Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности младших школьников. Презентация.
проект на тему

Саутина Вера Алексеевна

Я хочу познакомить вас с моим педагогическим проектом, над которым я работаю с 2014 года: «Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности младших школьников».

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Слайд 1. Я хочу познакомить вас с моим педагогическим проектом, над которым я работаю с 2014 года: «Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности младших школьников».

Слайд 2. Эпиграфом к своему выступления взяла слова американского психолога и педагога Джона Дьюи: «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем  у детей завтра»

Сегодня обществу нужен не только человек, который много знает и умеет, но прежде всего человек, который умеет думать.

Слайд 3. Но в настоящее время у детей снижается интерес к учению. Причин этому несколько: это и низкий уровень интеллектуального развития учащихся; низкий педагогический и психологический уровень образования родителей. Дети приходят соматически ослабленные, педагогически запущенные, у которых недостаточно развиты те или иные познавательные процессы.

Слайд 4. Это создает большие трудности в обучении. Ученики  начальной  школы не могут учиться «для  самих  себя».  Иногда  они  учатся  за  оценку, иногда за похвалу иногда, за подарки. Но любому  из  этих  мотивов  приходит конец (ЩЕЛЧОК). Поэтому учителю необходимо формировать учебную  мотивацию на  основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность,  и  она должна быть ему доступна.

Слайд 5. (ТЕКСТ ДРУГОЙ НА СЛАЙДЕ!) Поэтому для меня остро встала проблема найти такую технологию обучения детей, которая помогла бы исходить из того, что ученики стали не только объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, но и быть активными субъектами его, самостоятельно владеющими знаниями.

Слайд 6. Педагогической технологией, удовлетворяющей поставленным условиям, на мой взгляд, является технология проблемного обучения, что и стало объектом моего педагогического проекта, запущенного в январе 2014 года.

Была выдвинута гипотеза, что использование технологии проблемного обучения позволит: активизировать познавательную деятельность обучающихся и повысить качество знаний.

(ЩЕЛЧОК) Я наметила для себя следующие этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный (январь 2014 – декабрь 2014) сбор, анализ, обобщение теоретического материала по теме.
  2. Основной (январь 2015–  январь 2016) – использование технологии проблемного обучения на уроках и во внеурочное время. На этом этапе нахожусь в настоящее время.
  3. Заключительный (февраль 2016 –  май 2016) – подведение итогов, анализ проведенной работы, формирование системы проблемных ситуаций  для использования на уроках в начальной школе.

Слайд 7. Характерной особенностью проблемного обучения является организация совместной учебной деятельности педагога и учащихся в атмосфере делового сотрудничества. Это позволяет школьникам испытывать чувство собственного открытия, пережить радость творчества и успеха, стимулирует на каждом последующем этапе обучения новые проявления творчества, рождая новый успех. Основное отличие от традиционного урока в том, что знания усваиваются не  репродуктивно, а творчески, учащиеся САМИ формулируют правила, делают выводы, а затем сравнивают с учебником.

Слайд 8. (ТЕКСТ ДРУГОЙ НА СЛАЙДЕ!) Свою роль при проблемном обучении я вижу в создании проблемных ситуаций, в создании на уроке условий для  осознания, принятия и разрешения этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя.

Проблемная ситуация - это такая ситуация, при которой субъект хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать.    

Поэтому проблемной можно назвать ту ситуацию, когда обучающийся не может объяснить для себя объективно возникающее противоречие, не может дать ответов на объективно возникающие вопросы, поскольку ни имеющиеся знания, ни содержащаяся в проблемной ситуации информация не содержат на них ответов и не содержат методов их нахождения.

Слайд 9. Проблемные ситуации классифицируются по различным критериям:

- по области научных знаний или учебной дисциплине (русскому языку, математике и т.п.);

Слайд 10. - по направленности на поиск недостающего нового (новых знаний, способов действия, выявления возможности применения известных знаний и способов в новых условиях);

Слайд 11. - по уровню проблемности (очень острые противоречия, средней остроты, слабо или неявно выраженные противоречия);

Слайд 12. - по типу и характеру содержательной стороны противоречий (например, между житейскими представлениями и научными знаниями, неожиданным фактом и неумением его объяснить и т.п.). 

Слайд 13. -  по характеру содержательной стороны противоречий:

1.  Недостаточность прежних знаний обучающихся для объяснения нового факта, прежних умений для решения новой задачи.

2.  Необходимость использовать ранее усвоенные знания и (или) умения, навыки в принципиально новых практических условиях.

3. Наличие противоречия между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа.

4. Наличие противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у обучающихся знаний для его теоретического обоснования.

Слайд 14.  На основе указанных классификаций, можно рассмотреть некоторые общие пути и способы создания проблемных ситуаций, получившие наибольшее распространение в практике обучения, как способы заострения противоречий в сознании обучающихся:

- подведение детей к противоречию и предложение им самим найти решение;

- столкновение противоречия практической деятельности;

- изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;  

- предложение рассмотреть явление с различных позиций;

- побуждение делать сравнения, обобщения, выводы.

Слайд 15. Для достижения максимальной эффективности учебного процесса постановка проблемных задач должна осуществляться с учетом основных логических и дидактических правил:

  • Проблемные ситуации обязательно должны содержать посильное познавательное затруднение. Решение задачи, не содержащей познавательного затруднения, способствует только репродуктивному мышлению и не позволяет достигать целей, которые ставит перед собой проблемное обучение
  • Хотя проблемная ситуация ценна сама по себе для развития творческих способностей обучающихся, но наилучшим вариантом является совмещение с материальным развитием: усвоением новых знаний, умений, навыков.
  • Проблемная ситуация должна вызывать интерес у обучающихся своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью. Такие положительные эмоции, как удивление, интерес служат благоприятным подспорьем для обучения.     

Таким образом, проблемная ситуация, стимулируя мыслительную деятельность учащихся, помогает учащимся осознать тему урока в учебной деятельности. Главное преимущество такого осознания в отличие от простого словесного разъяснения учителя заключается в том, что проблема не ставится из вне, а возникает у самого школьника в процессе его работы. Это ведёт к тому, что мотивы ученика совпадают с целью решения проблемы. И деятельность ученика приобретает активный, целенаправленный характер.

Слайд 16. В зависимости от типа проблемной ситуации можно сформулировать приёмы их  создания. Так, при создании проблемной ситуации «с удивлением» можно использовать следующие приемы: 

  1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории.
  2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим действием.
  3. а) обнажить житейское представление учеников вопросом или практическим заданием с “ловушкой”;
    б) предъявить научный факт сообщением, экспериментом, презентацией.

Слайд 17. При создании проблемной ситуации «с затруднением»:

  1. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.
  2. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим.
  3. а) дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим;
    б) доказать, что задание учениками не выполнено.

Слайд 18. Так, на уроках окружающего мира чаще организовываются проблемные ситуации с удивлением, возникающие на противоречиях между двумя положениями или между житейским представлением учащихся и научным фактом. Например, в, 3 классе учитель предлагает послушать диалог двух детей:

 -Грибы не могут передвигаться, значит, это растения.

-Грибы не зеленые, значит, они животные.

(ЩЕЛЧОК) После возникновения проблемной ситуации «с удивлением», разворачивается побуждающий диалог:

Учитель: Что вас удивляет в диалоге наших героев? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) Что такое грибы: растения или животные? Итак, тема урока...? ("Грибы", "Что такое грибы".)

       

Слайд 19. Всегда ли обучающийся сам выходит из создавшегося познавательного затруднения? Как показывает практика, из проблемной ситуации может быть 4 выхода:

  • Учитель сам ставит и решает проблему;
  • Учитель сам ставит и решает проблему, привлекая обучающихся к формулировке проблемы, выдвижению предположений, доказательству гипотезы и проверке решения;
  • Обучающиеся самостоятельно ставят и решают проблему, но с участием и (частичной или полной) помощью учителя;
  • Обучающиеся самостоятельно ставят проблему и решают ее без помощи учителя (но, как правило, под его руководством).

Слайд 20. Если дети пришли к неправильному решению, то срабатывает приём «яркого пятна», где учащиеся разбираются в причинах ошибки вместе с учителем, даже лучше понимают суть проблемы и быстрее находят правильное решение.

 

Слайд 21. Чтобы проблемная ситуация была эффективна, необходимо наличие некоторых условий:

Со стороны обучающихся:

  • новая тема («открытие» новых знаний);
  • умение учащихся использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию;
  • умение определить область «незнания» в новой задаче;
  • активная поисковая деятельность.

Слайд 22. (ТЕКСТ ДРУГОЙ НА СЛАЙДЕ!) Со стороны учителя:

  • умение планировать, создавать на уроке проблемные ситуации и управлять этим процессом;
  • формулировать возникшую проблемную ситуацию путем указания обучающимся на причины невыполнения поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты.

Прежде чем запланировать проблемное изучение определенной темы, необходимо установить возможность и дидактическую целесообразность создания проблемных ситуаций при её изучении. При этом надо учитывать специфику содержания изучаемого материала, его сложность, характер (описательный материал или требующий обобщений, анализа, выводов), индивидуальные особенности класса.

Слайд 23. Находясь на основном этапе реализации своего педагогического проекта, включая проблемные ситуации в образовательный процесс, проводя наблюдения и диагностические исследования, считаю, что выдвинутая мной гипотеза найдет свое подтверждение.  По результатам  наблюдения и диагностик, представленным в диаграммах, видно, активность детей в проблемной ситуации пока не очень высокая: высокий уровень у 16,7%, средний – 38,9%, а низкий почти у половины обучающихся – 44,4%. Но уровень творческого потенциала внушает оптимизм при работе на данном направлении, так как 50% детей имеют высокий уровень, 22,2% средний и только 27,8% низкий.

Слайд 24. Технологию проблемного обучения считаю результативной и здоровьесберегающей, применение которой способствует формированию более прочных знаний, умений и навыков, повышению интереса к знаниям, создаёт положительную мотивацию учения, улучшает морально-психологические условия обучения младших школьников.

Слайд 25. Закончить свое выступление мне хотелось бы словами русской писательницы Эмилии Борисовны Александровой: «Не пытайтесь объяснить ребёнку то, до чего он может додуматься сам. Дайте возможность каждому ребёнку сделать своё маленькое открытие».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Опыт использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников"

Опыт использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников.Климова Ольга Александровнаучитель на...

Использование интерактивных форм и методов обучении, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.

В статье представлен теоретический материал по данной проблеме. В качестве примера использования интерактивных форм обучения описаны приемы работы на уроке  математики  в  3 классе...

Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности младших школьников

Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности младших школьников...

Активные приёмы обучения как средство активизации познавательной деятельности младших школьников. Мастер-класс. (Из опыта работы учителей начальной школы МБОУ «Гимназия №6» Соловьевой М.П. и Бикбаевой С.И.)

      Вспомним свои школьные годы, как   нам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, нас огорчала необходимость читать скучные учебники, решать задачи и...

Проблемная ситуация как средство активизации познавательной деятельности младших школьников

В статье даны советы педагогам начальной школы, как организовать проблемные ситуации на уроках, структура проблемного урока,примеры создания проблемных ситуаций...

Проблемная ситуация как средство активизации познавательной деятельности младших школьников

Одним из средством формирования метапредметных компетенций у обучающихся является применение на уроках проблемной ситуации , которая обеспечивает качественное усвоение знаний, приводит к возможности н...