Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и её роль в формировании УУД
статья на тему

Нигматуллина Юлия Ирековна

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе на уроках технологии. Выполнение творческих проектов обеспечивает систему действенных обратных связей, способствует развитию личности не только учащихся, но и педагогов, принимающих участие в проектной деятельности. Предоставляет им новые возможности совершенствования профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического сотрудничества, что способствует оптимизации учебного процесса и повышает эффективность обучения. Проектная деятельность заинтересовывает учащихся, если они знают, что их проект будет востребован. Выбирая тему проекта и выполняя его, учащиеся учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремлённость и настойчивость. Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и обучении. Оно направлено также на психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие учащихся, активизацию их задатков и способностей, формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных запросов и потребностей, создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования. Особое место в решении этой проблемы принадлежит разделу проекты в образовательной области «Технология», так как именно здесь синтезируются знания естественнонаучного и гуманитарного циклов образования, имеется возможность проявиться созидательным и творческим силам и стремлениям детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность

на уроках технологии

в начальной школе

и её роль

в формировании УУД

Автор: Нигматуллина Юлия Ирековна

учитель начальных классов

МОУ СОШ №15 г. Казани

«То, что ребёнок сегодня умеет делать в

сотрудничестве и под руководством, завтра

он способен выполнить самостоятельно…

Исследуя, что ребёнок способен выполнить в

сотрудничестве, мы определяем развитие

завтрашнего дня.» (Л.С.Выготский)

1. Актуальность темы.

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе на уроках технологии. Выполнение творческих проектов обеспечивает систему действенных обратных связей, способствует развитию личности не только учащихся, но и педагогов, принимающих участие в проектной деятельности. Предоставляет им новые возможности совершенствования профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического сотрудничества, что способствует оптимизации учебного процесса и повышает эффективность обучения. Проектная деятельность заинтересовывает учащихся, если они знают, что их проект будет востребован. Выбирая тему проекта и выполняя его, учащиеся учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремлённость и настойчивость.

Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и обучении. Оно направлено также на психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие учащихся, активизацию их задатков и способностей, формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных запросов и потребностей, создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования. Особое место в решении этой проблемы принадлежит разделу проекты в образовательной области «Технология», так как именно здесь синтезируются знания естественнонаучного и гуманитарного циклов образования, имеется возможность проявиться созидательным и творческим силам и стремлениям детей.

2. Проектная деятельность.

       Основная идея проектного обучения заключается в том, что ученик учится самостоятельно добывать знания и использовать их для решения новых познавательных и практических задач. Дети приобретают коммуникативные навыки и умения, работая в разнообразных группах, исполняют разные социальные роли (лидер, исполнитель, посредник и т.п.), знакомятся с разными точками зрения на одну проблему. Особо ценным активизирующим стимулом деятельности является то, что проектное обучение не нарушает принцип непринуждённости, по мере выполнения работы возрастает степень увлечённости ею. Дети учатся на собственном опыте и опыте своих товарищей, видят результат своего собственного труда. Проектная деятельность основана, прежде всего, на развитии самостоятельности учащихся, гибкой организации процесса обучения. Учитываются и индивидуальные способности и интересы. При решении проекта наряду с научной (познавательной) стороной содержания всегда присутствует эмоционально – ценностная (личностная), деятельностная и творческая сторона. Именно эмоционально – ценностный и творческий компоненты содержания определяют, насколько значим для учащихся проект  и насколько самостоятельно он выполнен.

       Цель проектного обучения - создать условия для развития умения школьников учиться на собственном опыте и опыте других обучающихся в процессе разработки учебного проекта.

Усвоение содержания предмета «Технология» должно позволить учащимся :

  • сознательно и творчески выбирать оптимальные способы деятельности из альтернативных подходов с учётом их последствий для природы, общества и самого человека;
  • мыслить системно и комплексно;
  • самостоятельно выявлять потребности в информационном обеспечении деятельности;
  • непрерывно овладевать новыми знаниями, применять их в качестве методов и средств преобразовательной деятельности;

3. Проектная деятельность учащихся – совместная или индивидуальная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы  деятельности, направленная на достижение заранее определенного результата деятельности.

4. Типы проектов, которые можно наметить на данный момент:

  • творческие
  • исследовательские 
  • информационные
  • прикладные

Виды проектов по способу организации:

  • индивидуальные;
  • коллективные;

Виды проектов по времени реализации:        

  • краткосрочные (выполняются в течение одного или нескольких уроков);
  • средней продолжительности (для их выполнения требуются время - от недели до месяца);
  • долговременные (реализуются за 8 и более недель);

5. Признаки проектной деятельности:

  • ориентация на получение конкретного результата;
  • предварительное описание результата в виде эскиза в разной степени детализации и конкретизации;
  • относительно жёсткая фиксация срока достижения результата;
  • программирование – планирование во времени с конкретизацией результатов отдельных действий, обеспечивающих достижение общего результата проекта;
  • выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией;
  • получение продукта проектной деятельности, его соотнесение с исходной ситуацией проектирования, анализ новой ситуации;

6. Этапы проектной деятельности

Выполнение проекта включает определённые этапы реализации, последовательность которых определяет цель и задачи проектной деятельности:

  • этап ориентирования 
  • Этап разработки 
  • Этап реализации 
  • Этап презентации  проекта 

7. Выполняя проект, учащиеся совместно с учителем выполняют ряд обязательных действий:

  • Выбор темы (предполагает выбор вида проекта - тематический монопроект или комплексный, выбор способа деятельности – индивидуальный или коллективный);
  • Сбор информации (поиск интересных сведений по теме проекта);
  • Поиск вариантов решения( выбор проблемной области, постановка задач, определяется конечный вид создаваемого продукта, его назначение и круг пользователей, происходит формирование состава проектной бригады и распределение обязанностей, анализ вариантов решения);
  • Планирование деятельности (предполагается отбор содержания и определяется примерный объём проекта, производится его примерная детализация, прописываются роли всех участников проекта, сроки исполнения каждого вида работы, этап завершается составлением технического задания);
  • Создание конструкции (ведётся работа по воплощению в жизнь поставленных задач, которая требует от всех участников исполнительности, усилий от руководителя проекта по координации деятельности участников проекта и постоянного контроля за ходом и сроками производимых работ);
  • Оценка деятельности (осуществляется предварительный просмотр проекта, выявляются недоработки, намечаются пути устранения выявленных недостатков, производится отладка продукта, готовится его документация);
  • Защита проекта (производится защита проектной работы участниками проекта на конференции, готовятся рецензии и отзывы на работу, даётся её объективная оценка);

Актуальным вопросом для учителя является: Как помочь ребенку не только освоить содержание образования, но и научить его использовать полученные знания и умения в практической деятельности? Одним из способов решения возникшей проблемы является создание универсального инструментария — технологической карты

Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщенность. Структура технологической карты включает: название темы; цель освоения учебного содержания; планируемый результат (информационно-интеллектуальную компетентность и УУД); основные понятия темы; метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы); технологию изучения указанной темы.

Технологическая карта позволяет: увидеть целостно и системно учебный материал,  проектировать образовательный процесс по освоению темы, с учетом цели освоения курса,  гибко использовать эффективные приемы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Создание технологической карты позволяет учителю:

  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать  конкретный урок в систему уроков);
  • определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
  • определить УУД, которые  формируются в процессе изучения конкретной темы,  всего учебного курса;
  • соотнести результат с целью обучения. после создания продукта — набора технологических карт.

3. Заключение.

Представленное многообразие материала в УМК «Технология» в рамках проектной деятельности обеспечивает условия для развития интеллектуально-познавательных способностей и формирования универсальных учебных действий школьника, что соответствует требованиям ФГОС.

Подводя итоги сказанному, хочется отметить: учитывая важность проектной деятельности учащихся в развитии личности каждого ученика, а также специфику проектной работы как формы учебной деятельности большое значение имеет организация работы учащегося, как на уроках технологии, так и во внеурочное время дети работают в основном самостоятельно, а учитель может периодически проводить консультации, то на уроках технологии возможна применение всех традиционных форм организации деятельности учащихся: фронтальной, бригадно-звеньевой и индивидуальной, учетом целевых установок каждого отдельно взятого урока технологии, что созвучно с целевыми установками проектного обучения. Только в проектном обучении эти формы обучения должны обязательно сочетаться с внеурочной деятельностью учащихся: индивидуальными консультациями для каждого, предварительными просмотрами работ, самостоятельные работы, кружковой или клубной работы, встреч по интересам и др.