Статья " Проектная деятельность на уроках математики в начальной школе" (из опыта работы)
опыты и эксперименты (4 класс) на тему

Сорокина Галина Александровна

В статье рассмотрены вопросы по работе над коллективным проектом "Сборник задач Математика и человек".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_proektnaya_deyatelnost_na_urokakh_matematiki.docx309.71 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в обучении математики

(из опыта работы).

Одним из  методов при системно – деятельностном подходе в обучении математике,  является метод проектов, который помогает мне решать задачи не только образования, воспитания, и развития детей, а также раскрывать их творческий потенциал. Данный метод способствует актуализации знаний, умений и навыков учащихся, их практическому применению.

Главные цели введения метода проектов на уроках математики:

•показать умения отдельного ученика или группы обучающихся использовать приобретенный на уроках математики в школе исследовательский опыт;

•реализовать свой интерес к предмету математики; приумножить знания по математике и донести приобретенные знания своим одноклассникам;

•продемонстрировать уровень обученности по математике; совершенствовать свое умение участвовать в коллективных формах общения;

•подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.

Девизом проектной деятельности  могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа  Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами». Чем меня, как учителя, привлекает метод проектов? Самостоятельной, поисковой, исследовательской, творческой деятельностью учащихся, совместной или индивидуальной формами работы.  Начинаем работу над проектами уже со второго класса. Вначале я сама предлагаю  детям темы проектных работ, участвую  вместе с ними в сборе и обработке материалов по темам. К четвертому классу заметно возрастает  доля самостоятельности моих учеников в работе.

Организуя работу над проектом на уроках математики важно соблюдать  несколько условий:

  • Тематика проектов должна быть известна заранее. Учащиеся должны быть ориентированы на сопоставление и сравнение некоторых фактов, фактов из истории математики и жизни ученых математиков, подходов и решений тех или иных проблем. Желательно чтобы ученик или группа выбрала тему самостоятельно.
  • Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.
  • Необходимо вовлечь в работу над проектом как можно больше учеников класса, предложив каждому задание с учетом уровня его математической подготовки.

Как же организуется работа над проектами в моём классе? При определении темы проекта, мы совместно с учеником   или группой  проектантов подчеркиваем актуальность выбранной  темы проекта для общественной жизни, для расширения познавательного и образовательного уровня тех, кто будет знакомиться с результатами исследования. Следующий наш этап предполагает формулировку проблемы, которые ученик выбрал для исследования. К этому моменту мы уже продумали  и осмыслили  тему, прежде чем самостоятельно определить вопросы, ориентирующие на примерное содержание будущей  работы. Может и быть такое, что ученик полностью не справится с такой работой, но тут и должен прийти на помощь учитель или родители, а возможно и   одноклассники.

Следующая ступень в организации проектной деятельности на уроках математики – это совместное  заседание клуба проектантов. Здесь  участники разных проектов обсуждают  конкретные проблемы исследования, уточнят или порой даже изменяют  формулировку своей темы. В процессе обсуждения выявляется эрудиция участника проекта, их математический кругозор, знание ими других источников кроме учебника. Также важно на этом этапе и участие тех детей, которые не выбрали проект. На данном этапе они чувствуют свою причастность к исследовательской деятельности, расширяют круг своих знаний по математике. В ходе всей работы проводим в классе  промежуточные отчеты учащихся по проектам. Если проект коллективный, то  в дискуссии обязательно выслушиваю мнение каждого участника. Это показывает мне  одинаковый ли уровень подготовки обучающихся, не возникнут ли в процессе исследовательской деятельности разногласия, которые будут тормозить ее выполнение.

Далее идет полностью работа с информативным материалом. Проектная методика предполагает самостоятельную работу ученика с источниками информации. Таким образом, отбирается важный исследовательский материал по выбранной теме. На одном из  уроков математики мы проводим  предварительную апробацию написанного проекта. Именно на данном уроке снимаются все трудности: дети  сопоставляют план изложения материала, в котором отражен прогноз результатов исследования, излагают свои знания, соображения, идеи по выбранной ими проблеме.

Завершающий этап работы над проектами заключается в создании компьютерной презентации, оформлении работы и подготовке к её защите. При создании учащимися компьютерной презентации формируются умения систематизировать и обобщать материал, выделять главное в информационном сообщении, грамотно представлять имеющуюся информацию. Вот некоторые темы проектных работ моих учеников: «Магия чисел» (проект  учеников 4 класса Снигирева Е. и Лихачёва М.), «Решаем логические задачи. Увлекательная математика для малышей» (коллективный проект группы учеников, членов математического кружка), «Великие математики» (индивидуальный долгосрочный проект, ученика 4 класса Зарубина Д.) и т.д.

Одним из наиболее интересных коллективных проектов в классе стал сборник задач «Математика и человек» для учащихся 3-4 классов. Идея создания сборника задач «Математика и человек» первоначально основывалась на стремлении сформировать у учеников осознанную, добровольную мотивацию к получению знаний о сохранении собственного здоровья, развивать познавательную   деятельность  и расширять  кругозор учащихся, воспитать культуру здорового образа жизни. Актуальность выбранной нами темы, заключается в углублении  имеющиеся у школьников знаний по математике, дающих  широкие возможности применения  этих знаний в практической деятельности, при изучении предметов естественнонаучного цикла, ОЗОЖ, в быту что готовит хорошую базу для формирования жизненно значимых компетенций учащихся.

Востребованность – практическое применение продукта проекта учителями  начальной школы лицея.  

Инновационность – преломление математического аппарата через предметы  естественнонаучного цикла.

Социальная значимость проекта состоит в оказании помощи учителям и классным руководителям, работающим в 3-4 классах, в изучении разных тем курса математики, окружающего мира и при проведении внеклассных мероприятий по темам связанным с организмом  и здоровьем человека.

Участниками проекта стали: учителя начальной школы лицея №1, ученики моего 4 «А» класса.  Партнёрами  проекта стали учителя математики, биологии.

На начальном этапе работы над проектом – подготовительном, был разработан план работы по теме проекта, определены цели и задачи работы. Обсуждалась  стратегия  исследования,  способы поиска информации, методы исследования и возможности  оформления результатов работы. Итогом начального этапа стал план деятельности. Далее, на втором этапе началась самостоятельная исследовательская, поисковая работа. Сбор фактических данных об организме и здоровье человека из различных источников информации для составления задач.  Велась работа по созданию и отбору  задач  в соответствии с темой проекта, сбор иллюстративных  фотоматериалов,  систематизация материала по темам.     Собранную  информацию обсуждали  в тематических группах, разрабатывали  инструментарий исследования, проводили различные  исследования, сравнивали  их   результаты с собранной информацией, делали  выводы. По мере необходимости  проходили консультации  учителей - предметников. На третьем и четвертом этапах создавали  продукта  Сборник задач «Математика и человек» и  анализировали  результаты  деятельности, создавали коллективно  презентацию  проекта.

В ходе работы нами были определены направления работы проектной команды. Среди них: информационное направление, ресурсное, консультативное, коммуникативное, диагностическое, аналитическое. Перед работой над проектом ученикам предлагалась памятка, как составить задачу на основе справочного материала.

Памятка.

1) Сбор фактических данных. Каждую задачу необходимо сопроводить справочной информацией, содержащей цифровые данные (их можно искать в периодической печати, энциклопедических изданиях, специализированных справочниках, Интернете и др. источниках).

2) Процесс составления задачи. Из справки надо выбрать математическое содержание и тип задачи. Задача должна решаться средствами арифметики или с помощью уравнения и относиться к одной из следующих тем:

– Действия с натуральными числами.

– Единицы измерения длины, площади.

– Нахождение числа по его доле и доли от числа.

- Логические задачи.

3) Формулировка условия задачи. Надо, чтобы задача была интересной, понятной и звучала корректно с точки зрения как математики, так и физиологии и гигиены.

Как работать над формулировкой задачи:

а) Выписать из справки все числовые данные и установить зависимости между числами или выяснить, во сколько раз (на сколько) одно число отличается от другого;

б) Составить условие задачи в виде схемы, сформулировать условие и вопрос задачи;

в) Решить задачу выбранным методом или составить математическое задание с терминами по данной теме.

Проследите за тем, чтобы полученный результат согласовывался со смыслом. Например, задача, связанная с количеством людей, очевидно, должна решаться на множестве натуральных чисел, а если в ней идет речь о возрасте человека, то он, вероятно, не должен превосходить  120 лет.

Менее успешные в математике ученики брали подходящую задачу и меняли числовые данные и формулировку, что разрешалось, так как и при такой несложной работе достигается усвоение методов решения текстовых задач.

Анализируя эту памятку, учащиеся решают, какую часть работы они могут выполнять с наибольшим успехом. Создание ситуации успеха позволяет определить объем выполняемой работы каждым учеником.

Как же строилась работа над проектом? Рассмотрим подробнее. На примере первого раздела сборника «Твое удивительное тело».

 Класс разделился на группы.

1 группа выбрала задание найти справочный материал.

2 группа высоко мотивированных детей составляла задачи.

3 группа – подбирали иллюстративный материал.

Работая в данной технике, у нас получались страницы сборника, которые выглядят, например вот так:

Каждая группа учащихся находила справочный, иллюстративный материал, подбирала  или составляла  свои задачи по выбранной теме. Проектные группы формировались с учетом интересов и способностей учащихся. Задания были  составлены так, чтобы каждый ребенок был способен выполнить их, но каждый на своем уровне. Таким образом, проект направлен на личностно-ориентированное обучение, в его основе лежит технология обучения в сотрудничестве.

Наш сборник задач «Математика и человек» состоит из 3 основных разделов:

  • 1 раздел сборника – «Твое удивительное тело», где собраны задачи о строении тела человека, скелете, мышцах.
  • 2 раздел посвящен внутренним органам человека. Он называется «Маленькая страна внутри тебя».
  • 3 раздел «Секреты твоего здоровья» рассказывает о здоровье человека, о правилах гигиены, здоровом питании, о полезных и вредных привычках человека.

В ходе решения заданий дети узнают много новых фактов  о своем теле, особенностях его существования и развития на разных этапах жизни, сумеют взглянуть на жизненные основные процессы глазами математика. В этом случае, ребёнок будет воспринимать математику не как науку, написанную на «сухом языке цифр», а как что-то приятное и увлекательное. Задания сборника содержали  фактический и исторический материал, на основе которого составлялись  задачи. По тому же принципу выстраивалась работа над каждым разделом сборника. Собирая материал, а затем, анализируя его, ученики делают для себя удивительные открытия. Например, во втором разделе сборника задач «Маленькая страна внутри тебя», дети изучали головной мозг человека и сделали открытие для себя,  что составляя всего лишь два процента общей массы тела, наш головной мозг потребляет пятую часть его энергетических запасов! Собранные в сборник задачи можно использовать не только на уроках математики, но и на уроках окружающего мира, во внеклассной работе по курсу «Полезные привычки». Они призваны заинтересовать учащихся заботиться о своем здоровье, а учителю по ходу выполнения заданий могут помогать систематизации знаний. Математическое содержание заданий, соответствует прохождению программы в течение учебного года.  Задачи разнообразны по содержанию и уровням сложности и позволяют использовать материалы сборника на различных этапах уроков.

Работа над проектами и  презентациями, их  публичное представление и защита положительно влияют на развитие у детей навыков общения и публичного выступления. Конечно, часто они  прибегают к помощи старших, но все же это приближает их к информационно-коммуникативным технологиям, которые  активизируют процесс обучения, делают его более продуктивным, а также формируют и далее развивают мотивацию обучения. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.

  В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только  «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...

«Методика работы над устными вычислениями на уроках математики в начальной школе.» (из опыта работы)

Представлены различные приемы для отработки устных вычислений на уроках математики в начальной школе....

Статья «Проблемная деятельность на уроках математики в начальной школе»

laquo;Проблемная деятельность на уроках математики в начальной школе»...

Проектная деятельность на уроках математики в начальной школе

Метод проекта - это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в и...

Контрольно-оценочная деятельность на уроках математики в начальной школе (из опыта работы).

Оценка - неотделимый компонент образовательной деятельности. В статье представлена система работы по организации мониторинга на уроках математики в начальной школе по развивающей системе Д.Ф.Эльконина...

«Формирование системы оценивания на уроках математики в начальной школе» (из опыта работы)

Методические рекомендации (изопыта работы) по формированию системы оценивания на уроках математики в начальнойшколе...