Главные вкладки

    модель организации образовательной деятельности в рамках фгос начальной школы
    статья

    Фаттахова Екатерина Николаевна

    Новый Федеральный государственный образовательный стандарт  начального общего образования (ФГОС НОО) особое  внимание уделяет внеурочной деятельности обучающихся, определяет ее важное  место  в образовательном процессе. В стандарте подчеркивается, что воспитание  в школе не может сводиться к какому-то одному виду образовательной деятельности, а должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных учебных дисциплин) и внеурочную деятельность, которые в совокупности будут решать задачи воспитания  и социализации школьников, их всестороннего развития.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad.docx24.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Новый Федеральный государственный образовательный стандарт  начального общего образования (ФГОС НОО) особое  внимание уделяет внеурочной деятельности обучающихся, определяет ее важное  место  в образовательном процессе. В стандарте подчеркивается, что воспитание  в школе не может сводиться к какому-то одному виду образовательной деятельности, а должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных учебных дисциплин) и внеурочную деятельность, которые в совокупности будут решать задачи воспитания  и социализации школьников, их всестороннего развития.

       Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО понимается   образовательная   деятельность, осуществляемая  в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, прежде всего, личностных и метапредметных,   реализацию индивидуальных потребностей учащихся.

    Важной составляющей внеурочной деятельности является  взаимосвязь,  преемственность и интеграция  общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

    Основным преимуществом  внеурочной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей. Таким образом, внеурочная деятельность даёт детям воз- можность заниматься художественным творчеством,  интеллектуальной деятельностью, спортом,  исследовательской  и проектной работой и т.д.  - в соответствии с  желаниями, интересами и потенциальными возможностями.

    Внеурочная деятельность  в школе  объединяет все виды деятельности учащихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно решение задач воспитания и социализации, и реализуется  в различных формах: кружки, секции, проекты, исследования, экскурсии, олимпиады, конкурсы, соревнования,  КТД и т.д.

    Внеурочная деятельность в школе  организуется как педагогами школы (классный руководитель, учителя-предметники, социальный педагог, педагоги-организаторы заместитель директора по УВР, ВР), так и педагогами учреждений дополнительного образования и спорта, культуры,  других организаций, заинтересованных  в  сотрудничестве (Краеведческий музей,  районная библиотека, РДК, КДЦ и др).

    Цель внеурочной деятельности: Создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. 

    Задачи внеурочной деятельности:

    – выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности, оказание помощи в поисках «себя»;

    – создание условий  для индивидуального развития ребёнка в избранной сфере внеурочной деятельности;

    – развитие у обучающихся  опыта творческой деятельности, творческих способностей;

    – развития  у обучающихся опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

    – создание условий  для расширения рамок общения  обучающихся с социумом

    – обеспечение  взаимосвязи, преемственности и интеграции основного и дополнительного образования

    – применение  активных  и творческих  форм работы с обучающимися, направленных на  присвоение детьми определенных духовно-нравственных ценностей

    – обеспечение совместной  деятельности взрослых и детей на основе деятельностного подход

    Принципы организации внеурочной деятельности:

    – включение учащихся в активную деятельность;

    – доступность и наглядность;

    – связь теории с практикой;

    – учёт возрастных особенностей;

    – сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;

    – целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

    Механизм реализации  Модели внеурочной деятельности

    Модель внеурочной деятельности  школы включает в себя следующие компоненты:

    Внутришкольная система дополнительного образования (на основе Программ внеурочной деятельности)

    Деятельность классных  руководителей  (в рамках разработанных и утвержденных  программ: программы духовно-нравственного развития и воспитания, программы формирования ценностного отношения к здоровью и экологической культуры; других воспитательных  программ  и проектов, разработанных классными руководителями )

    Деятельность других педагогических работников школы  (заместителей директора по ВР, УВР, педагогов-организаторов, учителей-предметников,  социального педагога, библиотекарей) в рамках разработанных и утвержденных воспитательных   программ)

    Использование ресурсов  учреждений дополнительного образования (на основе Программ дополнительного образования, Программ внеурочной деятельности)

     Использование ресурсов  учреждений  культуры   и спорта, других заинтересованных организаций  (экскурсии,  библиотечные уроки, выставки, социальные и творческие акции, фестивали, соревнования, турниры т.п.) 

    Реализация внеурочной  деятельности через  систему  дополнительного образования – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ (Программ внеурочной деятельности), оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ.  Плюсы  дополнительного образования заключаются в том, что оно предоставляет широкий выбор для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности самоопределения и самореализации ребенка.

    Основная цель  сотрудничества  школы с  учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта  в рамках реализации Модели внеурочной деятельности – расширение  условий для всестороннего развития личности обучающихся, создание благоприятной  пространственно-развивающей среды, способствующей  их  успешной социализации.

    Отношения с учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта и других заинтересованных организаций  могут строиться на :

      – договорной основе (заключение письменного Договора) по проведению занятий в рамках кружков, секций, клубов и др. по различным направлениям внеурочной деятельности на базе  гимназии и учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.

      – устном соглашении о сотрудничестве в рамках реализации внеурочной деятельности в других формах (библиотечные уроки, выставки, беседы,  конкурсы, фестивали. Игры и т.д.)

    Рабочие программы внеурочной деятельности  ориентируются на основные направления внеурочной деятельности, определенными  ФГОС НОО.  Программы  имеют определенную структуру: 

    – пояснительная записка, которая включает цели, задачи обучения, воспитания и развития детей по реализуемому направлению внеурочной деятельности; 

    – особенности реализации программы (формы, виды деятельности, режим и место проведения занятий;

    – количество часов и их место в учебном плане); 

    – планируемые результаты (определение уровня воспитательных результатов;  

    – определение универсальных учебных действий, формируемых в ходе реализации программы); 

    – тематический план (темы аудиторных и внеаудиторных занятий,  формы организации внеурочной деятельности,  количество часов (аудиторные/внеаудиторные; теория/практика));  

    – список литературы (для учащихся, для педагога); 

    – приложения.

           При разработке рабочих программы внеурочной деятельности учитывается то, что главным результатом обучения и воспитания  является формирование универсальных учебных действий, направленных на способность воспитанников самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса.

    Сотрудничество с родителями  в рамках реализации Модели

    Сотрудничеству  с родителями  в рамках реализации Модели внеурочной деятельности отводится важное значение.  Предполагаемые формы взаимодействия:

    Помощь родителей в организации внеурочной деятельности (КТД, соревнований, турниров, походов, поездок; помощь в разработке и реализации Программ внеурочной деятельности)

    Совместное участие родителей и детей в различных видах и формах внеурочной деятельности

    Поддержка и  сопровождение  ребенка в выборе направлений дополнительного образования, форм и видов внеурочной деятельности.

    Участие родителей в жизнедеятельности школы  является добровольным  на основе ст. Конституции,  Закона об Образовании и  договора  между  ОУ и родителями (лицами их заменяющими).

    Планируемые результаты

    Все виды внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования   ориентированы на достижение определенных воспитательных результатов.

    Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

    Планируемые личностные результаты.

    Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников

    Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям:

    – рост социальной активности обучающихся;

    – рост мотивации к активной познавательной деятельности;

    – уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;

    – качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру (уровень воспитанности);

    – удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы.

    Ожидаемые результаты реализации программы.

        Увеличение числа детей, охваченных организованным  досугом; воспитание уважительного отношения к родному дому, к школе, городу; воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование  чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению; развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

    Проблема  использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно- нравственный потенциал, высокий уровень самосознания. Дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.

    В школе созданы условия для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования. Вся система работы школы по данному направлению призвана предоставить возможность:

    - свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям;

    - помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности.

    - стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор;

    - быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимающим и принимающим экологическую культуру.

    Спортивно-оздоровительное направление:

    Понимание и осознаний  взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека;

    Осознание  негативных факторов, пагубно  влияющих на здоровье;

    Умение  делать осознанный выбор поступков, поведения, образа жизни, позволяющих сохранить и укрепить здоровье;

    Способность выполнять правила личной гигиены и развивать готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье;

    Сформированное  представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре;

    Сформированные   представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

    Приобщение к разумной физической активности, сформированная  потребность заниматься физической культурой  и спортом, вести активный образ жизни.

    Духовно-нравственное направление:

    Осознанное ценностное отношение к национальным базовым ценностям, России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам РФ, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; сформированная гражданская компетенция;

    Понимание и осознание  моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе  этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

    Положительный  опыт взаимодействия со сверстниками, старшим поколением и младшими детьми в соответствии с общепринятыми нравственными нормам; сформированная коммуникативная компетенция;

    Уважительное отношение к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

    Способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

    Уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

    Знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

    Общеинтеллектуальное направление:

    Осознанное ценностное отношение к  интеллектуально-познавательной  деятельности  и  творчеству;

    Потребность и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах деятельности;

    Сформированная мотивация  к самореализации в творчестве, интеллектуально-познавательной и научно- практической деятельности;

    Сформированные компетенции  познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, овладение информационными технологиями  (поиск, переработка, выдача информации);

    Развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения

    Способность учащихся самостоятельно  продвигаться в своем развитии, выстраивать свою образовательную траекторию;

    Освоение механизмов самостоятельного поиска и обработки новых знаний  в повседневной практике взаимодействия с миром;

    Формирование внутреннего субъективного мира личности с учетом уникальности, ценности и психологических возможностей каждого ребенка.

    Общекультурное направление:

    Понимание и осознание  моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе  этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

    Понимание и осознание эстетических и художественных ценностей  отечественной культуры; народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

    Способность  видеть красоту в окружающем мире; в поведении, поступках людей; эмоционально реагировать на негативные  проявления в  детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

    Сформированное эстетическое отношения к окружающему миру и самому себе;

    Сформированная потребность повышать сой культурный уровень; потребность  самореализации в различных видах творческой деятельности;

    Способность  взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами,  на нравственно-этических началах;

    Знание культурных традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

    Социальное направление:

    Овладение социальными  знаниями  (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимание и осознание  социальной реальности и повседневной жизни;

    Сформированные  позитивные отношения  школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура),  сформированное ценностное  отношение  к социальной реальности в целом;

    Достижение учащимися необходимого для жизни в обществе, социуме социального опыта, получение школьником опыта и навыков  самостоятельного социального действия;

    Сформированные компетенции социального взаимодействияс обществом, общностью:  сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого, социальная мобильность;

    Умение коммуникативно взамодействовать  с окружающими людьми, овладение социо-культурными нормами поведения в различных ситуациях межличностного  и межкультурного общения;

    Ценностное отношение к  окружающей среде, природе; людям; потребность  природоохранной деятельности, участия в экологических инициативах, проектах, социально-значимой деятельности

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения

    Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения...

    Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС

    Материал предоставит  ВАМ возможность пользоваться  рабочими программами некоторых клубов , кружков , объединений  для организации внеурочной деятельности  по нескольким направлени...

    Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения

    Организация внеурочной деятельности отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, исследования и др.Основным преимуществом внеу...

    Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения МАОУ «СОШ№6».

    В статье описана модель внеурочной деятельности учащихся начальных классов, направленная на то,чтобы школьная жизнь стала для учащихся интересной и полезной....

    Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС в начальной школе.

    Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю...

    Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС начального общего образования

    Выступление на районном семинаре для заместителей директоров по УВР...

    «Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения"

    «Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения в образовательном учреждении"...