Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.
статья по теме

Мозикова Ольга Александровна

Выступление на семинаре с опорой на презентацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Школа педагогического мастерства

«Современный урок в свете реализации ФГОС»

 Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.

                    Выступление учителя начальных классов        Мозиковой Ольги Александровны

24.01.2012


Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.

          При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

        В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения.

        В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решить через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

        Однако более тщательный анализ того, что обычно называют проектной деятельностью в начальной школе, выявил две крайности. Либо это механический перенос метода проектов в начальную школу из основной, либо простое присваивание название «проект» всему, что только не делается: самостоятельно решили несколько задач из учебника-проект…

        С нашей точки зрения, полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Прообразом проекта в начальной школе являются проектные задачи, вокруг которых и может развернуться вся работа, связанная  с новым подходом к обучению. Термин «задача» имеет несколько значений, одно из них - сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения. (Толковый словарь С.И. Ожигова). Проектные задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Основная цель проектных задач – вовлечение детей в размышление о том, что неизвестно, формирование у них разных способов сотрудничества. Главное условие – возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский продукт (текст, схема таблица и др.).

А сегодня  на уроке мы изготавливали краткий исторический справочник. Перед собственно постановкой задачи  была описана конкретно-практическая, проблемная ситуация, которая фиксировалась в формулировке задачи и реализовалась через систему заданий. Проектная задача принципиально носила групповой характер. (слайд2)

        Итак, урок с применением проектных задач:

-задаёт реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении задачи.

-учит способу проектирования через специально разработанные задания

-даёт возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в модельную ситуацию. (слайд3)

В ходе решения проектных задач у младших формируются универсальные учебные действия :

- рефлексировать (видеть проблему, анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

-целеполагать (ставить и удерживать цели);

-планировать (составлять план своей деятельности);

-моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное);

-проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

-вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Основная идея системы проектных задач (речь идет не об отдельных задачах, а именно об их системе, задающей узловые точки этого процесса) заключается в том, что, решая их, младший школьник фактически осваивает основы способа проектирования. Овладение основами этого способа в начальной школе поможет учащимся в дальнейшем содержательно и грамотно осваивать проектную деятельность как ведущую в основной и средней школе.

        Именно поэтому организация учебной деятельности  на данном уроке выбрана мной как наиболее соответствующая учебной теме, конкретному классу и имеющейся в школе материальной базе. Творческий потенциал учащихся, уровень их знаний, умений и навыков позволили сформировать учебные пособия нового поколения в подтверждение педагогической значимости метода проектов.

   Выполненная проектная задача помогла  актуализировать знания, умения и навыки учащихся не только по окружающему миру, но и по литературе и искусству.

     Анализируя проведённый урок, хочу отметить, что решение проектных задач позволяет мне на таких уроках как данный, вывести учеников на новый уровень общения как друг с другом, так и с учителем - уровень совместного действия, уровень партнёрства, уровень сотрудничества.

     Использование этой педагогической технологии  позволило активно и плодотворно изучить сложный учебный материал, выйти за рамки школьной программы, подготовить учеников к восприятию следующей темы. (слайд4)

     На основании вышеизложенного я считаю задачи проекта вполне реализованными, а решение проектных задач не только работает на перспективу, но и способствует более высокому уровню усвоения программного материала.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе. Выполнила: учитель начальных классов МОУ «СОШ № 28» п. Богородское Мозикова Ольга Александровна

Слайд 2

Урок с применением проектных задач: задаёт реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении задачи. учит способу проектирования через специально разработанные задания даёт возможность посмотреть, как осуществляет группа детей « перенос » известных им предметных способов действий в модельную ситуацию.

Слайд 3

В ходе решения проектных задач у младших формируются универсальные учебные действия : Рефлексировать Целеполагать Моделировать Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи Планировать Вступать в коммуникацию

Слайд 4

Решение проектных задач не только работает на перспективу, но и способствует более высокому уровню усвоения программного материала.

Слайд 5

Урок - исследование Проект – это замысел, план, творчество по плану. Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.

Слайд 6

Этапы исследования Постановка цели и конкретных задач исследования; Определение объекта и предмета исследования; Выбор метода (методики) исследования; Описание процесса исследования4 Обсуждение результатов исследования; Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Слайд 7

Основные этапы проектной деятельности Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта; Выполнение запланированных технологических операций, внесение необходимых измерений; Подготовка и защита проекта; Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

Слайд 8

Урок – исследование – это совместный (учитель и ученик) процесс движения к истине!! Ведущей ценностью урока - исследования является ценность процесса движения к истине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и её роль в формировании УУД.

Краткий экскурс в историю вопроса, современный взгляд на проектную деятельность на уроках технологии....

Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и ее роль в формировании УУД

1. Постановка проблемы, изучение теории 2. Анализ и обобщение собранного материала 3. Выработка концепции 4. Реализация самого проекта 5. Рефлексия результатов...

"Элементы проектной деятельности на уроках музыки в начальной школе".

Метод проектов – технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учаще...

Статья " Проектная деятельность на уроках математики в начальной школе" (из опыта работы)

В статье рассмотрены вопросы по работе над коллективным проектом "Сборник задач Математика и человек"....

Проектная деятельность с использованием ИКТ в начальной школе.

Новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой  новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, ...

Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и её роль в формировании УУД

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и ...