Проектная деятельность с использованием ИКТ в начальной школе.
проект (3 класс) на тему

Михайлова Елена Викторовна

Новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой  новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_doklad.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность с использованием ИКТ в начальной школе.

Если бы компьютер не был изобретён, как универсальное

техническое устройство, его следовало бы изобрести

специально для целей образования.    

 Энтони Маллан.

Новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой  новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе.

Согласно новым ФГОС цель образования – развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Необходимо вооружить ученика системой универсальных действий, связанных с освоением фундаментального ядра содержания образования. В основе нового Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Использование в процессе обучения современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, позволяет вывести ученика на новый, компетентностный уровень работы, то есть, от участия в деятельности перейти на следующий уровень – управление своей деятельностью.

Учащиеся, занимающиеся проектно-исследовательской деятельностью с использованием ИКТ, должны знать:

  • Что такое проект
  • Структуру проекта
  • Отличие проекта от реферата
  • Виды проектов
  • Современные информационно-коммуникационные технологии.

1-2 слайд.В настоящее время представить будущее без компьютера невозможно. Работа на нём обучает детей новому, более простому и быстрому способу получения и обработки информации. А умение найти необходимый для деятельности материал и эффективно его обработать ускоряет и оптимизирует процесс мышления. Компьютер может стать помощником в интеллектуальном развитии ребёнка, освоении им профессии.

3слайд.Опыт работы показывает, что знакомство с проектной деятельностью с использованием ИКТ можно начинать со второго  класса. Учащиеся 2 классов знакомятся с ИКТ в качестве наблюдателей и помощников. Учащиеся 3-4 классов непосредственно принимают участие в разработке проекта. Учитель – координатор и консультант деятельности учащихся.

4 слайд.

1.На подготовительном этапе учитель готовит стартовую презентацию с целью привлечения внимания к проблеме, повышения мотивации к проектной деятельности, объясняет учащимся точки роста и возможного дальнейшего участия в областных и всероссийских конкурсах. Разрабатывает инструкции в помощь: «Обработка данных анкетирования», «Создание публикации», «Создание презентации». Готовит материалы для оценивания работы «Лист самооценки».

 2.На основном этапе работают учащиеся. Их деятельность в проекте основана на использовании ИКТ. Ребята публикуют материалы анкетирования по вводным вопросам проекта, готовят презентацию по проблеме проекта, учатся сканировать, использовать буфер обмена между программами, работают с текстовым и графическим редактором. Некоторые картинки учащиеся берут из всемирной сети Интернет.

3.На заключительном этапе также приветствуется использование ИКТ при защите проекта: презентации учащихся, размещение материала проекта в Интернете, на школьных сайтах, оформление, редактирование и выпуск книг.

5слайд.Нами с учащимися разработаны проекты:

1.«Классная газета»( Цель: выпуск периодического печатного издания, создавать условия для реализации творческих способностей детей путем организации выпуска газет.)

6 слайд.2. Проект «Портрет нашего класса» (Цель: учиться работать с программой Paint, сохранять и передавать фотографии)

7слайд.3.Проект «Наш дружный класс» (Цель проекта: создать фотоальбом с запоминающимися событиями из жизни   класса (с первого по четвёртый ) ,определив основные формы представления информации, объединить учащихся, стремящихся совершенствовать свои знания в области информационных технологий, способствующих развитию интеллектуального творчества, учить работе в группе; учиться создавать презентации в  программе PowerPoint.)

8слайд.4.Аудио альбом-загадки (Цель: Создание сборника работ учащихся «Загадки Севера.» .Задачи проекта: Научить сравнивать, анализировать  загадки, создавать викторины, оформлять свои работы для создания единого сборника.)

Использование ИКТ в проектной деятельности учащихся формирует у них ключевые компетенции, повышает культурный уровень воспитанности, развивает умение работать с различными источниками информации, умение использовать для обучения ресурсы сети Интернет, формирует  навыки публичного выступления,  навыки самооценки и самоконтроля (личностное совершенствование), развивает умение выполнять рефлексию, делать выводы.

Вся деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах:

I этап – подготовительный.

На этом этапе выбирается тема проекта, ставится проблема, определяется задание конкретной направленности по завершении которого учащиеся смогут оценить результаты своего труда, также определяются группы учащихся и распределяются роли. Определяющими факторами формирования групп являются уровень знаний предмета, способность к самостоятельной работе и наличие лидера – координатора.

II этап – практический.

Цель этого этапа: качественное и правильное выполнение поисково–исследовательских операций, контроль и самооценка работ. Работа обсуждается, делаются замечания, добавления, корректировки. На этом этапе дети защищают свои проекты. Все учащиеся выступают со своими проектами, демонстрируют, что достигнуто, определяют дальнейшие перспективы, отвечают на вопросы одноклассников, производят самооценку проекта.

Обучение работе на компьютере в нашей школе было построено поэтапно:

1 этап - научить детей включать, выключать компьютер; находить нужную программу, сохранять информацию (данный этап реализовывался во втором классе).

2 этап – использовать в работе графический и  текстовый редактор ( 2 класс)

3 этап – создание мини- проектов по окружающему миру и литературному чтению, технологии, межпредметных проектов (со 2 по 4 класс).

Отмечу, что многие дети очень быстро втянулись в работу над созданием проектов с использованием ИКТ, некоторые с большим трудом, но интерес не пропадает ни у кого,   т. к. работа персональная, каждый ребенок видит свой результат. Дети самостоятельно подбирают иллюстрации к работе пользуясь графическим редактором, находят дополнительный материал в библиотеках,  самостоятельно печатают находки в текстовом редакторе, сохраняют полученную информацию.

Когда материал по выбранной теме  полностью собран,  в индивидуальном порядке идет редактирование всего наработанного. Здесь ребенок, конечно, обращается за помощью к учителю.

Лучшие проекты, по мнению самих учеников, распечатываются, другие остаются сохраненными в компьютере в собственно созданной папке.

На родительских собраниях проекты, сохраненные в компьютере, вызывают особую гордость у детей, когда они их демонстрируют родителям. Конечно, в классе есть дети, которые освоили компьютер уже давно и создание мини-проекта для них легкое занятие, поэтому для таких детей я усложняю задание. Проектные работы, которые могут иметь место в начальной школе:

  • Слайд – презентация
  • Издательское дело (электронная газета)
  • Электронное портфолио (личное и класса)
  • Объявления, буклеты, листовки и др.
  •          Сетевые проекты.

В нашей школе с 24 сентября мы запустили первый сетевой проект. Название его «Крылатые крыловские слова». Проект позволит освоить основные приемы работы с текстовым процессором MS Word: редактировать и форматировать текст, вставлять таблицы иллюстрации, оглавление, создавать рисунки средствами текстового редактора и др. В ходе работы над проектом будет присутствовать интеграция предметов и сотрудничество с школьной библиотекой.

9слайд.Результаты работы методом проектов с использованием ИКТ

            Основные результаты работы:

  • расширение кругозора учащихся.
  • развитие информационно-коммуникационных компетенций;
  • качественный скачок в развитии информационных навыков и стойкий интерес к познанию и творчеству;
  • формирование таких личностных качеств учащихся, как   инициативность, целеустремленность, креативность, умение работать в группе, развитие коммуникативных навыков .
  • формирование нравственно-ценностных отношений к природе, другим людям;

Заключение.

Если попытаться сформулировать наиболее общие цели, которые стоят перед современной школой, то можно сказать, что главной целью является обучение проектированию как универсальному умению. «Весь комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационно-управленческих средств, позволяющих, прежде всего, сформировать проектную деятельность учащегося, научить школьника проектированию, мы называем проектным обучением» .

Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения российского образования. В последнее время в список социальных потребностей (ясно, что этот список далеко не сформирован окончательно) попали следующие необходимые сегодня качества личности: владение универсальными способами деятельности, владение информационно-коммуникативными навыками, навыками коллективного труда, владение специфическими навыками учебного труда (способность к самообразованию), нормы и эталоны социальной жизнедеятельности (воспитанность). Если ученик будет обладать указанными свойствами, то он будет, с большой долей вероятности, реализован в современном обществе. Вместе с тем, такое образование будет обладать новым качеством, ибо оно другое, новое по сравнению с тем, что реализуется в предметно нормативной модели образованию и используется в представленных подходах к оценке его качества.

Каждый учитель может внести свой вклад в совершенствование нашего образования, применяя новые приемы и методы обучения.

Умение пользоваться методом проектов, ИКТ – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и её роль в формировании УУД.

Краткий экскурс в историю вопроса, современный взгляд на проектную деятельность на уроках технологии....

Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и ее роль в формировании УУД

1. Постановка проблемы, изучение теории 2. Анализ и обобщение собранного материала 3. Выработка концепции 4. Реализация самого проекта 5. Рефлексия результатов...

"Элементы проектной деятельности на уроках музыки в начальной школе".

Метод проектов – технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учаще...

Статья " Проектная деятельность на уроках математики в начальной школе" (из опыта работы)

В статье рассмотрены вопросы по работе над коллективным проектом "Сборник задач Математика и человек"....

Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и её роль в формировании УУД

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и ...

Мастер-класс "Проектная деятельность на уроках тезнологии в начальной школе"

Мастер-класс "Проектная деятельность на уроках тезнологии в начальной школе"...