Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и её роль в формировании УУД.
презентация к уроку (1,2,3,4 класс) по теме

Кайдалов Сергей Константинович

Краткий экскурс в историю вопроса, современный взгляд на проектную деятельность на уроках технологии.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

 с. Таежное Хабаровского края

Кайдалов Сергей Константинович

учитель начальных классов

Проектная деятельность

на уроках технологии

в начальной школе

и её роль в формировании УУД.

июнь 2010 г.

Содержание.

I. Введение       ………………………………………………………….3

II.Типология  и классификация   проектов       ………………………  4

III. Этапы работы над  проектом      ………………………………..      6

IV.  Роль проектов в формировании УУД  …………………………… 8

V. Проектная деятельность  курса  технологии УМК «Гармония» и УМК «Перспектива».  Опыт работы…………………………………. 9

VI. Заключение     ……………………………………………………   15

Литература ……………………………………………………………. 16

Приложение…………………………………………………………….17

 «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

Г.Э. Лессинг

I. 

По мнению американского педагога  У. Х. Килптрика - основателя метода проектов, использование метода проекта не только подготавливает ребенка к деятельности его по окончанию школы, но помогает ему организовать жизнь в настоящем. Проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность». В России под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в начале XX века  были попытки использовать проектные методы в практике преподавания. Метод проектов в 20-30 годы привлек внимание отечественных педагогов (В. Н. Шульгин, М. В. Крупенина, Б. В. Игнатьев), они считали, что этот метод сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности ребенка в процессе обучения, научит не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике. Но в 1931 году метод проектов был осужден, и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность и в России за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

В современной педагогике метод проектов используется как компонент системы образования. ФГОС II поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью.. «Проект» в рамках образовательной деятельности есть особое результативное действие, совершаемое в специально организованных педагогом безопасных условиях, которые дают ребёнку возможность действовать самостоятельно и получать результат. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Таким образом, метод проекта предполагает:

  • связь обучения с жизнью;
  • развитие самостоятельности и активности детей в учебном процессе;
  • развития умения адаптироваться к действительности;
  • умение общаться, сотрудничать с детьми в различных видах деятельности.

Метод проектов помогает научить детей ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знаний, рационально подходить к процессу познания, т. е. учит учиться.

II.

Имеются различные виды классификации проектов ( И. С. Сергеев, Е. С. Полат):  по доминирующему в проекте методу или виду деятельности; по признаку предметно-содержательной области; по характеру контактов; по количеству участников проекта; по продолжительности и результатам проекта.

По доминирующей деятельности применительно для младших школьников, можно представить следующую классификацию проектов:

  • Практико-ориентированный проект  нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешних заказчиков. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, микрорайона и т.д. (из опыта работы: учебное пособие, листки здоровья, проект озеленения школьного двора, подготовка и проведения концерта ко дню 9 мая для ветеранов поселка, подготовка подарков ветеранам, выпуск  Книги памяти.) Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
  • Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте с целью с целью анализа, обобщения и представления  широкой аудитории (выпуск школьных газет или публикации на школьном сайте репортажей о жизни класса, или проблемах школы, окружающей среды и т. д.)
  • Творческий проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна, но уже в 4 классе ученики справляются с такими проектами (театрализации, организация спортивных состязаний, выпуск книжек-малышек для детей детского садика или учеников 1 класса). Участвуя в нем участники проекта берут на себя роли сценаристов, артистов, оформителей. Результат проекта остается открытым до самого окончания.

По признаку предметно-содержательной области проекты разделяются на  монопроекты и межпредметные проекты.  По характеру контактов -  внутриклассные, внутришкольные, межрегиональны и т. п.; по количеству участников – индивидуальные, групповые, коллективные и т.д.; по продолжительности – кратковременные (проект-урок) или продолжительные  - от нескольких дней до года или  на курс начальной школы.

Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Ученик встает перед  выбором формы презентации:

  • деловая игра;
  • диалог персонажей (одушевленных, неодушевленных, исторических деятелей и т. п.);
  • отчет о экспедиции (научной, познавательной, исторической…);
  • реклама;
  • соревнование;
  • телепередача ( «Кое-что из жизни класса» - выпускной капустник учеников 4 б класса – из опыта работы) и т. п.

Для учителя момент презентации – анализ деятельности его подопечных (как проявляли самостоятельность, что приобрели в смысле новых знаний и умений, какие новые для себя знания открыли, как общались…), а для ученика – выход на предъявление роста своей компетентности и самоанализ: все ли получилось, что я или мы задумали. Таким образом, настоящим результатом работы над проектом, кроме конкретного продукта, является:

  • ход мыслительной деятельности детей;
  • собранная ими информация;
  • приобретенные ими знания;
  • появившиеся или отвергнутые варианты решения проблемы;
  • найденный конструктивный замысел.

III.

Проектное обучение – это определенные этапы от замысла до результата, обобщенно эту работу представляю  в таблице (по Н. В.Матяш):

IV.

Какова роль проектной работы в формировании УУД?  По мнению И. С. Сергеева, формируются следующие  умения:

  • рефлексивные (умения осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; умения ставить вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?);
  • поисковые (исследовательские умения) – изобретать способ действия, привлекать знания из различных областей; найти недостающую информацию или запросить эту информацию у учителя, эксперта, консультанта; находить варианты решения проблемы; выдвигать гипотезы;
  • навыки оценочной деятельности по   И.  Логвиновой  процедура оценивания должна быть организована учителем  так, чтобы: «  ученик мог самостоятельно развиваться и вести исследование  окружающего мира и себя, имея четкое представление, с какой целью он это делает;

        ученик имел четкие критерии оценивания, способствующие не только достижению цели, но и постепенному продвижению к ней; 

        ученик  получал  обратную связь, помогающую корректировать свои действия, направленные на достижение цели»).

  • умения и навыки работы в сотрудничестве (коллективного планирования,  взаимодействия с любым партнером, взаимопомощи в группе, делового партнерского общения, умения корректировать ошибки)
  • коммуникативные умения (планировать инициировать взаимодействия с взрослыми, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс, навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.)
  • презентационные умения (навыки монологической речи, уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности, отвечать на незапланированные вопросы).

Учебный проект с точки зрения учащегося (по Н. Ю. Пахомовой) – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.  

V.

             Изучив  тему «Особенности преподавания технологии в начальной школе по УМК «Перспектива. Методические условия включения учащихся начальных классов в проектную деятельность на уроках «Технология» по УМК «Перспектива»,  виртуального университета  повышения квалификации  работников образования,   я систематизировал свои знания, уточнил понятий аппарат,  усвоил  новые подходы к введению в практику учителя метода проектов, пополнил свой опыт работы новыми приемами, инструментарием  (среди них – работа с технологической картой). Содержание занятий помогло мне соотнести возможности курса технологии УМК «Гармония» (по которому я работаю 8 лет)  и курса технологии УМК «Перспектива», найти в них точки соприкосновения и  различия в подходах к обучению младших школьников.  Изученные материалы позволяют сделать вывод, что УМК «Перспектива»  в рамках курса технологии  позволяет  в полном соответствии с ФГОС II поколения формировать у выпускников начальной школы:

  • целостную картину мира (образа мира) на основе познания, освоения трудовых умений, осмысления технологического процесса;
  • представление о профессиях;
  • нравственное и позитивное отношение к окружающему миру (природа, люди, производство);
  • умение выбирать способы деятельности, реализовывать его в рамках практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;
  • способность к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; толерантность к мнению и позиции других;
  • осознание себя как гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России.

Освоение проектной деятельности в рамках курса «Технологии» обеспечит условия:

 для личностного развития, которое включает:

  • познавательную активность, инициативу школьника на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка;
  • формирование понятийно-логического и образно-художественного мышления;
  • творческий потенциал и формирование умения решать проблемы в учебных, социальных и нестандартных ситуациях;

 для формирования универсальных учебных действий (УУД), которые включают:

  • умение работать с технологической картой, выполнять технологические операции при изготовлении любых изделий;
  • умение самостоятельно оценивать свой труд (изделие);
  • умение использовать теоретические знания в практической деятельности;
  • умение работать с разными материалами и инструментами (природные материалы, пластичные материалы, бумага, ткани, конструктор и пр.);
  • умение соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами при организации рабочего места.

     Вместе с тем у авторов курса УМК «Гармония» есть своя точка зрения на проектную деятельность в рамках учебного курса технология.    Н. М. Конышева, автор курса «Технология» УМК «Гармония» отмечает, что для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем. Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”, готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности. Формирование этих  показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения. Н. М. Конышева  предостерегает: «Проектная деятельность на уроках технологии не может рассматриваться как самоцель – в смысле ее направленности на подготовку «специалистов-проектировщиков». Она является исключительным по своей эффективности следствием развития у школьников способностей к изобретательству, рационализаторству и творческой деятельности».

Н.М. Конышева называет «весьма сомнительными в педагогическом отношении»  такие  компоненты работы над проектом, как  реализация изделия, составление рекламных проспектов, предлагает вернуть проектной работе «дидактический смысл».

        В логике работы над учебным проектом выделяются 3  этапа выполнения учебного проекта: подготовительный,  исполнительский и итоговый. На первом этапе возникают идеи, гипотезы, мысленные представления о будущем предмете. На исполнительском этапе – материализация в вещественном виде, а итоговый этап – анализ, проверка и оценка выполненной работы относительно соответствия ее поставленным требованиям. Как видим, совпадение с курсом технологии УМК «Перспектива» существуют.

Как идет работа над созданием проекта в русле уроков технологии УМК «Гармония» (у меня нет опыта работы УМК «Перспектива», глубокие возможности этого предмета я узнал из материалов виртуального курса, и еще только предстоит изучить на опыте).

Известно, что не один изобретатель не работает «за пустым столом», т. е. не изобретает вещь полностью с нуля. Как правило, любой творческий процесс основан на знании аналогичных работ, которые уже были выполнены раньше, другими конструкторами, художниками, дизайнерами.    

      Анализ предшествующего опыта позволяет в процессе проектирования отобрать наиболее рациональные идеи, сообразуясь с поставленными условиями. Это важная часть работы, которая помогает лучше осознать проблему и избежать непродуктивных затрат времени.

      Анализ предшествующего опыта вовсе не означает, что дети настраиваются на копирование. Ведь все работы изучаются, исследуются с учетом новых проектных требований. Используя эту базу, школьнику легче придумывать, выдвигать собственные конструкторские и художественные идеи. С этой целью на уроках задействуются соответствующие наглядные образцы. В учебники и рабочие тетради по технологии они включены в необходимом объеме.  Приступая к использованию проектного метода на уроках, я думал, что дети, имея перед глазами большое количество образцов, просто станут их копировать. Однако практика показывает, что одинаковых работ не бывает.

      В тетрадях предложено много заданий на доконструирование и переконструирование   и собственно конструирование  (эти приемы  работы -  основные в технологии УМК «Гармония»)

Например, при работе над проектом «Чудо-посуда», детям предлагается превратить кувшин в виде рыбки в кувшин в виде птицы. Затем придумать посуду на основе любой из природных форм, нарисовать уже свой проект. Важно, чтобы при работе с проектными заданиями ученику были созданы условия, помогающие решить поставленную задачу, но не направляющие ее решение по сугубо репродуктивному пути. В качестве такой помощи к каким-то заданиям  целесообразны не только образцы-аналоги, но и другие «подсказки», содержание которых будет лишь «подталкивать» воображение в нужное русло.

      Подготовительный этап заканчивается предварительным обсуждением будущих работ, предварительной их «защитой». Здесь обращается внимание на то, соблюдены ли поставленные требования. Дети учатся объяснять, почему они  выбрали ту или иную форму, цвет, рисунок и т. д. Дают советы друг другу. Возможно, эти советы еще несовершенны, но дети не являются безучастными слушателями или исполнителями.

         Исполнительный этап в учебных проектах продолжением и неотъемлемой частью собственно проектной деятельности. На этом этапе выдвинутые умозрительные идеи проверяются практическим путем. Учебник с образцами во время работы не должен быть закрыт. Не убираются образцы и с доски. В процессе практической реализации замысла промежуточные результаты постоянно сверяются с замыслом, при необходимости проводятся контрольные испытания, проверка изделия на соответствие поставленным требованиям. В случае выявления конструктивных недочетов, автору должна быть предоставлена возможность их устранения.

      Сейчас мы посмотрим завершающий этап подготовительного этапа и начало исполнительного этапа. Тема урока «Настенное панно». На предыдущем уроке мы с ребятами обсуждали, от чего зависит форма картины, цвет рамки, рисунок, они начали воплощать свои задумки на бумаге.

Когда работа полностью завершена, проводится итоговая оценка изделия. Главная задача итогового этапа проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство    его соответствия поставленной цели, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы.

      Художественные, эстетические качества изделия оцениваются путем анализа внешнего вида изделия. Кроме того, существует ряд общих, но вместе с тем конкретных дизайнерских требований (доступных младшим школьникам), которые должны учитываться при изготовлении вещей. Одно из таких требований – стилевое единство связанных между собой предметов и их гармония с окружающей средой (панно)

      Соответствие внешнего вида вещи характеру потребителя – это также одна из сторон требования стилевой гармонии. Пример - чашка для Бабы Яги и для Мальвины; сказочная птица – «Птица мира», «Жар-птица», «Веселая птица детства» или «Вестник тьмы» и т. д.

      Учебные проекты проходят  процедуру защиты, образовательная ценность данной процедуры состоит в том, что авторы проектов учатся аргументировано формулировать и отстаивать свои проектные замыслы, гипотезы, идеи. В это же время остальные школьники учатся быть внимательными зрителями и вдумчивыми оппонентами.

      Например, при обсуждении готовых работ «Чудо-посуда», дети заметили, что у Кати очень аккуратная работа, интересная, но она не является посудой. На что Катя ответила, что это салфетница. В иголки ежика вставляются салфетки и таким образом, она выполнила поставленное требование.  Оценивая  работы Димы,  дети так же отметили аккуратность работы, но увидели недочет – в задании было указано, что не нужно копировать настоящих птиц, грибы, и т. д., роспись должна быть декоративной. Поэтому гриб Игоря был отмечен, как более удачное изделие.

      В процессе таких защит совершенствуются мышление и речь школьников. Создается ситуация, благоприятная для формирования коммуникативных навыков: ученики высказывают друг другу свое мнение, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей толерантного отношения к идеям и творчеству других. За работу дети могут получить две отметки – одна за внешний вид, аккуратность, а вторая за удачность проекта, соответствие поставленным условиям.  

(Приложение 1 – фотографии работ учеников моего класса, авторов проектов, выполненных на уроках трудового обучения)

VI.

     

 Проектная деятельность вошла в уроки трудового обучения как естественная часть современного решения проблемы развивающего обучения. Ее появление в общеобразовательной школе – требование времени. Задача педагогов заключается в том, чтобы принять и реализовать это требование, полноценно использовать общеобразовательные и развивающие возможности учебных проектов.

 

Литература.

Конышева Н. М.  Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя начальных классов.- «Ассоциация XXI век», 2006.

Материалы виртуального  университета  повышения квалификации работников  образования

Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.

Методическая газета «Начальная школа»  2009-2010 г.

Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157.

Пахомова Н. Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996.

Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55

Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2004

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и ее роль в формировании УУД

1. Постановка проблемы, изучение теории 2. Анализ и обобщение собранного материала 3. Выработка концепции 4. Реализация самого проекта 5. Рефлексия результатов...

Проектная деятельность на уроках "Технологии" в начальных классах

Доклад был подготовлен к семинару, который проходил по теме "Проектная и исследовательская деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей"...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках технологии в начальной школе.

Организация проектно-исследовательской деятельности наиболее актуальна на уроках технологии. Она способствует развитию личностных качеств и способностей учащихся, создает условия для их творческой сам...

Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и её роль в формировании УУД

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и ...

Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и её роль в формировании УУД.

Выступление на тему "Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и её роль в формировании УУД."...

Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и её роль в формировании УУД.

laquo;Проект» в рамках образовательной деятельности есть особое результативное действие, совершаемое в специально организованных педагогом безопасных условиях, которые дают ребёнку возможность ...

’’Новые технологии развивающего обучения «Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и её роль в формировании УУД»’’

В начальной школе широкое поле для проектной деятельности открывает внеурочная деятельность в клубах и кружках. Внеурочная деятельность является составной частью учебно- воспитательного процесса ...