ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
статья по зож

Здоровьесберегающие технологии в современной начальной школе определяются как система мер по укреплению и сохранению здоровья детей, в кото-
рой учтены главнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, влияющие на состояние здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл telysheva_o.docx19.45 КБ

Предварительный просмотр:

Телышева О.Н., Телышева С.А.
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ
ТЕХНОЛОГИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
Наиболее важным компонентом, который характеризует здоровье человека, является физическая составляющая, отражающая жизнеспособность всех
физиологических систем человека. Образ жизни, наследственные и другие
негативные факторы зачастую являются причинами возникновения патологических заболеваний населения уже на ранней стадии развития. Вопросы укрепления и сохранения здоровья детей и подростков на протяжении многих лет являются предметом пристального внимания ученых. Школьники представляют
собой специфическую социальную группу, которую объединяет один возраст,
особые условия жизни, манера поведения, нормы культуры и жизненные ценности. Именно эта группа наиболее подвержена воздействию огромного числа
потенциально опасных факторов, которые могут оказывать негативное влияние
на состояние здоровья.
Особенно остро эта проблема касается воспитания и обучения детей
младшего школьного возраста. В этот период имеет место повышенная чувствительность к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды,
которые приводят к ухудшению состояния здоровья детей. Первое место занимают отклонения со стороны костно-мышечной системы (нарушения осанки,
плоскостопие, последствия перенесенного рахита). На втором месте - нарушения функций органов пищеварения. Более чем у половины детей наблюдаются
изменения в желудочно-кишечном тракте. Отмечено увеличение нарушений
нервно-психического здоровья, а также значительное возрастание аллергических реакций. Среди детей-первоклассников в 13,5% случаев имеются отклонения в физическом развитии (недостаточный или избыточный вес тела, низко-
рослость).
По данным НИИ педиатрии, 20% детей в возрасте 6-7 лет не готовы к
обучению в школе, а 30-35% дошкольников имеют хронические заболевания.
За годы обучения в образовательных учреждениях наблюдается дальнейшее
ухудшение состояния здоровья обучающихся:
в 2 раза – увеличивается число нервно-психических расстройств;
в 3 раза – органов пищеварения;
в 5 раз – увеличивается число детей с заболеваниями эндокринной
системы;
70% функциональных расстройств переходят в стойкую хроническую патологию.
За последнее десятилетие среди детей младшего школьного возраста
функциональные отклонения и хронические заболевания в среднем увеличились на 54,5%.
52
Адаптация школьников к учебным нагрузкам и успешность обучения
происходит за счет значительного напряжения всех функций организма. Таким
образом, сохранение здоровья ребёнка – одна из актуальных проблем, вызывающая множество дискуссий в современном образовательном пространстве.
Важность данной темы отмечена в государственных законах, которые регламентируют сегодня образовательную деятельность. В первую очередь это
закон «Об образовании РФ» 273-ФЗ, который отмечает, что включает в себя
охрана здоровья обучающихся, какие условия должна создать образовательная
организация в своей деятельности, а также условия для образования детей-
инвалидов и обучающихся, которым необходимо длительное лечение.
Здоровьесберегающие технологии в современной начальной школе определяются как система мер по укреплению и сохранению здоровья детей, в кото-
рой учтены главнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, влияющие на состояние здоровья. Отмечена важность их применения и во втором документе, на который опирается современная система образования – в Федеральном государственном образовательном стандарте. В нём
учитываются образовательные потребности всех обучающихся, в том числе и
детей с ограниченными возможностями здоровья. Для учителя является ориентиром в деятельности так называемый «портрет выпускника начальной школы», в котором среди прочих личностных характеристик отмечено, что это человек, «выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни». Для того чтобы сформировать данное качество у детей, и
применяются здоровьесберегающие технологии в начальной школе.
Охрана здоровья школьников с ОВЗ, обеспечение оптимального состояния их организма, защищенного от нервного напряжения и переутомления, в
большой степени зависят от правильной организации учебно-воспитательного
процесса, соблюдения гигиенических и психогигиенических норм учебной деятельности. Специальное образование приобщает детей с ограниченными возможностями здоровья к многообразным нормам и ценностям, выработанным в
процессе исторического развития общества. Однако для детей с особыми образовательными потребностями эти нормы и ценности должны индивидуализироваться и конкретизироваться.
Целью формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни у
обучающихся с ОВЗ можно считать обучение каждого ученика способам под-
держания и сохранения здоровья, воспитания и развития на основе здоровьесберегающих знаний, умений, навыков, а также формирования эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других людей.
Анализ специальных программ и учебников демонстрирует, что на основе
материала разных учебных предметов у обучающихся с ОВЗ, можно сформировать представление о ценностях жизни и разных аспектах ценностей здоровья –
биологических, социальных, экономических, эстетических, этических. Каждый
из указанных аспектов имеет определенное содержание, которое можно включить в структуру учебных предметов на доступном для обучающихся уровне.
В своей работе мы считаем наиболее целесообразным использование следующих здоровьесберегающих методик: методика «зрительных горизонтов»
(для профилактики нарушения зрения). Представляет собой режим работы с
учебно-методическим и наглядным материалом в условиях регулярного изменения удалённости объекта восприятия. Сохранению зрения способствует расширение зрительно-пространственной активности во время уроков.
Для размещения материала рекомендуется использовать как традиционные средства размещения учебного материала (классная доска, парта), так и
подручные средства, индивидуальные для каждого учебного помещения (окна,
простенки стенды, и т.д.), последовательное сочетание которых позволит педагогу организовать процесс как в режимах ближнего зрения (за учебным столом), так и в режимах дальнего зрения (используя всё рабочее пространство).
Основными функциями режима являются профилактика зрительного
утомления, благотворное влияние на чувственно-образную сферу ребёнка, развитие логического мышления и творческого воображения обучающихся, преодоление эффекта замкнутого пространства, что приводит к уменьшению нервно-психического утомления. Учитель самостоятельно определяет место и продолжительность в уроке работы в данном режиме, придерживаясь общедидактических принципов, таких, как последовательность, тематическое единство,логическая востребованность наглядности и пр.
Методика «образного моделирования» – порядок работы, дающий ребёнку возможность раскрыть свой потенциал при ситуативном, конкретно-
предметном моделировании. Режим реализуется и при работе с крупноформатными панно, когда у ребёнка появляется возможность создавать композицию,добавляя либо убирая отдельные её детали, и при работе с более традиционными средствами, такими, как классные и индивидуальные доски, простенки,наборные полотна и экраны. Это работа с наглядным материалом и раздаточными дидактическими единицами. Чем больше ребёнок работает руками, тем выше общая эффективность занятий. Основной функцией режима является активизация продуктивного воображения школьников, ориентация на образность,
сенсорную и двигательную активность.
Методика «двигательных траекторий» (для профилактики нарушения
зрения). На ватмане или доске изображаются фигуры. Нужно пробегать несколько раз по контурам этих фигур глазами, упражнение выполнять обязательно стоя. Желательно придать упражнению игровой или творческий характер.
Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке целесообразно использовать «бегущие огоньки» (посредством применения лазерной
указки). Упражнения в данном формате сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на
зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма.

Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация; развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве, в т.ч. реакции на экстремальные ситуации. При выполнении этого упражнения очень важно помнить об
особенностях здоровья школьников, например детям с внутричерепным давлением и рядом других заболеваний, упражнение такого рода делать нельзя.
Методика «динамических поз» (для коррекции осанки). Смена рабочей
позы – перевод детей из статистической закрепощенной позы «сидя» в активную свободную позу «стоя» и обратно несколько раз в течение урока таким об-
разом, чтобы время непрерывной работы в одном положении не превышало 10
минут. Главное достоинство стоячей позы состоит в том, что она обеспечивает
преимущественно работу мышц спины. Это может быть работа у доски, работа
в парах. Для обучающихся с НОДА разрешается пересаживаться на диван или
сделать стоя упражнение на магнитной доске, сидеть и лежать на ковре, пере-
двигаться по классу.
Методика «режима поиска» – режим деятельности, при котором получение, анализ информации, принятие решения обучающимися осуществляется в
условиях постоянного сравнения, идентификации, узнавания учебно-методического, наглядного материала. В качестве основы поиска привлекаются
и средства сенсорной дидактики, и стандартные технические средства обучения
(видеосюжеты, показанные при помощи мультимедийного оборудования), и
подручные средства классного помещения. Основной функцией режима является поддержание познавательного интереса к учебному материалу, развитие и
реализация индивидуальных способностей, позитивных задатков в форме, оптимальной для данной возрастной группы. Методика «вставки о здоровье» (формирование у детей правильного от-
ношения к своему здоровью).
А) «Вежливые слова и здоровье». Списывание, проговаривание, составление фраз о здоровье, состоящих из вежливых слов: «Здравствуйте», «будьте
здоровы!»…
Б) Знакомство детей с текстами о здоровье: пословицы, поговорки, сказки, стихи, рассказы, народные песни…
Изложенные выше методики приводят к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в коллективе. Учителям,
освоившим их, становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и открывается простор для педагогического
творчества.
Здоровый образ жизни пока не занимает первое место среди главных
ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, бе-
речь и укреплять свое здоровье, то можно надеяться, что будущее поколение
будет здоровым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ БЕГЛОГО И КАЧЕСТВЕННОГО ЧТЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

       Среди всех общеучебных умений и навыков, по моему мнению,  самое большое значение имеет умение беглого и качественного  чтения. В помощь учителям,...

Особенности применения здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах в рамках ФГОС

Курсовая работа. Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации Российского образования....

Родительское собрание. Тема: «О применении компьютеров в воспитании детей младшего школьного возраста»

В данной статье есть рекомендации для родителей о пользе компьютерных игр и их негативном влиянии на воспитание младшего школьника. Даны советы, как выбрать игру учитывая  психологические особенн...

Рекомендации по применению технологии проектной деятельности в образовательном процессе с обучающимися младшего школьного возраста с ЗПР.

В работе раскрыта актуальность использования технологии проектной деятельности в образовательном процессе с обучающимися младшего школьного возраста с ЗПР. Технология проектной деятельности . Представ...

"Особенности сенсорного развития обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ (умеренная умственная отсталость)

Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Методика проведения диаг...

Особенности применения здоровьесберегающих технологий: из опыта работы педагога-психолога.

Доклад "Особенности применения здоровьесберегающих технологий:из опыта работы педагога-психолога"....

Презентация "Особенности применения здоровьесберегающих технологий: из опыта работы педагога-психолога".

Презентация "Особенности применения здоровьесберегающих технологий:из опыта работы педагога-психолога"....