Использование ИКТ на уроках в начальной школе.
статья (1,2,3,4 класс) на тему

Из опыта использования ИКТ на уроках в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Современный урок – это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ».

Конаржевский Ю. А.

В последнее десятилетие значительно усилилось влияние информационных технологий на учебно – воспитательный процесс в средней общеобразовательной школе и высших учебных заведениях. Очевидным является тот факт, что в современной школе информационные технологии призваны сыграть ведущую роль.

Дети, поступающие в первый класс, зачастую общаются с компьютером свободнее, чем многие учителя. Но до прихода в школу ребята воспринимают компьютер чаще всего как игрушку, средство развлечения. Придя в школу. Дети знакомятся с компьютером в другом аспекте. Анализируя различные аспекты использования современных информационных технологий в  начальной школе, можно выделить следующие:

Первый аспект – компьютер как объект изучения. Это характерно, прежде всего, для курса «Основы информатики и вычислительной техники».

Второй аспект – компьютер как объект изучения, т.е. своеобразный «учитель». В таком качестве компьютер используется как в курсе «Основы информатики и вычислительной техники», так и при изучении других учебных дисциплин (тренажеры, тесты, электронные учебники, мультимедийные энциклопедии и т.п.).

Третий аспект – компьютер как инструмент, позволяющий моделировать учебную задачу, исследовать ту или иную предметную область и сделать тем самым обучение процессом более творческим.

В своей работе я использую компьютер, как средство обучения на различных уроках, через работу с мультимедийными  энциклопедиями, а также как инструмент, позволяющий моделировать учебную задачу, через создание мультимедийных презентаций к уроку. Большая часть информации, предназначенной для ученика, передается посредством письма на бумажных носителях. Особую проблему составляет получение визуальной информации, что не благоприятно влияет на процесс обучения, так как ученики начальных классов имеют наглядно – образное мышление. Развитие компьютерной техники позволяет преодолеть эти проблемы. Мультимедийные компьютерные технологии позволяют дополнить почти все традиционные технические средства обучения. Во многих случаях такое дополнение оказывается более эффективной, дает возможность учителю оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией. Поэтому совершенно естественно внедрение этих средств в современный учебный процесс. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Грамотное использование информационных технологий может значительно преобразить преподавание многих предметов в начальной школе.Уроки окружающего мира с использованием мультимедийной энциклопедии оставляют у детей глубокий след. Так с помощью диска «Россия на рубеже третьего тысячелетия» мы совершили путешествие по природным зонам на территории России. На экране перед детьми открылась карта природных зон России. Дети увидели, где располагается та или иная зона, познакомились с представителями животного и растительного мира. Урок прошел очень эмоционально, во время путешествия ученики слушали музыку, которая ассоциируется с данным уголком нашей страны. Интересны отзывы детей о подобных уроках.

Клыкова Виктория. « Мне этот урок запомнился тем, что я посмотрела на реальную жизнь природы во всех уголках нашей страны»

Мазиева Асият. «Мне понравилось то, что можно разглядеть все хорошенько и узнать много нового».

Матвиенко Татьяна. «Мне очень понравился этот урок. Я узнала, где растет карликовая березка и вообще что она есть».

Мамона Антон. «Мне очень понравилось, когда показывали животных и природу вблизи. Я смотрел на эту природу и  чувствовал, что это живая природа, и я перемещаюсь из одного места в другое моментально. Мне бы очень хотелось почувствовать еще раз эту красоту и взглянуть на нее».

Огромную помощь в подготовке и проведении классных часов, уроков литературного чтения и ознакомления с окружающим миром окажет диск «От Кремля до Рейхстага». Для детей начальной школы очень важен зрительный образ. Можно много говорить и рассказывать о человеке, но когда ребята увидят на экране парадный портрет Г. Жукова, то они сразу поймут, на сколько великий человек перед ними. Планирую и в дальнейшем активно использовать мультимедийные компьютерные технологии на различных уроках, так как вижу на практике, какую огромную роль они оказывают на совершенствование процесса.

Следующий аспект использования КТ – это использование компьютера как инструмента, позволяющего моделировать учебную задачу, исследовать ту, или иную предметную область и сделать тем самым обучение процессом более творческим. Этот аспект подразумевает вовлечение в работу как учителя, так и ученика. Одной из активных форм обучения, предполагающей использование КТ, является создание мультимедийной презентации. Цель ее – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Активная роль при проведении урока – презентации принадлежит учителю. Основа урока – изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми схемами, анимационными и видеофильмами. Уроком – презентацией мне виделся урок «Введение» в курс «Ознакомление с окружающим миром». К этому уроку я подготовила слайды, которые раскрывали для ребят цели курса, его значение для детей, первые представления людей о мире. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в учебный материал, сделать процесс менее утомительным. Все чаще дети сами стали обращаться к домашним компьютерам как к инструменту, позволяющему создавать творческую работу. В своей работе я постоянно обращаюсь к самостоятельному творчеству детей. Ребята сочиняют сказки, стихи. Одной из задач, стоящих перед детьми, является художественное оформление работы: дети рисуют иллюстрации, создают обложки для своих книжек и др. Ребята выполняют свои работы, как при помощи ручного труда, так и при помощи компьютера. Для меня очень ценны работы, выполненные своими руками, однако я считаю важным, не ограничивать ребенка в выборе средств  для создания работы, т.к. одним из принципов обучения являются многогранность и вариативность.

Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Детям приходится часто самим находить необходимую информацию по различным темам. Все чаще они делают это с помощью компьютера. Задача учителя начальной школы умело сочетать работу с книгой и поиск информации детьми с помощью компьютера. Для меня, как для учителя начальной школы, главным кажется показать ребенку возможность использования компьютера для получения и обработки информации, таким образом подготовить его к комфортной жизни в условиях информационного общества, научить его использовать компьютер без вреда для своего здоровья.

В заключении хочу сказать, что ИТ можно использовать на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др. Использование ИКТ позволяет проводить уроки:

  1. на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка);
  2. беспечивает наглядность;
  3. привлекает большое количество дидактического материала;
  4. повышает объем выполняемой работы на уроке почти в 2 раза;
  5. обеспечивает высокую степень дифференциации обучения.

 Применение ИКТ:

  1. расширяет возможность самостоятельной работы;
  2. формирует навык исследовательской деятельности;
  3. обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
  4. способствует повышению качества образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он до...

Конспект урока по математике 1класс УМК "Школа России" Тема: Единица длины - сантиметр. Использование ЭОР на уроках в начальной школе.

Цель урока: путем наблюдения и сравнения познакомить обучающихся с современной единицей длины - сантиметр....

«Использование ИКТ на уроках в начальной школе» (УМК « Школа России»)

Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. Информационные ...

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе»

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе»....

"Эффективность использования ИКТ на уроках в начальной школе. С. Г.Касилова учитель начальных классов

P { margin-bottom: 0.21cm; }STRONG { font-weight: bold; }  В современном обществе происходит стремительное развитие науки и техники, в частности появление новых информационных технологий, ко...

Мастер – класс по теме : «Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС. Использование сказки на уроках в начальной школе ».

1)      Осознание  основных критериев современного урока; 2) Повышение интереса педагогов к современным технологиям;·...