Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и её роль в формировании УУД.
методическая разработка по технологии (1, 2, 3, 4 класс)

Тулынина Мария Александровна

Выступление на тему "Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и её роль в формировании УУД."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc49 КБ
Office presentation icon smirnova_m._a.ppt2.77 МБ

Предварительный просмотр:

В современной педагогике метод проектов используется как компонент системы образования. ФГОС II поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью. «Проект» в рамках образовательной деятельности есть особое результативное действие, совершаемое в специально организованных педагогом безопасных условиях, которые дают ребёнку возможность действовать самостоятельно и получать результат. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Таким образом, метод проекта предполагает:

  • связь обучения с жизнью;
  • развитие самостоятельности и активности детей в учебном процессе;
  • развития умения адаптироваться к действительности;
  • умение общаться, сотрудничать с детьми в различных видах деятельности.

Метод проектов помогает научить детей ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знаний, рационально подходить к процессу познания, т. е. учит учиться.

Имеются различные виды классификации проектов :по доминирующему в проекте методу или виду деятельности; по признаку предметно-содержательной области; по характеру контактов; по количеству участников проекта; по продолжительности и результатам проекта.

По доминирующей деятельности применительно для младших школьников, можно представить следующую классификацию проектов:

  • Практико-ориентированный (из опыта работы: учебное пособие, листки здоровья, проект озеленения школьного двора, подготовка и проведения концерта ко дню 9 мая для ветеранов поселка, подготовка подарков ветеранам, выпуск  Книги памяти.)
  • Информационный проект (выпуск школьных газет или публикации на школьном сайте репортажей о жизни класса, или проблемах школы, окружающей среды и т. д.)
  • Творческий проект. (театрализации, организация спортивных состязаний, выпуск книжек-малышек для детей детского садика или учеников 1 класса).

Для учителя момент презентации – анализ деятельности его подопечных (как проявляли самостоятельность, что приобрели в смысле новых знаний и умений, какие новые для себя знания открыли, как общались…), а для ученика – выход на предъявление роста своей компетентности и самоанализ: все ли получилось, что я или мы задумали. Таким образом, настоящим результатом работы над проектом, кроме конкретного продукта, является:

  • ход мыслительной деятельности детей;
  • собранная ими информация;
  • приобретенные ими знания;
  • появившиеся или отвергнутые варианты решения проблемы;
  • найденный конструктивный замысел.

Какова роль проектной работы в формировании УУД?  По мнению И. С. Сергеева, формируются следующие  умения:

  • рефлексивные  (умения осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний, умения ставить вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?)
  • поисковые;  исследовательские умения-изобретать способ действия, привлекать знания из различных областей, найти недостающую информацию или попросить эту информацию у учителя, находить варианты решения проблемы, выдвигать гипотезы.
  • навыки оценочной деятельности         ученик имел четкие критерии оценивания, способствующие не только достижению цели, но и постепенному продвижению к ней;
  • умения и навыки работы в сотрудничестве коллективного планирования, взаимодействия с любым партнером, взаимопомощ в группе, делового партнерского общения, умения корректировать ошибки.
  • коммуникативные умения планировать инициировать взаимодействие со взрослыми, вести дискуссию,отстаивать свою точку зрения,находить компромисс.
  • презентационные умения. уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности, отвечать на незапланированные вопросы.

              Предлагаю посмотреть Вам несколько моих проектов. На данном слайде проект Игольница, на следующем слайде проект открытка маме. Хотелось бы остановиться подробнее  на проекте «Волшебные листья».

        В логике работы над учебным проектом выделяются 3  этапа выполнения учебного проекта: подготовительный,  исполнительский и итоговый. На первом этапе возникают идеи, гипотезы, мысленные представления о будущем предмете. На исполнительском этапе – материализация в вещественном виде, а итоговый этап – анализ, проверка и оценка выполненной работы относительно соответствия ее поставленным требованиям.

      Подготовительный этап заканчивается предварительным обсуждением будущих работ, предварительной их «защитой». Здесь обращается внимание на то, соблюдены ли поставленные требования. Дети учатся объяснять, почему они  выбрали ту или иную форму, цвет, рисунок и т. д. Дают советы друг другу. Возможно, эти советы еще несовершенны, но дети не являются безучастными слушателями или исполнителями. В данном случае дети выбирали композицию и собирали подходящие листья.

         Исполнительный этап в учебных проектах является продолжением и неотъемлемой частью собственно проектной деятельности. На этом этапе выдвинутые умозрительные идеи проверяются практическим путем. Учебник с образцами во время работы не должен быть закрыт. Не убираются образцы и с доски. В процессе практической реализации замысла промежуточные результаты постоянно сверяются с замыслом, при необходимости проводятся контрольные испытания, проверка изделия на соответствие поставленным требованиям. В случае выявления конструктивных недочетов, автору должна быть предоставлена возможность их устранения. В данном случае дети приступили к работе.

Когда работа полностью завершена, проводится итоговая оценка изделия. Главная задача итогового этапа проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство    его соответствия поставленной цели, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы.

            Учебные проекты проходят  процедуру защиты, образовательная ценность данной процедуры состоит в том, что авторы проектов учатся аргументировано формулировать и отстаивать свои проектные замыслы, гипотезы, идеи. В это же время остальные школьники учатся быть внимательными зрителями и вдумчивыми оппонентами. Как в данном случае. Дети учатся рассказывать о своем проекте, слушатели задавать вопросы, а выступающий отвечать.

      В процессе таких защит совершенствуются мышление и речь школьников. Создается ситуация, благоприятная для формирования коммуникативных навыков: ученики высказывают друг другу свое мнение, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей толерантного отношения к идеям и творчеству других. За работу дети могут получить две отметки – одна за внешний вид, аккуратность, а вторая за удачность проекта, соответствие поставленным условиям.  

Учебный проект с моей точки зрения – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самой,

       Проектная деятельность вошла в уроки трудового обучения как естественная часть современного решения проблемы развивающего обучения. Ее появление в общеобразовательной школе – требование времени. Задача педагогов заключается в том, чтобы принять и реализовать это требование, полноценно использовать общеобразовательные и развивающие возможности учебных проектов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и её роль в формировании УУД. Учитель начальных классов МОБУ «Шойбулакская СОШ» Смирнова М. А.

Слайд 2

Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и ее роль в формировании УУД « Проект » в рамках образовательной деятельности есть особое результативное действие, совершаемое в специально организованных педагогом безопасных условиях, которые дают ребёнку возможность действовать самостоятельно и получать результат. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности

Слайд 3

Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и ее роль в формировании УУД Метод проекта предполагает: связь обучения с жизнью; развитие самостоятельности и активности детей в учебном процессе; развития умения адаптироваться к действительности; умение общаться, сотрудничать с детьми в различных видах деятельности.

Слайд 4

Классификация проектов: по виду деятельности; по признаку предметно-содержательной области; по характеру контактов; по количеству участников; по продолжительности и результатам проекта.

Слайд 5

Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и ее роль в формировании УУД Классификация проектов по доминирующей деятельности: практико-ориентированный; информационный проект; творческий проект.

Слайд 6

Результатом работы над проектом является: ход мыслительной деятельности детей; собранная ими информация; приобретенные ими знания; появившиеся или отвергнутые варианты решения проблемы; найденный конструктивный замысел.

Слайд 7

Проектная работа формирует следующие УУД: рефлексивные; поисковые; навыки оценочной деятельности; умения и навыки работы в сотрудничестве; коммуникативные умения; презентационные умения.

Слайд 8

Проект «Игольница».3 класс

Слайд 9

Проект «Открытка маме». 2 класс

Слайд 10

Проект «Волшебные листья»

Слайд 11

Подготовительный этап

Слайд 12

Исполнительный этап

Слайд 13

Итоговый этап

Слайд 14

Задача педагогов: принять; реализовать; использовать. Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и ее роль в формировании УУД

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и её роль в формировании УУД.

Краткий экскурс в историю вопроса, современный взгляд на проектную деятельность на уроках технологии....

Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и ее роль в формировании УУД

1. Постановка проблемы, изучение теории 2. Анализ и обобщение собранного материала 3. Выработка концепции 4. Реализация самого проекта 5. Рефлексия результатов...

Проектная деятельность на уроках "Технологии" в начальных классах

Доклад был подготовлен к семинару, который проходил по теме "Проектная и исследовательская деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей"...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках технологии в начальной школе.

Организация проектно-исследовательской деятельности наиболее актуальна на уроках технологии. Она способствует развитию личностных качеств и способностей учащихся, создает условия для их творческой сам...

Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и её роль в формировании УУД

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и ...

Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и её роль в формировании УУД.

laquo;Проект» в рамках образовательной деятельности есть особое результативное действие, совершаемое в специально организованных педагогом безопасных условиях, которые дают ребёнку возможность ...

’’Новые технологии развивающего обучения «Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и её роль в формировании УУД»’’

В начальной школе широкое поле для проектной деятельности открывает внеурочная деятельность в клубах и кружках. Внеурочная деятельность является составной частью учебно- воспитательного процесса ...