Особенности применения здоровьесберегающих технологий: из опыта работы педагога-психолога.
материал

Безуглова Анна Андреевна

Доклад "Особенности применения здоровьесберегающих технологий:

из опыта работы педагога-психолога".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности применения здоровьесберегающих технологий:

из опыта работы педагога-психолога.

Безуглова А.А., педагог-психолог

МБОУ «Школа-лицей» №3 им. А.С.Макаренко»

«Забота о здоровье ребёнка – это важнейший труд воспитателя»
В.А.Сухомлинский.

В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современной науке. Очевидно, что проблема сохранения здоровья должна волновать каждого человека. Однако в настоящее время здоровье детского населения в Российской Федерации представляет серьёзную социальную проблему. Ухудшение состояния здоровья характеризуется ростом заболеваемости, изменением структуры и увеличением частоты хронических заболеваний. Также в последние годы обнаруживается тенденция к увеличению количества детей с нарушениями развития.

В связи со сложившейся обстановкой в последние годы в отечественной педагогике и психологии появилось такое понятие, как здоровьесберегающие технологии, которое предполагает консолидацию всех усилий школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья обучающихся.

В общем смысле понятие «здоровье» включает в себя следующие компоненты:

1) соматическое;

2) физическое;

3) психологическое;

4) нравственное.

Приоритетным направлением в работе педагога-психолога является сохранение психологического здоровья обучающихся.

Экспериментальным путём в работе педагога-психолога были определены  направления коррекционного воздействия посредством использования здоровьесберегающих технологий, которые способствуют поддержанию психологического здоровья детей.

Технологии:

1. Интерактивное  взаимодействие. 

Подразумевает коррекционную работу с использованием компьютерных технологий (для развития когнитивных процессов).

Преимущества:

а) Огромный интерес у детей.

б) Широкие мультимедийные возможности:

- хорошая графика;

- динамика в смене изображения;

- экономия временных ресурсов.

Способствует: развитию сенсомоторных  и перцептивных когнитивных функций, повышению эффективности обучения, стабилизации учебной мотивации, развитию творческих возможностей.

2. Невербальное общение.

Невербальный метод групповой терапии, в основе которой лежит

использование двигательной экспрессии.

Одной из основных форм невербального общения является психогимнастика.  Это комплекс специальных заданий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики детей (познавательной и эмоционально-личностной сферы).

Преимущества:

а) Позволяет лучше понимать себя и других.

б) Отсутствует психическое напряжение в процессе общения.

в) Присутствует возможность для самовыражения.

Способствует:  координации коммуникативных действий, преодолению социального инфантилизма, снижению трудностей в произвольной регуляции поведения и деятельности.

Упражнение «Автомобили», «Турист и компас». 

Дети объединяются в тройки. Кладут руки на талию впередистоящего. Первый участник «бампер», второй – «двигатель», третий – «водитель». Дорогу видит только «водитель». «Бампер»  и «двигатель» двигаются с закрытыми глазами. «Водитель» ведет машину так, чтобы не попасть в аварию, не объясняя своих действий.

Все участники должны побывать в разных ролях. Обсуждение ощущений.

Упражнение «Дракон кусает свой хвост»

Звучит веселая музыка. Дети встают друг за другом и крепко держат друг друга за плечи. Первый ребенок – «голова дракона», последний  - «хвост дракона». «Голова»  пытается поймать «хвост», а тот  от неё убегает. Прим. Педагогу необходимо следить, чтобы дети не отпускали друг друга, а также, чтобы в роли «головы» побывали все желающие.

3. Кинезиологические  упражнения – комплекс упражнений, направленных на развитие и активизацию межполушарного взаимодействия.

1) Дыхательные упражнения:

•  Укрепление иммунитета у детей.

•  Ускорение обменных процессов в организме.

2) Глазодвигательные упражнения:

•  Укрепление зрения.

•  Снижение умственного утомления.

3) Телесные упражнения:

•  Нормализация работы нервной системы.

•  Снижение тревожности и стрессовых состояний.

Преимущества:

а) Не утомляет обучающихся.

б) Повышает мотивационную деятельность.

в) Возможность осуществлять произвольный контроль.

Способствует: развитию мелкой и крупной моторики, синхронизации работы полушарий головного мозга, улучшению памяти и внимания, облегчению процессов чтения и письма.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/03/21/uprazhneniya-i-igry-na-razvitie-mezhpolusharnogo 

https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2022/05/28/didakticheskaya-igra-na-razvitie-mezhpolusharnogo 

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/09/10/uprazhneniya-i-igry-na-razvitie-mezhpolusharnogo-vzaimodeystviya 

4. Арт-терапия - комплекс методов художественной деятельности, позволяющий корригировать отклонения и нарушения личностного развития (агрессивности, негативизма, раздражительности).

1) Изотерапия:

• Применение традиционных способов изобразительной деятельности (краски, пластилин).

•  Работа с воском, нитками, природным материалом.

2) Игротерапия:

• Куклотерапия (куклы би-ба-бо, пальчиковые).

• Имаготерапия (воздействие через образ) – сюжетные инсценировки.

3) Сказкотерапия:

•  Библиотерапия (использование литературных текстов).

•  Мульттерапия.

Преимущества:

а) Позитивный эмоциональный настрой детей.

б) Выражение чувств на символическом уровне.

в) Облегчение процесса коммуникации.

Способствует: коррекции эмоциональной депривации (переживание эмоционального отвержения), снижению тревожности и фобий, формированию адекватной самооценки.

5. Релаксационные  комплексы

1) Игры для саморегуляции эмоционального состояния

Упражнение «Пять спичек».

Перед ребёнком на столе лежат пять спичек одна под другой. Первую спичку необходимо поднять со стола двумя большими пальцами, вторую – двумя указательными, третью – двумя средними. Затем четвертую – безымянными пальцами, пятую – двумя мизинцами. В конце необходимо удержать все поднятые спички в течение 10 секунд.

Игра «Сохрани слово в секрете».

Взрослый называет детям разные слова, а они их четко повторяют. Но нужно помнить об одном условии: названия цветов - это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, ребенок должен молча хлопнуть один раз в ладоши.

Примерный список слов: окно, стул, ромашка, ириска, просо, плечо, шкаф, василёк, книга и т. д.

 Прим. Основная задача упражнений на развитие произвольности и саморегуляции - научить ребенка длительное время руководствоваться в процессе работы заданным правилом, "удерживать" его, как говорят психологи. При этом безразлично, какое именно правило вами выбрано - подойдет любое. Варианты:

 - нельзя повторять слова, начинающиеся на звук [р];

 - нельзя повторять слова, начинающиеся с гласного звука;

 - нельзя повторять названия животных;

 - нельзя повторять имена девочек;

 - нельзя повторять слова, состоящие из 2-х слогов, и т. д.

Когда ребенок станет хорошо и постоянно удерживать правило, переходите к игре с одновременным использованием двух правил.

 Например:

 - нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком;

 - нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму (или зеленый цвет), надо отмечать их двумя хлопками.

2) Релаксационные упражнения (для мышечного расслабления) – «Воздушные шарики», «Солнечный зайчик» и др.

Преимущества:

а) Формирование позитивного настроя и доброжелательного отношения к окружающим.

б) Обучение управлению собой в игровой форме.

в) Коррекция нарушений поведения детей.

Релаксационное упражнение «Воздушные шарики»

Инструкция: Располагайтесь  поудобней. Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя…

Прислушайтесь к вашему дыханию… Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть… послушайте, что я хочу вам рассказать.

Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают, вы становитесь всё легче и легче. Всё ваше тепло становится будто невесомым. И ручки легкие, и ножки стали лёгкие – лёгкие. Воздушные шарики поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый, ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик…

(пауза – поглаживание детей)

Обдувает шарик… ласкает шарик…

Вам легко спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и не счёт «3» открываете глаза. Улыбнитесь своему шарику».

Релаксационное упражнение «Солнечный зайчик».

Представьте, что вы в светлой комнате отдыхаете. В окно к вам заглянул солнечный зайчик. Он медленно подкрался к вам и заглянул в ваши глаза. Закройте их. Он стал скользить по вашему лицу: зайчик на лбу, на щеках, на носу, на губах, на подбородке. Вы ощущаете его по теплоте, разливающейся по вашему лицу. Нежно погладьте его ладонями. Дальше он побежал по вашим волосам - погладьте голову. Затем он спустился на шею и грудь. Вам стало теплее в местах его прикосновения - погладьте их. Потом он пробежал по вашей правой руке до кончиков пальцев - пошевелите ими. Солнечный зайчик перебежал на левую руку и остановился на кончиках пальцев, ожидая когда вы ими пошевелите. После этого он скользнул на живот и стал кружиться по часовой стрелке, как бы играя с вами, ожидая, что вы последуете рукой за ним. Вам стало тепло. Дальше он спустился по правой ноге до кончиков пальцев - пошевелите ими. Затем он перебежал на левую ногу до кончиков пальцев - пошевелите ими. Солнечный зайчик любит и ласкает тебя - подружись с ним и погладь его. Улыбнись и открой глаза».

Релаксационное упражнение и визуализация «Пять этажей».

Цели: Здесь мы приглашаем детей в короткий и освежающий сон наяву. Во время него они могут отдохнуть и внутренне собраться. После него можно заняться деятельностью, требующей от детей сосредоточения.

Инструкция: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха…

Теперь представь себе, что ты стоишь перед дверью лифта. Ты нажимаешь на кнопку и вызываешь лифт… дверь открывается, и ты в него заходишь. Рядом  с кнопками ты обнаруживаешь 5 табличек. На первой из них написано «Классная комната» (это наш класс), на второй – «Чудесное спокойное место», на третьей – «Приятный умный человек с которым можно хорошо поговорить». На четвертой табличке написано «Потрясающее приключение», на пятой – «Встреча с другом, которого давно не видел».

Выбери этаж, на который тебе больше всего хочется попасть, и нажми кнопку. Следи за тем, как медленно закрывается дверь лифта и постарайся ощутить, как лифт медленно едет к выбранному тобой этажу. Вот ты уже приехал и дверь медленно открывается. Выходи из лифта и осмотрись вокруг. Делай то, что тебе хочется здесь делать. У тебя есть около минуты, но в твоем воображении за эту минуту пройдет гораздо больше времени. Его будет достаточно для того, чтобы ты успел сделать там все, что тебе нужно. (1-2 мин.)

Теперь приходит время возвращаться назад. Попрощайся с этим местом и со всеми, кого ты там встретил. Дверь лифта осталась для тебя открытой. Зайди в кабину и из нее еще раз взгляни на место, где ты был. Теперь нажимай на кнопку, около которой написано «Классная комната». Смотри, как закрывается дверь, и почувствуй, как лифт медленно опускается вниз. После того, как дверца откроется, открой глаза, потянись, выпрямись. И вот ты снова здесь бодрый и свежий».

Таким образом, для педагога-психолога коррекционного образовательного учреждения использование здоровьесберегающих технологий в своей деятельности – важный и необходимый способ изучения природы ребёнка, поддержания его психологического здоровья.

Физкультурные минутки – это кратковременный активный отдых направленный на улучшение работоспособности  учащихся средствами физической культуры. Она не должна утомлять или возбуждать учащихся. Продолжительность всего комплекса упражнений 1,5-2 минуты.

Мы ногами топ, топ

Мы руками хлоп, хлоп

Мы глазами миг, миг

Мы плечами чик, чик.

Раз сюда, два сюда

Повернись вокруг себя.

Раз присели, два привстали

Сели, встали, сели, встали.

Ванькой-встанькой словно стали!

А потом пустились вскачь. (Бег по кругу)

Будто мой упругий мяч

Раз, два, раз, два (Упражнение на восстановление дыхания)

Вот и кончилась игра.

«В детском возрасте, как говорил А.С. Макаренко, игра – это норма жизни, ребенок играет даже тогда, когда делает серьезное дело».

Благоприятный психологический климат формируется посредством:

- доброжелательного стиля общения;

- увлекательной беседы;

- искренний интерес взрослого к мнению каждого воспитанника;

- тактичные замечания и спокойная реакция на ошибки;

- стимулирование к самостоятельной деятельности;

- тонкий юмор.

Для прослушивания учащимся предлагается различная музыка, но для достижения расслабленного состояния рекомендуются:

произведения классического барокко, в особенности пьесы, темп которых составляет примерно 60 долей в минуту:

“Канон” Пахельбеля,

“Маленькая ночная серенада” Моцарта,

“Адажио” Альбинони,

или африканская трансовая музыка (её темп – 480 ударов в минуту – близок к частоте нормальных альфа-ритмов мозга в состоянии покоя). [4, 175].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии.Из опыта работы.

Важнейшей задачей в  образовательном учреждении является создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, т.е. разработка мер по здоровьесбережению, внедрению здоровьесберегающих т...

Здоровьесберегающие технологии (Из опыта работы Дука М.В.)

Ресурс представляет собой описание опыта работы по теме: "Управление здоровьем школьника через здоровьесберегающуюорганизацию педагогического процесса на уроках и во внеклассной работе"...

Особенности применения здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах в рамках ФГОС

Курсовая работа. Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации Российского образования....

«Психолого-педагогическое сопровождение преемственности между дошкольным и начальным звеном в условиях образовательного комплекса» (из опыта работы педагога-психолога ГБОУ Школа №37 Бондаренко С.Б.)

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования стало актуальным и приоритетным направлением психолого-педагогическое сопровождение преемствен...

ОРИГИНАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Одним из приоритетных направлений в деятельности педагога-психолога школы, является коррекционно-развивающая работа. В последнее время число обратившихся, составляют дети с задержкой психического разв...

Презентация "Особенности применения здоровьесберегающих технологий: из опыта работы педагога-психолога".

Презентация "Особенности применения здоровьесберегающих технологий:из опыта работы педагога-психолога"....