Главные вкладки

    Организация проектной деятельности в рамках ФГОС в начальной школе
    методическая разработка

    Рыжкова Светлана Викторовна

    Из опыта работы . Проектная деятельность в начальной школе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proektnaya_deyatelnost.docx21.58 КБ

    Предварительный просмотр:

     Организация проектной деятельности в рамках ФГОС  в начальной школе

    Новый стандарт образования предусматривает различного рода творческие занятия во внеурочное время. Ведущее место в обновляющейся школе отводится методу проектов.   ПРОЕКТ - это комплексный метод, предполагающий по своей сути использование широкого спектра  исследовательских, поисковых и практических приёмов, организацию обучения в сотрудничестве. Проектный метод  - это универсальный метод: он совместим с различными системами  обучения и формами организации учебного процесса (урочной и внеурочной)

     Проект с латинского - это «брошенный вперёд», «бросающийся в глаза», «выступающий». Чтобы добиться успехов в этой деятельности, ребёнку необходимо добыть знания и с их помощью проделать конкретную работу. Главная проблема в начальной школе - это отсутствие у детей навыков поисковой деятельности, а совместная  работа учителя и детей решает возникшую проблему, проблемную ситуацию.

     Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность. Включение учащихся в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.  Вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно, так как именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные, психологические, физиологические и гигиенические особенности младших школьников.

    Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.

    Суть проектного обучения в том, что учащиеся открывают субъективно новые для них факты и выводят новые для себя понятия, а не получают от учителя в готовом виде. Они каждый раз ощущают себя первооткрывателями, и обучение при этом приобретает для них большой личностный смысл, что заметно повышает мотивацию к обучению. Метод проектного обучения помогает решать многие воспитательные задачи и развивать личностные качества: деловитость, предприимчивость, ответственность. Проектная деятельность учащихся позволяет реализовывать их интересы и способности, приучает к ответственности за результат своего труда, формирует убеждение, что результат дела зависит от личного вклада каждого.

    Технология проектного обучения применима к изучению любой школьной дисциплины.   Совсем нелегко научить школьников выдвигать гипотезы и предложения. Очень трудно воспитывать в них готовность к тому, что для получения ответа необходимо заглянуть в справочник, что – то обследовать, проанализировать.

    В настоящее время проектная работа внесла свои изменения в устоявшуюся классно-урочную систему. Эти изменения диктуются самой жизнью, развитием новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, формированием у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия. Но необходимо отметить, что данная технология не должна вытеснять другие методы обучения. Проектное обучение использую как дополнение к другим видам обучения  

    В ходе проектной деятельности  учащиеся получают возможность развивать универсальные учебные действия:

    ПОИСКОВЫЕ (умения самостоятельно находить информацию в различных источниках, анализировать и передавать её в соответствии с задачами учебного предмета).

    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ (выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, находить несколько вариантов решения проблемы).

    МЕНЕДЖЕРСКИЕ (проектировать изделие, планировать процесс, анализировать собственную деятельность).

    РАБОТАТЬ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ (умение оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы).

    КОММУНИКАТИВНЫЕ (умения вступать в диалог, вести дискуссию, задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения).

    РЕФЛЕКСИВНЫЕ (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других, отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»)

    ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЕ (выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы, использовать различные средства наглядности.)

    Соотнесение выводов учёных о роли проектной деятельности в развитии общеучебных умений должно убедить учителя в необходимости широкого использования метода проектов для достижения метапредметных  результатов.

     Авторитет современного инновационного учителя определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний. Учитель инициирует самостоятельную активность детей, бросает вызов их сообразительности и изобретательности. Учитель становится педагогом-помощником детям,  он помогает им увидеть и прочувствовать огромный мир во всём его единстве, многообразии и красоте.

    «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь...» - эти вечные слова великого  Конфуция можно взять в качестве основного тезиса современного понимания метода проектов. Используя проектную технологию в своей учебной деятельности,  дети  наглядно постигают всю тонкость технологии решения разнообразных   задач - от постановки проблемы до представления конечного результата.

    Цели проектной деятельности:

    1. воспитывать гражданскую позицию учащихся;
    2. способствовать их самоутверждению и адаптации в современном мире;
    3. формировать систему интеллектуальных, специальных знаний, умений и навыков учащихся;
    4. развивать значимые личностные качества младших школьников;
    5. развивать моторику;
    6. воспитывать коммуникативность, инициативность, самостоятельность     учащихся.

    Задачи проектной деятельности:

    1. формирование у детей навыков сотрудничества со сверстниками;
    2. вооружение детей методами научного познания;
    3. ознакомление с системой самоорганизации, с нормами и правилами поведения на новом этапе работы во внеурочное время;
    4. развитие навыков коллективной проектной деятельности и решение проблемных ситуаций, возникающих в процессе.

                  Структура проектной деятельности  состоит из  следующих этапов:

    1. Целеполагание  (поставить цель, проблему учащимся);
    2. Планирование (наметить этапы выполнения проекта);
    3. Создание проекта (разграничить роли ребёнка и родителя в создании проекта);
    4. Контроль и коррекция результата (ученик должен уметь определить, что получилось у него, что не получилось и исправить недочёты)
    5. Презентация проекта (выступление с готовым продуктом);
    6. Рефлексия

    1 этап – подготовительный.

    2 этап – технологический.

    3 этап – заключительный.

    Первый этап (подготовительный) включает в себя исследовательскую деятельность. Начало любого исследования – это тема работы. Выбрать тему для исследования может, как и ребенок, так и учитель; можно предложить ряд вопросов по выбранной теме. Исследовательская работа для ребенка – это, прежде всего наблюдения за жизнью, открытие многих явлений, открытие новых знаний, известных взрослым, но не известных ребенку. Интересующую информацию ребенок добывает из  книг, газет, журналов, энциклопедий, справочников и, конечно же, интернета. Поиск информации я организую в компьютерном классе, в школьной библиотеке        во внеурочное время. А также дети при поиске информации сотрудничают с родителями. Главное для учителя в этой деятельности - увлечь учащихся, показать им важность и значимость их деятельности,  вселить  уверенность в себя и свои силы.  

    На втором этапе (технологическом) учителем составляется технологическая карта с графическими разработками, с разработками конструкций. Дети выбирают инструменты, оборудование и материалы. Далее дети выполняют технологические операции, производят создаваемый продукт: аппликации, модели, поделки. На этом этапе хорошо прослеживается связь исследовательской работы с практикой.

    На третьем этапе (заключительном) учащимися оформляется работа и происходит защита проекта в форме выставки проектов или изделий, которые дети создали. Такая выставка обычно сопровождается небольшими выступлениями детей с рассказами о своем изделии, о ходе работы, сообщениями о том, что дети узнали и чему научились в ходе реализации данного проекта.

    Традиционно результаты проектной деятельности учащихся оформляются в форме альбома, газеты, гербария, журнала, костюма, макета, модели, наглядного пособия, плаката, фотоальбома, презентации, ролика и т.п. Требования, предъявляемые к проекту, достаточно просты. Главный принцип: «исходи из ребенка». Все темы должны быть посильными пониманию детей. Чем меньше ребенок – тем проще проект. Проекты младших школьников отличаются несложностью, простотой и обязательно должны строго соответствовать выбранной теме.

    Существующие типы проектов:

    1. Практико-ориентированный проект (решение практических задач, проведение исследований);
    2. Учебный проект (воспроизведение каких-либо этапов исследования биологических объектов)
    3. Творческий проект (проявление и развитие художественных, музыкальных, сценических талантов)
    4. Игровые проекты (организация мероприятия- игры, состязания, викторины, экскурсии);
    5. Информационный проект (результаты опроса общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов. Одна из  разновидностей  проекта - реферат);
    6. Социальные проекты (помощь  социально незащищённым членам общества -концерт для ветеранов, игрушки, поделки, плакаты для детей детского сада; акции по уборке территории, пропаганде здорового образа жизни, помощь часто болеющим одноклассникам.)

    Стадии работы над проектом:

    Проблемы → проектирование → поиск информации → продукт → презентация  

    На заключительном  этапе работы над проектом проводится научная конференция для учащихся. Метод проектов, проектная деятельность не является принципиально новым в педагогической практике и в полной мере отвечает современным принципам российского образования.

     Таким образом, проектная деятельность направлена на  активизацию познавательных  способностей обучающихся, глубокое  раскрытие их творческих  возможностей, учёт персональных  интересов и потребностей  детей.  Младшие школьники наглядно  видят практическое применение  своих теоретических знаний,  понимают, как много, оказывается, они еще не знают и не умеют, как  много им ещё  предстоит постичь. Реализация проектов  на базе  информационных технологий многогранна, эффективна, неисчерпаема и нацелена на долговременную перспективу.  Основная школа будущего  - это школа проектов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Организация проектной деятельности в рамках ФГОС второго поколения" -доклад

    В докладе освещены вопросы организации проектной деятельности обучающихся начальных классов в рамках ФГОС второго поколения. Дана историческая справка,современные требования к проектной деятельности. ...

    Технологии организации проектной деятельности в рамках предмета «Окружающий мир»

    Проект -одна из образовательных технологий деятельностной парадигмы образования.Метод проектов составляет основу проект­ного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельног...

    Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС начального общего образования

    Выступление на районном семинаре для заместителей директоров по УВР...

    Мастер-класс "Организация проектной деятельности на уроке в начальной школе"

    Мастер-класс "Организация проектной деятельности на уроке в начальной школе" содержит теоретический материал по проектной деятельности и материал по организации групповой  работы над проектами в ...

    Практика организации исследовательской и проектной деятельности учащихся в современной начальной школе

    Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать с...

    Организация исследовательской и проектной деятельности на уроках в начальной школе как основное требование ФГОС НОО

    Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это заставляет современный урок пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, ориентирует на пере...

    модель организации образовательной деятельности в рамках фгос начальной школы

    Новый Федеральный государственный образовательный стандарт  начального общего образования (ФГОС НОО) особое  внимание уделяет внеурочной деятельности обучающихся, определяет ее важное ...