Проектно-исследовательская деятельность на уроках технологии в начальной школе.
статья по технологии на тему

Приходько Любовь Сергеевна

Организация проектно-исследовательской деятельности наиболее актуальна на уроках технологии. Она способствует развитию личностных качеств и способностей учащихся, создает условия для их творческой самореализации.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская деятельность на уроках технологии

в начальной школе.    

Л.С. Приходько,

учитель начальных классов

МАОУ «СОШ №2 с УИОП» г. Губкина

В современной системе образования особую актуальность приобретает формирование у учащихся творческого мышления, сознательного выбора профессии, способности быстро ориентироваться в меняющемся мире, стремления к самообразованию, умения разрешать проблемы и работать в команде. Школа должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность.

Младший школьный возраст – благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности. В связи с этим уже в начальной школе учителю необходимо использовать технологии, отвечающие требованиям настоящего времени. Одной из наиболее эффективных, гибких и универсальных является проектная технология (метод проектов), которая активизирует процесс обучения, делает его более продуктивным, формирует и развивает мотивацию обучения. Анализ образовательных программ учебных курсов начальной школы по УМК «Школа России» показывает, что исследовательская и проектная работа включается в содержание современных учебников для 1-4-х классов по окружающему миру, математике, русскому языку, литературному чтению, технологии. Считаю наиболее актуальным использование проектно-исследовательского метода на уроках технологии, т.к. он способствует развитию личностных качеств и способностей учащихся, создает условия для их творческой самореализации. Выполняя проекты, учащиеся активно овладевают основами проектирования и технологии, коммуникации и рефлексии, учатся самостоятельно приобретать новые знания и умения, интегрировать их и использовать в практической деятельности для разрешения реальных проблем.  

Под проектом понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по разрешению значимой для учащегося проблемы.   Уникальность технологии в том, что она позволяет работать над формированием у школьников не только коммуникативной и информационной компетентностей, но и компетентности разрешения проблем. Проект учащегося, выполненный на уроках технологии, включает следующие основные компоненты:

1.        Определение потребностей: учащийся самостоятельно или совместно с учителем выявляет актуальную проблему, требующую разрешения.

2.        Краткая формулировка задачи: определяется цель проекта и в краткой форме записывается задание по разработке и изготовлению изделия.

3.        Исследование и анализ: исследуются потребности человека (или группы людей), которому предназначено разрабатываемое изделие, аналоги, имеющиеся на рынке, технологии производства в промышленности, возможный способ производства в школьных условиях, доступность материалов и оборудования.

4.        Выработка требований: составляется детальный перечень критериев, которым должно соответствовать разрабатываемое изделие для того, чтобы быть качественным.

5.        Первоначальные идеи: учащиеся вырабатывают идеи по разрешению обозначенной проблемы, выполняют рисунки, эскизы и сопровождают их своими комментариями.

6.        Выбор и проработка лучшей идеи: представленные идеи оцениваются по отношению к критериям, указанным в требованиях и выбирается лучшая, которая детально прорабатывается (проводится конструирование и моделирование).

7.        Изготовление изделия: учащиеся планируют процесс изготовления, приобретают необходимые умения работы с материалами и изготавливают разработанные изделия.

8.        Проверка и оценка: учащиеся проводят испытания, оценку изделия по отношению к выработанным требованиям и самооценку всего процесса проектирования.

   Проектный метод разнообразен как по видам, так и по целям. Его успешно можно использовать и для контроля знаний и для исследовательской работы учащихся, для отработки практических умений и навыков, а также на этапе закрепления знаний.  

Изучением роли метода проектов в области образования занимались   ведущие русские педагоги такие, как С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин, М.В. Крупенин и другие, которые отмечали его положительные стороны. Это – развитие инициативы школьников, навыков к плановой работе, умение взвешивать обстоятельства и учитывать трудности. Проект учит их настойчивости в достижении цели, приучает к самостоятельности.

       Результатами проектов могут быть объекты, системы, технологии, разработки по совершенствованию и благоустройству окружающей среды. Умения работы с материалами, инструментами, информацией учащиеся получают по мере реализации той или иной идеи в процессе выполнения различных проектов. Наиболее важными результатами выполненных учащимися проектов являются: освоенные в ходе проектной деятельности знания и умения, развитые личностные качества и способности школьников, реализованный на практике объект проектирования (изделие, услуга, мероприятие).

  Считаю более приемлемыми для предмета «технология» следующие принципы: деятельности; преодолимости; творчества; психологической комфортности. Успешность проектной деятельности учащихся зависит от соблюдения следующих правил:

  • В команде нет лидеров, все члены команды равны.
  • Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от чувства уверенности в себе.
  • Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.  
  • Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

Важным этапом проектной деятельности является оценивание ее результата. Невнимание со стороны учителя или низкая оценка работы может надолго лишить учащегося интереса к самостоятельной и творческой работе в области технологии. Оценивая, учитель должен помнить о том, что изначально настраивал учащихся на творческую работу и поэтому слишком критическое оценивание затронет самооценку, лишит интереса к творчеству, создаст чувство психологического дискомфорта, нереализованность. Отметки за проект вообще может и не быть, но учитель должен обязательно выразить своё мнение о каждом проекте, причём таким образом, чтобы каждый почувствовал себя реализованным, а свою работу – востребованной. Имеющиеся недостатки должны быть оглашены таким образом, чтобы мотивировать ребёнка к возможной доработке или усовершенствованию проекта.

        Используя метод проектно-исследовательской работы на уроках технологии в течение нескольких лет, я убедилась в его целесообразности. Наблюдается повышение интереса учащихся к технологии как к предмету школьной программы. Учащиеся с удовольствием включаются в исследовательскую деятельность, они видят социальную и личную значимость предметно–преобразующей деятельности, которую они осуществляют, что ведёт к повышению мотивации их труда. Опыт показывает, что применение метода проектов на уроках технологии расширяет возможности творчества учителя и учеников, естественным образом соединяет теорию и практику, развивает активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности, укрепляет чувство социальной ответственности, делает урок познавательным, разнообразным и современным.    

 Уроки технологии с элементами исследовательской проектной деятельности обеспечивают интеллектуализацию технологического обучения, привлекают детей не только возможностью овладеть новыми для них трудовыми операциями, но и возможностью рассуждать, принимать решения, осуществлять интеллектуальный поиск. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе.  

        Литература

  1. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это?  Методист, №1, 2004.
  2. Красильникова Н.А.  Проект как средство развития образовательной самостоятельности учащихся. Карпова В.И. от реферата к научной статье: приобщение школьников к исследовательской работе. Школа и производство №5, 2009.
  3. Петров А.В., Ярославова Г.Д. Опыт организации проектной деятельности. Школа и производство №8, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проектно - исследовательская деятельность на уроках в начальной школе" из опыта работы

Благодаря использованию метода проектов  в начальной школе повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает тео...

Статья на тему: Проектно-исследовательская деятельность на уроках в начальной школе

Технология  проектной деятельности и разработка проекта по литературному чтению "Былина как литературный жанр" для 4 класса...

Проектно - исследовательская деятельность на уроках в начальной школе

В статье  описаны приёмы и методы работы над проектом на уроках в начальной школе. проектно - исследовательская деятельность позволяет достичь максимального эффекта: повышается вероятность творче...

Проектно - исследовательская деятельность на уроках в начальной школе

«Единственный путь, ведущий к знаниям,  - это деятельность»....

Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках в начальной школе

Проектно-исследовательская деятельность является одним из направлений личностно-ориентированного обучения. Она позволяет создать условия, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализо...

«Проектно-исследовательская деятельность на уроках в начальной школе»

Метод проектов. Проектно-исследовательская деятельность. Это важная составляющая образовательного процесса. В начальной школе моими целями являются формирование базовых умений и навыков, развитие анал...