Главные вкладки

    Технологии организации проектной деятельности в рамках предмета «Окружающий мир»
    методическая разработка по окружающему миру на тему

    Проект -одна из образовательных технологий деятельностной парадигмы образования.

    Метод проектов составляет основу проект­ного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Методика работы над проектом49.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологии организации проектной деятельности в рамках предмета «Окружающий мир»

    Образовательные стандарты второго поколения предъявляют новые требования к системе обучения в общеобразрвательной школе. В связи с этим необходимы новые подходы к организации учебного процесса. МП- 1 из образовательных технологий деятельностной парадигмы образования.

    Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. 

    Проект от латинского - брошенный вперед,  замысел, план. Проект есть целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени.

     Т. е.  ИДЕЯ-ПРОЦЕСС - ПРОДУКТ.

    Но полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников могут стать проектные задачи.

          Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»),

     Основная идея системы проектных задач заключается в том, что, решая их, младший школьник фактически осваивает основы способа проектирования. ,.

    В то же время решение проектных задач не только работает на перспективу, но и способствует более высокому (компетентностному) уровню усвоения программного содержания собственно начальной школы.

    Метод проектных задач имеет следующий педагогический эффект:

           •Задает реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении поставленной ими самими задачи.

    • Учит  способу проектирования через специально разработанные задания.
    • Дает   возможность   посмотреть,   как   осуществляет
      группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в модельную жизненную ситуацию.

    Такой способ организации образовательного процесса позволяет:

    • осуществить плавный, мягкий и нетравматичный переход школьников с начальной ступени на основную ступень образования;
    • воспитать у младших школьников стремление и способность самостоятельно расширять границы собственных знаний и умений;
    • в значительной мере индивидуализировать контрольно-оценочные действия учащихся;
    • создать предпосылки для индивидуализации учебной деятельности (умения работать с текстом, письменно выражать свое мнение, работать в позиции взрослого).

        Проектные задачи в начальной школе есть шаг к проектной деятельности в основной школе.  Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения

    Итак, этапы технологии организации проектной деятельности в рамках предмета «Окружающий мир»  

    1. Возникновение необходимости создания данного проекта.
    2. Знакомство с содержанием, лежащим в основе проекта.
    3. Разработка эскиза и продумывание последовательности изготовления Проекта
    4. Выявление необходимых для изготовления проекта материалов и инструментов.
    5. Распределение обязанностей между участниками проектной деятельности.
    6. Поиск и сбор материалов и инструментов.
    7. Изготовление проекта.
    8. Представление готового проекта
    9. Использование проекта на уроке.
    10. Подведение  итогов работы.

    ПД как часть матрешки наряду с другими методами составляет часть деятельностного метода.

     Решение проектной задачи принципиально требует коллективно-распределенной деятельности учащихся — работы в группах (в отдельных случаях в парах). При этом проявляются умения (или неумения) планировать ход решения задачи, адекватно распределять работу между членами группы, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль.

    Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действий, средств и приемов не в стандартной форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным.

    При правильной организации такого вида деятельности могут быть достигнуты следующие ожидаемые результаты образования

    1.  у учителя должны сложиться отношения доверия как с детьми, так и с их родителями;
    2. у детей в классе должны сложиться отношения учебного сотрудничества; дети учатся  решать возникающие проблемы неагрессивно, проявляя самокритичность и дружелюбие;
    3.  дети  строят свое действие с учетом действий партнеров, обнаруживая
      различие эмоциональных состояний участников совместного действия;
    4. ученики могут стать инициативными в поиске недостающей информации, в организации совместного действия;
    5. в области контроля и оценки своих действий ученики могут оценивать свои работы по заданным учителем критериям с помощью принятых в классе способов, участвовать вместе с учителем в выработке критериев оценивания,
      относить свою оценку с оценкой учителя, обнаруживать совпадение, сходство и различие результата своих действий с образцом.

    Результат решения задачи может быть представлен в виде различных текстовых, знаковых, графических средств, так как нет установки на жестко определенную форму ответа. При этом важен самостоятельный выбор учащимися наиболее подходящего, с их точки зрения, способа (способов) описания и представления результатов работы.

    Проект возникает только как форма удовлетворения интереса самого ученика. Это самое важное правило.

    Сейчас мы работаем над проектом, который в программе предлагается как «Солнечная система», но на 1 этапе (см. выше) возникл вопрос «Почему планету назвали магазином?» Речь шла о планете Меркурий. Отсюда и тема проекта «Загадочные имена планет». Очень интересный материал! Например, планета Марс. Эта работа в процессе создания.  А я хочу представить вам проект «Путь Хлеба», который мы с ребятами  в 1 классе.    Ребята получили задания для работы в группах.

    1 ГРУППА- подбор стихов о хлебе.

    2ГРУППА – ПОСЛОВИЦЫ О ХЛЕБЕ.

    3ГРУППА – ВЫЯСНЯЛИ КАК НАЗЫВАЮТСЯ ПРОФЕССИИ ЛЮДЕЙ, которые выращивают и готовят хлеб (тракторист, комбайнист, хлебород, мучник, печник и т.д.)

    4 ГРУППА проращивала зерна и вела наблюдения.

    При рассматривании колосков возник вопрос : почему зерна не высыпаются.  Ответить на этот вопрос нам помог цифровой микроскоп. ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ЗЕРНО»

    Результатом (продуктом) нашей проектной деятельности стала презентация «Путь хлеба». Ее использовали учителя в других классах. Но главное – духовно-нравственное воспитание. . (Презентация.)

    Подводя итог, хочу отметить, что Итог решения пректной задачи должен рассматриваться в двух аспектах:

    1. Это реальный «продукт» (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми.
    2.  Это нематериальный «продукт» — качественное изменение самого ребенка (группы детей).

    А это и есть планируемые результаты:

    ЛИЧНОСТНЫЙ

    ПРЕДМЕТНЫЙ

    МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ

     которые способствуют формированию УУД:

    - личностных (нравственно-этическая ориентация), (напомню, что в основе новых стандартов лежит концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России)

    - регулятивных (целеполагание, планирование, прогнозирование, саморегуляция)

    -познавательные (поиск информации, структурирование знаний, выбор эффективных способов решения задач, смысловое чтение, чтение и поиск информации)

    -коммуникативные (определение способов взаимодействия, инициативное сотрудничество, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    " Использование ИКТ при организации проектной деятельности младших школьников в рамках введения ФГОС»

    В стандартах нового  второго поколения говорится, что  целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информац...

    "Организация проектной деятельности в рамках ФГОС второго поколения" -доклад

    В докладе освещены вопросы организации проектной деятельности обучающихся начальных классов в рамках ФГОС второго поколения. Дана историческая справка,современные требования к проектной деятельности. ...

    Технология организации проектной деятельности младших школьников

    В данной статье обобщён опыт работы по организации проектной деятельности на уроках и во внеурочное время в начальной школе...

    Методическая разработка «Использование инновационных технологий в проектной деятельности учащихся при изучении предмета «Окружающий мир» в условиях реализации ФГОС»

    Начальная школа — важный этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ребенку надо не только освоить...

    Организация проектной деятельности по предмету "Окружающий мир" в начальной школе

    В публикации обобщается учебно-методический опыт коллег по организации проектной деятельности по окружающему миру в начальной школе. Рассматриваются цель и задачи курса внеурочной деятельности, ценнос...

    Проект по окружающему миру по теме: «Свойство воды», проведенный в 3 классе в рамках работы педагогической мастерской «Организация проектной деятельности обучающихся»

    Идея исследовательской работы «Свойство воды», возникла у учеников после очередного урока по окружающему миру. У класса возникли вопросы: какая же она – вода? Какими свойствами облад...

    Организация проектной деятельности в рамках ФГОС в начальной школе

    Из опыта работы . Проектная деятельность в начальной школе...