«Взаимодействие семьи и школы в воспитании учащихся» (Из опыта работы учителя начальных классов)
статья на тему

Клёмина Татьяна Семеновна

«Воспитание есть процесс социальный

                                                                 в широком смысле.
                                                                 Воспитывает всё: люди, вещи, явления,
                                                                 но прежде всего и больше всего – люди.

                                                                 Из них на первом месте –
                                                                 родители и педагоги»  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_vzaimodeystvie_semi_i_shkoly.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУДО «Дворец детского творчества»

г.о. Саранск

городской семинар классных руководителей

«Сотрудничество семьи и школы в воспитании детей: взаимодействие с родителями – залог успешной педагогической работы»

ДОКЛАД

на тему: «Взаимодействие семьи и школы

в воспитании учащихся»

(Из опыта работы учителя начальных классов)

                                                                                   Выполнила:                

                                                                             Клёмина Татьяна Семеновна,

                                                                             учитель начальных классов

                                                                             МОУ «СОШ № 8»

                                                                                     

Саранск

2018 г

Взаимодействие семьи и школы в воспитании учащихся

                                                                                           

                                                               «Воспитание есть процесс социальный

                                                                 в широком смысле.
                                                                Воспитывает всё: люди, вещи, явления,
                                                                но прежде всего и больше всего – люди.

                                                                 Из них на первом месте –
                                                                родители и педагоги»  

                                                                                                     А.С.Макаренко                                                  

Детство – это уникальный период в жизни человека. Именно в это время формируется здоровье и происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь.

В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни – родители. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости и поддержке ребёнок растёт и развивается, у него возникает чувство доверия к миру и окружающим его людям.

Уровень нравственной культуры родителей, их убеждения, жизненные планы и цели, опыт социального общения, семейные традиции и нормы поведения, словом, вся атмосфера семьи имеет решающее значение в воспитании ребёнка.

Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями. Родители, воспитывая своих детей, всё более нуждаются в помощи специалистов. Слайд 3

Взаимодействие школы и семьи в воспитании ребенка необходимо, поскольку родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего общества. Без помощи друг друга невозможно обеспечить высоких результатов в воспитании.

На каких основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании? Я придерживаюсь мнения В.А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасности «если дальше так будет продолжаться…» и как можно больше духовного общения с детьми и родителями». Именно оно приносит радость матерям и отцам. Всё, что у ребёнка в голове, в душе, в дневнике, в тетради – всё это мы рассматриваем с точки зрения взаимоотношения детей, матерей, отцов. Недопустимо, чтобы ребёнок приносил родителям одни огорчения - это уродливое воспитание. Считаю очень важным, чтобы именно в начальной школе не появились плохие дети, чтобы у матери не ожесточилось сердце, а у ребёнка не угасло желание быть хорошим. На мой взгляд, учителя ждёт успех и в воспитании, и в обучении тогда, когда дети знают, что учитель их любит, так как дети очень чётко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Тогда и родители твёрдо уверены, что их ребёнок любим учителем, независимо от того, талантлив он или не очень, дисциплинирован или нет, словом любим такой, какой он есть.

Поэтому, основа моей воспитательной работы союз учителя, родителей и ребёнка. Именно в начальной школе так важен контакт учителя и родителей. Ведь ребёнок - это не только объект, но и субъект воспитательного процесса. Слайд 4

Основные направления взаимодействия семьи и школы

  1. Изучение условий семейного воспитания.
  2. Информирование родителей о содержании учебно – воспитательного процесса.
  3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
  4. Взаимодействие с родительским комитетом.
  5. Совместная деятельность родителей и учащихся.
  6. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения.

Слайд 5

Набирая ребят в 1 класс, я начинаю в первую очередь устанавливать связи с семьёй. В мае собираю родителей для совместного разговора о подготовке ребёнка к школе. На собрании, проведённом в виде семинара – практикума знакомлю родителей с их важнейшей ролью не только в учебном процессе младших школьников, но и во внеклассной деятельности, отмечаю насколько необходимо и приятно детям их активное участие. 

Добиваясь, единства семьи и школы в создании воспитательного процесса часто вспоминаю выражение: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому». А этих домов у них теперь два: со мной и с родителями, значит, мы должны быть едины в требованиях, заботах, стремлениях. 

Ценную информацию о бытовом окружении ребёнка даёт посещение мною семей учащихся. Визит педагога в дом воспитанника всегда событие для школьника и его родных. И я использую эту возможность для установления более тесных контактов с родителями и самим учеником. Провожу обследование родительского контингента класса и анализирую его состав (социальная карта). Выявление семей, находящихся в социально опасном положении и детей, имеющих те или иные проблемы психологического плана: трудности в адаптации, агрессивность, страхи,

проблемы общения со сверстниками, не усвоение программы и т.д.

Слайд 6

Пути к успешному взаимодействию    

- праздники, театрализованные действия

 - оформление выставок детских работ

 - родительские собрания в форме “круглого стола”, дискуссионного клуба

-  совместные вечера отдыха для родителей с детьми 

-  проведение различных конкурсов 

-  совместные экскурсии в библиотеку, музей,  кино, театр, цирк

-  индивидуальное  общение 

Слайд 7

Следующая встреча 1 сентября, на празднике «Путешествие в страну знаний». Программа праздника построена так, что гости тоже включаются в нашу игру, вместе поют и танцуют. Здесь семейный и школьный праздники сливаются воедино. 

Мой многолетний педагогический опыт говорит о том, что необходимо вести просветительскую работу среди родителей. Именно учителя могут нацелить родителей на создание в семьях условий, способствующих развитию личности ребёнка.

Вместе с родителями намечаем план совместных мероприятий на год и индивидуальные линии работы.
          Для себя я давно определила несколько требований, которые обязательно выдерживаю. Конечно, родители не сразу становятся активными участниками внеклассной работы. Вначале требуется максимальное участие педагога, который выступает в роли организатора - координатора, обучает различным способам деятельности. Также следует отметить, что проявление родительской активности происходит индивидуально и к этому надо относиться корректно: кто - то включается сразу, кому - то необходимо значительно больше время, кто - то проявляет себя лишь к концу третьего-четвертого года обучения. Тем не менее, как показал опыт, системность и регулярность такой работы никого из родителей не оставляет равнодушным.

Слайд 8

Проведенное собрание - праздник на тему «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых всегда, везде хранит меня…», запомнилось всем.
Ученики и родители сделали выставку на тему «Моя семья», «Моя родословная». Ещё больше узнали о своих семьях: подготовили рассказы, фотографии, медали. Все с удовольствием участвовали в разнообразных конкурсах, пели любимые песни детей и родителей, бабушек и дедушек.

Слайд 9

Очень нравится работа по проведению семейных праздников. Когда в школу идут все - и старшие, и младшие – идут не как зрители, а как участники. Родители и дети готовят сценки, разучивают песни, готовят сюрпризы для детей и друг друга. Наши праздники включают в себя викторины, загадки, конкурсы, танцы, подарки, чаепитие. Прекрасно прошёл праздник «Новый год у ворот».

Слайд 10

Отдельно стараюсь привлекать к работе отцов. Например, замечательно прошла игра, посвящённая Дню защитника Отечества, в которой участниками были папы и их дети. Папы также с удовольствием участвуют в спортивных состязаниях «Папа, мама, я –спортивная семья». Дети видят, какие у них папы сильные, ловкие и очень ими гордятся. 

Слайд 11-12-13

Экскурсии на предприятия, посещение театра, походы в лес и т.д. не обходятся без родителей. В работе с родителями я опираюсь на родительский комитет, с помощью которого подключаю к работе всех родителей. Встречи с передовиками производства, беседы с родителями, экскурсии на их место работы оставляют неизгладимый след в сердцах ребят, учат их уважению к людям труда, будят желание трудиться на пользу своей семьи и общества в целом. Симатова Дарья участвовала в республиканском конкурсе «Калейдоскоп профессий», вошли в десятку сильнейших в конкурсе «презентаций и видеороликов о профессии». 

Слайд 14

Стало уже традицией последний день учёбы делать днём открытых дверей для родителей. К этому дню мы тщательно готовимся. Строим занятие так, чтобы мамы и папы, бабушки и дедушки и даже старшие братья и сёстры поняли, как многому мы научились. Но главное родители видят, что дети учатся здесь не только писать, считать, но и быть пытливыми, любознательными, добрыми, отзывчивыми. А достигается это благодаря совместному труду учителя, учеников и родителей.

Слайд 15-16-17-18

Обязательно подвожу итоги работы родителей, благодарю тех, кто уделяет много внимания воспитанию детей в семье и выполняет работу в классе. 

 Яркими мероприятиями с участием родителей учащихся стали праздники «Прощай, 1 (2) класс!», «День матери», «Масленица», «Новогоднее представление», «Фестиваль семейных мастер-классов», «Праздник первой оценки», «Посвящение в ученики» и др.

Слайд 19-25

            Также родители принимают участие в организации экскурсионных поездок (зоопарк, Центр кинологической службы МВД по Республике Мордовия, стацию юных натуралистов, Оброченский конезавод, музеи, театры, цирк, поездки в Болдино, Подлесную Тавлу, Никольск, Пайгарм и др. Посещение мемориального кладбища, участие в параде 9 мая.

          Слайд 26-28

На базе нашего класса организованы клуб “Ленточка”, вокальный ансамбль “Капелька”. Неоднократно мы выступали с концертными номерами на праздниках в школе, в детских садах. На республиканском фестивале «Таланты и поклонники» на противопожарную тематику в номинации «Литературно –музыкальная композиция» заняли 1 место. Плодотворной работе помогают родители учащихся.

Слайд 29

Неоценимую помощь оказывают родители в субботниках, в оформлении класса, изготовлении пособий, таблиц, плакатов, картин. Каждый год помогают делать ремонт.

Слайд 30-35

Мои родители вместе с детьми принимают активное участие в конкурсах поделок, газет, рисунков, стихов, фотоснимков, рассказов. Участвуют и побеждают в городских и республиканских конкурсах. Шлеина Дарья заняла 1 место в городском конкурсе «Сохраним мордовские леса», в международном конкурсе детского рисунка «Автомобиль мечты» дипломом награждена Шкопкина Анастасия. В городской выставке кормушек заняли призовые места: Илюшкин Трофим, Никитина Дарья, Стрельцова Арина, Шкопкина Анастасия. Победитель городского конкурса творческих работ «Новогодняя елка» -Гергая Лана, Диплом  Республиканского конкурса «Россия –это мы» семья Садомских, 3 место в городском конкурсе «Новогодний чайно-кофейный микс»- Никитина Дарья.

Итогом четырёхлетней совместной работы является праздник «До свидания, начальная школа».  Здесь подводятся итоги развития коллектива в начальной школе, проводится парад успехов, достижений, талантов детей и родителей, экскурсия по фотовыставке «Мы счастливые, потому что мы вместе».

 Слайд 36

В 5 класс всегда отправляю детей с напутствием: «Вас там ждут и многому научат, а я всегда буду рада вам, и мой класс остаётся вашим домом». И верно, ребята долго не забывают свой класс, приходят к моим новым ученикам. Так продолжается цепочка, к ней присоединяются новые звенья, и теперь уже они - ученики среднего звена – помогают мне и моим малышам становиться учениками и друзьями.
        Считаю, что такая продуманная с родителями работа даёт хорошие результаты. Многие дети успешно учатся, воспитанные, дружные, трудолюбивые. Хорошо налаженное взаимодействие семьи и школы даёт возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой полноценной личности, а так же формирует потребность у семьи в непосредственном общении с теми людьми, которые помогают стать настоящими родителями. 
      Итак, можно сделать вывод: ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления человека. Школа должна пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с её возможностями. Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ученика.

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играет классный руководитель. Мы всегда должны помнить, что функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление нашей деятельности.

А успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря:

  • педагогическому такту и этике взаимоотношений;
  • педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры;
  • педагогическому просвещению родителей;
  • умению видеть сложные взаимоотношения в семье;
  • единству требований школы и семьи.

Слайд 37

  Несколько правил при работе с родителями :

1. Не говорить с родителями в гневе, не поучать их, а только советовать.

2.  Своими поступками и поведением убеждать родителей и детей в том, что от педагога нечего скрывать.

3.  Не говорить на собраниях о неудачах учащихся, но и не умалчивать о них вовсе (о неудачах и отметках говорить в индивидуальной беседе).

4.  Всегда можно найти, за что родителям сказать спасибо.

5.  В общении с родителями должна быть доброжелательность, внимательность, тактичность, требовательность.

6.  Помни правило: ребенок - главная цель общения.

Школа и  педагоги должны помочь родителям при решении многих, сложных вопросов воспитания детей, но школа никогда не сможет конкурировать с семьёй. Именно семья является самым мощным средством в воспитании и развитии ребенка. Самое главное для ребёнка - чтобы его любили таким,  какой он есть. Наши дети учатся жить у жизни.

          Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей… Какими бы прекрасными ни были наши учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец. Поэтому нам, учителям, прежде всего, необходимо заботиться о повышении педагогической культуры родителей, разъяснять им смысл воспитания и работать с ними в одном направлении.

В. А. Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.

Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...

Духовно-нравственное воспитание учащихся 2 класса . Из опыта работы учителя начальных классов Семибратченко Т.Н.

Как я прививаю детям духовно-нравственные ценности во 2 классе начальной школы....

Статья. Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ прогимназии № 675 "Талант" Крыловой Т.В. "Детский фольклор в духовно-нравственном воспитании учащихся"

Вопитание и социолизация в первую очередь формируют уклад школьной жизни. В данной статье рассматривается фольклорное творчество, театрализация, как средство духовно-нравственного развития и воспитани...

"Формы и методы работы классного руководителя с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной общеобразовательной школе". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ ООШ №21 Деминой Наталии Викторовны.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от ...

«Работа с родителями учащихся в направлении духовно-нравственного воспитания школьников". Из опыта работы учителя начальных классов.

«Работа с родителями учащихся в направлении духовно-нравственного воспитания школьников". Из опыта работы учителя начальных классов....

Статья "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе во внеурочной деятельности (из опыта работы учителя начальных классов)"

В данной статье автор приводит примеры здоровьесберегающей деятельности, влияющих на сохранение здоровья младших школьников....