Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения
статья по чтению (4 класс) по теме

Алексеева Юлия Петровна

Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon model_organizacii_vneurochnoy_deyatelnosti_v_ramka1.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Модель организации внеурочной деятельности в рамках

 ФГОС второго поколения

Образовательное учреждение МОУ  «Николаевская ООШ» перешел  на новый Федеральный государственный образовательный  стандарт (ФГОС) второго поколения  с 1 сентября 2011 года.

В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную.  

Исходя из этого, в ОУ были проведены мероприятия для создания  системы  внеурочной деятельности, поддерживающей процесс обучения:

-изменение учебного плана начальной школы;

 -разработка Положения о внеурочной деятельности;

 -составление перечня программ внеурочной деятельности;

 -подбор кадров для проведения внеурочных занятий;

-разработка Положения о программах;

-разработка   рабочих программ внеурочной деятельности;

-материально-техническое оснащение внеурочной деятельности;

-информирование родителей о системе внеурочной деятельности;

- составление  расписания внеучебной  деятельности учащихся 1класса.

Модель внеурочной деятельности состоит из разделов:


Направления, формы работы

Учитель

Спортивно-оздоровительное, 3 часа

кружок «Летящий мяч»

Учитель физической культуры

Художественно-эстетическое, 1 час

студия «Лепим сами»

Педагог дополнительного образования

Социальное, 2часа

Курс «Край, в котором я живу»

Учитель начальных классов

Военно-патриотическое, 1 час

Кружок «Моя Россия»

Учитель начальных классов

Общественно-полезная деятельность, 2 часа, проект «Добрые дела»

Учитель начальных классов

Проектная деятельность, 1 час

Кружок «Наш театр»

Учитель начальных классов

Итого: 10 часов

 

Создавая модель   внеучебной  деятельности обучающихся,  наше ОУ использовало  собственные ресурсы  (учитель начальных классов, прошедшая курсы «Внедрение  ФГОС НОО»);  учитель  физической культуры, педагог дополнительного образования.

Образовательное учреждение работает в режиме двух смен, поэтому внеурочная деятельность учащихся была организована в форме кружков, клубов, экскурсий, студий во второй половине дня.

У учащихся 1 класса есть своя классная комната, пространство, которое организовано  сообразно задачам и формам жизни данного класса. В кабинете выделяются различные функциональные зоны: для коллективной учебной работы, для групповых и индивидуальных занятий, игр и отдыха и т.д. Они трансформируются в зависимости от конкретной ситуации в классе. Образ классного пространства создается совместными усилиями детей,

учителей и родителей.

Расписание внеурочной деятельности учащихся 1 класса

 

Внеурочная деятельность  в ОУ включает в себя:

        1. Спортивно-оздоровительное направление. 

Оно представлено в нашем ОУ кружком «Летящий мяч». Целью данного кружка  является формирование у учащихся  основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Занятия данного кружка проходят в форме спортивных состязаний, игр, весёлых стартов.

        2. Художественно-эстетическое направление представлено  студией «Лепим сами» с целью раскрытия новых способностей обучающихся в области творчества. По этому направлению занятия проходят в кабинете ИЗО и технологии.   Педагог дополнительного образования осуществляет свою работу в форме групповых, индивидуальных, игровых занятий, бесед, экскурсий, конкурсов, выставок.

        3.Социальное направление реализуется на занятиях  кружка «Край, в котором я живу»

        Учитель начальных классов  учит видеть   красоту в человеке, обществе, природе и, наоборот, видеть,  оценивать безобразное, бороться с негативными явлениями в жизни.

     Активизации деятельности младших школьников в кружке способствует разнообразие форм работы:  экскурсии в музей, на  природу, викторины, экологические праздники, изготовление стенгазет, коллективные творческие дела.

        4. Военно-патриотическое направление  представлено работой   кружка «Моя Россия».

  Деятельность кружка направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.

        Формы работы разнообразны: беседы, сообщения, экскурсии в краеведческий музей,    встречи с ветеранами, тематические праздники, концерты, просмотры  фильмов.

        5. Общественно-полезная деятельность представлена реализацией проекта «Добрые дела», целью которого является воспитание бережливости, ответственности, уважительного отношения к труду, к людям труда.

        Формами занятий с учащимися по данному направлению являются:   трудовые акции, экскурсии,   тематические беседы,   экологические акции, проекты.

6. Проектная деятельность  осуществляется в объединении  «Азбука  исследователя». Учащиеся будут работать над проектом «Наш театр», цель которого  - создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности через  игры, наблюдения,  исследования,  защиту исследовательских работ,  коллективные путешествия, посещение объектов  с исследовательской целью.

В Федеральном стандарте предлагается организовывать внеурочную деятельность по пяти направлениям развития личности детей (общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное). В этом 2012- 2013 учебном году внеурочная деятельность во 2 классе организована по 5 направлениям :

Направление

Кол-во часов

Название программы

1

Спортивно-оздоровительное

1

«Азбука здоровья»

2

Социальное

1

«Краеведческий кружок»

3

Общекультурное

1

«Пластилиновая живопись» - кружок

4

Общеинтеллектуальное

1

«Инфознайка» - кружок информатики

5

Духовно-нравственное

1

«Человек и природа»

Расписание внеурочной деятельности учащихся 2 класса

Время        Время

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

12:35 – 13:20

«Пластилиновая живопись»

«Человек и природа»

«Краеведческий кружок»

«Инфознайка»

«Азбука здоровья»

Петров Н.П.

- учитель ИЗО и технологии

Яковлева А.Н. – учитель начальных классов

Яковлева С.А. – учитель КРК

Сидорова М.В.- учитель информатики

Яковлева А.Н. – учитель начальных классов

Программа формирования культуры  здорового и безопасного  образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:

сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;

научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Направления реализации программы

         1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.

2. Использование возможностей УМК «Школа России» в образовательном процессе.

 3. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.

4. Организация физкультурно-оздоровительной работы

5. Реализация дополнительных образовательных программ

6. Просветительская работа с родителями (законными представителями).

В результате усвоения программы  учащиеся должны уметь:

выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня.

Учащиеся должны знать:

факторы, влияющие на здоровье человека;

причины некоторых заболеваний;

причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;

виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;

о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;

основные формы физических занятий и виды физических упражнений.

Наименование разделов

Всего часов

В том числе

Вид деятельности

Форма

 контроля

Т/з

п/з

с/р

1. Вводное занятие по валеологии

«Здравствуйте!»

1

1

Тренинг общения

2. «Человек – часть Вселенной».

3

1

1

1

Проектная деятельность «Мой мир»

Защита проекта

3. «Страна чувств и эмоций».

4

1

2

1

Игра-путешествие.

Конкурс на лучшую памятку «А ты пробовал не злиться?»

4. «Я и моя семья».

3

1

1

1

Круглый стол

5. «Я и мои друзья»

3

1

1

1

Тренинг общения

6. «Я и мой организм»

4

2

1

1

Встреча с медицинским работником

Составление паспорта здоровья.

7.  «Я изучаю себя»

6

1

3

2

Инсценирование сказки

8. « Мои физические возможности»

3

1

1

1

Защита мини-проекта «А вам слабо?!»

9. «Дышите на здоровье»

1) Правила дыхания

4



1



1



Тренинг дыхания

2) Секреты здоровья в скороговорках

1

1

Практикум

Конкурс скороговорочников

10.  «Хилый в шубу – здоровый на мороз»

Секреты закаливания

4

2

1

1

Встреча с педиатром

11. Профилактика травматизма

1) Причины травматизма младших школьников в школе

8




2



1



Исследовательская работа «Поведение ученика во время урока и на перемене»



Отчёт по исследовательской работе

2) Оказание первой доврачебной помощи при травмах

2

3

Практикум под руководством медицинского работника школы

12.Нарушение осанки

6

2

2

2

Разучивание кинезиологических упражнений

13.Точечный массаж

1) Роль массажа в здоровье человека

2) Приёмы массажа для укрепления мышц и нервов

4



1



1


Подготовка презентаций

4

2

1

1

Тренинг

14.  «Помоги себе сам»

Психофизическая тренировка

4

1

3

Психогимнастика

15. «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!»

Физические упражнения в жизни младшего школьника

3

1

1

1

Комплекс физических упражнений

16. «Кто сколько жует – тот столько живет»

Правильное и рациональное питание

1) Правила питания

6

1

1

Составление памятки «Правила питания»

2) «Страна Витаминия»

Роль витаминов в питании младшего школьника

1

1

Практикум «Витамины нашего сада и огорода»

3) Разнообразие пищевых продуктов

1

Составление меню «Меню младшего школьника»

Составление меню

4) Правильное питание – это рациональное питание?

1

Встреча с врачом

17. «Азбука здоровья»

2

2

Игра-путешествие.

Физические упражнения в жизни младшего школьника «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!» - комплекс общеразвивающих упражнений

Зарядка помогает разбудить наш организм, зарядить его силой и энергией. Перед зарядкой обязательно нужно проветривать комнату. зарядка состоит из упражнений для разных частей тела.

Например: Комплекс упражнений утренний зарядки 1.Ходьба 2.Подтягивание 3.Махи  руками .4.Повороты 5.Наклоны в стороны.6.Наклоны вперед.7.Приседание.8.Прыжки..9.Глубокое дыхание.

Физкультминутки – разучивание физкультминуток для проведения динамических пауз во время уроков с целью снятия усталости и оживления деятельности учащихся. Их можно делать сидя, стоя, атакже можно провести для глаз

1) Для глаз:

Давайте погуляем в лесу. Встаньте, пожалуйста. Будьте внимательны. Если я назову птицу - вы поднимите глаза вверх, если деревья или кустарники - смотрите по сторонам. Если я называю грибы, вы смотрите  вниз Но я расставила вам ловушки. Если услышите название животного или растения, которое в лесу не встретишь - закройте крепко глаза.

Кукушка, липа, лисичка, дрозд, малина, клест, опенок, крокодил, сова, ежевика, верблюд.

Или разучиваем стишки-физкультминутки  

Руки подняли и покачали -

 Это деревья в лесу.

 Руки согнули, кисти встряхнули -

 Ветер сбивает росу.

 В стороны руки, плавно помашем-

 Это к нам птицы летят.

 Как они тихо садятся, покажем-

 Крылья сложив назад.

Министерство образования и молодежной политики ЧР

Отдел образования и социальной политики Ядринской райадминистрации

МБОУ «Николаевская ООШ

Модель организации внеурочной деятельности

Составила: учитель начальных классов

Алексеева Юлия Петровна

с. Николаевское-2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация проектной деятельности в рамках ФГОС второго поколения" -доклад

В докладе освещены вопросы организации проектной деятельности обучающихся начальных классов в рамках ФГОС второго поколения. Дана историческая справка,современные требования к проектной деятельности. ...

Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения

Организация внеурочной деятельности отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, исследования и др.Основным преимуществом внеу...

Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения МАОУ «СОШ№6».

В статье описана модель внеурочной деятельности учащихся начальных классов, направленная на то,чтобы школьная жизнь стала для учащихся интересной и полезной....

Организация внеурочной деятельности при реализации ФГОС второго поколения

Ребенок, посещающий школу и аккуратно выполняющий только предписания учителя и домашние задания, не в состоянии справиться с новыми требованиями, выдвигаемыми жизнью, так как прежде всего он формирует...

Организация внеурочной деятельности в условиях ФГОС второго поколения

Доклад содержит основные теоретические направления, которые можно использовать при организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС второго поколения...

«Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения"

«Модель организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения в образовательном учреждении"...

Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения статья

Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения статья...