’’Новые технологии развивающего обучения «Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и её роль в формировании УУД»’’
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

В начальной школе широкое поле для проектной деятельности открывает внеурочная деятельность в клубах и кружках.

 Внеурочная деятельность является составной частью учебно- воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-_klass.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Тема: ’’Новые технологии развивающего обучения

«Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и её роль в формировании УУД»’’.

Учитель изобразительного искусства начальных классов Капитонова Елена Александровна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Одинцовская средняя общеобразовательная школа № 1

2019г.

Тема: «Новые технологии развивающего обучения

Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и её роль в формировании УУД».

        Проект- это особая часть школьной воспитательной среды, которая даёт учащимся возможность применить свои знания на деле, помогает сориентироваться в мире профессий, формирует технологическую культуру и творческое отношение к труду, чувство гордости за свои умелые руки. В процессе выполнения проекта учащиеся не только изготавливают различные изделия, но и проводят своеобразные исследования.    Это поисково- исследовательское начало прямо связано с внедрением в    технологическую подготовку учащихся метода проектов. У детей появляется желание и возможность разработать, проанализировать, проверить и воплотить возникшие у них идеи в материале.

         На уроках технологии учащиеся получают первоначальные навыки сознательного труда, развивают УУД- планировать, контролировать и оценивать свою деятельность, формируется художественный и технологический вкус, навыки культуры труда и выполнения правил его безопасности. Предметная область « Технология » полностью даёт возможность для формирования УУД у младших школьников, помогает адаптироваться в современных жизненных условиях, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Особо следует отметить эффективность применения метода проектов в начальной школе на уроках технологии и на занятиях внеурочной деятельности. Здесь проектная деятельность рассматривается как действенное средство развития способностей к творческой деятельности учащихся. Именно на уроках технологии, работая над проектами, учащиеся выдвигают и обосновывают идеи, моделируют, конструируют, выполняют экономические расчёты, подбирают необходимые материалы, инструменты и определяют технологические этапы изготовления того или иного изделия, актуализируя и применяя на практике знания по многим другим предметам.

Проект по технологии- это самостоятельная творческая работа ученика, которая идёт от идеи до её воплощения и выполнения под руководством учителя. В ходе выполнения индивидуальных и коллективных проектов развивается мышление и речь учащегося, совершенствуются коммуникативные навыки.

Коллективная проектная деятельность, требует объединения всего коллектива, при которой цель осознаётся как единой. Данная форма проектной деятельности способствует:

- в процессе деятельности между учащимися образуются отношения взаимной ответственности;

- умение планировать совместную работу;

- учитывать мнение каждого и приходить к общему решению;

Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, при коллективном проекте, распределять обязанности в группе по способностям и интересам детей. Учитель становится организатором познавательной деятельности учеников, консультантом и помощником.

Работа над проектами в начальной школе – это первая ступень работы, которая является неотъемлемой частью учебного процесса в основной школе.

В начальной школе широкое поле для проектной деятельности открывает внеурочная деятельность в клубах и кружках.

 Внеурочная деятельность является составной частью учебно- воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Одно из направлений внеурочной деятельности кружок « Художественное валяние ». Актуальность данного вида декоративно-прикладного искусства в реализации кружковой деятельности заключается в том, что простой ручной труд, помогает развивать у детей фантазию, творческое мышление, воображение. Способствует привитию определённых трудовых навыков и умений, развивает творческие способности детей. Знакомит учащихся с секретам старинного ремесла.

На сегодняшний день « Художественное валяние », создание работ из овечьей шерсти, является очень популярным рукоделием. Шерсть- мягкий, пластичный материал. Работать с ней несложно и интересно, так как даёт простор воображению и возможность создания множества красивых полезных вещей. Занятия художественным валянием развивает художественный вкус , учит мыслить творчески.

В результате использования метода проектов на внеурочных занятиях кружка « Художественное валяние », учащиеся:

- познакомятся с историей появления фелтинга и работами мастеров декоративно-прикладного искусства;

- научатся выбирать наиболее эффективные способы решения проблем, возникающие по ходу работы с изделием;

- развивают коммуникативные умения, участвуя в коллективном обсуждении проблемы, изложении своего мнения , своей точки зрения;

- смогут выполнять под руководством учителя проектную работу;

- научатся оценивать результаты своей деятельности.

Приведём примеры из опыта работы внеурочной деятельности, кружка « Художественное валяние».

Фрагмент внеурочного занятия, коллективной проектной деятельности в начальной школе:

Тема: создание коллективного панно « Светлое воскресенье » в технике валяния из шерсти ( фильцевания ).

1. Беседа.

Учащиеся рассматривают иллюстративные материала, пособия ( на тему « Пасха» ). Вспоминают как в их домах готовятся к этому празднику. Выделяют главные атрибуты этого праздника: крашеные яйца, пасхальный кулич, пасха, зажжённая свеча, веточки вербы, цветы. Затем учитель рассказывает детям о самом празднике и его традициях.

Пасха- самый радостный и самый почитаемый праздник на Руси. Ему предшествует сорокадневный пост, к нему готовятся заранее: убирают в домах, красят яйца, готовят праздничную трапезу, пекут куличи. В этот день украшали дома венками из зелёных веточек и живых цветов, звали в гости, и накрывали праздничный стол.

Стоит заметить, что празднуют Пасху в воскресенье: это служит нам напоминанием о том, что именно в этот день- в воскресенье, воскрес Иисус Христос.

Учитель предлагает обсудить название коллективного панно « Светлое воскресенье », актуальность выбранного названия.

2. Обсуждение и создание эскиза панно.

 Дети предлагают какие символы праздника « Пасхи», войдут в композицию. Совместно, на листе ватмана, учащиеся  составляют эскиз будущего панно. Дети   руководствуются рассказом учителя о празднике, основным приёмам составления композиции, подбору цветовой палитры.

При обсуждении учащиеся применяют приобретённые знания  построения эскиза панно, в технике валяния:

- выражают собственную мысль через композицию, составленную из двух или более планов ( главное впереди, второстепенное на дальнем плане );

- учитывают основные законы изображения на плоскости с помощью основных художественных средств ( пятно, объём, линия, цвет );

- соблюдают единство функциональных и декоративных элементов изделий из войлока;

- используют специфику цветовой гаммы, учитывая роль цвета и декора в создании изделий из войлока ( эмоциональную выразительность тёплых и холодных цветов );

- учитывают приёмы сухого валяния, для передачи  выразительного средства объёма в изделиях из войлока;

3. Распределение этапов работы.

Учитель предлагает детям, построенный эскиз панно, разбить на отдельные этапы выполнения работы. Дети, совместно с учителем строят план совместной  работы над проектом. Затем, когда видны все этапы работы , дети выбирают тот отдельный  элемент  который ему ближе. Учитель корректирует выбор каждого ученика, обсуждает сложные моменты, которые могут возникнуть при работе.

На следующих занятиях кружка «Художественное валяние», дети приступают к выполнению каждый своего элемента панно. Учащийся сам продумывает ход своей работы. Подбирает необходимую цветовую гамму ( опираясь на совместно разработанный эскиз ), подбирает необходимое количество шерсти ( необходимое для придания объёма фигуре ). После того, как каждый ученик подготовит свою отдельную деталь работы, учитель проверит, подкорректирует, даст свою оценку выполненой работы. По заранее созданному эскизу дети, под руководством учителя, приступают к окончательной сборке коллективного панно « Светлое воскресенье ».

Итогом работы над коллективным проектом « Светлое воскресенье», было участие в районном конкурсе.

Внеурочная деятельность в начальной школе даёт большие возможности познакомить детей со старинной техникой « Валяние из шерсти», и овладеть ею.