Главные вкладки

    Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности младших школьников
    презентация к уроку на тему

    Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности младших школьников

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon problemnoe_obuchenie_na_urokah.ppt1.08 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности младших школьников

    Слайд 2

    Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдем у детей завтра. Джон Дьюи

    Слайд 3

    Причины снижения интереса к учению: Низкий уровень интеллектуального и духовного развития обучающихся; Низкий педагогический и психологический уровень образования родителей; Дети соматически ослабленные, педагогически запущенные, с недостаточно развитыми теми или иными познавательными процессами

    Слайд 4

    Мотивы учебы За оценку За похвалу За подарки Учебная мотивация на основе познавательного интереса

    Слайд 5

    Как же построить урок, чтобы учесть особенности детей, чтобы он стал любимым занятием наших учеников? ИДЕИ МАСТЕРСТВО ЖЕЛАНИЕ ИНТЕРЕС СПОСОБНОСТИ

    Слайд 6

    Технология проблемного обучения Этапы реализации педагогического проекта: Подготовительный (январь 2014 – декабрь 2014) Основной (январь 2015 – январь 2016) Заключительный (февраль 2016 – май 2016) Гипотеза: использование технологии проблемного обучения позволит активизировать познавательную деятельность обучающихся и повысить качество знаний.

    Слайд 7

    Особенность проблемного обучения Организация совместной учебной деятельности Атмосфера делового сотрудничества Знания усваиваются творчески

    Слайд 8

    Создание проблемной ситуации: «Почему не получается?» ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ : необходимость действия; задания содержат «трудность»; задания включают знания и способности, сформированные ранее; знание, вырабатываемое детьми, служит им средством разрешения ситуации.

    Слайд 9

    Классификация проблемных ситуаций По области научных знаний По русскому языку По математике По иностранному языку и т.д.

    Слайд 10

    Классификация проблемных ситуаций По направленности на поиск недостающего Новых знаний Способов действия Возможности применения известных знаний в новых условиях

    Слайд 11

    Классификация проблемных ситуаций По уровню проблемности Очень острые противоречия Противоречия средней остроты Слабо (неявно) выраженные противоречия

    Слайд 12

    Классификация проблемных ситуаций По типу противоречий Между двумя и более фактами Между житейским представлением учеников и научным фактом Между необходимостью и невозможностью выполнить задание

    Слайд 13

    Классификация проблемных ситуаций По характеру содержательной стороны противоречий Недостаточность прежних знаний и умений для объяснения нового факта Противоречие между теоретически возможным путем решения и практической неосуществимостью Противоречие между практически достигнутым результатом и отсутствием теоретических знаний о нем Необходимость использовать имеющиеся знания и умения в новых условиях

    Слайд 14

    Способы создания проблемных ситуаций Подведение детей к противоречию и предложение им самим найти решение ; Столкновение противоречия практической деятельности с теоретической ; Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос ; Предложение рассмотреть явление с различных позиций ; Побуждение делать сравнения, обобщения, выводы.

    Слайд 15

    Дидактические правила постановки проблемных ситуаций Обязательно должны содержать посильное познавательное затруднение ; Развитие творческих способностей совмещается с материальным развитием: усвоением новых знаний и умений ; Должна вызывать интерес своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью.

    Слайд 16

    Приёмы создания проблемных ситуаций Тип проблемной ситуации Тип противоречия Приём создания С удивлением Между двумя и более фактами Одновременно предъявить противоречивые факты Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим действием Между житейским представлением учеников и научным фактом А) обнажить житейское представление учеников вопросом или практическим заданием с «ловушкой»; Б) предъявить научный факт сообщением, экспериментом, презентацией.

    Слайд 17

    Приёмы создания проблемных ситуаций Тип проблемной ситуации Тип противоречия Приём создания С затруднением Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя Дать практическое задание не выполнимое вообще Дать практическое задание, не сходное с предыдущим А) дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим; Б) доказать, что задание учениками не выполнено.

    Слайд 18

    Грибы не зеленые, значит, они животные! Грибы не могут передвигаться, значит, это растения! . -Что вас удивляет в диалоге наших героев? ( побуждение к осознанию противоречия) Какой возникает вопрос?( побуждение к формулированию проблемы) Что такое грибы: растения или животные? Итак, тема урока…? (- Грибы. Что такое грибы?)

    Слайд 19

    Пути выхода из проблемных ситуаций Учитель сам ставит и решает проблему ; Учитель сам ставит и решает проблему, привлекая детей к формулировке проблемы, выдвижению предположений, проверке решения ; Ученики самостоятельно ставят и решают проблему, но с участием и помощью (частичной или полной) учителя ; Ученики самостоятельно ставят и решают проблему без помощи учителя (но под его руководством).

    Слайд 20

    Если дети пришли к неправильному решению, срабатывает прием «яркого пятна»: - учащиеся разбираются в причинах ошибки совместно с учителем; - лучше понимают суть проблемы и быстрее находят правильное решение; - все учащиеся класса несут ответственность за принятое решение.

    Слайд 21

    Условия эффективности проблемных ситуаций Со стороны ученика: новая тема («открытие» новых знаний); Умение учащихся использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию; Умение определить область «незнания» в новой задаче; Активная поисковая деятельность.

    Слайд 22

    Со стороны учителя ( ЧТО ДЕЛАЕТ учитель при проблемном обучении): точно формулирует задание; выдерживает «деловую» интонацию; разрешает ученику сомневаться и не знать; разворачивает ребенка спиной к себе, лицом к классу; организовывает фиксацию результатов обсуждения на доске; занимает равноправную позицию с классом; пытается гибко перестроиться по ходу урока, идя от ответа ребенка; идет от класса к учебнику, а не от учебника к классу. Условия эффективности проблемных ситуаций Что НЕ делает учитель, работающий по новому стандарту на уроке: не повторяет за детьми; не задает лишних вопросов; не говорит больше, чем дети; не выделяет интонационно правильные и неправильные высказывания.

    Слайд 23

    Слайд 24

    Слайд 25

    Не пытайтесь объяснить ребёнку то, до чего он может додуматься сам. Дайте возможность каждому ребенку сделать своё открытие. Э.Б.Александрова


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Опыт использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников"

    Опыт использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников.Климова Ольга Александровнаучитель на...

    Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности младших школьников. Презентация.

    Я хочу познакомить вас с моим педагогическим проектом, над которым я работаю с 2014 года: «Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»....

    Использование интерактивных форм и методов обучении, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.

    В статье представлен теоретический материал по данной проблеме. В качестве примера использования интерактивных форм обучения описаны приемы работы на уроке  математики  в  3 классе...

    Активные приёмы обучения как средство активизации познавательной деятельности младших школьников. Мастер-класс. (Из опыта работы учителей начальной школы МБОУ «Гимназия №6» Соловьевой М.П. и Бикбаевой С.И.)

          Вспомним свои школьные годы, как   нам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, нас огорчала необходимость читать скучные учебники, решать задачи и...

    Проблемная ситуация как средство активизации познавательной деятельности младших школьников

    В статье даны советы педагогам начальной школы, как организовать проблемные ситуации на уроках, структура проблемного урока,примеры создания проблемных ситуаций...