Моя работа в системе Л.В.Занкова.
статья на тему

Модернизация начального образования связана с новым статусом младшего школьника как субъекта учебной деятельности. Учебно-методический комплект развивающей системы Л. В. Занкова, по которому я работаю, учитывает данные факторы.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   

 Моя работа в системе  Л.В.Занкова.

 В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие таких качеств личности, как мышление, внимание, память и воображение. В этом возрасте начинается социальное и личностное развитие ребёнка, его вхождение в жизнь общества. Исходя из теории Л. С. Выготского, развитие младшего школьника как личности определяется процессом обучения. Модернизация начального образования связана с новым статусом младшего школьника как субъекта учебной деятельности. Учебно-методический комплект развивающей системы Л. В. Занкова, по которому я работаю, учитывает данные факторы. 
       Я  28 лет работаю учителем начальных классов, из них 8 лет – по системе Занкова. Я уверена, что в детстве чувство всегда предшествует размышлению и является первым учителем, и невозможно повлиять на чувства ребенка, если не прикоснуться к его  душе. Любой урок по системе Л. В. Занкова формирует ум, душу и сердце ребенка.    Работая по системе Л. Занкова, я испытываю радость и удовлетворение: общение детей друг с другом и с учителем сплачивает коллектив, во-вторых, гибкость урока помогает прийти к желанной цели, не отбрасывая мысли учеников, не загоняя их в рамки, в - третьих, введение в урок может произойти совсем неожиданно: например, через проблемную ситуацию.

 Первое знакомство убедило меня в том, что эта  система открывает путь успешности в педагогическом  творчестве для тех, кто заинтересован в получении  положительных  результатов. Но сразу возникла  первая  трудность - тяжело  было  начинать, было очень много  вопросов, пришлось отыскивать ответы на массу вопросов. Внедрение системы  развивающего обучения, ее инновационных  технологий – процесс очень сложный и здесь не приходится  искать  легких  решений.                              Я убеждена, что в отношениях с детьми нужна душевность, искренность в союзе с сотрудничеством и сотворчеством.

Совместная работа приносит наслаждение, увлеченность, вызывает активность и способствует проявлению лучших человеческих качеств. Для осуществления данного принципа руководствуюсь следующим:

- Перехожу от формулы «Я тебя учу» к алгоритму «Мы с тобой учимся», ведь ученик и учитель растут вместе.

- Я равноправный участник учебного процесса, но с направляющей функцией. И мое мнение – одно из многих.

- Сочетаю фронтальную работу с работой в группах.

Сотворчество – счастливое состояние духа.

Своим союзником и большим помощником в деле обеспечения познавательной активности учащихся и развития творческой деятельности считаю  учебник математики  под редакцией И.И.Аргинской. А именно его структурная организация, которая решает и такую проблему, как дифференцированный подход к обучению.

В заданиях учебника математики И.И.Аргинской  есть решение задач разными способами, что соответствует обучению на высоком уровне трудности, а также и принципу осознания школьниками процесса учения, принципу развития всех учащихся – как слабых, так и сильных. Думаю, что и все свойства методической системы. Я очень люблю эти задания. Вижу, как у ребят загораются глаза, когда они находят сразу несколько способов. Как их захватывает этот процесс. Когда есть выбор при решении задачи, варианты ее оформления – это делает ребят  свободными, спокойными, появляется возможность его успеха, возникает устойчивость важной для жизни мысли: "Всегда можно найти выход из сложной ситуации". Это наш девиз с ребятами. 

Л.В. Занков говорил о достаточно высокой орфографической грамотности учащихся по русскому языку, объясняя, за счет чего это происходит. Он выделил два фактора:

1. Влияние общего развития на грамотность. Далеко не всё определяется орфографическими правилами, грамотность зависит и от общего развития.

 2. Влияние на грамотность фонематического слуха. Его наличие зависит от жизненного тонуса ученика, высокого тонуса коры головного мозга, от влияния способов обучения с использованием заданий поискового характера, которые дают, как считал Занков, эмоциональный положительный настрой. Дети интенсивно заняты тем, что происходит на уроке, а это повышает общий тонус. В методике преподавания русского языка много такого, что заставляет быть настороже, быть внимательным, вызывает стремление разобраться. Я бы еще добавила, что за каждой орфограммой, стоят умственные действия. В этих условиях ученику часто нужно перестраиваться, происходит интенсивная умственная работа, сопровождаемая разными эмоциональными состояниями.

Любовью к ребенку пропитан и учебник литературного чтения в системе Л.В. Занкова. Уроки литературы мои самые любимые!

На всех страницах этого учебника царит - любовь к матери, Родине, природе. Учебник рассказывает детям о них самих, об их жизни, учит переживать, чувствовать, понимать окружающую действительность. Наблюдение, сравнение – главные помощники детям. Здесь прослеживаются все типические свойства методики: и многогранность, и процессуальный характер, и коллизии, и вариантность.

На уроках литературного чтения мы часто отправляемся на заочные экскурсии в картинную галерею. Здесь дети знакомятся с авторами картин и их шедеврами. С интересом рассматривают картины М. Шагала, Н. Рериха,   слышат шум сосновой рощи И. Шишкина, пропускают жизнь картин через себя. Они уже не только смотрят, но уже видят, слышат и передают свои ощущения от увиденного. Через чувства ощущают силу слова. Учатся удивляться и радоваться всему живому, понимать язык природы, сопереживать, передавать увиденное людям. Я люблю учебник литературного чтения и не мыслю урока без похода в картинную галерею, без рисунков к прочитанному произведению, без перевоплощения учеников в героев произведения.  

Главным стимулом для формирования мотивов учебной деятельности в системе развивающего обучения является вовлечение обучающегося в учебно-исследовательскую и собственно проектно-исследовательскую деятельность, создание учебных ситуаций, когда перед ребенком возникает познавательная трудность, неожиданное задание или учебная ситуация. Этому служит в целом разнообразие заданий и предлагаемых видов деятельности на уроках окружающего мира. Часто на уроках окружающего мира предлагаю поисковые задания: «Узнайте всё о пустыне», «Можно ли прожить без воды?» и т.д. Дети пишут интересные сообщения-рассуждения, составляют свой гороскоп относительно  зодиакального созвездия, - всё это вызывает интерес у детей.

Начиная урок, я словно открываю занавес и предлагаю ученикам стать зрителями и участниками премьеры, во время которой под влиянием слова рождаются мысли, открытия, чувства. И в этой премьере обязательно есть место улыбке и шутке. Они делают отношения между детьми, детьми и взрослыми добрыми, непринужденными, доверительными. Поэтому своё отношение я строю на одном из принципов гуманизма: человеколюбие. Вся система работы с детьми и их родителями строится именно в этом аспекте.

 Большое внимание уделяю работе с одаренными учащимися.  С каждым годом увеличивается количество учащихся,  занимающих призовые места на    школьных  и  кустовых олимпиадах. Из  всех  многочисленных  профессиональных  ролей  педагога  самая  ответственная - роль  классного  руководителя. Работаю над формированием у каждого ученика мотивации к учению, опираясь на изучение возрастных и индивидуальных особенностей учащихся класса. Использую  разнообразные формы и методы индивидуальной и коллективной работы. В классе создан благоприятный  психологический климат: отношения построены на доброжелательных началах, каждый ребенок чувствует себя комфортно. Дети уверены в себе, свободно выражают свое мнение, не боятся проявлять себя, активны, любознательны, сформирован дружный, доброжелательный классный коллектив.

Работая классным   руководителем  с 1991 года,  изучаю  психологический  климат  в  каждой  семье, настраиваю  родителей  на  взаимодействие. Провожу  диагностику  семей  на  протяжении  всего  обучения  с  помощью  анкетирования  родителей  и  детей, тестирования  и  посещения  семей. Часто организую встречи  с учителями-предметниками, пытаюсь найти эффективные пути повышения качества обучения в классе.

Вопрос организации самоуправления в ученическом коллективе является одним из важнейших вопросов в деятельности классного руководителя. Мне нравится высказывание В.Зиггера и Л. Ланга: На вопрос: «Что означает сегодня «Уметь управлять?», мы получаем ответ: «Управлять – значит приводить к успеху других» и я стараюсь придерживаться его[1, 16].  Работаю над сплочением дружного классного коллектива.  Все учащиеся входят в состав детского самоуправления «союз школьных друзей».

Моя задача – обучить учащихся основам демократических отношений. Ребята должны получить в школе опыт организаторской, управленческой деятельности. В классе слаженно работает президентский совет, министерство культуры, спорта, печати, труда, здравоохранения. Стараюсь вовлечь в соуправление «ученик – учитель – родитель» и родителей. В конце каждого месяца   учащиеся  совместно с классным руководителем  проводят классное собрание, подводят итоги выполненной работы, составляют план работы на следующий месяц.  При подготовке к каким-либо мероприятиям ставят  определенные цели, планируют, готовят и проводят мероприятия, обсуждают и подводят итоги. Я даю им направление, советы; стараюсь, чтобы они самостоятельно добились поставленных целей. При самоуправлении у ребят формируется инициативность, самостоятельность в решении личных и общественных проблем, умение отвечать за свои поступки, ставить цели и достигать их.

Умело организованная и руководимая работа по становлению и совершенствованию деятельности ученического самоуправления позволяет классному руководителю безбоязненно передать некоторые функции классу, активу класса, секторам и командирам. Уже во втором классе мои ребятки без проблем умеют составлять график дежурства, распределяют обязанности, учитывая способности товарища. У нас в классе каждый ученик равноправный участник процесса обучения и воспитания. Дети выступают то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора различных ситуаций. Таким образом,  в классе воспитываются лидеры.

В нашем классе  практикуется проведение совместных родительских и классных собраний. Это может быть 1 раз в год или же, в зависимости от сложившейся в классе ситуации, 2 раза в год. Главной повесткой дня проходят выступление командира класса, отчет командиров секторов, тематическое выступление класса. Все наболевшие вопросы дети и без подсказки сами будут решать со своими родителями. Данная форма позволяет классному руководителю на некоторое время  отойти на второй план.

       Как  классный  руководитель  обращаю  большое  внимание  на  оздоровление  детей. Анализируя состояние здоровья детей, приходящих в первый класс, я обратила внимание, что из года в год уже в дошкольный период растет количество детей с нарушением здоровья.  

На каждом уроке проводим динамическую паузу. Как? Не надо мудрить. Тема урока, содержание учебного материала сами подсказывают, какие упражнения, движения надо делать,  и какие  слова при этом говорить.  Изучаем растительность или животный мир природной зоны – изобразите их; проходим скорость - покажите транспортные средства, как они движутся.

      Наш класс активный участник спортивной жизни нашей школы: День Бегуна, Осенний кросс, Кросс наций, занятия в системе дополнительного образования, посещение кружковых занятий по шашкам и шахматам.

      Большую роль играет  связь с общественностью: это приглашение на классные часы, уроки здоровья медработников, работников ГИБДД, пожарной службы. В классе создан Совет здоровья, который состоит из учащихся родителей, медработников, попечительского совета класса. Совет здоровья проводит большую профилактическую работу

Из-за неравномерности развития, различий личных качеств учащихся организую уровневую дифференциацию этих учащихся на уроке. Разработала дифференцированные карточки, тесты и осуществляю дифференцированный подход при объяснении, закреплении нового материала, задаю учащимся дифференцированные домашние задания. При такой форме работы появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному. Слабые учащиеся испытывают учебный успех, избавляются от комплекса неполноценности. При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию. Такой формой работы стараюсь предупредить неуспеваемость учащихся, улучшить учебную мотивацию и развить познавательные интересы.    С целью реализации дифференцированного подхода практикую проведение мониторинга. направленного на выявление уровня школьной готовности, прогнозирование школьных трудностей. Совместно с учащимися ставлю цели урока, стараюсь создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса, поощряю стремление ученика находить свое выполнение работы, рецензировать работы других учеников. Эту работу я начинаю с 1-го класса и при этом стараюсь развивать индивидуальные познавательные способности учеников, осуществляя личностно-ориентированный подход. Основную цель личностно - ориентированного подхода вижу в том, чтобы помочь растущему человеку раскрыть и развить свои способности, обеспечить ему возможности самореализации, подготовить к самостоятельному решению учебных задач.  

  На моих уроках дети часто работают в группах сменного состава. Такие ситуации учебного процесса позволяют наравне с обучением умственному труду, воспитывать партнёрские отношения в споре (учитель — ученик, ученик — ученик), уважение мнений других, уверенность в себе. Любой урок рассматривается по схеме, где главным становится отношение «ученик - ученик», через которое воспитывается культура диалога, творческое педагогическое сотрудничество.

При организации практической работы учащихся на уроках комбинированного типа всё чаще включаю работу в парах. Но прежде, чем ввести этот вид деятельности, в первом классе провела несколько бесед по теме «Учимся работать дружно». 

Удачно применяю в своей работе технологию моделирования. Моделирование – методический ключ к включению всех детей в работу, то есть на уроке работает каждый ученик. Моделирование учитывает возможности ребёнка, включает его в процесс познания.

В классе проводятся библиотечные классные часы с целью развития познавательной активности учащихся, формирования исследовательских умений учеников и любви к книге. Постоянно в классе организуются выставки новинок художественной литературы, периодических изданий, «походы в  Картинную галерею»  также выставки, приуроченные к памятным датам. Постоянно проводятся викторины, «Звёздный час» в целях развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов. Учащиеся класса участвовали в викторинах, проведённых  газетой «Магрифат», «Пионерская правда».  

В качестве одной из главных психических реальностей при исследовании творческих процессов мышления была открыта проблемная ситуация, которая, как отмечают психологи, является начальным моментом мышления.

Проблемная ситуация – центральное звено развивающего обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений. Мысль ребенка рождается, если он сам ищет ответы на вопросы, спорит, ошибается, отстаивает свое мнение. Поэтому одним из условий повышения развивающей и воспитывающей роли урока в начальных классах считаю включение школьников в разнообразную психическую деятельность с учетом активной позиции ученика в процессе обучения. И моя роль как учителя – умело сформулировать вопрос, направить ученика на путь поиска ответа. Я верю, что каждый ребенок талантлив и неповторим. Чтобы раскрыться, одному нужна хорошая оценка, другому – поощрение. Главное для учителя – позволить каждому быть собой, не подавить того, кто не похож на других, сберечь «неповторимую прелесть индивидуальности».

В познании учеником себя большую  роль играет исследовательская работа. Эта работа начинается у нас с  1 класса и, усугубляясь, становясь всё самостоятельнее, к 4-му классу становится настолько серьезной, что дети в состоянии уже оценить  её объективную ценность. Учитывая  психологические возрастные особенности младших школьников, я стала использовать   метод проектов на уроках окружающего мира, ИЗО, на занятиях кружка «Мои первые проекты», т.к.  именно на этих занятиях можно организовать деятельность обучающихся с опорой на личный опыт ребенка, его природную любознательность, интерес к окружающему миру.

В 1-3 классах исследовательскую работу организовываю как творческую коллективную работу над проектами, в которой принимают участие все ребята, также их родители. В 4-м классе разрабатывались следующие проекты: «Мы строим Экоград», «Я люблю Родину», «Моя семья».  Перед тем, как приступить  к какому – либо проекту, мы вместе с учениками ставим перед собой задачу  проблемного характера и указываем конечную цель работы  на каждом этапе. Идея выполнения проекта «Мы строим Экоград» возникла  при подготовке учащихся к олимпиаде по окружающему миру. После постановки проблемы ученик занимается теоретическим описанием, сбором  и анализом полученных данных, выдвигаются гипотезы, идеи.  Результатом этой работы стала победа  учащихся во Всероссийском конкурсе “Алые паруса”.

 

Невозможно представить работу учителя без использования ИК-технологий.  Современная школа располагает огромным арсеналом техники. Чтоб не случилось головокружения от изобилия, учителю важно помнить главное правило - избегать перебора и перенасыщения  этой технологией. Главным критерием выступают оптимальность и эффективность использования. Нетбук выступает для детей и как средство самоконтроля: учащиеся самостоятельно  учатся оценивать свою выполненную работу, анализируя данные на мониторе.

Умелое использование нетбуков  зависит от того, насколько учитель глубоко продумал ход урока. А именно, на каком этапе урока целесообразно его использование? Опыт показал, что это зачастую такие этапы, как закрепление нового материала, актуализация знаний и контрольная часть урока.

Программное обеспечение SMART Notebook делает занятия интерактивными и интересными. Приобретенные  навыки работы с нетбуком облегчают работу и с интерактивной доской. Для детей особенно интересна работа с сенсорным экраном, где дети нажатием пальца могут управлять работой. На панели управления они самостоятельно находят нужные инструменты и работают на доске (циркуль, линейка, ластик , перо и др.)

Использование флеш- браслетов осуществляется при  выполнении ребенком творческих заданий, создании небольших презентаций на заданную тему урока или внеклассного мероприятия. Творческое и духовное удовлетворение учащиеся получают при демонстрации своих работ перед аудиторией на доске SMART. 

  

Мы все знаем, что каждый наш ученик индивидуален, то же касается и учителей. К внедрению ФГОС каждый учитель был готов по-разному. Легче всего, я думаю, пришлось нам, то есть тем, кто работал по системе Занкова.

 С 1  сентября   2011   года  мы  стали  работать   по  новым  Федеральным государственным   образовательным   стандартам  второго  поколения. Был  утвержден список  учебников  и учебных пособий (УМК), которые наиболее соответствовали  требованиям ФГОС НОО.  В  библиотеке  мы получили новые учебники. Лично  для  меня  и  моих учащихся  этот переход на новые  стандарты  прошел  безболезненно по одной  причине - мы  уже  обучались  по  развивающей   системе  Л.В.Занкова.

   Работая по системе Л.В.Занкова, я по-настоящему поняла отличие подлинно коллективного труда от индивидуального. Когда на уроках ребята ищут, высказывают вслух свои догадки, которые для других являются толчком к новым мыслям, когда дети спорят, друг другу доказывают, вот тогда они коллективно добывают знания.

  В трудах Л.С. Выготского неоднократно подчёркивается мысль о том, что любое обучение должно осознаваться обучающимися людьми. Ученики становятся активными участниками процесса поиска решения, начинают понимать источники его возникновения, осознают причины своих ошибок, затруднений, оценивают найденный способ, сравнивают его с теми, которые предлагаются другими учащимися. При этом и учитель, и учащиеся становятся относительно равноправными участниками совместной деятельности. Многолетний опыт реализации системы общего развития в начальных классах показал, что даже при отсутствии учебников в основном звене, занковских школьников до конца их пребывания в школе отличает учебная и общественная активность, самый высокий в школе показатель поступаемости в вузы, высокие адаптационные возможности.

                                   Используемая литература:

  1.  Амонашвили Ш.А. Культура педагогического общения. М., 1990.
  2. Аргинская И.И. Математика. Методическое пособие к учебнику 1-го класса четырехлетней начальной школы. – М.: центра общего развития, 1999. – 104 с.
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996
  4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  5. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. — М.: Дом педагогики, 1999, с. 107.
  6. Леонтьев А.Н. К теории развития психологии ребенка/А.Н.Леонтьев-М.: Просвещение,1990 г-361с.
  7. Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. Томск, 1997.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Самостоятельная работа с прогностической и ретроспективной самооценкой по разделу «Работа с информацией» 4 класс (работа с таблицами и диаграммами)

Цель самостоятельной работы по математике - определить уровень освоения обучающимися умения читать и заполнять готовые таблицы и столбчатые диаграммы; переводить информацию из таблицы и диаграммы в те...