Моя работа в системе Л.В. Занкова
статья по теме

Юмангулова Роза Рифовна

Хотелось бы поделиться своим опытом работы в развивающей системе Л.В. Занкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_pedagogicheskogo_opyta.docx519.58 КБ

Предварительный просмотр:

Работая в русле единой стратегической темы лицея №12 «Развитие творческой активности с повышенным адаптационным потенциалом учащихся», я уделяю большое внимание общему личностному развитию моих учеников, поэтому я осознанно выбрала в качестве гуманно-личностной педагогики переход от знаниевой парадигмы в обучении, к  развивающей. Именно такой подход к личностно-ориентированному обучению отражает тема моей работы: «Развитие личности ребенка средствами технологии развивающего обучения». Ей я посвятила 13 лет. Я убеждена, что современная развивающая система обучения предполагает реализацию главной цели образования сегодня – научить детей учиться. Выполнению данной цели служит сделанный мною выбор работы по системе Л. В. Занкова.

К тому же общая целевая установка в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (2009 г.), совпадает с целью системы развивающего обучения Л.В. Занкова, сформулированной более полувека назад как «достижение оптимального общего развития каждого ребенка». Такое совпадение целей объясняется тем, что и новый Стандарт, и система развивающего обучения Л.В. Занкова имеют общее психолого-педагогическое основание. Таким является, прежде всего, теория Л.С. Выготского, включающая идею о том, что обучение ведет за собой развитие и должно осуществляться не на уровне актуального развития, а в зоне ближайшего развития учащегося.

Пониманию соотношения обучения развития соответствует особый тип обучения, который характеризуется исключительным вниманием к содержанию и организации педагогического процесса, отражающего социокультурный опыт, социальный заказ, с одной стороны, и столь же исключительным вниманием к внутреннему миру ребенка: его индивидуальным и возрастным особенностям, его детским потребностям и интересам - с другой.

 Развитие Л.В. Занков понимает как целостное движение психики, когда каждое новообразование возникает в результате взаимодействия интеллекта, воли, чувств, нравственных представлений ребенка. Речь идет о единстве и равнозначности в развитии интеллектуального и эмоционального, волевого и нравственного, то есть тех качественных характеристик развития личности ребенка, требования к уровню сформированности которых сегодня сформулированы во ФГОС начального общего образования как «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования».

Особый педагогический интерес для меня представляют методика преподавания, использование новейших технологий, так как они направлены на развитие и реализацию  дарований ребенка, его личностной природы, обеспечивает широту знаний и прочность навыков обучающихся, даёт возможность всем детям без исключения проявить и раскрыть свои способности, творческий потенциал, подразумевающий высокую социализацию в будущем. Владение этим инструментарием позволяет мне как педагогу расширить представление о том, что педагогический процесс творческий и многогранный, проявлять смелость и неординарность мышления, формировать ярко выраженный мотивационный подход в обучении, развивать творческое мышление у школьников. Я нашла свой стиль в занковской системе: она не даёт расслабляться, требует от учителя постоянного осмысления материала, к урокам готовиться - одно удовольствие. Да и сами уроки кардинально отличаются от уроков по другим системам и учебным комплектам: это уроки-рассуждения, уроки осмысленного учения.

2. Цели и задачи обучения и воспитания. Методическая цель – создание благоприятных природосообразных условий для раскрытия и развития духовных и творческих сил, зреющих в ребёнке, в соответствии с его умственными и физическими возможностями на основе реализации ведущих идей системы развивающего обучения. Формирование  творческой личности, которая стремилась бы  максимально  реализовать  свои возможности,  была бы  открыта   для восприятия   нового  опыта,   способна  на  осознанный  и ответственный  выбор  в разнообразных  жизненных   ситуациях – вот главная моя педагогическая задача. 

3. Сущность опыта заключается в последовательном переводе учащихся на более высокий уровень обучаемости через реализацию основных принципов системы развивающего обучения Л.В. Занкова.

В основе теоретического осмысления опыта лежат идеи Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, А.А. Леонтьева, Н.Н. Светловской, М.И. Омороковой,  В.Н.Аксеновой.

4. Трудоемкость опыта заключается в осмыслении, анализе накопленного опыта, в создании условий для самостоятельной деятельности, осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода в процессе реализации системы развивающего обучения.

5. Доступность опыта может быть использован учителями начальных классов школ любого типа. При всем богатстве и необычности содержания учебников в них заложен обязательный образовательный стандарт. Поэтому в случае житейской необходимости можно перевести ребенка на обучение по другой системе, начиная с любого класса. Он легко впишется в новые условия.

6. Основные противоречия и пути их разрешения. Стремлением к развитию личности каждого ребенка, как индивидуальности – одна из главных проблем создания личностно-ориентированной системы обучения, всей педагогической деятельности учителя. Она порождает противоречия, разрешение которых пронизывает всю систему работы.

Основные противоречия

Пути их разрешения

1.Противоречие между социальной средой и участниками образовательного процесса в условиях обновленной среды.

Преодоление стереотипов мышления педагогов, родительской общественности:

  1. по отношению к базовому содержанию обучения;
  2. к подаче знаний через систему развивающего обучения;
  3. отказа от авторитаризма и принятие личностно-ориентированной, гуманной педагогики.

2.Противоречие в согласовании ведущей роли обучения с чрезвычайно бережным отношением к внутреннему миру ребенка, с предоставлением простора его индивидуальности, то есть в согласовании внешних и внутренних факторов развития. Осознание единства и постоянной противоречивости этих двух начал.

Более глубоким познанием особенностей детей педагогами, психологами, физиологами, дефектологами, с одной стороны, и с разработанностью общепедагогических, дидактических проблем современного образования–с другой.

3.Противоречие между нарастающим объемом информации, включаемым в образовательное пространство и возможностью организации его усвоения.

В соответствии с основными идеями

Л. В. Занкова, следует ориентировать учащихся стремиться добывать, открывать, получать знания, выдвинув определенные гипотезы, решая проблемные задания и задачи; учить использовать знания, преодолевая знанием свое незнание.

4.Противоречие между обновленным содержанием образования и системой оценок достижений учащихся или измерителями.

Ориентация учителя на изучение не только хода усвоения детьми знаний, умений, навыков, но и их развития, причем не только интеллектуального, а общего развития. Изучению общего развития придается приоритетное значение. Чтобы удовлетворять этим требованиям изучение результативности должно осуществляться на двух уровнях:

1 – уровень непосредственных наблю-дений за участниками педагогического процесса без применения специальных методик;

2 – уровень более глубокого, детального изучения результативности. Осуществляется с применением специальных методик, приемов, заданий.

Осуществление психолого-педагоги-ческого скрининга в классе.

Разрешение противоречий пронизывает всю систему работы, осуществляется в процессе преподавания, обновления содержания, форм и методов работы, использования технологий, направленных на разрешение заявленной темы.

И еще один нюанс: деятельность учителя будет успешной, если к преподаванию относиться не только как к науке, но и искусству, постоянно повышая свой теоретический уровень.

Работая над темой «Развитие личности ребенка средствами технологий развивающего обучения», классифицировала все источники по определенным группам.

Первая группа источников – документы нормативно-правового характера, в которых раскрываются приоритетные положения по вопросам развития личности ребенка на международном, российском, региональном уровнях.

Во вторую группу источников - я выделила труды выдающихся ученых, которые стояли у истоков создания модели развивающего обучения. Чешского педагога Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского, русского психолога и педагога П. Ф. Каптерева, Л. Н. Толстого, который был одним из первых теоретиков школы свободного воспитания, А. С. Макаренко, считавшего принцип индивидуального подхода к детям основополагающим ,при организации и воспитании детского коллектива, Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, Идеи дидактической системы Л. В. Занкова, принципы, методика описаны в данной работе с точки зрения практического использования.

В третью группу мною отнесены те источники, в которых раскрываются вопросы практического применения теории развивающего обучения, освещаются подходы к, классификации технологий, способные обеспечить становление личности ребенка.

Помогает общение с коллегами, в различных сообществах в Интернете, в частности в сообществе Занковцев.

7. Принципы работы.

В своей практике, я опираюсь  на основные дидактические принципы системы Л. В. Занкова, которые имеют регулирующую и направляющую роль в системе развивающего обучения.

  1. обучение на более высоком уровне трудности;
  2. изучение материала более быстрым темпом;
  3. ведущая роль теоретических знаний;
  4. осознание процесса учения;
  5. работа над развитием всех учащихся, в том числе и самых слабых, и самых сильных.

А также на принципы гуманной педагогики, разрабатываемые Шалвой Александровичем Амонашвили:

– это любить ребенка. Учитель должен излучать человеческую доброту и любовь, без которых невозможно воспитать гуманную душу в человеке.

– это очеловечить среду, в которой живет ребенок.

– прожить в ребенке свое детство.

 «Принципы эти очень просты, как всякая истина, только нужно принять их за истину, пропитаться ими, строить на них свою деятельность»-говорил Шалва Александрович

У детских врачей есть правило: перед встречей с ребенком согрей руки. Думаю, что учителю необходимо помнить не только о тепле рук, но и тепле  своей души.

Убеждена, что в отношениях с детьми нужна душевность, искренность в союзе с сотрудничеством и сотворчеством.

Совместная работа приносит наслаждение, увлеченность, вызывает активность и способствует проявлению лучших человеческих качеств. Для осуществления данного принципа руководствуюсь следующим:

  1. Перехожу от формулы «Я тебя учу» к алгоритму «Мы с тобой учимся», ведь ученик и учитель растут вместе.
  2. Я равноправный участник учебного процесса, но с направляющей функцией. И мое мнение – одно из многих.
  3. Сочетаю фронтальную работу с работой в группах.

Сотворчество – счастливое состояние духа.

8. Развитие личности ребенка средствами технологий  развивающего обучения (на основе дидактической системы Л. В. Занкова)

Изучая психолого-педагогические механизмы развития личности ребенка в исследованиях Л.С. Выготского, Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, обнаружила, что развитие личности с одной стороны, тесным образом связано с такими процессами, как ощущение, восприятие, представление, т.е. с чувственным опытом ребенка. С другой стороны развитие связано с такими процессами, как внимание, память,  мышление. Значит, необходимо развивать комплекс свойств личности: и мышление, и внимание, и память. В этом мне очень помогают наши учебники по системе Л.В. Занкова, которые содержат богатейший материал по развитию творчества учащихся, позволяют выполнять  умозаключение  без наглядной опоры,  сопоставлять   суждения  по   определенным правилам. Тщательно подобранный материал этих учебников помогает развивать скорость мыслительных процедур, преодолевать «костность» мыслительных действий.

 Регулирующую и направляющую роль в системе развивающего обучения имеют дидактические принципы и типические свойства методики:

  1. многогранность;
  2. процессуальный характер;
  3. коллизии;
  4. вариантность;

Своим союзником и большим помощником в деле обеспечения познавательной активности учащихся и развития творческой деятельности считаю  учебник Математики  под редакцией И.И.Аргинской. А именно его структурная организация, которая решает и такую проблему, как дифференцированный подход к обучению.

В заданиях учебника математики И.И.Аргинской  есть решение задач разными способами, что соответствует обучению на высоком уровне трудности, а также и принципу осознания школьниками процесса учения, принципу развития всех учащихся – как слабых, так и сильных. Думаю, что и все свойства методической системы. Я очень люблю эти задания. Вижу, как у ребят загораются глаза, когда они находят сразу несколько способов. Как их захватывает этот процесс. Когда есть выбор при решении задачи, варианты ее оформления – это делает ребят  свободными, спокойными, появляется возможность его успеха, возникает устойчивость важной для жизни мысли: "Всегда можно найти выход из сложной ситуации". Это наш девиз с ребятами.

 На 1 этапе осмысления и восприятия содержания задач учащимся предлагаю выполнить классификацию по какому-либо общему признаку: схожесть фабул задач. Преследуется задача развить глубинное многоаспектное мышление, умение видеть задачу одновременно  с разных точек зрения. При этом  ребенок не может вычленить глубокий признак задачи – математический смысл. Предлагаем ученику интерпретировать ее в виде символов или схем. Это дает возможность наглядно представить соотношения между величинами, отрабатывается умение отделять неизвестное от известного, вычленять данное и искомое, развивается логическое мышление, математическая речь.

Например, даны задачи:

  1. На складе было 280 кг фруктов, причем груш было 60 кг, апельсинов в 2 раза больше, чем груш. Сколько кг яблок было на складе?
  2. Туристы за 3 дня прошли 118 км. В первый день они прошли 30 км, во второй день в 2 раза больше, чем в первый. Сколько км они прошли в третий день?

- Сравните эти задачи. Что интересного вы заметили?

- Они похожи по смыслу.

-Составьте схему к первой задаче. Сможете ли вы составить схему ко второй задаче самостоятельно. Что можете сказать о решении этих задач? Способ решения будет одинаковый или разный?

- Сколько вариантов решения вы можете предложить?

Перед решением задачи, возможно использовать следующие формы ее записи, если это необходимо ученикам:

– краткую запись с использованием общепринятых условных обозначений (вот аргумент в ее защиту: требует внимательного чтения текста задачи, "дисциплинирует" числа, позволяет установить взаимосвязь между величинами);

– графическое моделирование задачи;

– таблицу;

– схематическое моделирование;

– рисунок;
– предметное моделирование.

В своей работе я разделяю такие способы решения задач:

1) арифметические;

2) алгебраические;

При выполнении решений задач разными способами записи оформляем по-разному:

– решение по вопросам;

– решение с пояснением (эти две формы используются при решении редко встречающихся или совершенно новых видах задач, чтобы развивать речь учащихся, помогать в приобретении умения кратко и точно формулировать свои мысли);

– выражением (этот вариант оформления способствует обобщению);

– возможно использование самой обобщенной записи.

Как мы решаем эти задачи:

1 способ:

  1. 60 * 2 = 120 (кг)- апельсинов
  2. 60 + 120 =180 (кг) – апельсинов и груш вместе
  3. 280 – 180 = 100 (кг) – яблок

2 способ:

  1. 280 -60 = 220 (кг) – апельсинов и яблок вместе
  2. 60 * 2 = 120 (кг) - апельсинов
  3. 220 – 120 = 100 (кг) – яблок

3 способ:

  1. 60 * 2 = 120 (кг) - апельсинов
  2. 280 – 120 = 220 (кг) – яблок и апельсинов
  3. 220 – 120 = 100 (кг) яблок

4 способ:

Все яблоки и апельсины составляют 3 части, тогда:

  1. 60 * 3 = 180 (кг)- апельсинов и груш
  2. 280 – 180 = 100 (кг) - яблок

Алгебраический способ решения этой задачи:

Пусть х кг – яблоки,

тогда: 60 +60 * 2 + Х = 280

180 + Х = 280

Х = 280 – 180

Х = 100

Хотелось бы привести еще один пример работы над задачей.

После урока труда осталось 15 листов желтой бумаги, 13- голубой, а белой столько, сколько желтой и голубой вместе.

Дополни это условие таким вопросом, чтобы получилась простая задача. Запиши вопрос и реши задачу.

  1. Поставь и условию такой вопрос, чтобы задача была составной. Запиши вопрос и реши новую задачу.

Сколько тебе потребовалось действий?

-Можно ли поставить к условию такой вопрос, чтобы для решения задачи требовалось выполнить больше двух действий? Объясни.

  1. Измени условие так, чтобы увеличение количества действий стало возможным. Запиши новое условие и реши задачу.
  2. При затруднении подумай, подойдет ли такое условие.

После урока труда осталось 15 листов жёлтой бумаги, голубой на 2 листа меньше, чем жёлтой, а белой столько, сколько желтой и голубой вместе.

Данные задания отличаются наличием в них поисковых элементов, индивидуальный подход к заданиям повышенной сложности ( а это как правило последние пункты задач, требующие творческого поиска), до которых доходят сильные учащиеся, ведь именно им важен высокий уровень трудности, чтобы обеспечить условия для интенсивной умственной работы, а слабые тоже должны испытывать затруднения, прежде, чем им будет оказана дозированная помощь через пошаговые инструкции либо учителем, либо автором учебника. Задача данной помощи заключается в снижении уровня трудности, не снижая при этом степень самостоятельного учения.

В ситуации затруднения выполнения какого-либо пункта учеником помогает ему, отсылая к пооперационным указаниям, при которых задание выглядит уже полностью адаптированным,  т.е. учебник выполняет и контролирующую функцию, являясь хорошим средством развития самоконтроля учащихся. Учитель же имеет возможность проследить за тем, что ученик выполняет самостоятельно и тем, что он выполняет, используя помощь, устранить причину затруднения и принять необходимые меры для их устранения.

Нечаева Н.В. говорила, что только тогда будет результат, когда все предметы будут работать над скоростью мыслительных процедур.

Задача учителя - будить мысль, давая простор самостоятельным суждениям, выводами умозаключениями детей, не сообщать в готовом виде то, к чему ученики могут прийти, путем собственных умственных усилий.

Л.В. Занков говорил о достаточно высокой орфографической грамотности учащихся по русскому языку, объясняя, за счет чего это происходит. Он выделил два фактора: 1. Влияние общего развития на грамотность. Далеко не всё определяется орфографическими правилами, грамотность зависит и от общего развития 2. Влияние на грамотность фонематического слуха. Его наличие зависит от жизненного тонуса ученика, высокого тонуса коры головного мозга, от влияния способов обучения с использованием заданий поискового характера, которые дают, как считал Занков, эмоциональный положительный настрой. Дети интенсивно заняты тем, что происходит на уроке, а это повышает общий тонус. В методике преподавания русского языка много такого, что заставляет быть настороже, быть внимательным, вызывает стремление разобраться. Я бы еще добавила, что за каждой орфограммой, стоят умственные действия. В этих условиях ученику часто нужно перестраиваться, происходит интенсивная умственная работа, сопровождаемая разными эмоциональными состояниями.

Приведу примеры упражнений из учебника Поляковой А.В.

  1. Рассмотрение ряда объектов по одному общему признаку.

Первое такое задание представлено в упражнении № 20 для 1-го класса. Дан ряд слов: сон, сын, сад, рот, рыл, рак, дом, дым, дал, вол, выл, вал.

Учащиеся должны распределить слова на три равные группы. Устно (или на доске) дается инструкция: «Прочитайте слова. На какие три равные группы можно разделить эти слова? Запишите каждую группу в отдельный столбик».

Ход рассуждений ребенка определяется заданием разделить слова на группы, что предполагает их сравнение, нахождение различия и сходства.

Первые же слова (сон – сын) наблюдательных детей приведут к выводу: слова различаются буквами, обозначающими гласные звуки. Если этот признак будет распространен на все остальные слова, последует вывод, что в словах встречаются три буквы, обозначающие гласные звуки, – о, ы, а; следовательно, в каждой группе должны быть слова с одной из этих букв:

Сон      сын       сад

Рот      рыл       рад

Дом      дым     дам

Вол        выл         вал  

Другие дети могут зафиксировать различия слов по их значениям. Допустим, так:

1) одушевленные – сын, рак, вол (само понятие одушевленности им еще неизвестно, но интуитивно дети могут выделить признак «живые»);

2) неодушевленные («неживые») – сон, сад, рот, дом, дым, вал;

3) «что-то делают» – рыл, дал, выл.

Это яркий пример неправильной группировки, так как дети опираются на разные основания.

Нужно предвидеть и линию анализа детьми слов по начальным или конечным буквам согласных. Но разных букв согласных больше чем три, следовательно, искомых трех групп тоже не получится.

Немалую роль в развитии творческих способностей детей играет и постановка домашнего задания. Помимо заданий обязательных для всех учащихся присутствуют и задания дифференцированного характера. Особенно мне хотелось бы остановиться на творческих домашних заданиях. Исходя из собственного опыта  и опыта своих коллег, считаю, что наиболее приемлемы для учащихся начальных классов следующие их виды;

  1. Мини-сочинения. Цель: выявить отношение к рассматриваемой проблеме.
  2. Составление вопросов проблемного характера. Цель: умение выделить главное в изучаемом произведении, обратить внимание на детали.
  3. Кроссворды. Цель: углубить знания об изучаемом произведении, привлечь внимание к деталям
  4. Письма. Цель: ломка стереотипов поведения, мышления, речи
  5. Динамические картинки. Цель: развитие логического мышления учащихся.

Любовью к ребенку пропитан и учебник литературного чтения в системе Л.В. Занкова. Уроки литературы мои самые любимые!

На всех страницах этого учебника царит- любовь к матери, Родине, природе. Учебник рассказывает детям о них самих, об их жизни, учит переживать, чувствовать, понимать окружающую действительность. Наблюдение, сравнение – главные помощники детям. Здесь прослеживаются все типические свойства методики: и многогранность, и процессуальный характер, и коллизии, и вариантность;

На уроках литературного чтения мы часто отправляемся на заочные экскурсии в картинную галерею. Здесь дети знакомятся с авторами картин и их шедеврами. С интересом рассматривают картины М. Шагала, Н. Рериха, ощущают ночную прохладу А. Куинджи, слышат шум сосновой рощи И. Шишкина, пропускают жизнь картин через себя. Они уже не только смотрят, но уже видят, слышат и передают свои ощущения от увиденного. Через чувства ощущают силу слова. Учатся удивляться и радоваться всему живому, понимать язык природы, сопереживать, передавать увиденное людям. Много споров о том, нужна ли японская поэзия в составе учебных книг для обязательного чтения, нужно ли знакомить младших школьников с непереводимыми хокку. И пока учёные спорят, мои дети читают хокку, философствуют об их содержании и придумывают свои трёхстишия. Хокку рождаются и на уроке окружающего мира, и даже на уроке математики. А вот какое хокку сочинил мой ученик, у которого умер отец.

За окном  дождь.

И видны нити дождевые

Побольше играйте с папой

Пока он рядом с вами.

На страницах учебника хватает места и котенку Гав, и синей птице счастья, и Каменному королю. Вместе с детьми мы открываем поэзию Д. Кедрина, С. Чёрного, И. Пивоваровой и погружаемся в произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, Фета, С. Есенина. К концу 4 класса уже большая часть учащихся считает урок литературного чтения любимым, знает наизусть многие стихи, пытается, как можно точнее сформулировать впечатления о произведении, выделять основные элементы сюжета, сочинять свои стихи такие трогательные, незатейливые, проникновенные. Я люблю учебник литературного чтения и не мыслю урока без похода в картинную галерею, без рисунков к прочитанному произведению, без перевоплощения учеников в героев произведения. К Новому году мы с 4 классом обязательно показываем  театральную постановку по изученному произведению «Щелкунчик».

Главным стимулом для формирования мотивов учебной деятельности в системе развивающего обучения является вовлечение обучающегося в учебно-исследовательскую и собственно проектно-исследовательскую деятельность, создание учебных ситуаций, когда перед ребенком возникает познавательная трудность, неожиданное задание или учебная ситуация. Этому служит в целом разнообразие заданий и предлагаемых видов деятельности на уроках окружающего мира. Часто на уроках окружающего мира предлагаю поисковые задания: «Узнайте всё о пустыне», «Можно ли прожить без воды?» и т.д. Дети пишут интересные сообщения-рассуждения, составляют свой гороскоп относительно  зодиакального созвездия, - всё это вызывает интерес у детей. Хочу поделиться опытом своей работы по развитию познавательных способностей на уроках интегрированного курса "Мы и окружающий мир" в системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Расскажу о наиболее удачных и интересных уроках разных по форме и некоторых элементах в уроке обучения в интегрированном курсе "Мы и окружающий мир", целью которых является развитие познавательных способностей и их роли в успешном обучении.

 Предлагаю фрагмент из урока-экскурсии.

Цель: сформировать понятие "растительное сообщество".Придя на нужное место (поляну), предлагаю осмотреться вокруг. Спрашиваю: "Что вы видите?"  

- Деревья, кусты, пожухлую траву, ручей, небо...

Ставлю проблему: " Есть ли в лесу этажи?".

Сообщаю, что это ярусы леса. Разрешаю обойти лес краем и понаблюдать, увидеть что-то интересное. На вопрос: " Что такое лес?" дети отвечали по-разному. После дискуссии сообщаю, что лес это природное сообщество. Даю определение природному сообществу. Сообщаю, что, внутри сообщества существуют тесные взаимосвязи между группами растений, между группами животных, между совокупностью растений с группами животных. Для активизации мыслительной деятельности учащихся, для развития наблюдательности, воображения, логического мышления, самостоятельности являются опыты и практические работы. Так на уроке по теме: "Почва и её свойства" учащиеся затрудняются в доказательном ответе на вопросы: " Есть ли в почве вода? А воздух? Из чего может состоять почва? Предлагаю разделиться на три группы. Каждой группе проблема. Создаю все условия для опытов. Для первой группы - стакан воды, комочек почвы. Для второй группы - прокаленная почва, стакан с водой, палочка. Третья группа работает со мной. Спиртовка, жестяная банка с почвой, стекло. В ходе опыта, в результате действий, дети делают выводы и записывают их в тетради. В каждой группе свой "научный сотрудник", который затем рассказывает, что они наблюдали. В практических работах большая роль отводится непосредственно наблюдениям, которые служат источником знаний об окружающем мире и формируются такие важные качества, как наблюдательность, исследовательский подход к "добыванию" знаний.

Задача учителя так организовать учебную работу, чтобы она давала как можно больше "пищи" мыслям, чувствам и волевым проявлениям личности ребенка.

Самостоятельная работа. Во время проверки возникают коллизии. Мухомор - гриб съедобный или несъедобный? Выясняется, что все же несъедобный гриб, но он служит лекарством для животных, является съедобным, так им лечатся лоси.

Реализовать сложную задачу по формированию познавательной деятельности младших школьников мне позволяют такие формы уроков, как уроки в форме соревнования и игры; кроссворды, викторины; уроки с имитацией публичных форм общения; устный журнал, пресс-конференция, смотр знаний, уроки с использованием фантазии, урок-подарок.

Любой урок в системе развивающего обучения представляю по схеме:

Структура урока

  1. Тема урока.
  2. Постановка проблемы.
  3. Поиск решения:

а) выдвижение гипотез;

б) проверка гипотез.

  1. Решение проблемы.
  2. Продуктивные задания на воспроизведение знаний.

Схема этапов мыслительного действия

Задача

Осознание                       Появление

вопроса                        ассоциаций

Отсев ассоциаций

Появление предложений

Проверка предложения

(не подтвердилась)

Появление нового предположения

Проверка (подтвердилась)

Решение задачи

Действие

Начиная урок, я словно открываю занавес и предлагаю ученикам стать зрителями и участниками премьеры, во время которой под влиянием слова рождаются мысли, открытия, чувства. И в этой премьере обязательно есть место улыбке и шутке. Они делают отношения между детьми, детьми и взрослыми добрыми, непринужденными, доверительными. Поэтому своё отношение я строю на одном из принципов гуманизма: человеколюбие. Вся система работы с детьми и их родителями строится именно в этом аспекте:

Внедрение развивающего обучения требует кардинального изменения отношений учителя и ученика в учебном процессе, стиля поведения педагога – таким образом, чтобы имела место ситуация, в которой ученик учится сам, а учитель осуществляет всестороннее управление его учением, т.е. мотивирует, организует, координирует, консультирует. На моих уроках дети часто работают в группах сменного состава. Такие ситуации учебного процесса позволяют наравне с обучением умственному труду, воспитывать партнёрские отношения в споре (учитель — ученик, ученик — ученик), уважение мнений других, уверенность в себе. Любой урок рассматривается по схеме, где главным становится отношение «ученик - ученик», через которое воспитывается культура диалога, творческое педагогическое сотрудничество.

Учитель

Ученик

  1. Диалог учителя и ученика в качестве равных собеседников

Ученик

  1. Внутренний диалог        ученика-мыслителя с самим собой

Для результативности обучения, по мнению Л.В.Занкова, не безразлично, захвачен ли школьник познанием нового или учение оставляет его равнодушным. Учение должно пробуждать положительные эмоции, чувство радости познания, радости открытий. И моя задача как учителя состоит не только в том, чтобы обеспечить прочные знания, но и в том, чтобы научить их добывать самостоятельно. Считаю, что наилучший путь движения: от мотива к цели, т.е. когда ученик имеет определенный мотив, побуждающий его стремиться к заданной учителем цели. Образовательные цели определяю для себя, ориентируясь не только на требования стандарта программы, но и прежде всего исходя из уровня развития ребенка, из того, что он знает, что он умеет, чем он владеет? С этой целью совместно с психологом школы, используя методику «Определение умственного развития детей», составляю диагностическую карту каждого ребёнка, а затем организую учебную деятельность с учетом индивидуального развития каждого ученика.

В качестве одной из главных психических реальностей при исследовании творческих процессов мышления была открыта проблемная ситуация, которая, как отмечают психологи, является начальным моментом мышления.

Условие

возникновения

Процесс

Приёмы

Результаты

Формы

реализации

Анализ

Синтез

Сравнения

Обобщения

Проблемные ситуации

Мышление

Продукт мышления

Суждения

Понятия

Умозаключения

Проблемная ситуация – центральное звено развивающего обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений. Мысль ребенка рождается, если он сам ищет ответы на вопросы, спорит, ошибается, отстаивает свое мнение. Поэтому одним из условий повышения развивающей и воспитывающей роли урока в начальных классах считаю включение школьников в разнообразную психическую деятельность с учетом активной позиции ученика в процессе обучения. И моя роль как учителя – умело сформулировать вопрос, направить ученика на путь поиска ответа. Я верю, что каждый ребенок талантлив и неповторим. Чтобы раскрыться, одному нужна хорошая оценка, другому – поощрение. Главное для учителя – позволить каждому быть собой, не подавить того, кто не похож на других, сберечь «неповторимую прелесть индивидуальности».

               понимание

признание

принятие

Учитель

Ученик

Свободный

Активный

Уважающий себя

Уважающий других

Открытый

Дружелюбный

Инициативный

Для пробуждения радости познания и творческого развития детей следует серьёзно подходить к отбору содержания учебного материала. В этом смысле заслуживают внимания задания, допускающие не одно возможное решение, а несколько. Задача в этом случае не сковывает ученика жесткими рамками одного решения, а открывает ему возможность для поиска и размышлений, исследований и открытий. Схемы-опоры, таблицы, сигнальные карточки, плакаты, занимательные упражнения давно стали моими помощниками в работе.

Постановка проблем, совместный поиск их решения, ролевая игра, сказка, соревнование — вот те средства, которые помогли мне открыть детское сердце, сделать пребывание на уроке радостным, успешным. Игровые моменты снимают усталость, оптимизируют соотношения статических и динамических компонентов урока. Таким образом, решаются основные задачи валеологизации обучения. Наблюдая за ребятами, я замечаю их небывалый интерес к новым информационным технологиям. У детей появилась большая возможность познавать окружающий мир через различные новейшие источники информации. Я стараюсь развивать этот интерес и использовать его для изучения различных предметов, чтобы учащиеся чувствовали себя также комфортно на уроке, как и в общении с компьютером. Работая с компьютером, учащиеся глубже вникают в суть вопроса. Средства графики и музыкальный фон снимают напряжение, способствуют эстетическому воспитанию. В процессе обучения использую как готовые компьютерные продукты такие как «Веселая каллиграфия», «Юный художник», «Фраза», «Естествознание», так и компьютерные презентации, выполненные своими силами, учебного материала; способствует активизации учащихся.

Функции компьютера

В качестве обучающего средства

Как инструмент деятельности учащегося

Демонстрационная (презентации, слайд-шоу, видеоролики, мультимедийные диски).

Контролирующая – тестовый контроль знаний.

Развивающая – реализация эвристических методов решения поставленных задач.

Оформление творческих работ, рефератов.

Самоконтроль (тестирование)

Творческая, исследовательская деятельность

9. Результативность обучения

Результаты  работы по развитию  логического мышления в моем классе по системе Л. В. Занкова регулярно отслеживались психологом и мною. За три года произошёл рост показателей уровня развития логического мышления.  А также вырос процент качества знаний учащихся.

Таким образом, я увидела результативность системы работы.

Уровни развития творческого потенциала учащихся

Анализируя работу детей, наблюдаю не только оригинальность, ассоциативность, эмоциональность, но и адекватность, полноту и содержательность.

Показатели успеваемости и качества знаний

Эффективность развивающего обучения доказана теоретиками и хорошо познаётся практиками. А мне оно помогает дать не только  глубокие знания, но и поднимать своих учеников на более высокую ступень развития. Творческая активность благоприятно влияет на здоровье. Поиск здоровьесберегающих технологий привел меня к упражнениям на релаксацию, валеологическим минуткам, приёмам самовнушения.  

Все это помогает мне решать главную задачу образования: формировать целостную личность, способную активно и самостоятельно  овладевать знаниями, обладающую чувством собственного достоинства, неиссякаемым трудолюбием и, наконец, креативностью, то есть возможностью творчески решать возникающие вопросы.

Анализ проделанной работы позволил увидеть личностные изменения как со стороны учащихся, так и со стороны учителя.

Ученики

Учитель

  1. Развивается творческий стиль мышление, речь, память, внимание.
  2. Формируются качества личности: самостоятельность, пытливость, трудолюбие.
  3. Удерживается познавательный интерес.
  4. Улучшается положительная эмоциональная сторона урока.
  5. Формируются общеучебные умения и навыки.
  6. Появляется осознание себя как субъекта обучения.
  1. Вырабатывается «зоркость» к проблемному материалу. (Ага! Вот здесь возможна проблемная ситуация!)
  2. Возникает необходимость в более детальном анализе материала каждой темы.
  3. Растёт потребность заниматься самообразованием.
  4. Повышается качество управления деятельностью детей на уроке.
  5. Увеличивается осознание творческой возможности учительского труда.

9. Заключение

Эта работа была очень важна для меня. Я осознала необходимость перехода на технологию развивающего обучения. В ходе поисков наиболее эффективных методов обучения я открыла для себя проблемный метод обучения. Это открытие позволило мне под другим углом посмотреть на свою деятельность как педагога и внесло интересный, трудный и результативный поворот на пути становления меня как учителя.  Теперь я могу утверждать, что развитие творческого стиля мышления обеспечивается целенаправленно организуемой деятельностью, когда в центре внимания учителя оказывается проблема не столько получения знаний, сколько процесс включённости ученического интеллекта в решение учебной задачи. В трудах Л.С. Выготского неоднократно подчёркивается мысль о том, что любое обучение должно осознаваться обучающимися людьми. Ученики становятся активными участниками процесса поиска решения, начинают понимать источники его возникновения, осознают причины своих ошибок, затруднений, оценивают найденный способ, сравнивают его с теми, которые предлагаются другими учащимися. При этом и учитель, и учащиеся становятся относительно равноправными участниками совместной деятельности. Многолетний опыт реализации системы общего развития в начальных классах показал, что даже при отсутствии учебников в основном звене, занковских школьников до конца их пребывания в школе отличает учебная и общественная активность, самый высокий в школе показатель поступаемости в вузы, высокие адаптационные возможности.

Л. В. Занков любил повторять слова детской песенки "Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!"

Используемая литература:

  1. Амонашвили Ш.А. Культура педагогического общения. М., 1990.
  2. Аргинская И.И. Математика. Методическое пособие к учебнику 1-го класса четырехлетней начальной школы. – М.: центра общего развития, 1999. – 104 с.
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996
  4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  5. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. — М.: Дом педагогики, 1999, с. 107.
  6. Леонтьев А.Н. К теории развития психологии ребенка/А.Н.Леонтьев-М.:Просвещение,1990 г-361с.
  7. Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. Томск, 1997.
  8. Н.В. Нечаева, А.Г. Ванцян «Система развивающего обучения Л.В. Занкова – что это такое?», Учебная литература, г.Самара, 2006 г.
  9. Занковские чтения. Опыт. Достижения. Перспективы: Материалы первых Всероссийских Занковских чтений. – Самара: Издат. дом «Федоров». 2005 – 400 с.
  10. Современные педагоги-новаторы / под.ред. А.Д.Коровиной. Л., 1984
  11. http://www.zankov.ru
  12. . http://www.vygotsky.ru
  13. http://festival.1september.ru
  14. http://www.uchportal.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема работы: Развитие коммуникативной компетентности младших школьников. (Из опыта работы по системе Л.В.Занкова).

Одним из ключевых компетенций является коммуникативная компетентность. Вот уже четыре года я работаю над авторским проектом «Развитие коммуникативной компетенции младших школьников». Необходимос...

Контрольная работа 4класс (Система Л.В. Занкова)

Контрольная работа  по математике 4класс (Система Л.В. Занкова)...

Обобщение опыта работы по системе Л.В.Занкова учителя начальных классов первой квалификационной категории Титовой Татьяны Алексеевны

Обобщение опыта работы по системе Л.В.Занкова  учителя начальных классов первой квалификационной категории...

Особенности работы по системе развивающего обучения Л.В.Занкова с позиций ФГОС нового поколения (из опыта работы)

Презентация даёт ответы на следующие вопросы:1.Цель обучения2.Основные идеи системы развивающего обучения Л.В.Занкова3.Дидактические принципы системы развивающего обучения Л.В.Занкова4.Методические св...

Моя работа в системе Л.В.Занкова.

Модернизация начального образования связана с новым статусом младшего школьника как субъекта учебной деятельности. Учебно-методический комплект развивающей системы Л. В. Занкова, по которому я работаю...

Обобщение опыта работы по системе Л.В.Занкова

Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества.Таким образо...

Проверочная работа по теме "Нервная и кровеносная система" 4 класс Система Л.В.Занкова

Проверочная работа по теме "Нервная и кровеносная система" 4 класс проводится в качестве проверки знаний учащихся по данной теме, с опорой на знания полученные при изучении данной темы по уч...