Выступление м/о
статья (1 класс) по теме

 

 

1. Актуальность данного вопроса

 

В последние годы государственная политика Российской Федерации направлена на реализацию права ребенка проживать и воспитываться в семье.

Многочисленные как зарубежные (Дж. Боулби, А. Кадушин, Б.Дж. Сэдок [15, 7, 6]) , так и отечественные (В.С. Мухина, И.А. Коробейников, В.М. Слуцкий, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Т.А. Басилова и др. [9, 13, 8, 2])  исследования  показали, что во многих семьях не созданы  психологические  условия, обеспечивающие полноценное развитие детей.

В.Н. Ослон указывает, что проблема коренится не в самой сути общественного воспитания, а в отсутствии условий, при которых ребенок мог бы установить интимные, эмоционально насыщенные и устойчивые отношения с объектом привязанности, что необходимо для формирования здоровой, активной и социально адаптированной личности. [10, с. 45].

Именно правильно организованный процесс межличностного общения способен стать движущим фактором, обеспечивающим успешную жизнь ребенка в семье и обществе.

Семья имеет все возможности нивелировать негативные стороны общественного воспитания. Но, как показывает практика, зачастую родители имеют недостаточную коммуникативную компетентность. А.С. Спиваковская, исследовав­шая особенности родительских позиций в семьях ,от­мечает определенную их неадекватность, особенно в сфере социаль­но-перцептивных способностей [10, с. 50]. Неспособность точно и правильно воспринять ребенка, почувствовать его приводит к установлению неадекватного стиля общения, к взаимному непониманию.

К счастью данная проблема имеет решение – коммуникативные способности относятся к тем способностям, которые возможно развить. Поэтому путем решения данной проблемы является профессионализация родителей, влекущая за собой необходимость постоянного повышения своих родительских (в том числе и коммуникативных) компетенций.

Особенно очевидна необходимость постоянного повышения и совершенствования у родителей умений и навыков общения, если учесть, что дети имеют ряд психологических особенностей, затрудняющих процесс межличностного общения. Часто эти особенности нуждаются в специальной коррекции. Поэтому наиболее эффективной формой работы по установлению адекватного стиля общения в семьях является занятия в детско-родительских группах.

Таким образом, становится очевидной актуальность и значимость развития знаний, умений и навыков у родителей и детей, позволяющих слышать, чувствовать и понимать друг друга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_mo.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Гимназия №3»

г. Рубцовска Алтайского края

Выступление на МО учителей начальных классов

«Учимся слышать и понимать друг друга».

Разработала учитель начальных классов  Сенина Любовь Михайловна.

2011 год

Содержание

  1. Актуальность данного вопроса……………………………………………………..3
  2. Базовые, классические подходы к решению

       данной проблемы (ссылка на литературу)…………………………………………4

  1. Передовые технологии (ссылка на литературу)……………………………………9
  2. Выход на предлагаемую «практическую часть»…………………………………..11
  3. Практическое упражнение…………………………………………………………..11
  4. Библиографический список…………………………………………………………18

1. Актуальность данного вопроса

В последние годы государственная политика Российской Федерации направлена на реализацию права ребенка проживать и воспитываться в семье.

Многочисленные как зарубежные (Дж. Боулби, А. Кадушин, Б.Дж. Сэдок [15, 7, 6]) , так и отечественные (В.С. Мухина, И.А. Коробейников, В.М. Слуцкий, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Т.А. Басилова и др. [9, 13, 8, 2])  исследования  показали, что во многих семьях не созданы  психологические  условия, обеспечивающие полноценное развитие детей.

В.Н. Ослон указывает, что проблема коренится не в самой сути общественного воспитания, а в отсутствии условий, при которых ребенок мог бы установить интимные, эмоционально насыщенные и устойчивые отношения с объектом привязанности, что необходимо для формирования здоровой, активной и социально адаптированной личности. [10, с. 45].

Именно правильно организованный процесс межличностного общения способен стать движущим фактором, обеспечивающим успешную жизнь ребенка в семье и обществе.

Семья имеет все возможности нивелировать негативные стороны общественного воспитания. Но, как показывает практика, зачастую родители имеют недостаточную коммуникативную компетентность. А.С. Спиваковская, исследовав шая особенности родительских позиций в семьях ,от мечает определенную их неадекватность, особенно в сфере социаль но-перцептивных способностей [10, с. 50]. Неспособность точно и правильно воспринять ребенка, почувствовать его приводит к установлению неадекватного стиля общения, к взаимному непониманию.

К счастью данная проблема имеет решение – коммуникативные способности относятся к тем способностям, которые возможно развить. Поэтому путем решения данной проблемы является профессионализация родителей, влекущая за собой необходимость постоянного повышения своих родительских (в том числе и коммуникативных) компетенций.

Особенно очевидна необходимость постоянного повышения и совершенствования у родителей умений и навыков общения, если учесть, что дети имеют ряд психологических особенностей, затрудняющих процесс межличностного общения. Часто эти особенности нуждаются в специальной коррекции. Поэтому наиболее эффективной формой работы по установлению адекватного стиля общения в семьях является занятия в детско-родительских группах.

Таким образом, становится очевидной актуальность и значимость развития знаний, умений и навыков у родителей и детей, позволяющих слышать, чувствовать и понимать друг друга.

2. Базовые, классические подходы к решению данной проблемы (ссылка на литературу)

В психодинамическом подходе коррекция навыков общения, снятие «зажимов» и «комплексов» является основной задачей ролевого тренинга, указывает О.Р. Арнольд. Эту общую задачу сторонники психодинамического подхода разделяют на ряд более частных:

  1. активизация невербальных языков общения;
  2. развитие эмпатического потенциала, умения концентрироваться на партнере по общению;
  3. отработка спонтанного поведения;
  4. легкость действий в присутствии других людей;
  5. умение легко и гибко ориентироваться в типичных ситуациях житейского и бытового плана, простейших конфликтах производственного и личного характера;
  6. умение правильно вести себя в ситуации конфликта вплоть до самых сложных и лично значимых ситуаций.

Ролевой тренинг, указывает О.Р. Арнольд, является одной из наиболее популярных и упрощенных модификаций психодрамы. Участники разыгрывают не законченные сценарии, а небольшие эпизоды, пробуя себя в разных психологических ролях. Этот метод рассчитан на углубление и совершенствование социализации, коррекции ценностных и нравственно-этических установок участников и связанного с ними внутреннего психологического самочувствия. Проработка ролей, установок, переживаний, наблюдение, как за собственным самочувствием, так и за состоянием других членов группы позволяют достичь достаточной эмоциональной глубины, подготовить изменение оценок, ориентиров и позиций.

Существенно расширяет возможности метода то, что он применим в случае намеренного или неосознаваемого сопротивления изменениям, когда коррекция своего поведения на уровне сознания затруднена [1, с. 22 – 23].

В поведенческом подходе, отмечает Т.В. Зайцева, решается проблема техники общения. Представители этого направления концентрируют свое внимание на поведении как единственной психологической реальности, доступной непосредственному наблюдению. Неадаптивное поведение рассматривают как результат неправильного научения. Следовательно, цель психологического вмешательства – это переобучение, то есть замена неадаптивных форм поведения на адаптивные (эталонные, правильные). Переобучение осуществляется с помощью классических бихевиоральных методов: оперантное обусловливание, научение по моделям, социальное научение [5, с. 42].

В гуманистическом подходе, указывает Л.А. Петровская, проблемы общения решаются с помощью сензитивного тренинга. Группы сензитивного тренинга акцентированы на общем развитии индивида. В рамках этой ориентации первичным является выявление жизненных ценностей индивида, усиление чувства самоидентичности. Тренинг направлен на развитие сензитивной способности, без актуализации которой затруднено правильное понимание личностных качеств и состояний партнеров, отношений, складывающихся между ними.

Цели и задачи сензитивного тренинга:

  1. развитие компетентности в общении;
  2. развитие активной социально-психологической позиции участников;
  3. повышение психологической культуры;
  4. развитие социально-перцептивной компетентности;
  5. приобретение участниками группы обобщенных диагностических знаний и умений;
  6. развитие самопознания за счет снижения барьеров психологической защиты и устранения неискренности на личном уровне.

Ведущим методическим средством сензитивного тренинга выступают психогимнастические упражнения, которые дают разнообразный материал, необходимый для осознания процесса и результатов социально-перцептивной деятельности, а также формируют среду, позволяющую каждому участнику развивать свои перцептивные способности [12, с. 442].

Опираясь на идеи гуманистической психологии К. Роджерса возник тренинг социальных и жизненных умений, который применялся для профессиональной подготовки учителей, консультантов и менеджеров в целях психологической поддержки и развития.

В тренинге жизненных умений использовались 3 основных модели определяющие своеобразие подхода к участникам тренинга:

Первая модель опирается на 7 категорий жизненных умений: решения проблем, общения, настойчивости, уверенности в себе, критичности мышления, умения самоуправления и развития Я-концепции.

Вторая модель классифицирует жизненные умения, являющиеся целью тренинга, на 4 категории: межличностное общение, поддержание здоровья, развитие решения проблем и принятие решений.

Третья модель включает тренинг эмоционального самоконтроля, межличностных отношений, самопонимания, финансовой самозащиты, самоподдержки и концептуализации опыта [12, с. 94].

В. Сороченко среди психологических тренингов называет следующие:

Коммуникативные тренинги;

Тренинги личностного роста;

Бизнес - тренинги.

Задачей коммуникативных тренингов, указывает В. Сороченко, является постановка поведенческих навыков, то есть обучение эффективному поведению в различных ситуациях общения. Предполагается, что умения и навыки, сформированные в искусственно созданных и «безопасных» условиях психологического тренинга, помогут преодолеть трудности общения в реальной жизни. Например, стеснительный человек, боящийся попросить повышения зарплаты, может закрепить необходимые навыки, много раз проигрывая эту ситуацию с другими членами тренинговой группы.

На таких тренингах участники практикуются в решении сложных проблем, которые возникают в процессе межличностного или делового общения у каждого человека. Для этого используются специальные упражнения, моделирующие различные жизненные ситуации. Выполняя их, участники тренинга пробуют налаживать отношения с другими людьми и лучше их узнавать, проявлять внимание ко всему, что происходит на невербальном уровне, а также вступать в контакт с помощью иных средств, нежели слово (взгляд, поза, прикосновение, жесты и т.п.)  [16, с. 2].

В 70-е годы в Лейпцигском и Йенском университетах под руководством М. Форверга был разработан метод,  названный им социально-психологическим тренингом. Средствами тренинга выступали ролевые игры с элементами драматизации, создававшие условия для формирования эффективных  коммуникативных навыков.  Практической  областью  приложения  разработанных М. Форвергом методов стала социально-психологическая подготовка руководителей промышленного производства. Социально-психологический тренинг получил широкое распространение и в отечественной практике.

Этот метод активно используется в работе  с  детьми,  родителями,   руководителями предприятий и организаций.  Опыт его использования отражен в работах Ю.Н. Емельянова, В.П. Захарова,  Г.А. Ковалева,  Х. Миккина,  Л.А. Петровской, Т.С. Яценко и др [3, 5, 12].
Основная цель  социально-психологического  тренинга – повышение компетентности в общении – может быть конкретизирована в ряде задач  с различной формулировкой, но обязательно связанных с приобретением знаний,  формированием умений, навыков, развитием установок, определяющих поведение в общении,  перцептивных способностей человека, коррекцией и развитием системы отношений личности, поскольку личностное своеобразие является тем фоном, который окрашивает в разные цвета действия человека, все его вербальные и невербальные проявления.

В самом широком смысле под социально-психологический тренингом обычно понимают своеобразные формы обучения знаниям и отдельным умениям в сфере общения, а также формы соответствующей их коррекции. С точки зрения содержания круг задач, решаемых средствами СПТ, широк и разнообразен, и соответственно разнообразны формы тренинга. Все множество этих форм, считает Л.А. Петровская, можно разделить, в частности, на два больших класса:

а) ориентированные на развитие специальных умений (например, умение вести дискуссию, разрешать межличностные конфликты);

б) нацеленные на углубление опыта анализа ситуаций общения — имеется в виду повышение адекватности анализа себя, партнера по общению, групповой ситуации в целом.

Следует отметить, что эта последняя задача решается и в первом случае, но лишь как сопутствующая, а не основная.

Что касается методов СПТ, то здесь наряду с использованием традиционных лекций, семинаров, бесед по социально-психологической проблематике акцент делается на разработку так называемых активных методов. Существует множество классификаций этих методов тренинга, но, по сути, все они более или менее явно выделяют две большие частично пересекающиеся области — групповые дискуссии и игры.

Метод групповой дискуссии используется в основном в форме анализа конкретных ситуаций и в форме группового самоанализа.

Среди игровых методов СПТ наиболее широкое распространение получил метод ролевых игр. Упомянутые методы могут использоваться каждый в отдельности, однако чаще всего они входят составной частью в комплексные программы, включающие набор различных методов — в зависимости от поставленных задач и материальных возможностей.

Все методы СПТ характеризуются, во-первых, ориентацией на широкое использование обучающего эффекта группового взаимодействия. Во-вторых, эти методы реализуют принцип активности обучающегося через включение в обучение элементов исследования. Если традиционные методы ориентированы в основном на то, чтобы донести готовые знания, то здесь участники-исследователи сами должны прийти к ним. В-третьих, названные методы предполагают своеобразный вариант обучения на моделях [12, с. 441 – 442].

3. Передовые технологии (ссылка на литературу)

На сегодняшний день существует масса  программ (тренинг уверенности в себе, тренинг переговоров, тренинг продаж, тренинг формулирования команды, тренинг бесконфликтного поведения и т.д.), в основу которых лег социально-психологический тренинг. Среди них, указывает Е.В. Сидоренко, можно выделить разнообразные формы «интенсивного» тренинга, в котором люди в буквальном смысле опрокидывались навзничь, сознательно лишались привычных для них внутренних опор, прежних установок, убеждений и предубеждений с помощью методов прямого тактильного и звукового воздействия, зачастую даже не речевого, а музыкального или шумового.

В частности на первом же занятии первой ступени «Синтон – программы» (авторы Козлов Н.И., Устинов Д.Ю.) юношам и девушкам предлагается выполнить упражнение «Круг надежных рук». В данном упражнении «микро группа образует круг, стоя лицом в центр, внутри которого становится парень (либо девушка), расслабляется, закрывает глаза и начинает отклоняться назад, вперед или вбок — в любую сторону. Стоящие кругом мягко его ловят и передают напротив либо по кругу, так, чтобы у стоящего в кругу появилось ощущение колыбельки или качания на волнах...

В самом начале присутствующие в группе девушки называют, по их мнению, 8 самых надежных (на которых смело можно положиться) и любящих ребят. Вышедшие и вставшие в круг ребята качают сначала самую крупную из девушек, чтобы все остальные смогли убедиться, что это возможно в принципе и абсолютно безопасно.

В данном случае в задачу ведущего входит задать определённое настроение, настроить участников тренинга не на состязательный момент игры, а на любовь и нежность. Смогут ли остальные передать это ощущение через свои руки?.. И самое главное, чему обучает данный тренинг: это настрой на восприятия чувства любви. Иначе говоря, человек внутри круга должен через своё тело почувствовать, что его здесь любят» [14, с.10-11].

4. Из личной практики (описание личного опыта)

Из личной практики можно констатировать, что на развитие умений слушать и слышать друг друга положительно влияют занятия в форме КТД (коллективно-творческой деятельности). Слышать друг друга дети и родители часто учатся, совместно выполняя какое-то общее творческое дело.

5. Выход на предлагаемую «практическую часть»

Наверное, никто не будет оспаривать уже ставшую афоризмом фразу «Счастье – это когда тебя понимают». Поэтому особенно удивительно, когда родители лишают своего ребенка этого счастья.

Часто родители путают понятия слушать и слышать. При таком развитии событий родитель слушает ребенка, выполняя какое-либо дело или просто обдумывая свои проблемы. Но дети намного чувствительнее взрослых и быстро распознают обман. Замечая незаинтересованность взрослого, ребенок всеми способами пытается привлечь его внимание. Часто это внимание завоевывается каким-нибудь провокационным действием и для ребенка заканчивается наказанием. При этом родитель наказывает и себя: вызывая на себя обиду ребенка, испытывая чувство вины и самое главное закрепляя такое поведение.

Многие родители жалуются, что за многообразием домашних дел у них просто не хватает времени постоянно прислушиваться к веселой болтовне ребенка. Но парадокс в том, слышать ребенка можно и занимаясь другими делами. Для этого не обязательно быть Юлием Цезарем, нужно всего лишь научиться концентрироваться на партнере по общению, среди фонового шума улавливать нужную информацию и тем самым чувствовать и слышать самого дорогого партнера по общению – своего ребенка.

Развивать чувствительность к партнеру по общению эффективнее всего, выполняя игровые упражнения с участием родителей и детей. Постепенно навык перейдет в автоматический и уже без особых усилий родитель научиться сосредотачиваться на ребенке, даже занимаясь каким-либо другим делом.

6. Практическое упражнение

Цель – создать условия для формирования и развития коммуникативных умений и навыков.

Задачи:

- способствовать формированию и развитию чувствительности к партнеру по общению;

- способствовать формированию и развитию мотивации к самостоятельной отработке коммуникативных навыков и умений посредством совместных игр с ребенком.

Необходимые материалы: карточки со строчками из песен.

Жанр – упражнение-игра

Уровень физической активности – не высокий.

Назначение: основное – отработка чувствительности к партнеру по общению;  возможное – разминка.

Продолжительность: 15 – 25 минут.

Количество участников: 8 – 12.

Характеристика целевой группы: родители и дети от 6 лет и старше.

Описание: приглашаются 10 участников, 5 пар. Родители и дети выстраиваются в две шеренги напротив друг друга на расстоянии 5 – 6 метров друг от друга. Дети получают карточки со строчками из песен (4 строчки). Родители поворачиваются спиной к детям. Дети меняются местами между собой. И по очереди пропевают строчки на карточки. Все дети поют одни и те же строчки. Родитель должен услышать, когда поет его ребенок и поднять руку. При этом детям предлагается запутать родителей, изменив свой голос.

Когда все дети пропели строчки, они получают другие карточки, где уже разные строчки. Таким образом, каждый ребенок поет свою песню, но поют все одновременно. Родитель должен услышать какую песню поет его ребенок. После «выступления хора», проходит опрос родителей.

В третий раз дети опять получают карточки, со строчками из разных песен, где среди строк из песни, «спрятано» слово, которого в песне нет. Дети опять поют одновременно. Задача родителя услышать «спрятанное слово». После «выступления хора», проходит опрос родителей.

Затем дети и родители меняются местами.

Инструкция: «1. Сейчас мы поиграем в игру. Для участие в игре приглашаются 5 пар: родитель и ребенок. Теперь родители встанут от меня по правую сторону, а дети по левую, каждый напротив своего родителя. Родители отвернуться. А дети получат карточки со строчками из песни. Сейчас дети поменяются местами друг с другом и будут петь песню, родители должны будут услышать, когда поет их ребенок и поднять руку. А дети попытаются их запутать, изменив свой голос.

2. Теперь, когда мы потренировались, усложним задание. Сейчас дети получат карточки, на которых у каждого будут строчки из своей песни. Внимательно прочитайте эти строчки, вспомните мотив песни. И по моей команде, вы одновременно начнете петь свои строчки. И петь будете до тех пор пока я не скажу «СТОП». Если вы уже споете свои строчки до команды, то должны начать сначала, а если не закончите, то после команды все равно должны остановиться. Петь нужно громко, чтобы родители могли вас услышать. Задача родителя, услышать какую песню поет его ребенок. Приготовились! Начали!

3. Теперь мы еще усложним задание. Сейчас дети получат карточки, где среди строк спрятаны «секретное» слово, которого нет в песне. Но вы его должны будете пропеть так, как будто оно там и было. Опять все начнут петь по команде, одновременно. Задача родителя услышать «секретное» слово.

4. Сейчас родители и дети поменяются местами. Родители повернуться, а дети отвернуться.

5. Повторяются шаги 1, 2, 3, но на месте детей оказываются родители, а дети на месте родителей».

Обсуждение:

Какие чувства вы испытывали, когда ваш родитель / ребенок слышал вас?

Что вы делали, чтобы ваш родитель / ребенок услышал «секретное» слово?

Примечание: Так как упражнение рассчитано на детско-родительскую группу, то при демонстрации приглашаются люди, хорошо знающие друг друга.

Приложение: карточки с песнями:

  1. Этап:

И тогда наверняка вдруг запляшут облака,

И кузнечик запиликает на скрипке.

С голубого ручейка начинается река,

Ну, а дружба начинается с улыбки.

  1. Этап:

1) Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,

Вот, что значит настоящий, верный друг.

2) Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужа,

А вода по асфальту рекой.

И не ясно прихожим в этот день непогожий

Почему я веселый такой.

3) Вот оно, какое наше лето,

Лето ярким солнышком согрето,

Дышит лето ветерком,

Дышит лето ветерком.

4) Ложкой ночь мешая, ночь идет большая,

Что же ты, малышка, не спишь?

Спят твои соседи, белые медведи,

Спи и ты, малыш.

5) По синему морю к зеленой земле

Плыву я на белом своем корабле,

На своем корабле,

На белом своем корабле.

  1. Этап:

1) Спой нам песню перепелка-перепелочка,

Раз иголка, два иголка – будет елочка,

Раз дощечка, (МАМА) два дощечка – будет лесенка,

Раз словечко, два словечко – будет песенка.

2) Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно,

Струна осколком эхо пронзит тугую высь

Качнется купол неба (ПАПА) большой и звездно-снежный

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

3) Антошка, Антошка, пойдем копать картошку,

Антошка, Антошка, пойдем копать картошку.

Тили-тили, (БРАТ) трали-вали, это мы не проходили

Это нам не задавали, парам-пам-пам, парам-пам-пам.

4) Чунга-чанга – синий небосвод

Чунга-чанга весело живет.

Чунга-чанга – лето круглый год,

Чунга-чанга (СЕСТРА) песенку поет.

5) В траве сидел кузнечек

Совсем как огуречек,

Совсем как (СЕМЬЯ) огуречек,

Зелененький он был.

  1. Этап:

И тогда наверняка вдруг запляшут облака,

И кузнечик запиликает на скрипке.

С голубого ручейка начинается река,

Ну, а дружба начинается с улыбки.

  1. Этап:

  1. На недельку до второго

Я уеду в Комарово

Посмотреть отвыкшим глазом

На балтийскую волну.

  1. У леса на опушке

Жила зима в избушке,

Она снежки солила

В березовой кадушке.

  1. Птица счастья завтрешнего дня

Прилетела крыльями звеня

Крыльями звеня, крыльями звеня

Птица счастья завтрешнего дня.

  1. Проснись и пой, проснись и пой,

Попробуй в жизни хоть раз

Не выпускать улыбку

Из открытых глаз.

  1. Кабы не было зимы в городах и селах

Никогда б не знали мы этих дней веселых

Не кружила б ребятня возле снежной бабы

Не петляла бы лыжня кабы, кабы, кабы.

  1. Этап:

  1. В юном месяце апреле

В старом парке тает снег

И крылатые качели (СЕСТРА)

Начинают свой разбег.

  1. Старый клен, старый клен, старый клен стучит в окно

Приглашает нас с тобою (ТЕТЯ) на прогулку.

От чего, от чего, от чего мне так светло,

От того, что ты прошел по переулку.

  1. Не кочегары мы, не плотники,

Но сожалений горьких нет, (ДЯДЯ) как нет

А мы монтажники-высотники

И с высоты вам шлем привет!

  1. У солдата выходной –

Пуговицы в ряд.

Ярче солнечного дня (ДОЧКА)

Золотом горят.

  1. Бескозырка белая, в полоску воротник

Пионера смелого спросили напрямик

С какого парень года, с какого парохода

И на каких морях ты побывал, (СЫН) моряк?

Библиографический список

  1. Арнольд О.Р. Ролевой тренинг: Методическое пособие. М., 1989
  2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М., 1999
  3. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985
  4. Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие. – СПб.: Речь, М.: Смысл, 2002
  5. Искольдский Н.В. Исследование привязанности ребенка к матери в (зарубежной психологии) // Вопросы психологии, 1985, № 6, с. 146 – 151
  6. Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия. М.: Медицина, 1994, Т. 2
  7. Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства. М.: Класс, 2000
  8. Мухина В.С. Проблемы генезиса личности. М.: Педагогика, 1985
  9. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982
  10. Сидоренко Е.В. Технология создания тренинга. – СПб.: Речь, 2003
  11. Смирнова Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопросы психологии, 1995, № 3, с. 139 – 149
  12. Сороченко В. Все, что нужно знать о психологических тренингах http://psyfactor.org/traning.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.

Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...

Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.

Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....

Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».

Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности,  дает более качественные результаты, если неотрывно связан...

Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.

Выступление на  городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...

Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)

Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....