Главные вкладки

    Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и ее роль в формировании УУД
    методическая разработка по технологии (1 класс) по теме

    Меньшикова Надежда Васильевна

    1. Постановка проблемы, изучение теории

    2. Анализ и обобщение собранного материала

    3. Выработка концепции

    4. Реализация самого проекта

    5. Рефлексия результатов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vkr.doc40.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    « Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и её роль в формировании УУД».

    Введение

    В последнее время  личный опыт прошлых  лет находит своё отражение  в решении задач общеобразовательной школы в плане обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Цели и задачи курса «Технология» направлены на  достижение результатов образования, предъявляемых ФГОС. Авторы комплекса «Школа России» закладывают и реализуют в УМК такие качества, как фундаментальность, надёжность, открытость новому, вариативность.

    Эти качества, по моему убеждению, должны стать неотъемлемыми характеристиками начальной школы, для того чтобы она смогла с успехом выполнять своё высокое предназначение.

    Программа курса «Технология» направлена на самостоятельное осуществление учащимися продуктивной проектной деятельности и умения находить решения в ситуации затруднения, работать

    в коллективе, нести ответственность за результат.

    Курс « Технология» выполняет требования ФГОС. Достигаются следующие результаты:

    1. Личностные (готовность к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию, мораль, внутренняя позиция)
    2. Метапредметные (уже освоенные УУД познавательные, регулятивные, коммуникативные). Это основа умения учиться. Поиск, сбор, анализ, решение, сотрудничество с учителями и друзьями.
    3. Предметные (опыт в ходе изучения предмета и применение в научной картине мира) Предметы школьной пр-мы.

    Смыслоопределение - поиск

    Самоопределение - я сам

    Морально-этическая ориентация

    - понимание социальной необходимости (стыд,  вина, совесть)

    Начиная с 2005 года, на уроках технологии начала применять метод проектов. В течение всего периода изучения предмета школьники систематически включаются в индивидуальную или коллективную проектную деятельность. Они участвуют в разработке и реализации того или иного проекта.

    Проект – это особая часть школьной воспитательной среды, которая дает учащимся возможность применить свои знания на деле, помогает сориентироваться в мире профессий, формирует технологическую культуру и творческое отношение к труду, чувство гордости за свои умелые руки и умную голову. В процессе выполнения проекта учащиеся не только изготовляют различные изделия, но и проводят своеобразные исследования. Это поисково-исследовательское начало прямо связано с внедрением в технологическую подготовку школьников метода проектов. У детей появляется желание и возможность разработать, проанализировать, проверить и воплотить возникшие у них идеи в материале.

    Подход к освоению учащимися технологии проектной деятельности оправдан и педагогически эффективен. Поэтому считаю, что нам, учителям технологии, необходимо углублять и расширять это направление в своей работе.

    Обзор литературы по просматриваемой теме:

    Сборник рабочих программ «Школа России» изд-во «Просвещение» 2011г.

    Авторы: С.В. Анащенкова, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова и др.

    Н.И.Роговцева. проектная деятельность учащихся в рамках обучения проекту «Технология»

    Н.И.Роговцева. Содержание учебников и учебных пособий завершённой предметной линии «Технология»

    Методическая основа курса – организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная с первого класса. Успешность движения детей от незнания к знанию включает три взаимосвязанных критерия их самооценки учебного труда: знаю, понимаю, могу.

    Основные   методы, реализующие развивающие  идеи  курса.  Продуктивные  (включают  в  себя  наблюдения,  размышления, обсуждения, «открытия» новых знаний, опытные исследования предметной среды и т.п.).

    В курсе заложены два уровня (как результаты, ступени обучения) развития конструкторско-технологических умений учащихся и творческих, изобретательских способностей в целом – уровень ремесла и уровень мастерства.

    Курс реализует следующие типы уроков и их сочетания: информационно-теоретический, раскрывающий основы технико-технологических знаний и широкую технико-технологическую картину мира; урок-экскурсия; урок-практикум; урок-исследование, включение внеурочной деятельности в урочную. Деятельность учащихся первоначально носит индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – творческих проектов. Проектная деятельность направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности.

    Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:

    Качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом.

    Степень самостоятельности.

    Уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические  решения.

    Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.

    Проектная деятельность может реализовать себя как в рамках урока, так и  во внеурочной деятельности. С учащимися 1 класса, на протяжении всего учебного года, мы готовили проект о птицах, живущих в наших лесах. Целью проекта было: формирование исследовательских умений учащихся. Из уроков окружающего мира  брали первоначальные сведения о птицах. Изучали строение птиц, учились узнавать, описывать и оценивать свои результаты. На уроках изобразительного искусства наблюдали за поведением птиц в природе (повадки, строение гнезда, добыча корма, забота о потомстве). На уроках технологии полученные знания воплощали в творчество. Во внеурочное время учащиеся могли шире реализовать свои потребности по этой теме. Ребята готовили доклады, вели дневники наблюдений. Большую часть времени ребята проводили с конструктором ЛЕГО. Велась практическая работа, где учащиеся изготавливали кормушку для птиц; работа в паре, где уч-ся узнавали и давали краткое описание птиц на рис., отвечали на вопросы и оценивали свои достижения. Ребята научились различать зимующих птиц по рисунку и в природе. Научились заботиться о птицах и беречь пернатых.

    Прежде чем представить конспект урока, несколько слов о проекте.

    Проект – создаётся то, чего ещё нет, выдающийся вперёд замысел, разработанный заранее план.

    Проектная деятельность – совместная, учебно-познавательная творческая или игровая деятельность учащихся имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата.

    Условия проектной деятельности – непременно известен конечный продукт (то, что мы хотим получить)

    Например: ракета - значит, мы получим модель ракеты.

    Модно менять в процессе работы нашу ракету. Например: не три турбины, а восемь. Мы так решили, что так будет удобнее.  

    Тематика может быть разная. Может быть, для каждого свой проект:

    О спорте, о кулинарии, о животных и т.д.

    Этапы проектирования

    Выработка концепции.

    Определение целей и задач.

    Определение оптимальных ресурсов деятельности (материалов, финансов)

    Создание плана деятельности по реализации проекта.

    Реализация самого проекта.

    Рефлексия результатов.

    Главный смысл – развитие личности, а неполучение результата как в науке. Развитие его способности, умения подбирать информацию, подбирать материал, анализировать.

    Продолжительность проекта не ограничена во времени. Всё зависит от постановки целей и задач. Коллективные проекты могут быть на урок на неделю.

    Коммуникативные дети должны уметь общаться. В наш компьютерный век дети не умеют общаться, рассказать о  фильме, выразить себя. Вот проект нам поможет в этом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и её роль в формировании УУД.

    Краткий экскурс в историю вопроса, современный взгляд на проектную деятельность на уроках технологии....

    Проектная деятельность на уроках "Технологии" в начальных классах

    Доклад был подготовлен к семинару, который проходил по теме "Проектная и исследовательская деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей"...

    Проектно-исследовательская деятельность на уроках технологии в начальной школе.

    Организация проектно-исследовательской деятельности наиболее актуальна на уроках технологии. Она способствует развитию личностных качеств и способностей учащихся, создает условия для их творческой сам...

    Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и её роль в формировании УУД

    Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и ...

    Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и её роль в формировании УУД.

    Выступление на тему "Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и её роль в формировании УУД."...

    Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и её роль в формировании УУД.

    laquo;Проект» в рамках образовательной деятельности есть особое результативное действие, совершаемое в специально организованных педагогом безопасных условиях, которые дают ребёнку возможность ...

    ’’Новые технологии развивающего обучения «Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и её роль в формировании УУД»’’

    В начальной школе широкое поле для проектной деятельности открывает внеурочная деятельность в клубах и кружках. Внеурочная деятельность является составной частью учебно- воспитательного процесса ...