Использование в образовательном процессе интерактивной творческой среды ПервоЛого
статья на тему

Шаромова Наталья Олеговна

 

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс – первостепенная задача сегодняшнего дня. Использование компьютеров, мультимедийных программ и устройств позволяет кардинально оптимизировать процесс обучения. Интерактивная творческая среда ПервоЛого позволяет в полном объеме реализовать применение современных информационных и коммуникационных технологий в рамках занятий по обучению грамоте, математике, информатике и развитию речи, навыков общения и творческих способностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pervologo.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование в образовательном процессе

интерактивной творческой среды ПервоЛого

    Внедрение информационных технологий в образовательный процесс – первостепенная задача сегодняшнего дня. Использование компьютеров и мультимедийных программ и устройств позволяет кардинально оптимизировать процесс обучения.

    Универсальная учебная компьютерная среда ПервоЛого разработана российским Институтом новых технологий образования совместно с канадской фирмой Logo Computer Systems Inc. Системные требования среды достаточно стандартны и не вызывают затруднений для установки.

     Программа ПервоЛого разработана специально для дошкольников и младших школьников. Она представляет собой компьютерный альбом, в котором, в отличие от бумажного, ребенок может не только рисовать, писать и решать задачки, но и создавать мультфильмы и другие проекты на любые – как школьные, так и "личные" – темы. ПервоЛого – это открытая творческая среда, в которой ребенок получает возможность создавать достаточно сложные проекты, даже еще не умея читать и считать. А учителю ПервоЛого позволяет в полном объеме реализовать применение современных информационных и коммуникационных технологий в рамках занятий по обучению грамоте и развитию речи, навыков общения и творческих способностей детей.

   ПервоЛого является универсальной учебной компьютерной средой на базе языка Лого для дошкольного и начального школьного образования, сочетающей в себе богатые возможности системы ЛогоМиры и простой графический интерфейс.

Программа включает в себя возможности текстового, графического и музыкального редакторов и построена так, что в ней отсутствует возможность совершить синтаксическую ошибку при программировании.

   Отличительной особенностью ПервоЛого является реализация визуального программирования, когда команды языка представлены в виде картинок, щелкая по которым в требуемой последовательности, учащийся создает свои программы.

   Таким образом, ученики получают мощный инструмент для создания собственных проектов, в том числе мультимедийных презентаций на любую тему.

   Черепашки в ПервоЛого — исполнители, которые имеют свою систему команд. Обычно черепашка представлена в графическом виде и видна на экране в режиме работы с черепашками. Если нажать вкладку «Формы», то с правой стороны появятся герои, в которых черепашка может перевоплощаться.

  Таким образом, минимум надписей на экране, наличие меню, окон, красочных пиктограмм, подсказок, акцент на управлении мышью - все эти элементы простого и дружественного интерфейса, способствуют быстрому освоению детьми навыков общения с современным компьютером.

  ПервоЛого позволяет совершенно в новом ракурсе взглянуть на преподавание таких предметов, как: математика, окружающий мир, русский язык и информатика.

  Являясь прекрасным образцом мультимедийных сред, адаптированных для обучения, они позволяют организовать обучение не на основе математических задач, а на этапах мультипликации: от разработки сценария до “оживления” и озвучивания персонажей.

  Возможности применения компьютерной среды ПервоЛого очень велики:

- дидактический материал к урокам для фронтальной и индивидуальной работы,

- работа за ПК на уроках информатики,

- проектная деятельность.

  В программе имеются готовые шаблоны для уроков и примеры работ. Познакомимся с ними поближе.

 (1) папка ЛогоМозаика, содержит  небольшие проекты, показывающие разнообразные идеи, которые можно осуществить с помощью программы ПервоЛого. Альбомы в этой папке иллюстрируют  проекты, описанные в книге Е.И. Яковлева. ЛогоМозаика, сборник проектов. Москва, ИНТ, 2001.

(2) в папке С чего начать, находятся  упорядоченные по уровню сложности небольшие проекты, при выполнении которых отрабатываются навыки работы с инструментарием ПервоЛого.

(3) папка Уроки информатики, содержит задания  аналогичные заданиям из тетрадей "Информатика 2" под редакцией Семенова А. Л. На этом материале можно прекрасно совмещать изучение теоретических основ информатики и инструментов среды ПервоЛого.

(4) папка Уроки математики, содержащит некоторые задания к урокам математики. Интересна возможность создавать в ПервоЛого обучающие  программы, которые позволяют представить учебный материал в увлекательном для детей виде.

(5) папка Детские работы, содержит  альбомы, сделанные в программе ПервоЛого учениками начальной школы ГОУ ЦО "Технологии обучения" г. Москвы.

(6) папка Игры и заготовки содержит различные альбомы, созданные, в основном, учителями начальных классов. Здесь вы найдете как образцы проектов, над которыми вы могли бы работать со своими учениками, так и простые игры, в которые ваши ученики могут поиграть, модифицировать их, сделать на их основе свои собственные. Альбомы различны по уровню сложности, некоторые используют текстовые процедуры и библиотеку программ.

   Кроме всевозможных шаблонов и заданий каждый учитель может создавать свои альбомы для урока. Например:

   На уроках математики при помощи компьютера и среды Лого можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью  ПервоЛого. С помощью инструментов панели листа Лого ученики могут «посадить» на клумбу нужное количество цветов. При помощи инструментов для печати ученики смогут вписать решение и ответ задачи. Сколько труда должен затратить учитель, изготавливая для класса такие индивидуальные карточки? Как сделать их эстетичными и многоразовыми? Как приложить к ним счётный материал? Среда ПервоЛого решает эти вопросы в течение получаса. Данный материал можно использовать  в электронном виде и распечатав в виде раскраски для каждого ученика.

   Неоценимую помощь оказывает ПервоЛого в работе над задачей. Я составила электронный Лого-задачник.

Все фигурки в задачках подвижные, учащиеся имеют возможность разложить их по заданию, сгруппировать или скопировать нужное количество, затем составить пример, то есть записать решение задачи. Так же внизу картинки есть кнопка «Проверь решение». Учитель на уроке может быстро организовать самопроверку.

  Ещё один вариант использования ПервоЛого на уроках математики - тема «Состав числа». Это подвижные дидактические игры «Засели числовой домик», «Укрась ёлочку» и р. Числа на экране подвижны, и их можно копировать в окна дома. Таким образом, решаются две задачи: учащиеся усваивают состав чисел и учатся копировать. За счёт многократного повторения операции ученики запоминают цепочку действий для выполнения копирования.

   На уроках чтения среда Лого прекрасно помогает в работе с произведением. К любому тексту можно создать альбом Лого с иллюстрациями. Каждый герой будет подвижен, его можно показывать или выбирать из нескольких в нужный момент урока. Детям очень нравится создавать иллюстрации к литературным произведениям в программе ПервоЛого.      

    Возможности данной программы позволяют организовать проектную деятельность учащихся, например, по созданию собственного мультфильма /работа может быть как индивидуальной, так  и групповой/.

   Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст.

   Для стимулирования учеников в течение урока можно использовать «наборное полотно с подарками» так же изготовленное в ПервоЛого. При выполнении учеником задания место черепашки занимает любой выбранный мной символ.

   Имеющиеся готовые задания ПервоЛого позволяют организовать как фронтальную, так и индивидуальную работу учащихся за ПК на уроках математики, информатики, окружающего мира, русского языка, технологии, изобразительного искусства, музыки /за персональным компьютером, через проектор, а так же, используя ресурсы интерактивной доски/.

   Данный программный продукт возможно использовать  на любом этапе урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, а так же на внеклассных занятиях, в группе продлённого дня и др. Ребёнок становится ищущим, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

  Таким образом, применение творческой среды ПервоЛого в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа.

Системно-деятельностный подход- методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданс...

Использование творческой среды ПервоЛого в начальных классах

Использование творческой среды ПервоЛого в начальных классах....

Использование в образовательном процессе интерактивной творческой среды ПервоЛого

В СТАТЬЕ Я ДЕЛЮСЬ ОПЫТОМ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРОГРАММЫ "ПЕРВОЛОГО" НА УРОКАХ...

Использование творческой среды ПервоЛого в начальной школе

Программа ПервоЛого  развивает у детей логическое и алгоритмическое мышление, творческие способности, художественные возможности, умение работать в коллективе. Универсальная учебная компьютерная ...

Использование в образовательном процессе технологии деятельностного метода обучения.

Технология деятельностного метода - это организация учебного процесса, в которой главное место отводится активной и разносторонней в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельно...

Образовательный проект по теме: «Использование цифровых образовательных ресурсов и создание среды, развивающей собственную мотивацию учащихся к изучению предмета»

Цель проекта – отобрать, структурировать и экспериментально проверить эффективность использования комплекса методов интерактивного обучения младших школьников на уроках в начальной школе.Задача ...