«Проектно-исследовательская деятельность на уроках в начальной школе»
методическая разработка

Комкова Евгения Михайловна

Метод проектов. Проектно-исследовательская деятельность. Это важная составляющая образовательного процесса. В начальной школе моими целями являются формирование базовых умений и навыков, развитие аналитических, познавательных, коммуникативных способностей ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ Епифанская СОШ

имени С. Н. Орлова

                                                Из опыта работы

                                            учителя начальных классов

                                    высшей квалификационной категории

                               МКОУ Епифанская СОШ имени С. Н. Орлова

                                     Комковой Евгении Михайловны

Проектно-исследовательская деятельность на уроке в начальной школе.

Сегодня я хочу вам представить опыт своей работы по применению технологии проектно-исследовательской деятельности в начальной школе и в конце своего выступления показать небольшие выдержки из уроков по данной теме.

Эпиграфом к своему выступлению я взяла слова американского психолога Карла Рэнсома Роджерса: «Школа должна превратиться из супермаркета, где раздают «замороженные» идеи, в место, где можно искать и самостоятельно находить новые знания.»

 Одной из приоритетных задач современной школы является создание полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции. Ведущее место сегодня принадлежит методу проектов.

Метод проектов. Проектно-исследовательская деятельность. Это важная составляющая образовательного процесса. В начальной школе моими целями являются формирование базовых умений и навыков, развитие аналитических, познавательных, коммуникативных способностей ребенка.

Чтобы достигнуть выполнения этих целей, я использую проектно-исследовательскую деятельность, основой которой является проектное обучение.

Я пришла к выводу, что необходимо дополнять учебный процесс такой формой деятельности, чтобы дети погружались в атмосферу, где надо думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т.е. они могли бы применять все имеющиеся у них знания на практике.

Проектная деятельность предлагает выход за границы учебника. Это обеспечивает рост личности ребёнка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребёнка по ступенькам роста – от проекта к проекту.

Для меня, как учителя, самым ценным в проектно-исследовательской деятельности является сам процесс работы, так как он представляет собой инструмент, дидактическое средство обучения и развитие детей.

Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего потенциала, который позволяет:

  • проявить себя;
  • попробовать свои силы;
  • приложить свои знания;
  • принести пользу;
  • показать результат.

Отличительная черта проектно-исследовательской деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена слушателям.

Проектно-исследовательская деятельность у ученика формирует организационные умения, обеспечивает успешность, альтернативную учебной, формирует информационную компетентность, учебное сотрудничество учитель-ученик – родитель, учит применять знания в разных областях, решать творческие задачи. Также формируются такие универсальные учебные действия, как

  • проектировочные,
  • исследовательские,
  • информационные,
  • коммуникативные,
  • экспериментальные, рефлексивные,
  • презентационные.

Проекты я начала делать с детьми с первого класса. Сначала это были небольшие творческие проекты: книжки-малышки, выставки рисунков, поделок. Традицией в нашем классе стали семейные новогодние выставки поделок. Дети составляли азбуку-малышку, тематические сборники загадок, фоторепортажи по странам и континентам, к различным мероприятиям и т.д. постепенно уровень сложности повышался. Теперь обучающиеся сами могут оценить свой проект по такой «Лестнице успеха»

                                                                                  Только я      

                                                       Несколько человек

                              Большинство

Так могут все

«Продукты», которые могут получить дети в результате проектно-исследовательской деятельности различные. Это зависит от индивидуальных интересов и способностей учеников:

-воплощение (роль одушевлённого или неодушевлённого предмета);

-деловая игра;

-демонстрация видеофильма (делается с помощью взрослого);

-диалог персонажей;

-игра с классом;

-инсценировка событий;

-реклама;

-ролевая игра;

-соревнования;

-теле- или радиопередача;

- интервью:

-экскурсия или репортаж с экскурсии

-стенгазета,

-устный журнал,

-буклет,

-альбом,

-диафильм,

-книжка-раскладушка и т.д.

Вид «продукта» определяет форму проведения презентации. И сейчас вашему вниманию я хочу предложить несколько видов защиты проектов.

Вас я приглашаю в студию на телепередачу «Богатство, отданное людям».

Вашему вниманию хочу предоставить еще один проект. Это видеофильм «Тайна моего имени».

И последний наш «продукт» - это «Школа кулинаров».

Выходом проектов являются «Альманах «Богатства, отданные людям». Здесь собраны все проекты, что составили мои ученики. И еще один выход – это «Книга о здоровой пище» с рецептами, что собрали учащиеся.  

Мы хотим подарить вам небольшую подборку рецептов о вкусной и здоровой пище.

Вашему вниманию я представляю книжку- раскладушку, буклет, фоторепортаж. Это сделали мои ученики.

При работе над проектами по созданию презентаций я вместе с ними загораюсь идеей, мы вместе проходим путь, который я описала бы следующим афоризмом:

«Это невозможно»- сказала Причина,

«Это безрассудно»- заметил Опыт,

«Это бесполезно»-отрезала Гордость,

«Попробуй» - шепнула Мечта.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание тематической памятки-опоры как продукта проектно-исследовательской деятельности на серии уроков русского языка в начальной школе

В данной статье описан практический опыт организации проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка в 4-м классе по системе общего развития Л.В.Занкова...

"Проектно - исследовательская деятельность на уроках в начальной школе" из опыта работы

Благодаря использованию метода проектов  в начальной школе повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает тео...

Статья на тему: Проектно-исследовательская деятельность на уроках в начальной школе

Технология  проектной деятельности и разработка проекта по литературному чтению "Былина как литературный жанр" для 4 класса...

Презентация "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе на уроках и во внеурочное время"

В этой презентации я отразила все главные аспекты ,применяемые в проектно-исследовательской деятельности в начальной школе.Применяю их на уроках и во внеурочное время....

Научная статья "Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения и во внеурочное время"

Научная статья "Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников  на уроках литературного чтения и во внеурочное время"...

Презентация "Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения"

Презентация  "Формирование навыков  проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения"...