Как ускорить привыкание первоклассников к обучению в школе средствами физической культуры
методическая разработка по теме

Савинова Нина Михайловна

- Снижение уровня беспокойности(неусидчивости).

 

- Снижение быстрого нарастания утомления.

- Снижение негативной реакции на низкие оценки.

- Уменьшение тревожности в стрессовых ситуациях.

- Формирование умения концентрировать внимание.

- Игры и упражнения на внимание.

- Снижение уровня агрессивности.

- Повышение уровня подготовленности к занятиям в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Как ускорить привыкание первоклассников к обучению в школе средствами физической культуры»

Проблема готовности ребенка к школе всегда актуальна. Современные исследования показывают, что 30-40 % детей приходят в 1 класс неготовыми к обучению. У них недостаточно сформированы такие компоненты готовности, как социальный, психологический, эмоционально-волевой.

        Какие         показатели         наиболее         полно         характеризуют         поведение

первоклассников?

К ним относятся: уровень беспокойности (неусидчивости), быстрота нарастания утомления, реакция на низкие оценки, тревожность в стрессовых ситуациях (на контрольных работах, при необходимости быстро выполнить задание), уровень концентрации внимания, агрессивность, уровень подготовленности к занятиям.

Перейдем к методике устранения выявленных отрицательных педагогических признаков.

Снижение уровня беспокойности (неусидчивости).

Ритмичное дыхание. Под счет учителя дети начинают выполнять глубокие ритмичные вдохи и выдохи. На счет 1-4   вдох; на счет 5-8 - выдох.

Продолжительность вдохов и выдохов может увеличиваться, но не более, чем до счета «шесть» (1-6 - вдох; 7-12 - выдох). Это предел, который переступать не рекомендуется. На стадии усвоения можно выполнять упражнение не более 1-й мин. Через 3-4 недели продолжительность увеличивается до  2 мин, а еще через 3-4 недели - до 3 мин.  

Дерево. И.п. - стоя, ноги вместе. Одновременно со вдохом плавно поднять руки вверх и сложить ладони над головой. Подбородок приподнят, грудь развернута. Дыхание свободное. Держать позу 30 с. Вернуться в и.п.

Журавль. И.п. - основная стойка, ладони сложены перед грудью. Приподнять одну ногу, зафиксировать стойку на одной ноге 20-30 с. Вернуться в и.п. Выполнить упражнение на другой ноге. Вернуться в и.п.

Поглаживание рук. И.п. - стоя свободно, руки перед грудью. Активно потереть ладонью о ладонь в течение 10-15 с. Теплой ладонью одной руки выполнить поглаживание тыльной части другой руки, от пальцев к запястью (5-7 раз).

Снижение быстрого нарастания утомления.

Утомление первоклассников быстро нарастает по двум причинам: во- первых, на общеобразовательных уроках дети выполняют работу, к которой
еще не привыкли. им приходится сидеть на одном месте, ограничивать себя в движении, постоянно концентрировать внимание на учебном материале. Во-
вторых, эту работу необходимо выполнять длительное время.

Для повышения устойчивости к статическим нагрузкам предлагается
использовать позы из системы хатха-йога, доступные первоклассникам.

Руки за спину. И.п. - основная стойка, руки вдоль туловища. Правую руку поднять вверх и завести за спину; левую руку завести за спину снизу и
соединить пальцы рук в «замок». Выдержать позу 30 с и вернуться в и.п. Поменять руки и повторить упражнение, начиная с левой руки.

Фея сна. И.п. - сидя или стоя по кругу. Фея сна поочередно подходит к
детям, касается плеча волшебной палочкой, и те закрывают глаза,
расслабляют мышцы и «засыпают».

Снижение негативной реакции на низкие оценки.

Основной метод снижения негативной реакции ребенка на низкие оценки - это формирование у него уверенности в своих силах. Этому помогают упражнения:

Шаги тигра. Медленно и аккуратно идет по лесу тигр, он ступает мягко, неслышно. Тигр сильный, уверенный в себе, он никого и ничего не боится. Дети входят в образ тигра, чувствуют себя все более и более уверенно, сильными, ловкими.

Дыхательная гимнастика. Задержка дыхания на вдохе с круговыми вращениями рук вперед и назад - 3 -4 раза; рывки руками в стороны на задержке дыхания - 4 раза; ритмичное дыхание на счет 1-4 - вдох, 5-8 - выдох. Время выполнения - 1-2 мин.

Дровосек. Из основной стойки: одновременно с плавным вдохом поднять руки вверх, задержать позу и резко наклониться вперед, руки резко «бросить» вниз одновременно с выдохом «Ха». Выпрямиться. Повторить 2-3 раза.

Уменьшение тревожности в стрессовых ситуациях.

Если ребенок регулярно сталкивается со стрессовыми ситуациями (а именно они провоцируют практически все негативные явления), ему можно
занятия в спортивной секции, упражнения на выносливость и мышечную силу, а также элементарные приемы психорегуляции.

Сгибание и разгибание рук. И.п. - основная стойка. Медленный и глубокий вдох через нос, руки вперед ладонями вверх. Задержав дыхание и сжав пальцы в кулак, быстро согнуть руки к плечам, а затем медленно с силой выпрямить вперед. Повторить 2-3 раза. С выдохом опустить руки и расслабить мышцы.

Снежинки кружатся. Плавно кружатся пушинки, медленно опускаясь на
землю, деревья, кусты. Дети подражают движениям снежинок, движения плавные, замедленные. Время выполнения - 3-5 мин.

Танец зверюшек. Каждый ученик - маленькая зверюшка. Каждая зверюшка исполняет свой танец, радуется хорошему настроению, ощущению
силы и легкости в теле. Время выполнения - 3-5 мин.

Поглаживание шеи. И.п. - стоя. Правую руку положить на шею ниже затылка и выполнить 8-10 растираний. Поменять руки и выполнить то же левой рукой.

Дыхание в быстром темпе. Максимально глубокие вдохи и выдохи через
нос в быстром темпе по 5-7 раз. Повторить 1-3 раза.

Формирование умения концентрировать внимание.

Чтобы сформировать такой навык, ребенку на уроке физической культуры полезно выполнять подвижные и спортивные игры с мячом (футбол, волейбол, жонглирование теннисным мячом, броски и ловля малого
мяча), рекомендовать катание на велосипеде, ходьбу по узкой опоре.

Рекомендуется включить в занятия физической культурой комплекс упражнений, требующий точности и повышенного внимания.

Игры и упражнения на внимание.

Винт. И.п. - стоя. Поворот корпуса влево, руки одновременно свободно следуют за корпусом в том же направлении - вдох. Поворот корпуса вправо, руки одновременно свободно следуют за корпусом в том же направлении - выдох. Повторить 5 - 6 раз в каждую сторону.

Солнышко и тучка. Солнце зашло за тучку, стало свежо - сжаться в комок, чтобы согреться (задержать дыхание на 3 - 4 с). Солнце вышло из-за тучки, стало жарко - расслабиться, сделать глубокий выдох.

Игра с песком. Набрать в руки воображаемый теплый песок - глубокий вдох. Сильно сжать пальцы в кулак и задержать дыхание. Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы, - медленный выдох. Стряхнуть песок с рук, расслабить кисти и пальцы.

Сосулька. Учитель читает: «У нас под крышей белый гвоздь висит, солнце взойдет - гвоздь упадет».

Дети поднимают руки над головой, затем роняют расслабленные руки и приседают. Повторить 4 - 5раз.

Дыхательные упражнения.

Вращения рук. И.п. - стойка, руки вытянуты перед собой. Глубокий вдох, задержать дыхание. Быстро взмахнуть руками, делая круг назад. Затем сделать такое же движение руками в обратную сторону, задерживая дыхание. Руки опустить, с силой выдохнуть через рот. Повторить 2-3 раза.

Рывки руками. То же упражнение, но на задержке дыхания выполняются 4 «рывка» руками назад с последующим возвращением в и.п. Повторить 2 раза.

Для развития дыхательной системы используют подвижные игры, бег средней интенсивности, передвижения на лыжах, при возможности - плавание.

Снижение уровня агрессивности.

Идем за Синей птицей. Дети идут по залу, взявшись за руки и напевая: «Мы длинной вереницей идем за Синей птицей. Идем за Синей птицей. Идем за Синей птицей». Время выполнения - 30-40 с.

Пылесос. И.п. - стоя или сидя. Глубоко под землей установлен волшебный пылесос. Он очень мощный. Когда он начинает работать, все плохое, что накопил ось у вас, втянет пылесос. Вы все станете здоровыми, сильными, добрыми и веселыми. Время выполнения - до 3-5 мин. Упражнение можно повторять несколько раз в течение учебного дня.

Переноска мяча. Набивной мяч дети по два или три человека переносят на расстояние до 10 м. Выполняется в виде эстафеты.

Факиры. Дети сидят на коврике, скрестив ноги по-турецки, руки на коленях, спина и шея расслаблены, глаза закрыты. Звучит спокойная музыка, факиры отдыхают. Продолжительность выполнения - до 5 мин.

Согревание. Выполняется стоя, руки вниз. Свободно, без напряжения наклониться вперед, согнуть ноги в коленях, соединить ладони и зажать их между коленями. Сжимая колени, энергично потереть ладонь о ладонь, .согреть их. Во время трения руки выпрямлены, а плечи поочередно двигаются вверх-вниз, что позволяет активизировать биологически активные точки в области спины. Время выполнения - 30-40 с.

Повышение уровня подготовленности к занятиям в школе.

        Формирование         осознания значимости         своего учебного труда осуществляется в процессе всего пребывания ребенка в школе. Для формирования этого социально значимого качества личности трудно по- добрать специальные физические упражнения. Здесь важен такт и педагогическое мастерство учителя. Чтобы ребенок осознал всю важность учебного труда, необходимо постоянно указывать ему на его достижения. Пусть они будут минимальными, даже мнимыми, но каждый учитель всегда найдет возможность за что-то похвалить ребенка. Похвала окрыляет, критика
убивает желание трудиться. При этом не следует путать критику с необходимыми замечаниями, которые также должны быть сделаны, тактично.

Грести на лодке. И.п. - стоя, руки вниз. Одновременно с медленным вдохом поднять прямые руки вперед-вверх. Одновременно с медленным выдохом наклониться вперед, руки, не сгибая, опустить вниз и отвести назад
по дуге. Повторить 4 - 6 раз.

Готовлюсь к урокам. Дети готовят необходимые книги, тетради, карандаши и кладут их в портфели. При этом они вслух проговаривают, что же они кладут. Учитель спрашивает, для чего необходим тот или иной предмет, поможет ли он усвоить новый материал.  

Приведенные средства реабилитации первоклассники осваивают на уроках физической культуры. Закрепление материала и его использование осуществляется уже на общеобразовательных уроках, подвижных переменах,
на занятиях в группах продленного дня, в домашних условиях Учитель должен познакомить родителей с основами использования рекомендуемых реабилитационных упражнений.

Список литературы

  1. Практическая психология образования  / Под ред. И.В. Дубровиной/ Москва: ТЦ "Сфера", 1997
  2. Безруких М.М. Как помочь первокласснику хорошо учиться -  Тула: ООО Издательство "Родничок", 2003
  3. Ю.А. Копылов Как ускорить привыкание первоклассников к обучению в школе средствами физической культуры. Журнал "Начальная школа" № 9, 2004

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата учащихся младшего школьного возраста средствами физической культуры.

В настоящее время система школьного образования находится в процессе реформирования, поиска новых адекватных современных технологий и методик обучения. Переходный период сам по себе несет опреде...

Развитие адаптации у старших дошкольников с ОНР к обучению в школе средствами адаптивной физической культуры

Цель работы – разработать методику, провести апробацию и показать результативность методики по оптимизации психического состояния детей старшего дошкольного возраста средствами АФК. Вашему вниманию пр...

ОБОСНОВАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ КОРРЕКЦИИ СОСТОЯНИЯ УТОМЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

Аннотация. В статье рассмотрена динамика формирования состояния утомления младших школьников. Представлен теоретический анализ возможности коррекции состояния утомления средствами физической культуры ...

Доклад на тему: "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья по средствам физической культуры".

В декабре месяце 2017г проходила ежегодная региональная научно-практическая конференция Ханты - Мансийского автономного округа - Югры "Актуальные вопросы общего и профессионального образования ин...

Формирование правильной осанки и её коррекция в младшем школьном возрасте средствами физической культуры.

В настоящее время осанка у детей меняется в различные возрастные периоды. Поддержание нормальной осанки путём активного двигательного режима, занятий физкультурой устраняет опасность искривления позво...

Адаптация детей к учебной деятельности при переходе от начального к среднему звену в общеобразовательной школе средствами физической культуры.

Данная презентация направлена на определение благоприятных условий успешной адаптации школьников к учебной деятельности при переходе к среднему звену общего образования средствами физической куль...

«Адвент-календарь как средство мотивации первоклассников к обучению в школе»

laquo;Адвент-календарь как средство мотивации первоклассников к обучению в школе »...