Духовно-нравственное воспитание учащихся 2 класса . Из опыта работы учителя начальных классов Семибратченко Т.Н.
план-конспект урока (2 класс) по теме

Семибратченко Тамара Николаевна

Как я прививаю детям духовно-нравственные ценности во 2 классе начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл из опыта работы во 2 классе10.88 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 Духовно-нравственное становление учащихся 2 класса.

                                                                               Выступление на педсовете.

1.О духовно-нравственном воспитании

2.Особенности воспитательной работы в младшем звене.

3.Как я строю свою работу в этом направлении.

                Духовно-нравственная личность – результат долгого, упорного и целенаправленного процесса семейного и общественного воспитания и просвещения.  

               Духовный человек – это гражданин и патриот с сильным национальным характером, ответственный за порученное дело, умеющий трудиться и адаптироваться к меняющимся социальным условиям. Он добрый и отзывчивый, уважительно относящийся к детству, к старости, к ценностям здоровой и полноценной семьи, ведущий здоровый образ жизни, нравственно состоятельный, эстетически просвещенный. Это человек со здоровым чувством национальной гордости и развитым национальным сознанием.

                Роль школы и нас классных руководителей в духовно – нравственном становлении наших воспитанников очень важна.

              В моём понимании духовно – нравственный портрет выпускника начальной школы должен соответствовать следующим критериям, на формирование и развитие которых я опираюсь, планируя воспитательную работу в классе:

·         умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;

·         владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах разных уровней;

·         обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);

·         любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

·         владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

·         любящий свой край и свою Родину;

·         уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

·         готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

·         доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

·         выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

 Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим и непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости.

Воспитание протекает в повседневной жизни ребёнка, где бы он не находился и что бы он не делал.

Ребёнок приходит в школу, имея определённые, как положительные, так и отрицательные духовно – нравственные качества.

В школе реализовать выполнение поставленных целей и задач нам помогает и процесс воспитания, и процесс обучения.

Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта духовно – нравственных взаимоотношений. Здесь дети учатся работать самостоятельно, соотносить свои усилия с усилиями других, слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями других, отстаивать своё мнение, помогать и принимать помощь.

 Мы работаем по УМК «Школа России».

Все предметы, включая и предметы эстетического цикла, работают на общий результат, формируя у ребенка единую современную картину мира и развивая умение учиться.

Важное положение Стандарта — ориентация содержания образования на формирование семейных ценностей, составляющих культурное, духовное и нравственное богатство российского народа.

Во внеклассной работе большое значение имеет  духовно - нравственное воспитание через общественно-полезный труд (уборка класса, территории, экологические десанты), через игру, через подготовку и проведение различных КТД и участие в социально – значимых акциях.

Очень важным этапом я считаю создание среды, пространства духовно-нравственного воспитания и развития учащихся, именно в этом пространстве осмысливаются, утверждаются, развиваются и реализуются нравственные ценности (это класс-кабинет, его внешний вид и содержание, различные информационные стенды,  и т.п.). В этом направлении приходится много работать.

 Воспитательные результаты и эффекты деятельности обучающихся  я   распределила по трём уровням.


Уровень



Особенности возрастной категории



Действия педагога


1 уровень


(1 класс)


         Приобретение школьником социальных знаний


Восприимчивость к новому социальному знанию, стремление понять новую  школьную реальность


Педагог должен поддержать  стремление ребенка к новому социальному знанию, создать условия для  самого воспитанника в формировании его личности,  включение его в деятельность по самовоспитанию. (самоизменению), помочь усвоению человеком нового для него опыта поведения и деятельности.


2 уровень


(2-3 класс)       Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества       


Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом


  Создание педагогом воспитательной среды, в которой ребенок способен осознать, что его поступки, во-первых, не должны разрушать его самого и включающую его систему (семью, коллектив, общество в целом), а во-вторых, не должны привести к исключению его из этой системы.


3 уровень

( 4 класс) Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Потребность в самореализации, в общественном признании, в  желаниях проявить и реализовать свои потенциальные возможности, готовность приобрести для этого новые необходимые личностные качества и способности


Создание к четвертому классу для младшего школьника реальной возможности выхода в пространство общественного действия т.е. достижения третьего уровня воспитательных результатов.


Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены.


   Однако для запуска и осуществления процессов самовоспитания необходимо, прежде всего, сформировать у ребенка мотивацию к изменению себя и приобретение необходимых новых внутренних качеств. Без решения этой проблемы ученик попросту окажется вне пространства деятельности по самовоспитанию, и все усилия педагога будут тщетны.


В основе используемых воспитательных форм лежит системно-деятельностный         подход и принцип сохранения целостности систем


Создание к четвертому классу для младшего школьника реальной возможности выхода в пространство общественного действия т.е. достижения третьего уровня воспитательных результатов.


Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены.


   Однако для запуска и осуществления процессов необходимо, прежде всего, сформировать у ребенка мотивацию к изменению себя и приобретение необходимых новых внутренних качеств. Без решения этой проблемы ученик попросту окажется вне пространства деятельности по самовоспитанию, и все усилия педагога будут тщетны.



2 уровень

(2-3 класс)

Беседы

 

классные часы

 

 

 

участие в

подготовке и проведении мероприятий,

конкурсов

 

спортивные соревнования,

сюжетно-ролевые игры

 

учебно-исследовательские

конференции

проектная деятельность

«Здравствуй, школа», «Все мы - дружная семья», «Как появилась религия», «Что такое Конституция ?»

Программа «Навыки жизни»,

цикл бесед «Учись учиться», «Береги здоровье смолоду»;

«Все мы разные, но все мы равные» , «С детства дружбой дорожи»,  «Хочу и надо- трудный выбор», «Праздник вежливых наук»КТД «День именинника».

Школьные праздники и социально значимые мероприятия: «В гостях у Осени», «Новогодняя сказка», участие в волонтёрских акциях, встречи с ветеранами ВОВ и труда

Конкурсы рисунков  «Я выбираю спорт»» «Чудесный праздник – Новый год


«Познаём мир вместе».

 

1полугодие  2 класса -это период непосредственной подготовки к вступлению в ДО «Корабль Надежды». Мы с ребятами познакомились с детским движением в нашей стране, многое узнали о ДО нашей школы, о Законах и Правилах младшего звена «Юнги»,

о делах и достижениях нашей ДО. Такая работа способствует сплочению ребят в дружной коллективной деятельности, воспитанию у них отзывчивости, товарищества и т.д.

 Во 2 классе я считаю очень важным помочь детям почувствовать коллектив, как целое, научить их дорожить его интересами. Забота о личности - первая заповедь нашего коллектива. Дети должны чувствовать себя защищёнными от несправедливости и обиды, видеть, что они небезразличны для других, я стараюсь создать условия, способствующие хорошему самочувствию ребёнка, удовлетворению его интересов и развитию способностей. А ещё я учу детей не только «брать» что-то для себя, но и уметь «давать» хорошее другим, учу быть ответственными за общее дело.

Очень важным моментом  духовно-нравственного воспитания, по моему мнению, является работа над Правилами поведения учащихся в школе. Предлагаю восстановить эти правила нравственного поведения, права и обязанности детей согласно Уставу школы и повесить в рекреации 1 этажа (как раньше). Я верю, что кропотливая работа в этом направлении принесёт результат. Правила войдут в привычку ребят, если отмечать не только их выполнение, но и не пропускать нарушение, постоянно требовать их соблюдения, и я буду стараться это делать не только сама, но и учить ребят напоминать друг другу о правилах и добиваться их неукоснительного выполнения. Правила товарищества, правила дружной работы, правила честной игры, правила вежливости я разработала для ребят своего класса и мы работаем на ними.

Считаю, что личный пример учителя, его отношение к детям имеет определяющее значение в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Если для отношений между учителем

и  учениками характерны душевность, отзывчивость и заботливость, такими же будут и отношения учеников между собой. Имеющийся опыт заставляет смотреть на многие вещи по-другому, где-то приходится ломать сложившиеся стереотипы, пересматривать своё отношение к тем или иным вопросам, но это ничего, главное, чтобы результат был положителен.

      И в заключении хочется подчеркнуть большое влияние на духовно – нравственное воспитание детей домашней обстановки и отношений в семье. Поведение родителей определяет формирование духовно-нравственных качеств ребёнка, поэтому часто приходится беседовать с родителями, как это делают все классные руководители, проводить индивидуальную работу (по необходимости). Я стараюсь приглашать родителей на классные  КТД, обращаюсь, если нужно за помощью, помогаю им, обращаю внимание родителей на то, что нельзя подрывать учительский авторитет такими заявлениями: «Мало ли, что говорит учитель, делай, как я сказала» или «Знаем мы, чему вас там учат…». Это даёт положительные результаты, пока у нас не было разногласий и конфликтов, присутствуют доброжелательные отношения и это обнадёживает на положительный результат совместных усилий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка сценария "Мы теперь не просто дети" для учащихся 1 класса. Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ прогимназии №675 "Талант"

Праздник посвящения учеников в гимназисты. Сценарий может быть использован во внеклассной работе учителя начальных классов....

«Работа с родителями учащихся в направлении духовно-нравственного воспитания школьников". Из опыта работы учителя начальных классов.

«Работа с родителями учащихся в направлении духовно-нравственного воспитания школьников". Из опыта работы учителя начальных классов....

Методики психологических исследований,применяемых в начальных классах.Из опыта работы учителя начальных классов Колгановой Н.В.

Описание методик психологических исследований, применяемых учителем начальных классов на разных ступенях обучения.Планирование исследований по классам.Прилагается презентация....

Самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов, руководителя методического объединения учителей начальных классов

Данный материал представляет собой самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов, руководителя методического объединения учителей начальных классов....

Современные педагогические технологии в работе учителя начальных классов (из опыта работы)

Наиболее  эффективные педагогические технологии в условиях ФГОС в работе учителя начальных классов...