Здоровьесберегающие технологии.Из опыта работы.
методическая разработка по теме

Мотрева Нина Анатольевна

Важнейшей задачей в  образовательном учреждении является создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, т.е. разработка мер по здоровьесбережению, внедрению здоровьесберегающих технологий в процесс обучения и воспитания.

Здоровье - одна из важных составляющих жизни человека, которая формируется, начиная с самого рождения. От того, как в процессе роста и воспитания складываются жизненно важные привычки и навыки, зависит здоровье каждого отдельного человека и здоровье общества в целом. Вступление ребенка в возраст ученичества повышает нагрузку на весь организм. Именно поэтому охрана и укрепление здоровья обучающихся является не только важной медицинской проблемой, но и актуальной педагогической задачей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.rar2.94 МБ

Предварительный просмотр:

Подготовила:

Мотрева Нина Анатольевна,

учитель начальных классов

ГБОУ «Бежецкая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

для детей-сирот и

 детей с ограниченными возможностями

здоровья VΙΙΙ вида».

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Из опыта работы ».

Здоровье наших детей под влиянием неблагоприятных экономических и экологических условий с каждым годом ухудшается.

Следовательно, основная задача работы в школе  - помочь каждому ребенка с ограниченными возможностями здоровья сохранить и укрепить свое здоровье путем использования специальных здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.

Исходя из этой задачи, выделяют следующие принципы здоровьесбережения:

1.  Создание благоприятной психологической атмосферы в классе,
обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов:
доброжелательный стиль общения; эстетическое оформление класса; наличие в классе разнообразных зон деятельности (учебная, игровая); дисциплина и порядок; музыкальные переменки.

2.         Творческий характер образовательного процесса.

Как известно, обучение без творческого заряда неинтересно и является насилием над собой и другими. А творчество - стимул к учению.

3.  Личностно — ориентированный подход в обучении, то есть учет структуры дефекта каждого ученика, его возможностей и способностей.

4. Осознание успеха ребенка в каждом виде деятельности.

Учителю нет необходимости быть необъективным. Он может выделить какой - то кусочек или аспект работы ученика и похвалить его за старание в определенный период времени.

Содержание  работы включает следующие здоровьесберегающие моменты.

Это прежде всего создание благоприятных условий  для организации учебного процесса, которые зависят от санитарно-гигиенических условий.

Внешние условия учебного процесса:

  1. Освещенность класса 
  2. Оборудование
  3. Проветривание
  4. Растения

Внутренние условия учебного процесса:

Упражнения для профилактики нарушения

  1. Зрения
  2. Осанки
  3. Простудных заболеваний

Ежедневно в  классе проводится по 4-5 уроков, продолжительностью 35-40 минут в зависимости от общего самочувствия обучающихся. Основная учебная нагрузка приходится на 1-3 урок, когда активность обучающихся еще велика.

Большое внимание уделяется посадке обучающихся: положение ног и спины относительно стула, головы и рук относительно парты.

Обязательно 2 раза за урок проводятся различные физкультминутки:

упражнения для снятия общего утомления,

упражнения, корректирующие осанку,

пальчиковая гимнастика,

гимнастика для глаз,

дыхательная гимнастика,

музыкальные паузы.

        Все виды физкультминуток проводятся согласно следующим требованиям:

физкультминутка проводится на начальном этапе утомления;

комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания;

упражнения должны быть разнообразны, т. к. однообразие снижает
интерес к ним.

Использование информационно-комуникативных технологий на уроках способствует  не только разнообразить учебный процесс, но и разнообразить форму проведения гимнастики для глаз. (электронные физкультминутки).

Варианты выполнения физкультминуток различны: сидя за партой, стоя около парты, на ковре.

Каждый комплекс пауз здоровья состоит из 2 физкультминуток продолжительностью 1-3 минуты.

Первая физминутка включает в себя общеразвивающие и снижающие утомление упражнения в стихотворной форме, а вторая - игровые задания, подвижные игры, связанные с темой урока или отвлеченного характера.

Например:

        На уроках письма и развития речи, трудового обучения перед выполнением того или иного задания, мы делаем пальчиковую гимнастику, массаж кистей и пальцев рук и играем в пальчиковые игры.

Кроме этого, на уроках  используются разнообразные приемы работы, чтобы обучающиеся не утомлялись. Введение и закрепление материала проводятся в игровой форме с использованием яркого наглядного материала.

Так, на уроках развития речи при изучении сказок используются элементы театрализации. Это способствует рождению положительных эмоций у детей, снятию психоэмоционального напряжения и, в конечном итоге, усвоению программного материала.

Так как положительные эмоции - это показатель здорового самочувствия, то мы, совместно с учителями и воспитателями классов - групп организуются и проводятся для обучающихся  тематические праздники.

Ученики участвуют в сценках, в танцах, читают стихи и поют песни. Все это радует ребят.

Особенно широкое поле деятельности для привития навыков гигиены и здорового образа жизни содержит материал уроков трудового обучения и развития речи. На этих занятиях мы изучаем «Азбуку здоровья».

«Познай себя»

«Здоровье всему голова»

« Советы Доктора Айболита»

«Движение основа жизни»

« Вредные привычки

« Правильное питание – залог здоровья»

«Моя безопасность»

 «Предметы личной гигиены», «Уход за телом», «Режим дня школьника», « Продукты питания».

Таким образом, используя выше перечисленные здоровьесберегающие образовательные технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, способствуя сохранению и укреплению  здоровья воспитанников, и тем самым повышая их социальную активность.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии (Из опыта работы Дука М.В.)

Ресурс представляет собой описание опыта работы по теме: "Управление здоровьем школьника через здоровьесберегающуюорганизацию педагогического процесса на уроках и во внеклассной работе"...

"Профилактика неблагоприятных эмоциональных состояний у младших школьников" (здоровьесберегающие технологии: из опыта работы)

Сегодня стрессу подвергаются не только взрослые люди, всё чаще в стрессовые ситуации попадают дети и подростки. Неблагополучная обстановка в семье, постоянно возрастающие требования школьной программы...

"Профилактика неблагоприятных эмоциональных состояний у младших школьников" (здоровьесберегающие технологии: из опыта работы)

В работе рассказывается о способах саморегуляции эмоционального состояния младших школьников, приводятся из опыта работы с детьми примеры практических упражнений на снятие излишнего напряжения, рассла...

Здоровьесберегающие технологии. (Из опыта работы)

В данной презентации представлены сдоровьесберегающие технологии, которые помогут снять напряжение и усталость на уроках, а также повысить культуру здорового образа жизни....

Здоровьесберегающие технологии. (Из опыта работы)

В данной презентации вы найдете здоровьесберегающие технологии, которые помогут снять напряжение и усталость на уроках, а также повысить культуру здорового образа жизни....

Особенности применения здоровьесберегающих технологий: из опыта работы педагога-психолога.

Доклад "Особенности применения здоровьесберегающих технологий:из опыта работы педагога-психолога"....

Презентация "Особенности применения здоровьесберегающих технологий: из опыта работы педагога-психолога".

Презентация "Особенности применения здоровьесберегающих технологий:из опыта работы педагога-психолога"....