Доклад по теме "Организация обобщающего повторения в конце учебного года"
материал по теме

Каргачинская Наталья Владимировна

Уроки  повторения в конце учебного года проводятся с целью более глубокого обобщения и систематизации знаний учащихся. Такие уроки должны включать целый ряд дидактических компонентов, которые являются важными признаками уроков данного типа. К таким компонентам относятся следующие: углубленная работа с теоретическими сведениями в связи с осознанием изученного материала на уровне более широких  обобщений, выполнение учащимися практических заданий с постепенным наращиванием трудностей, контроль за усвоением знаний, умений и навыков, предполагающий высокий уровень самостоятельной работы учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mo.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Районное МО

учителей начальных классов

Выполнила: учитель

начальных классов

МБОУ ООШ №12

х. Казенно-Кужорский

Каргачинская Н. В.

Содержание:

 

  1. Значение повторительно-обобщающих уроков.

  1. Формы и методы  проведения уроков повторения.

  1. Фрагменты урока-путешествия по теме: «Повторение слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.»

  1. Заключение.

1. Уроки  повторения в конце учебного года проводятся с целью более глубокого обобщения и систематизации знаний учащихся. Такие уроки должны включать целый ряд дидактических компонентов, которые являются важными признаками уроков данного типа. К таким компонентам относятся следующие: углубленная работа с теоретическими сведениями в связи с осознанием изученного материала на уровне более широких  обобщений, выполнение учащимися практических заданий с постепенным наращиванием трудностей, контроль за усвоением знаний, умений и навыков, предполагающий высокий уровень самостоятельной работы учащихся.

Многие из таких уроков могут проводиться как сдвоенные, с тем чтобы восстановить в памяти детей представление об изученном понятии или явлении. Для учеников уроки повторения и обобщения изученных знаний должны быть праздником, вызывать интерес как в познавательном, так и в образовательном плане, удивлять нестандартностью форм  их проведения. Эти знания должны заставлять детей думать, размышлять, по-новому, свежим глазом воспринимать изученное понятие. Учебные задачи, решаемые на уроке, предполагают не только систематизацию в памяти учеников теоретических сведений об изученном понятии, но и открытие новых знаний о нем.

2. опыт показывает, что формы проведения уроков обобщения и систематизации знаний могут быть самые разнообразные: урок-семинар, урок-зачет, урок-КВН, урок-олимпиада, урок-отчет, урок-путешествие.

Например, в 3-4 классах на уроках русского языка в конце учебного года можно организовать целую серию уроков-путешествий по стране Словаринке. Если задача урока – повторить знания по теме «Состав слова», то можно посетить город Корнеслов. Здесь учащиеся пражняются в подборе однокоренных слов, различении корня слов и т. д. В конце урока определяются ученики, отличившиеся знаниями в городе Корнеслове страны Словаринки.

На последующих уроках ученики «посещают» другие города страны Словаринки: город Приставкин, где проводятся упражнения в определении изученных приставок, их смысла и в подборе слов с различными приставками; город Суффиксград, где школьники упражняются в определении и образовании слов с различными суффиксами; город Окончание, где проводятся упражнения в определении окончаний разных частей речи и определение функций окончания в словосочетании и предложении. Каждый раз названия городов дети могут предлагать свои.

Еще один пример:

Весь учебный год на уроках русского языка при изучении словарных слов я использовала «Словарное дерево». Карточки со словами, словно птички, «облепили» «Словарное дерево». И карточка со словами непростая: одна сторона служит для знакомства со словом, другая – для проверки. На каждом уроке русского языка мы обращаемся к нашему дереву с различными заданиями: «Проверь себя! Спиши все словарные слова, помещенные на дереве, вставляя пропущенные буквы. Составь предложение со словом и запомни. Диктуй слова всему классу.»

На уроках обобщения и повторения наше дерево может опустеть – карточки все убираем. Чтобы обобщить знания словарных слов прошу детей вспомнить словарные слова на определенную тему, например: «Школа», «Огород», «Животные» и т. д., устраивая конкурс «Кто больше?»

В 1-2 классах можно провести урок-отчет. Он будет еще интересней, если пригласить родителей. Родителям вручаются памятки «Что должен знать и уметь ученик 1(2) класса по русскому языку (математике) в конце учебного года».

Урок-отчет проходит в несколько этапов. Учащиеся показывают свои знания выполняя разные виды работ у доски и в тетрадях. После проходит совместное с родителями обсуждение. Завершить такой урок можно небольшим концертом.

Интересен и полезен окажется и урок-КВН. Его можно провести, как в одном классе, поделив его на команды, так и между параллельными классами. Здесь все должно выглядеть, как в настоящей игре. Начинается урок с представления команд и разминки. Проводятся конкурсы капитанов и болельщиков. В конце подводится итог и награждаются победители.

3. Урок-путешествие.

(русский язык) 2 класс.

Тема: «Повторение слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу».

Цели: обобщить знания детей о шипящих звуках; формировать умение правильно писать сочетания с шипящими звуками; воспитывать любоь к урокам русского языка.

Ход урока:

 – Ребята, вы любите путешествовать? А на каком виде транспорта можно путешествовать? Давайте все вместе отправимся в путешествие на веселом паровозике. Сегодня мы отправимся в страну сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. На уроке мы обобщим знания о шипящих звуках, продолжим вырабатывать навык письма сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Во время путешествия мы должны быть добрыми, сообразительными, внимательными и должны взять с собой знания, которые мы уже приобрели на уроках русского языка.

Итак, чтобы отправиться в путешествие на нашем веселом паровозике, нужно привести в движение колеса. Если я подниму правую руку, то одна поовина класса хлопнет в ладоши один раз, а если я подниму левую руку, то другая половина хлопнет  в ладоши тоже один раз. А если обе руки вверх, то все кричат «Ту-ту-у!».

Станция «Чистописание».

 – Поезд прибыл на станцию «Чистописание». Открываем тетради. …(По усмотрению учителя).

Станция «Шипящие».

 – Скажите, какие шипящие звуки вы знаете? Какие из них твердые? Назовите мягкие шипящие звуки.

Игра»Угадай шипящий звук». Я буду произносить слова, а вы если в слове есть шипящий звук, показываете зеленый сигнал светофорика, а если нет шипящего – то красный сигнал.

(Учитель произносит слова.)

Станция «Диктант по картинкам».

 – Запишите названия предметов, которые изображены на рисунках, изученные сочетания подчеркните.

(На картинках изображены шишки, карандаши, снежинка, чашка, часы, щука, машина…)

Станция «Почтовая».

 – Нам пришло письмо от Незнайки. Давайте его прочитаем.

(Текст на доске с ошибками) Незнайка в своем письме допустил ошибки. Давайте поможем ему найти эти ошибки и исправить их, объясним правильное  написание.

Спишите этот текст себе в тетрадь. Сочетания подчеркните. Скажте, почему Незнайка допустил так много ошибок?

Станция «Будь внимателен».

 – В данных словах подчеркнутые буквы замените буквами, указанными в скобках. Напишите полученные слова, но будьте внимательны: среди этих слов есть три слова, в которых замена букв невозможна.

Иду(щ),  сыр(ж), пилят(щ), люки(щ), малина(ш), липы(ш), пила(щ).

Проверка.

Станция «Итоговая».

 – Чем занимались на уроке? Что повторили?...

  1. Еще очень много можно говорить об организации обобщающего повторения в конце учебного года. Если подойти к этому вопросу профессионально и творчески, то выше указанные формы проведения уроков станут применимы не только к урокам русского языка и математики, но и к урокам чтения, природоведения и т. д.

Главное найти тот единственно правильный вариант, применимый именно к этому классу, который позволит более глубоко обобщить знания учащихся.

Я уверена, что у многих учителей найдется немало своих интересных разработок и приемов проведения данных уроков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пожелание первоклассникам от первого учителя в конце учебного года

Данный материал включает в себя пожелания от первого учителя своим первоклассникам. Также оно может быть использовано как учителями, так и педагогами доп.образования, ведущие группы предшкольной подго...

Праздник в конце учебного года "Фестиваль талантов"

Дети очень талантливы. Многие учатся в музыкальных, художественных, спортивных школах, занимаются в различных секциях и кружках. Как всем рассказать о своих успехах. Давайте устроим "Фестиваль таланто...

Текст для проверки техники чтения в 3 классе в конце учебного года.

В документе представлен текст для проверки техники чтения в конце 3-го класса. Для анализа понимания прочитанного, даны вопросы в конце текста....

Что должен знать первоклассник к концу учебного года.

Что должен знать первоклассник.(математика,русский язык)...

Линейка в конце учебного года для 2-3 классов.

Линейка в конце года для 2-3 классов....

Повторение в конце учебного года. Части речи. 3 класс

Повторение в конце учебного года даёт хорошую возможность  для учителя выявить пробелы в знаниях учащихся, а дети могут с гордостью продемонстрировать, чему они научились в рамках данной темы. Ур...