Единство семьи и школы в воспитании учащихся.
статья по теме

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл edinstvo_semi_i_shkoly_v_vospitanii_uchashchihsya.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

Единство семьи и школы в воспитании учащихся.

Представление о счастье каждый человек связывает с семьей. Не зря говорят: «Счастлив тот, кто счастлив в семье». Семья – это опора, крепость, начало всех начал. Это одно из немногих мест, где человек может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости, уникальности. Здесь дети получают первые уроки любви, понимания, доверия, веры. Это  - первый коллектив ребенка, естественная среда ребенка, где закладываются основы будущей личности.
Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.
Вопрос о сотрудничестве семьи и школы сейчас особенно актуален, т.к. система семейного воспитания претерпевает значительные изменения и сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания
по ряду причин:

  1. 1. Малодетность семьи уже во многих поколениях; воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по уходу за младшими братьями и сестрами.
  2. 2. Молодые семьи имеют возможность отделиться от своих родителей; влияние старшего поколения снижается, остается невостребованным.
  3. 3. Основательно утрачены традиции народной педагогики, которые отмечают, что воспитанием ребенка нужно заниматься, пока он маленький и «лежит поперек лавки, а не вдоль».
  4. 4. Происходит осложнение семейного воспитания из-за обострения социально-экономических трудностей (низкая зарплата, низкий прожиточный минимум); сегодня родители занимаются добыванием средств, иногда просто выживанием.
  5. 5. Гипертрофированная политизация общества, когда родители увлекаются просмотром передач политического или художественного характера (в виде различных сериалов), а не общение с детьми, на их воспитание не хватает времени.

Задача учителя – всеми доступными средствами достичь взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентируемого на общечеловеческие ценности.

На каких основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании? Исследователи считают, что должно быть меньше вызовов отцов и матерей в школу для моральных нотаций детям, а как можно больше духовного общения с детьми и родителями. Именно оно приносит радость родителям. Все, что у ребенка в голове, в дневнике, тетради, - это надо рассматривать, с точки зрения взаимоотношений детей, родителей. Недопустимо, чтобы ребенок приносил родителям одни огорчения, это уродливое воспитание. Важно , чтобы именно в начальной школе не появились плохие оценки, чтобы у матери не ожесточилось сердце, а у ребенка не угасло желание быть хорошим.
Любовь учителя и родителей к ребенку не должна быть основана на угнетении личности ребенка. А должна основываться на знании его интересов, стремлений, на умении оказать ему помощь; дать дружеский совет. И высокая требовательность должна сочетаться с любовью. Основа воспитательной работы – союз учителя, родителей и ребенка. Именно в начальной школе так важен контакт учителя и родителей. Ведь ребенок – это не только объект, но и субъект воспитания.
С первых дней знакомства с родителями нужно донести до них мысль о том, что источником благополучия ребенка в семье, условием его счастливого детства является любовь к нему родителей.
Очень важно, чтобы детям было комфортно в школе, чтобы в ней присутствовала теплая доброжелательная  обстановка, в которой интересно и увлекательно учиться.

Основные формы работы с семьей групповые и индивидуальные. К индивидуальным формам можно отнести беседы с родителями, консультации, посещение семьи.
Посещая семью, учитель лучше узнает условия, в которых живет ребенок, по возможности может повлиять на  их улучшение. А с другой стороны это вторжение в личную жизнь семьи.
 Если использовать эту форму работы, лучше соблюдать следующие условия:

  1. не приходить в семью без предупреждения;
  2. планировать визит не более 20-25 минут;
  3. не вести беседу стоя у входа;
  4. не поучать родителей, а советовать.

К групповым формам работы можно отнести родительские собрания, дни открытых дверей для родителей, организацию совместных внеклассных мероприятий.
Родительские собрания могут быть:

  1. организационными;
  2. тематическими;
  3. итоговыми.

На классном родительском собрании обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в классе, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и школы. Обсуждение успеваемости учащихся не должно стать главным аргументом в организации и проведении родительского собрания.
Желательно, чтобы на собрании присутствовал не только монолог учителя, а диалог, в процессе которого происходит взаимный обмен мнениями, идеями. Каждое собрание требует тщательной подготовки, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание: Единство семьи и школы

Сила воздействия семьи на человека огромна. Всё заложенное в детстве прочно и устойчиво. Привычки, сложившиеся в семье, так сильны, что, даже осознавая порой их отрицательное влияние, человек вс...

Единство семьи и школы в создании воспитательного пространства

Как классный руководитель я применяю разнообразные формы и методы работы с родителями. Это и проведение общих родительских собраний, и групповые и индивидуальные беседы с родителями...

Единство семьи и школы

Как должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании?  Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли школе и семье...

Единство семьи и школы в воспитании учащихся

В данной статье раскрывается принципы, на которых строится работа с родителями. Данный материал представлен из опыта работы Сафроновой О.В....

Статья « Единство семьи и школы в создании воспитательного пространства».

Задача учителя- всеми доступными для него средствами достичь взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально- благоприятного климата , ориентирующего на обще...

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ

Как вовлечь родителей в процесс воспитания?Этот вопрос волнует многих педагогов. На своем опыте  покажу как  это можно сделать....