Организация проектной деятельности на уроках математики в начальной школе
статья

Анисимова Мария Сергеевна

Выступление на региональном мастер-классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В настоящее время происходит постепенный процесс переориентации системы школьного образования со знаниевой к преимущественно компетентностной модели, которая предполагает не только наличие необходимых знаний, но и умение их использовать. Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. Важнейшей педагогической задачей является формирование у школьников умений ориентироваться в расширяющемся информационном пространстве, добывать и применять знания, пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. Важной задачей является обучение школьников умению планировать свои действия, тщательно взвешивать принимаемые решения, сотрудничать со сверстниками и старшими. В связи с решением проблем современного образования осуществляется поиск содержания, новых форм, методов, средств обучения, которые способствуют саморазвитию и самореализации личности учащегося.

 Одним из таких методов является метод проектов, который помогает решать не только образовательные задачи, но и задачи воспитания, развития, способствует раскрытию творческого потенциала детей. Предполагается, что, выполняя проектную работу, школьники станут более инициативными и ответственными, повысят эффективность учебной деятельности, приобретут дополнительную мотивацию. Метод проектов  - один из немногих методов, который выводит педагогический процесс из стен школы в окружающий мир.  Способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим. Если мы, учителя, умело организуем проектную деятельность учащихся, будем направлять их на поиск поставленной проблемы, то процесс обучения будет способствовать развитию их творческих способностей. При этом очень ценным является использование информационно-коммуникационных технологий.

Прежде чем перейти к рассмотрению сути проектной деятельности и ее применению, необходимо определить, какое место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения. Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты). Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД). Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход. Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность. Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.

С проектной деятельностью мы познакомились еще в 1-ом классе на занятиях внеурочной деятельностью. Активно начали применять на разных уроках, в том числе и на математике.

Главные цели введения метода проектов на уроке математики:

- показать умения отдельного ученика или группы обучающихся использовать приобретенный на уроках математики в школе исследовательский опыт;

- реализовать свой интерес к предмету математики, приумножить свои знания и донести приобретенные знания до своих одноклассников;

- продемонстрировать уровень обученности по математике, совершенствовать свое умение участвовать в коллективных формах общения;

- подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.

Организуя работу над проектами на уроках математики важно соблюдать несколько условий:

- тематика проектов должна быть известна заранее. Желательно, чтобы ученик или группа учеников выбирали тему самостоятельно.

- проблема, предлагаемая ученикам, должна формулироваться так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации;

- необходимо вовлекать в работу над проектом как можно больше учеников класса, предложив каждому задание с учетом уровня его математической подготовки.

Ведущая линия в осуществлении проектной деятельности на уроках математики состоит в том, чтобы выбрать тему проекта, выделить в ней проблемы, наметить направление и ход ее разработки, наполнить ее интересным материалом и содержанием, логически ее завершить, продемонстрировать свою эрудицию в предмете исследования. В процессе проектной деятельности по математике расширяется образовательный кругозор учащихся, возрастает стойкий познавательный интерес к предмету, формируется исследовательский навык.

Приведу пример одного проекта по теме «Удивительное число 7».

  Чтобы определиться с темой проекта, я предложила учащимся ответить на вопросы: «Какое их чисел вы считаете необычным? О каком числе вы хотели бы узнать что-то новое? Знаете ли вы какие-нибудь интересные факты об этом числе?». В ходе беседы мы пришли к общему решению, что объектом исследования станет число 7 и его значение в окружающем мире.

Цель работы: раскрыть и показать удивительный мир числа 7.

Проблема: выяснить, почему число 7 вызывало такой интерес у людей, в чем заключается его смысл.

Задачи:

1. Найти интересные факты, связанные с числом 7.

2. Выявить связь числа 7 с устным народным творчеством.

3. Подобрать пословицы, крылатые выражения, загадки, считалки, скороговорки, игры, связанные с числом 7.

4. Познакомиться с 7-ю чудесами света.

Выводы:

1. Число 7 играет важную роль в жизни человека.

2. Поэты посвящают ему стихотворения, писатели используют в своих произведениях.

3. Число 7 часто встречается в УНТ.

4. Мы узнали много нового об этом числе, планируем в будущем углубить свои знания.

Особо интересным этапом работы в проектировании для учащихся является презентация подобранных материалов. Конечно, часто они помогают к помощи старших, но все же это приближает их к информационно-коммуникативным технологиям.

Проектная деятельность как специфическая форма творчества является универсальным средством развития человека. Ее можно использовать в педагогических целях с учащимися практически любого возраста. Проектная деятельность — («проектирование» — прорыв) – развивает критическое мышление ребенка. Как сказал Н. А. Умов, «всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самостоятельность: учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению». Метод проектов должен быть составной частью деятельности учителей, работающих в условиях реализации ФГОС.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья " Проектная деятельность на уроках математики в начальной школе" (из опыта работы)

В статье рассмотрены вопросы по работе над коллективным проектом "Сборник задач Математика и человек"....

Использование дифференцированного подхода для организации учебной деятельности на уроках математики в начальной школе

Использование дифференцированного подхода для организации учебной деятельности на уроках математики в начальной школе...

Проектная деятельность на уроках математики в начальной школе

Метод проекта - это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в и...

Идеи организации проектной деятельности и роль родителей в начальной школе

Для чего в начальной школе организуется проектное обучение?Что такое проект?Какие умения могут формироваться у детей в процессе проектной деятельности?Какова роль родителей на разных этапах проекта?...

Организация проектной деятельности в рамках ФГОС в начальной школе

Из опыта работы . Проектная деятельность в начальной школе...

Организация исследовательской деятельности на уроке математики в начальной школе

Внеурочная деятельность определяется как составная часть учебно-воспитательной работы школы, как одна из форм организации досуга учащихся. Она бывает разнообразной по содержанию и формам. Внеурочная д...

Организация игровой деятельности на уроках математики в начальной школе

Методическая статья,  и разработка урока по математике, которые могут быть использованы как для заседания МО, педагогического совета, так и для проведения урока по математике в 1 классе....