испытывают трудности в обучении, в основном это трудности, связанные с усвоением нового материала, с невозможностью самостоятельного выполнения сложных заданий, необходима помощь.
Анкетирование учащихся, направленное на выяснение отношения учащихся к учению
Результаты трех исследований до применения проблемного обучения показали, что дети способны видеть и воспринимать проблемные ситуации самостоятельно, но нуждаются в помощи и руководстве по освоению модели поведения в проблемной ситуации (найти проблему, сформулировать ее, искать пути разрешения, выбрать нужный, доказать верность выбора). У учащихся есть сильное желание учиться, постигать новые знания, проявлять самостоятельность, но трудности, встающие на их пути, мешают реализации этих желаний.
Применение технологии проблемного обучения
На этом этапе уроки проводились с применением технологии проблемного обучения в системе. Основой для работы в этом направлении служили задания учебника, в которых авторы предусмотрели специальные методические приёмы. Дети выдвигали гипотезы, спорили, рассуждали, сравнивали своё мнение с мнением других и с тестом учебника.
Проблемный урок строю по следующей структуре:
I. Организационный момент
- вовлечение детей в деятельность
2. Актуализация знаний
- воспроизведение понятий и алгоритмов, необходимых для «открытия» нового знания;
- фиксирование затруднения в деятельности
3. Постановка учебной проблемы
- определение затруднения, его место- определение необходимости нового знания
4. «Открытие» учащимися нового знания
- выдвижение гипотезы;
- проверка гипотезы
5. Первичное закрепление - внешнее оформление новых алгоритмов
- фиксирование уже оформленного знания
6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе
- самостоятельное решение типовых заданий;
- самостоятельная проверка своих работ по эталону
7. Повторение
- включение нового материала в систему знаний;
- решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала
8. Итог урока
- рефлексия деятельности на уроке;
- самооценка учащимися собственной деятельности
Моя задача как учителя - находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и решению.
Обучаясь по данной технологии, у ребят появилась уверенность в своих силах и знаниях. Положительная динамика наблюдается и в развитии уровня мотивации к учению.
Исследование по применению проблемного обучения в начальной школе (3 этап, после применения проблемного обучения)
3 этап – исследование после применения проблемного обучения. На данном этапе проводились те же самые диагностики, что и на первом: диагностика на основе наблюдения, наблюдение, анкетирование.
Диагностика поведения ученика в решении проблемной ситуации
Для выяснения результатов применения проблемного обучения проводилось повторное исследование. На этом этапе исследования ученикам также предлагалось для разрешения сначала две проблемные ситуации, затем две аналогичных предыдущим проблемные ситуации:
1)Ученику предлагается четверостишие:
Варкалось. Хливкие шорьки
Тырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
Задание: Понять, о чем идет речь в этой нелепице очень трудно.
Но найти слова, которые отвечают на известные тебе вопросы, можно.
Назови слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какие? что делали?
(Верный ответ: на вопрос кто? отвечают слова шорьки, зелюки, мюмзики;
что? - нава, мова; какие? - хливкие; что делали? - тырялись, хрюкотали)
2) Можно ли записать одни числа другими числами? Запиши двойку тремя пятерками. Если ребенок не справляется даю подсказку: над данными числами можно совершать арифметические действия. 2 = (5 + 5) : 5
3)Ученику предлагается следующее четверостишие:
Залка бармоделет,
Нысурка веслит,
Гашмочка с жомкою
В куськи к нам шпырлит.
Назови слова, которые отвечают на вопрос «Кто? Что? Что делает?
4) Как записать четверку тремя пятерками?
4 = 5 – (5 : 5)
Результаты были внесены в таблицу (Приложение 6).
Наблюдение над познавательной активностью детей
После систематического применения проблемного обучения проводилось повторное наблюдение за деятельностью учащихся на уроке по тем же параметрам, что и на первом этапе (активность, самостоятельность, отвлекаемость).
Данные наблюдения внесены в таблицу (Приложение 7).
Результаты представлены в следующей диаграмме (Приложение 8)
Повторное анкетирование учащихся, направленное на выяснение отношения учащихся к учению
После применения проблемного обучения проводилось повторное анкетирование. Повторное анкетирование помогло более точно отследить изменения, произошедшие в эмоциональной и познавательной сфере учеников, а также характер этих изменений (Приложение 9)
Результаты исследований после применения проблемного обучения
Наблюдение над познавательной активностью детей
Анализ наблюдения показал следующие результаты:
У 8 учащихся активность превышает отвлекаемость.
У 9 человек активность и отвлекаемость находятся примерно в равных количествах.
И только у 1 ученика отвлекаемость превышает активность
Представлена сводная диаграмма (Приложение 10)
Анкетирование
Анализ анкет второго этапа показал, что у детей повысился интерес к учебе, новым знаниям, исчез страх перед преодолением трудностей, усилилось желание самостоятельного поиска разных подходов к выполнению заданий.
Результаты всех исследований после применения проблемного обучения позволяют утверждать, что учащиеся сознательно орудуют в условиях проблемной ситуации, большинство из них самостоятельно способны найти ее разрешение. Ученики успешно освоили приемы поведения в проблемной ситуации.
После применения проблемного обучения интерес к учебе и учебная активность значительно возросли. Деятельность детей стала более сосредоточенная, более длительное время удерживается внимание учеников во время урока, увеличилась доля самостоятельной деятельности детей.
По итогам сопоставительного анализа результатов исследования, можно утверждать, что использование проблемного обучения делает возможным преодоление всех сложностей в обучении и повышает познавательную активность и самостоятельность в обучении.
Анализ эффективности применения проблемного обучения в начальной школе
Анализ результатов диагностики показал, что активность у детей существенно повысилась, а интерес к учебе значительно увеличился. В классе остался всего 1 ребёнок с повышенным уровнем отвлекаемости. Напряжение интеллектуальных сил ученика рождается в столкновении с трудностью в понимании и осмыслении нового факта или понятия и характеризуется наличием проблемной ситуации, высокого познавательного интереса учащихся к теме. Связь между формированием положительной учебной мотивации и проблемным обучением объясняется тем, что такой способ организации учебного процесса детерминирует процесс активного, творческого мышления учащихся, направленный на овладение общими способами решения проблемных задач.
А также выяснилось, что у детей повысился интерес к учебе, новым знаниям, улучшилось эмоциональное отношение к учению, исчез страх перед преодолением трудностей, усилилось желание самостоятельного поиска разных подходов к выполнению проблемных заданий. Воздействие на эмоционально-чувственную сферу учащихся создаёт условия, благоприятствующие активной мыслительной деятельности. А эмоциональность и способы её создания являются неотъемлемым элементом проблемного обучения. Обычно применяемые в школе способы подачи учебного материала приводят к неуправляемому (случайному) формированию у учащихся учебно-познавательных мотивов. Использование же проблемного обучения создает условия для целенаправленного формирования учебно-познавательных мотивов.
Подтвердилось также опытным путем и то, что проблемная ситуация также стимулирует мыслительную деятельность учащихся в процессе учения, помогает обеспечить то деятельное состояние мозга, которое является необходимым условием для образования новых связей, и в этом отношении признается как одно из главных условий возникновения познавательной потребности, так как она помогает учащимся осознать тему урока в учебной деятельности, специально для этого организуемой учителем.
Кроме того, учебные проблемы оказывают положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, дети испытывают огромное удовольствие, если разрешат проблему самостоятельно, их самооценка растет.
Сравнив результаты исследования можно сделать вывод о том, что проблемное обучение даёт положительный эффект на отношение школьников к учебной деятельности и на качество их учения, так как повысились уровни познавательного интереса, самостоятельности и активности детей в учении (Приложение 11)
Библиографический список
- Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. Ростов-на-Дону, 1970.
- Вилькеев Д.В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения основам наук в школе. Казань: Изд-во КГУ, 1967.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996.
- Джуринский А.Н. История педагогики. М.: ВЛАДОС, 1998.
- Дорно И.В. Проблемное обучение в школе: метод. пособие для студентов-заочников.
- Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М., 1985.
- Кайдаш Е.Г. Развитие познавательных интересов в учебном процессе Начальная школа. 1993. № 12.
- Коджаспиров А.Ю., Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. М.: Академия, 2000.
- Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности. М., 2003.
- Краткий психологический словарь.сост. КарпенкоЛ.А. под общ.ред. Пет-ровского А.В., Ярошевского М.Г. М.: Политиздат, 1985.
- Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли). М.: Гардарики, 2003.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.
- Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1983.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. М., 1975.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика,1975.
- Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань.: Таткнигоиздат, 1972.
- Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. М.: Баласс, 1999.
- Мочалова Н.М. Методы проблемного обучения и границы их применения. Казань: Изд-во Казанского унив-та, 1979.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся"
Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихсяАттестационная работа...
Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Статья из опыта работы Шутовой О.М....
Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы
В настоящее время педагоги сходятся во мнении: традиционные формы обучения устарели. Чтобы овладеть вниманием современных учащихся, надо их прежде всего удивить, заинтересовать. Сегодня наиболее персп...
Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности младших школьников. Презентация.
Я хочу познакомить вас с моим педагогическим проектом, над которым я работаю с 2014 года: «Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»....
Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности младших школьников
Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности младших школьников...
Статья "Проблемные ситуации как средство активизации познавательной деятельности учащихся "
Проблемная ситуация» является средством активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, усвоения новых знаний....
«Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся"
Наше современное общество нуждается в человеке, который много знает, умеет, а главное – который умеет думать. На сегодняшний день в современной школе перед учителями встают вопросы: Как увлечь р...