Ключики к своему здоровью.
статья по теме

В сообщении рассказывается   о приемах оздоравливания человевка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

       Сократ писал: «Здоровье – не всё, но всё без здоровья-ничто». Человек  - высшее творение природы. Быть здоровым – естественное желание каждого человека, однако далеко не всем дарует это природа. К, сожалению, здоровье школьников из года в год ухудшается. Поэтому истины здоровья должны закладываться с детского возраста. Верно  гласит пословица « Береги здоровье смолоду». К сожалению, у нас и наших  детей нет культуры отношения к своему здоровью. Мы считаем, что здоровье – это личное дело и не чувствуем вину перед людьми окружающими их, за его утрату. Здоровье для многих людей – это врач, поликлиника, таблетки. Но это не  здоровье, это болезни.

Негативные тенденции в состоянии здоровья подрастающего поколения поставили перед школой новые задачи.

                 Одной из важнейших задач, стоящих перед школой является    сохранение и улучшение здоровья детей.

Школа должна обеспечить ребёнку возможность сохранения здоровья в период обучения, формировать у него необходимые знания, умения, навыки здорового образа жизни, научить применять полученные знания в повседневной жизни. Использовать здоровьесберегающие технологии в учебном процессе это уже мало.

                 Сегодня современный урок – это урок, на котором учитель реализует не только обучающие, развивающие и воспитательные цели, но и валеологические. Учитель должен  построить работу так, чтобы на уроках создать условия  для сохранения здоровья детей, используя разные приёмы . Поэтому так необходимо в  начальных классах научить детей воспринимать свою жизнь и здоровье как величайшую ценность дарованную нам. Это необычайная сложная задача, не имеет однозначного решения. Она включает в себя формирование у ребёнка основ физиологической, физической, психологической и интеллектуальной культуры. В течение многих лет вопросами профилактики болезней и укрепления здоровья занималась медицина. И по существу медицина так и не выработала методологии формирования правильного отношения к здоровью, именно поэтому в сфере медицины и родилось научное направление – валеология, которая имеет неразрывную связь с  возрастной, школьной гигиеной, являясь вместе с тем новым направлением в педагогических науках.

Любой образованный человек, даже 2 века назад, знал, что vale в переводе с латыни означает быть здоровым. Поэтому валеология -это наука о здоровье. Одна из главных задач валеологии - с помощью правильной настройки организма помочь самому себе. Весь парадокс в том, что мы сами можем  сохранять не только своё здоровье, но и здоровье учеников. Применение разных средств для сохранения здоровья

учащихся  требует от педагогов дополнительной подготовки.

 Поэтому я создала  творческую группу учителей  начальных классов, которая в течение 5 лет работала над проблемой: «Содержание  и методика организации учебно - воспитательного процесса с валеологической направленностью».

Мы изучили разные   приёмы оздоровления человека:  музыкотерапия, цветотерапия, зоотерапия, релаксация, массаж и т. д.

Звукотерапия - мощное средство воздействия на организм. Звуки бывают добрыми к человеку и злыми. Они могут радовать наш слух, доставлять удовольствие, а другие наоборот, раздражать, злить.

В настоящее время никто не оспаривает факт, что звуком можно лечиться. Всю звукотерапию можно разделить на три части: музыкотерапию, терапию звука, словотерапию.

               Музыка сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Известно, что музыка не только создаёт настроение, будит в нас разные эмоции , но может привести нас в волнение, успокоить, снять раздражение и озлобленность, избавить от головной боли. Успокаивающе на расшатанную нервную систему воздействуют «Вальс» Штрауса, «Аве Мария»Шуберта.  Раздражительность и озлоблённость снимает «Лунная соната» Бетховена. Лучшая таблетка от головной боли « Венгерская рапсодия» Лист.

«Музыка – здоровья» Санкт–Петербурского целителя- учёного и музыкотерапевта Рушеля  Блаво воздействует не только на человека, но и на любой живой орган.

               Музыкотерапией мы снимаем усталость. переутомление  учащихся на уроках, переменах. На уроках под музыку наши учителя проводят релаксацию, которая снимает психическое напряжение, возвращает душевное равновесие и хорошее настроение.

Звук обладает особой чудотворной силой.

Звук « А» - насыщает весь организм кислородом, помогает организму настроиться на работу.

Звук « Е» - удаляет избыток отрицательной энергии.

Звук « Н» - активизирует творческие способности , лечит болезни правой половины головного мозга.

Созвучие « ШЭ»- успокаивает нервную систему.

Созвучие « РЭ» - помогает снять стресс.

Чаще надо  произносить нужные звуки.

Как и много столетий назад словом можно ранить и даже убить человека, а также поддержать и исцелить.

В народе говорят: Слово лечит –слово и калечит».

В настоящее время мы и наши дети часто испытываем стресс. А стресс разрушает не только тело, но и душу человека.

Ответственность за свою жизнь и прощение обид – первые шаги к здоровью. Как сказал Цицерон: «Болезни мысли губительнее и встречаются гораздо чаще, чем болезни тела».

Если раньше говорили, что все болезни от нервов, то теперь утверждают, что от сознания. Поэтому мы  учим  детей прощать обиды, которые приводят к разрушению организма  и сами освобождайтесь от своих обид.

Ведь  все в природе закономерно: после дня наступает ночь, слёзы сменяют смех, чёрная полоса переходит в белую.

В работе с детьми мы стараемся  употреблять такие слова и выражения, которые не унизят ребёнка, а помогут ему поверить в себя.  Поэтому, чаще говорим своим ученикам такие слова как:  молодец, умница, спасибо, горжусь, удивлён, восхищаюсь и много других добрых слов. Стараемся не скупиться на добрые слова.

Все мы любим, когда у нас в классе тишина.

В VI веке до н.э.,чтобы поступить в школу греческого мыслителя Пифагора, требовалось не произносить слова в течении 5 лет. Опираясь на этот, психолог Тимошенко ввела новое лечебное средство молчание, которое лечит головную боль, сотрясение мозга. Поэтому полезно на уроке иногда помолчать и при этом настроиться на добрые дела.

               Творческие озарения приносят в жизнь веселье и ощущение открывающегося нового. Люди смеются в наслаждении, в радости и осознании простоты жизни.

              Смех-лучшее лекарство. Он благотворно влияет на

сердце, нервы, омолаживает организм повышает уровень психического здоровья. Веселое и радостное настроение очень ценно для здоровья. Оно обладает лечебным свойством.

  Метод «Смеющийся портрет» появился как общеоздоровительная процедура. Фотографии, на которых лица людей были запечатлены смеющимися, вывешивались  так, чтобы они бросались в глаза. Под влиянием этих портретов меняются поведение, мысли, отношения  с окружающими, можно избавиться  от многих психоневрологических заболеваний.

Такие портреты учителя  вывешивают  в квартире, в классных кабинетах.

               Практика показала, что  наши дети высоко ценят учителя, имеющего чувство юмора. Поэтому наши стараются   с хорошим настроением прийти в класс.   Нельзя забывать и об улыбке. Ведь улыбка  «открывает» нас, делает доброжелательнее, доверительнее. На Востоке  улыбку давно применяют как одно из самых эффективных средств снятия стресса и его последствия. Часто используем  это чудо  -средство и на уроках. Ведь наша улыбка – это бесценный дар, несущий радость и счастье не только нам, но и окружающим. И самое главное, улыбаясь, мы улучшаем и  своё здоровье.

 Ещё в древности люди знали, что не только смех и улыбка, но цвет может воздействовать на человека. Цвет воздействует на эмоциональное настроение человека независимо от того, ощущает он это или нет.

 Цвет вызывает чувство радости, грусти, возбуждает или успокаивает, создаёт различные настроения.

Психологи утверждают, что работоспособность детей выше при зелёной гамме цветов. Например, на зелёной бумаге число верных ответов на 20% больше, чем на белой. В своей работе это практикует учитель  Булгакова И. Н. Зелёный цвет помогает сохранять зрение, потому психологи рекомендуют окрашивать доски в учебных кабинетах в зелёный цвет.

С помощью цвета можно поддержать себя и своих учащихся в трудную минуту, улучшить состояние.

Мир, в котором мы живём, цветной и на него мы смотрим своими глазами. А ведь глаза - самые неподготовлённые к учебным нагрузкам орган  ребёнка, поступающего в школу. Для укрепления зрения необходимо на уроках  систематически  проводить физкультминутки для глаз.

1.Хорошо проводить гимнастику глаз по офтальмотренажёру.

Рогатина О. Р.  проводит на уроках разные упражнения для сохранения зрения учащихся.

          Как красив восход солнца! Не менее удивителен и закат солнца. Многие поэты, писатели писали об этом чуде природы. Но мало кто знает, что очень полезно для глаз смотреть на восход и на закат солнца.

Помните: зрение дороже денег – острее сабли.

 Мы учим систематически  заботиться о своих глазках.

 Ребёнок пришёл в школу. Его усаживают за парту и его двигательная активность снижается на 50%. Снижение двигательной активности учащихся является фактором, способствующим росту заболеваваний. И надо помнить, что в борьбе за здоровье, нет

более мощного, более надёжного средство, чем физкультурно - оздоровительные занятия. Проведения физминуток, помогают  предупредить утомления, восстановить умственную работоспоспособность, являются профилактикой нарушения осанки. Физминутки мы чаще проводим в музыкальном сопровождении. Для этого используем популярные детские мелодии или классические про-

изведения. Великий философ Платон, всю жизнь

занимавшийся гимнастикой, называл хромыми  людей, пренебрегающих ежедневной тренировкой мышц, советовал систематически заниматься гимнастикой. Поэтому в нашей школе и  до уроков учителя начальных классов проводят зарядку.  Движение – это  жизнь.

    Мы часто замечаем, как в сложных ситуациях, особенно, когда нервничаем, многие непроизвольно переплетают пальцы на руках. А в странах Востока издревне знали целебную силу от сложения особым образом пальцев рук. Эти знания сохранились и до наших дней. Упражнения, которые выполняются при помощи пальцев руки или обеих рук, согнутых в определённых комбинациях, называют мудры.

 Мудра « Земля».

От выполнения этой мудры снижается стресс, улучшается психофизическое состояние.

Желательно выполнять эту мудру с детьми перед контрольной работой.

Целительную силу имеет  так же и точечный массаж.

Для профилактики простудных заболеваний учителя используют  точку Лао-гун, которая находится в центре ладони.

В процессе выполнения самомассажа  кистей рук

повышается иммунитет детей, поскольку на ладонях располагаются рефлекторные окончания внутренних органов..

Не  забываем  и о дыхании.

Йоги говорят « Жизнь заключается в дыхании. Тот, кто дышит наполовину, только наполовину живёт.»

Хорошо на уроках проводить дыхательные упражнения, которые направлены на сохранения здоровья.  Дыхательные упражнения желательно проводить в игровой форме ( жужжит пчела, гудит самолёт, стучат колёса.)

                  Особым лечебным воздействием на человека обладают животные.  Этот эффект был известен ещё в древности. С помощью « братьев  меньших» можно лечить разные заболевания.

Кошки, собаки лечат сердечно –сосудистую и пищеварительную  систему, успокаивают. Общение с питомцами – прекрасное лекарство от стресса. А ежедневные игры с ними – замечательная физкультура.  

Попугаи помогут в лечении  эпилепсии, психических расстройств, заикание.

Дети, у которых дома есть животные, спокойно относятся к стрессовым ситуациям, легче адаптируются в новых условиях.

Очень полезно и приятно смотреть на аквариум с разноцветными рыбками.

Плавающие рыбки погружают нас в состояние невесомости. Всё наше тело медленно расслабляется, сердце начинает биться ровно, полностью исчезают напряжение в теле и головная боль. Аквариум прекрасное средство для проведения гимнастики для глаз. Желательно иметь аквариум с рыбками не только дома, но  и в школе.

                    Посмотрите на эту природу.

В. Шербелье писал: « Самый чудесный врач- природа, хотя бы потому, что излечивает три четверти всех болезней и никогда не отзывается дурно о своих коллегах».

Дикая природа входит в наш дом не только вместе с кошкой и с собакой. Есть  ещё одни очень близкие  и родные нам послы природы в квартире. Это комнатные растения.

Доказано, что многие комнатные растения не только радуют нас красотой, но и лечат. Маленькие целители в горшках борются с ссорой, злобой, очищают воздух. Очень хорошо дома и в классе иметь комнатную фиалку.

Фиалка –нежный, чуткий и ранимый цветок, велико-

лепный детский психолог. Нужно обязательно позволять детям ухаживать за фиалкой, так как это невероятно чувствительное растение прекрасно гасит детскую агрессию. Могу предложить вам такое упражнение для успокоения расшалившего ученика. Посадите его за стол, на стол поставьте горшочек с фиалкой, включите тихую музыку и попросите ученика описать, каким он видит цветок.  Это будет своеобразная музыкально – цветовая терапия для вашего ученика.

Азалия – одно из самых красивых цветущих комнатных растений. Она  снимает усталость, улучшает зрение, нейтрализует все эгоистические энергии,

 способна напитать человека творческой энергией.

Цикламен – это энергетически очень сильное  растение. Цветок дисциплинирует, приучает к порядку ленивых людей.  Его энергетика очень хорошо влияет на детей школьного возраста. Все эти цветы желательно иметь в классных кабинетах.

                 Надо всем  нам помнить: фунт профилактики равен пуду лечения. Любую болезнь легче предупредить, чем лечить.

.Для этого надо:

1.Ежедневно делать зарядку.

2.Заниматься  спортом.

3.Уметь владеть собой в любой ситуации.

4.Не привыкать к вредным привычкам.

5.Правильно  питаться.

8.Соблюдать правила гигиены.

9.Заниматься интересным и полезным делом.

10.И самое главное: по  доброму относиться ко всем кто тебя окружает.

                   Правила здорового образа жизни для нас и для наших детей не так уж и сложны. Надо только их знать и выполнять и помнить, что следование всем правилам здорового образа жизни, задача – не на один год. Ведь только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиваться определённых успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем  его мире .

                    Использование разных приёмов по укреплению здоровья учащихся в учебном процессе позволяют   нашим детям успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои  творческие способности, заботиться о своём здоровье и ценить свою жизнь,  а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе так же позволяет снизить так же  утомляемость, повысить эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащих.

 В 2007-2008 учебном году процент часто болеющих детей в начальных классах составил  6,4% , в 2008-2009 учебном году он составил 4,3%. Количество часто болеющих детей уменьшилось на 2,1% .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час о доброте " Золотые ключики к сердцам"

 Классный час«Золотые ключики к сердцам»Цели: формирование нравственного знания; развитие у детей чувство товарищества, взаимопомощи; воспитание вежливости, внимания, уважения к людям.Краткий ход бесе...

Инсценированная сказка "Золотой ключик"

В школе каждый год проходят показы сказок. Всю сказку показывать очень много, поэтому я вырезаю кусочки и переделываю на свой лад. Получается очень интересно....

Программа студии театра кукол "Золотой ключик"

С точки зрения развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, в том числе художественно – эстетических  и изобразительных, можно рассматривать искусство театра кукол, которое...

А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Литературная игра-викторина для учащихся 2 класса....

А. Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Литературная игра-викторина для учащихся 2 класса....

А. Толстой “Золотой ключик, или Приключения Буратино”. Герои сказки. Два мира в сказке”.

2 «А» классТема урока: А. Толстой “Золотой ключик, или Приключения Буратино”. Герои сказки. Два мира в сказке”.Предмет изучения: главы из сказки А. Толстого “Золотой ключик, или Приключения...


 

Комментарии

Камейко Вера Ивановна

Как приятно видеть тебя на этом сайте!