Практическое задание на ГМО "Конструрование проектной задачи"
статья по теме

Рябинина Елена Алексеевна

В начальной школе прообразом проектной деятельности могут стать проектные задачи. В данной работе я предлага рассмотреть проектные задачи по основным предметам (русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruirovanie_proektnoy_zadachi.docx39.32 КБ

Предварительный просмотр:

Городское методическое объединение

МОБУ «СОШ №7» город Муром

 «Конструрование проектной задачи».

Подготовила:

учитель начальных классов

   Рябинина Е. А.

Январь 2012г.

Сегодня мы начинаем разговор о использовании проектных задач в начальной школе с целью формирования универсальных учебных действий.

Основными целями образования на современном этапе становятся общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию как «умение учиться».

Согласно теории Л. С. Выготского, А.Н. Леонтьева и их последователей, процессы обучения и воспитания оказывают влияние на развитие человека лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и, обладая соответствующим содержанием, в определенных возрастах способствуют формированию тех или иных типов деятельности.

В младшем школьном возрасте учебная деятельность является главной и ведущей среди других видов деятельности. Систематическое осуществление младшими школьниками УД способствует возникновению и развитию у них основных психологических новообразований данного возраста. В связи с этим, обучение необходимо рассматривать как специально организованный процесс, в ходе которого ребенок осуществляет УД – выполняет учебные действия на материале учебного предмета, и в ходе психологического процесса интериоризации эти внешние предметные действия превращаются во внутренние, когнитивные (мышление, память, восприятие).

В связи с этим более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, способствующих формированию умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Решить эту проблему в начальной школе пытаются , в частности, через организацию проектной деятельности. Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Основу проектной деятельности составляет метод проектов, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Однако, с точки зрения А. Б. Воронцова, это либо, простое присваивание названия «проект» всему, что только ни делается: самостоятельно решили несколько задач из учебника – «проект» и т. д., либо, механический перенос метода проектов в начальную школу из основной или старшей школы, что неэффективно и вредно.

Для полноценной организации проектной деятельности на начальной ступени образования необходимо учитывать возрастные возможности младших школьников. В начальной школе прообразом проектной деятельности могут стать проектные задачи.

Под проектной задачей А. Б. Воронцов понимает задачу, в которой через систему или набор заданий, целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и входе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер. Решение проектных задач дает возможность младшим школьникам освоить основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве.

В отличие от проекта, для решения проектной задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД:

рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

целеполагать (ставить и удерживать цели);

планировать (составлять план своей деятельности);

Познавательные УУД:

моделировать (представлять способ действия в виде схемы модели, выделяя все существенное и главное);

Коммуникативные УУД:

проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Итак, проектные задачи в начальной школе можно рассматривать как шаг к проектной деятельности в основной школе, позволяющие поддержать детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения, помогают сложиться учебному сообществу, у детей появляется возможность овладеть культурными способами действий, возможность их использования в модельных ситуациях.

Проектная задача по русскому языку

Название проектной деятельности

Иллюстрированное пособие

«Способы проверки орфограмм»

Предмет

Русский язык

Класс

2

Тип задачи

С точки зрения предмета рефлексивная, в педагогическом плане обучающая

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)

  1. Обучение младших школьников совместному решению задач.
  2. Более глубокое освоение детьми способов проверки орфограмм.
  3. Подготовка к предъявлению результатов и оценке усвоения темы.
  4. Очередной шаг на пути к формированию коммуникативных компетентностей.

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача

Второклассники в течение года осваивали способы, которых можно проверять орфограммы: 1) с помощью орфографического словаря; 2) с помощью изменения слов; 3) по правилу.

Планируемый педагогический результат

  1. Каждый ученик сможет оценить свои знания и умения в рамках предметного материала, изученного за год.
  2. Часть учащихся смогут восстановить пробелы в знаниях.
  3. Учащиеся опробуют один из способов распределения обязанностей при выполнении общего задания.

Способ и формат оценивания результатов работы

  1. Педагогическое наблюдение за работой учеников в группе (экспертный лист).
  2. Публичное выступление групп.

Замысел проектной задачи

Второклассникам предлагается изготовить в подарок для младших школьников – первоклассников пособие, которое поможет малышам в проверке орфограмм. Для выполнения этой работы учащиеся делятся на три группы (по способам проверки). Каждая группа получает техническое задание:

  1. распределить задания внутри группы согласно инструкции;
  2. рассмотреть материалы и определить способ проверки орфограмм, который предстоит изложить в своей части пособия;
  3. составить рассказ о способе проверки орфограмм;
  4. проиллюстрировать конкретными примерами описанный способ проверки орфограмм: придумать задание, с помощью которого можно проверить, как ученик освоил данный способ, а также перечислить критерии оценки усвоения способа.

Результат, который должны получить дети:

Иллюстрированное пособие (на листе бумаги формата А2), в котором будут четко, наглядно, доступно описаны известные второклассникам способы проверки орфограмм.

Описание проектной задачи

Учитель обращается к учащимся: «Сегодня вам предстоит выполнить непростую, но очень интересную задачу. Мы будем делать подарок для учеников 1 класса. Скоро малыши узнают о слабых позициях, а мы с вами уже умеем некоторые из них проверять. Поэтому я хочу предложить вам сделать иллюстрированное наглядное пособие  на тему «Способы проверки орфограмм». Для того чтобы это получилось красиво и грамотно, предлагаю вам выполнить ряд заданий».

Задание 1.

Распределите работу в группе и подпишите около стрелок имена исполнителей.

Определение названия способа

Составление рассказа о способе

Иллюстрирование способа примерами

Составление собственного задания  для проверки усвоения способа

Разработка критериев оценки усвоения способа

Задание 2.

Вы получили материалы по одному из способов проверки орфограмм. Просмотрите эти материалы и определите этот способ. Детям предлагается  различный материал: «Рассказ об одной ошибке», «Где искать секрет?», «Чяща и Чюдовище» и другие.

Задание 3.

Составьте рассказ о своем способе проверки орфограмм.

Задание 4.

Проиллюстрируйте конкретными примерами описанный вами способ проверки.

Задание 5.

Придумайте задание, при выполнении которого можно проверить у других детей, как они освоили данный способ.

Задание 6.

Укажите критерии, по которым можно определить, что ученик овладел этим способом.

Задание 6.

Используя полученные материалы, составьте на отдельном листе ватмана общий иллюстрированный текст на тему «Способы проверки орфограмм».

Проектная задача по литературному чтению

Название проектной деятельности

Мир глазами животных

Предмет

Литературное чтение

Класс

2 или 3

Тип задачи

Предметная рефлексивная одновозрастная

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)

  1. Использование предметных знаний в модельной ситуации
  2. Развитие навыков сотрудничества в малых одновозрастных группах

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача

  1. Владение понятием «точка зрения»
  2. Умение преобразовывать художественные тексты от лица героя.
  3. Умение удерживать и решать поставленную авторскую задачу.

Общеучебные умения

  1. Работа в малой группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль.

Работа с разными видами текстов, умение выделять существенную информацию, зашумленную несущественной.

Планируемый педагогический результат

Демонстрация учащимися:

  1. усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;

умения, работая в малой одновозрастной группе, создавать конечный «продукт» - набор иллюстрированных текстов, объединенных  общей темой и позиционностью изложения.

Способ и формат оценивания результатов работы

Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа.

Получившийся в ходе работы «продукт» предлагается для оценивания другой группе через оценочный лист с заданными критериями.

Оборудование и материалы

Набор текстовых заданий в нескольких вариантах, листы ватмана, карандаши, фломастеры, ножницы, клей.

           Замысел проектной задачи

Одним из ключевых понятий в курсе литературного чтения является понятие «точка зрения»; дети учатся находить точку зрения героев в тексте, понимать ее, а главное, вставать в позицию героя, смотреть на мир его глазами и озвучивать его точку зрения.

Данная работа позволяет в модельной ситуации проверить, насколько дети владеют понятием «точка зрения», умеют ставить и удерживать авторскую задачу, анализировать и преобразовывать тексты. Кроме того, работа способствует развитию навыков кооперации.

Детям предлагается принять участие в разработке и выпуске первого номера  художественно-публицистического журнала «Мир глазами животных». Создавая свой журнал, дети самостоятельно выбирают рубрики, которые наполняют материалами о жизни собак, пользуясь предложенными художественными и энциклопедическими текстами. Детям предстоит не только осуществлять отбор материала, но и преобразовывать его, так как необходимо удерживать поставленную авторскую задачу.

У данной проектной задачи нет единственно правильного варианта решения. Каждая группа создает свой «продукт», и во всех группах он разный. Такой подход расширяет возможности детей, дает простор для их воображения и фантазии, делает этап презентации более интересным для учащихся, а действие оценивания не формальным.

Результат, который должны получить дети:

Иллюстрированный журнал, в котором с помощью текстов и иллюстраций мир представлен глазами собак.

Описание проектной задачи

В издательство «Горизонт» поступил заказ на выпуск нового художественно-публицистического журнала «Мир глазами животных»

Первый номер должен быть о собаках. Работники издательства удивились странному названию журнала, но приступили к работе. Вот материалы, поступившие в редакционную коллегию для нового журнала.

Собака – одомашненное млекопитающее семейства псовых, отряда хищных, одно из самых известных домашних животных. Вероятно, человек приручил собак не менее 14 000 лет назад…

Предок собаки – волк; эти животные так похожи, что их легко спутать. Ученые полагают, что к 3500г. До н. э. в Европе уже существовало четыре основных типа собак…

Размер. Рост собак в холке от 100см у огромного ирландского волкодава до 15см у крошечного чихуа-хуа…

Сила. При регулярной тренировке собаки удивительно сильны для своих размеров – некоторые способны переносить на спине тяжелую поклажу, таскать за собой сани…

Чутье. Некоторые собаки способны учуять даже такие слабые запахи, которые не улавливает ни один прибор. Например, бладхаунды различают запах конкретного человека среди следов сотен людей.

Зрение. Собаки не различают цвета; в остальном их зрение, вероятно, близко к человеческому.

Умственные способности. 

Физиологи считают собак одним из самых умных домашних животных. Однако они несколько уступают некоторым диким видам и значительно «глупее» обезьян. У собак превосходная память, особенно на запахи…

Энциклопедия «Кругосвет»

Далее детям представляется из цикла «Рассказы о животных» Б. Житкова рассказ «Охотники и собаки» и стихотворение С. Михалкова «Зависит от хороших рук»

   Редакционная коллегия ознакомилась с материалами, но не допустила их к печати!

Задание 1.

Как вы думаете, почему эти материалы не прошли в номер? Какие ошибки обнаружили в издательстве? Сформулируйте, какими должны быть статьи для журнала «Мир глазами животных».

Задание 2.

Дорогие ребята! Издательство «Горизонт» просит вас помочь и принять участие в создании первого номера художественно-публицистического журнала «»Мир глазами животных». Придумайте название первому выпуску журнала. В журнале могут быть разные рубрики. Какие рубрики вы подберете к своему журналу?

  1.  Мы так живем.
  2. Это весело! Гав-гав!
  3. Гав-гав! Новости.
  4. Полезные советы …

Названия рубрик можно изменить, не меняя их содержания.                             В каждом разделе журнала должна быть соответствующая информация. Возможно, следующие тексты вам пригодятся. Внимательно прочитайте их (школьникам предлагаются готовые тексты как приложение к задаче).

      Задание 3.

      Вы заполнили рубрики журнала. Пришлось потрудиться, кое-что переделать, а что-то даже сочинить самим – ведь не все тексты оказались подходящими. Иллюстрации делают журнал ярким и красочным. В нашем журнале они должны быть обязательно! Приступайте к оформлению рубрики «Фотогалерея». Не забудьте, что наш журнал необычный!

      Задание 4.

      Ваш журнал почти закончен!  Осталось только перечислить авторский коллектив и указать имя главного редактора.

     Издательство «Горизонт» благодарит вас за помощь и желает первому номеру вашего журнала выйти в печать и получить признание читателей!

Проектная задача по окружающему миру

 

Название проектной деятельности

Тайны океана

Предмет

Окружающий мир

Класс

3

Тип задачи

Предметная проектная одновозрастная

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)

  1. Выявление понимания учащимися метода изолиний как общего способа изображения рельефа через перенос его как средства описания рельефа суши на описание рельефа для океана.
  2. Оценивания уровня сформированности групповых форм  учебного сотрудничества в ходе различных этапов решения поставленной задачи.

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача

  1. Изображение рельефа с помощью изолиний.
  2. Применение нового способа (послойная окраска) по описанию, приведенному в тексте задания.
  3. Работа в малой группе (умение распределять задания между участниками).
  4. Взаимоконтроль и взаимооценка в процессе работы над задачей.

Планируемый педагогический результат

  1. Демонстрация учащимися способности переносить ранее известный способ изображения неровностей земной поверхности (изолинии) в новую ситуацию.
  2. Умение создать конечный продукт – карту «Животный мир участка океана Великий», работа в малой группе.

Способ и формат оценивания результатов работы

В процессе решения задачи оценивается:

  1. владение учащимися необходимым предметным материалом;
  2. умение правильно выполнять отдельные задания и выстроить с их помощью решение задач целиком;
  3. умение взаимодействовать в малой группе при решении общей задачи.

 Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором  фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи и делается общий вывод об уровне работы в малой группе.

Замысел проектной задачи

Центральным действием при решении проектной задачи «Тайны океана» является создание карты «Животный мир участка океана Великий». Для того чтобы прийти к конечному «продукту», учащимся необходимо создать карту глубин океана, пользуясь известным методом изображения рельефа – методом изолиний и новым способом, описанным в тексте, - послойной окраской. Таким образом, учащимся предстоит побывать не только в роли ученых-картографов, но и в роли ученых-океанологов размещающих на карте представителей животного мира в соответствии с условиями их обитания.

Данная проектная задача рассчитана на участие четырех человек в каждой малой группе, так как на начальном этапе предполагается работа каждого участника с одним из четырех фрагментов карты. Продолжительность выполнения проектной задачи составляет 2 часа.

Описание проектной задачи

Океан, который многим из нас кажется просто огромной массой воды, на самом деле представляет собой сложный организм, о котором человек хочет узнать как можно больше. Океанографы расширяют наши знания об океане, постоянно изучая все, из чего он состоит и что в нем содержится. Благодаря им мы узнаем, что дно океана так же разнообразно, как и поверхность суши. Разнообразны и обитатели океана. Здесь живут как мельчайшие организмы, так и крупные морские животные – рыбы, киты…

Вам предлагается создать карту «Животный мир участника океана Великий», используя следующие материалы:

  1. Описание некоторых животных и условий их местообитания в океане (предлагается описание морского котика, осьминога, пескожила, тунца, кашалота идр.)
  2. Фрагменты карты участка океана

Сформулируйте задачу, которую вам предстоит решить, и поясните, что для этого нужно сделать.

Примечание. Каждой группе дается набор изображений животных и фрагменты карты с подписанными значениями глубины океана в разных точках.

Задание 1.

Вам предлагаются четыре разных фрагмента карты одного участка океана Великий с данными измерений глубины. Упростите эти изображения и сделайте их более наглядными, используя известные вам способы.

Задание 2.

Познакомьтесь с описанием того, как ученые-картографы изображают рельеф дна морей и океанов

«…Неровности земной поверхности изображаются на карте с помощью послойной окраски…

Рельеф дна океанов и морей изображается различными оттенками синего цвета. Отметки глубин показывают цифрами. Чем глубже место, тем интенсивнее цвет…»

Энциклопедия для детей

Обсудите в группе, как должна выглядеть шкала глубин. Раскрасьте шкалу глубин на своих листах.

         2000м                    3000м                       5000м                     6000м

Задание 3.

Изобразите с помощью послойной окраски глубины своих фрагментов океана Великий.

Задание 4.

Соедините между собой фрагменты карты океана таким образом, чтобы в результате появилась единая карта «Рельеф дна участка океана Великий».

Задание 5.

Перестройте созданную вами карту «Рельеф дна участка океана Великий» в карту «Животный мир участка океана Великий». Для этого расположите (наклейте) изображения животных на карте в возможных местах обитания.

 Итоговая проектная задача по математике

Название проектной деятельности

Ковер

Предмет

Математика

Класс

2

Вид задачи

Итоговая предметная проектная

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)

  1. Оценивание возможностей учащихся применять усвоенные в курсе математики 2 класса понятия, основные способы действий (понятие многозначного числа, сложение и вычитание многозначных чисел) в квазиреальной (модельной) ситуации.
  2. Парное сотрудничество учащихся.

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача

  1. Работа с текстом.
  2. Измерение величины в позиционной системе счисления.
  3. Действия с многозначными числами (сложение и вычитание).
  4. Работа в парах: организация работы, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль.

Планируемый педагогический результат

Демонстрация учащимися усвоения предметного материала, охватывающего курс математики 2 класса, и возможностей переносить известные им способы действий в условия модельной (квазиреальной) ситуации, приближенной к реальным условиям.

Способ и формат оценивания результатов работы

Оценивается:

  1. Владение предметными знаниями и умениями;
  2. Умение применить их для решения конкретно-практической задачи.

Замысел проектной задачи

В течение второго года обучения математике учащиеся получают новый вид чисел – многозначное число как результат  измерения величины  системой мер в позиционной системе счисления, конструируют способы сложения и вычитания многозначных чисел. Данная проектная задача охватывает все основные математические умения, планируемые на конец учебного года по математике за курс 2 класса, что существенно отличает ее от стандартных математических задач, каждая из которых, как правило, относится к одной конкретной тем и требует одного вполне определенного способа действия. Из проблемной ситуации, описываемой в задаче, следует, что измерение величин и действия с числами должны проводиться в четверичной системе счисления. Такой ход объясняется тем, что учителю важно проверить освоенные способы действий, а не определенные навыки (например, учащийся может быть «натаскан» на вычисления в десятичной системе счисления на уровне навыка, но не может действовать, опираясь на способ поразрядного сложения и вычитания, в незнакомой ситуации).

В предложенной задаче учащимся необходимо не только продемонстрировать сформированные навыки действий с величинами и числами, перечисленные ранее, но и показать применимость освоенных способов действий в модельной (квазиреальной) ситуации, приближенной к реальным условиям.

Работа выполняется в парах с осуществлением взаимоконтроля выполненных действий. На выполнение задачи отводится 45 мин.

Цель, которую должны достичь дети: помочь жителю города Кватриум в покупке и укладке ковра, проведя необходимые измерения и расчеты.

Описание проектной задачи

Дорогие друзья! Один житель города Кватриум, в стране которого используют только четверичную систему счисления, а в качестве меры площади величину 1 селл, решил купить ковер и покрыть им пол на кухне. Он попросил вас помочь ему в этом.

 

Кухонная мебель

1селл

печка

        

  1. Сформулируйте, что вам необходимо сделать , чтобы помочь жителю города Кватриум купить ковер и покрыть им пол.

Задание 1.

В магазине продаются ковры прямоугольной формы. Житель города Кватриум хочет покрыть весь пол на кухне, не занятый печкой и мебелью, целым куском ковра (не составляя его из отдельных частей). Какого размера следует купить ковер?

Задание 2.

Для покрытия пола на кухне необходимо отрезать некоторые куски ковра. Определите, какой будет площадь ковра после того, как из него отрежут все лишние части. Сколько материала окажется в отходах?

  1. Рассмотрите таблицы, соотнесите содержание 1 и 2 столбика.
  2. Составьте аналогичную проектную задачу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья.Практические советы по организации проектной деятельности и созданию проектов.

В последние годы в школе возрастает интерес к проектной деятельности.Проектирование превратилось внаиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности. В данной статье можно найти практические ...

Технология работы над проектной задачей. Урок - проектная задача. Математика 3 класс. Симметрия.

Статья и пример конспекта урока в технологии работы над проектной задачей. Урок математики. 3 класс. Симметрия....

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.

Выступление на семинаре с опорой на презентацию....

Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе

Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....

«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»

Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....

Итоговое задание курса: "Проекты и проектная задача в начальной школе"

В статье представлено итоговое задание курса:"Проекты и  проектная задача в начальной школе"....

«Решение учебно – практических и проектных задач на уроках окружающего мира»

Выступление на  семинаре. Тема «Решение учебно – практических и проектных задач на уроках окружающего мира»...