Главные вкладки

    Инновационная деятельность в работе учителя начальных классов (из опыта работы)
    статья

    Инновационная деятельность в моей работе

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Инновационная  деятельность в моей работе

         Педагог учится всю жизнь. Я – не исключение. Моя педагогическая деятельность состоит в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия развития всех учащихся в классе.

          В современной начальной школе ребёнка необходимо обеспечить новыми умениями. Это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, а также сформированная сознательная мотивация к обучению, самоорганизация и саморазвитие.

    Учителю начальных классов необходимо создать такие условия, которые позволят повысить у детей интерес к учёбе, а в конечном итоге научить учиться. И тогда ученик начнёт получать радость от процесса самостоятельного познания и от результата своего учебного труда.

          В педагогическом процессе огромную роль играют инновационные технологии, с помощью которых учащиеся приобретают необходимые умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, письму и счёту, овладевают элементами теоретического мышления, культурой речи и поведения основами личной гигиены и здорового образа жизни.

        Для повышения качества образования, реализации задач государственного стандарта нового поколения я использую в своей педагогической деятельности следующие инновационные технологии:

    Информационно - компьютерная технология

    ИКТ я внедряю на следующих этапах работы:  

    1).изложение нового материала;

    2).закрепление изученного материала;

    3).в самостоятельной работе;

    4).в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием);

    5).при проведении занятий по методу проектов;

    6).в формировании и развитии исследовательских навыков и творческих способностей учащихся (исследовательские работы, творческие работы)

            Особое внимание  уделяю мультимедийным презентациям. Они способствуют усвоению теоретического материала, расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение современных средств ИКТ позволяет создавать активный познавательный процесс и повышать заинтересованность школьников  в образовательной деятельности,  повышают уровень усвоения и закрепления учебного материала. На своих уроках я использую презентации, найденные в Интернете, а также созданные самой. Использование на уроках фильмов позволяет повысить внимание, создаёт положительный эмоциональный фон. Также с помощью интернета многие учащиеся моего класса принимают участие в онлайн-олимпиадах, конкурсах.

    Здоровьесберегающая технология

    Для примера приведу фрагмент урока математики в 3 классе

    Тема: « Устные и письменные приемы  умножения и деления»

    1. Организационный момент

    Цель: дать положительный психологический настрой на работу

     Здравствуйте, ребята!  

    Утром ранним кто–то странный

    Заглянул в мое окно,

    На ладони появилось

    Ярко рыжее пятно.

    Это солнце заглянуло,

    Будто руку протянуло,

    Тонкий лучик золотой.

    И как с первым лучшим другом

    Поздоровалось со мной!

    Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой. Дарит каждому хорошее настроение. И я хочу пожелать вам, чтобы каждый день приносил вам только радость.    

      2. Введение в тему. Мотивация.

    Ребята, а что нужно человеку, чтобы быть всегда в хорошем настроении, в хорошей форме? (Здоровье)

            На доске вы видите девиз нашего занятия, прочитаем его вместе

                                                      Я умею думать, я умею рассуждать,

                                    Что полезно для здоровья, то и буду выбирать!

     Здоровье – это самое большое богатство и его нужно беречь.  

    Кто догадался, о чем пойдет речь? (Ответы детей)

            Все мы помним сказку Валентина Катаева «Цветик–семицветик». В ней рассказывалось о том, как однажды Волшебница подарила девочке Жене цветок с семью разноцветными лепестками. Стоило оторвать один лепесток, подбросить вверх и сказать волшебные слова, как тот час же любое желание исполнялось. Женя истратила целых шесть лепестков. И вот, когда остался один – единственный лепесток, девочка пожелала, чтобы ее знакомый мальчик, Витя, у которого болела нога, выздоровел. Витя стал здоровым.                                                                                

    Как вы оцениваете поведение девочки? Встаньте те, кто поступил бы так же, как Женя?  

    Молодцы! Я рада за вас!

         Но на этом сказка не заканчивается. Витя не просто выздоровел. Он так долго болел, и ему так хотелось остаться здоровым и никогда не болеть, что он решил вырастить свой цветок, цветок здоровья и подарить его всем детям на планете. Вы хотите помочь мальчику создать  модель цветка-здоровья?

    За каждое выполненное задание вы получаете один лепесток.

    3.Минутка чистописания

    Цель: закрепить умение каллиграфически правильно писать цифру 5, снять напряжение глаз и шеи

    Отгадайте загадку:  

    -Что стоит в конце страницы,

    Украшая всю тетрадь?

    Чем вы можете гордиться?

    Ну, конечно, цифрой …(пять)

    Сегодня конкурс  красоты для цифры «пять». Давайте напишем носом в воздухе её 3 раза.  (упражнение для шеи).

    А теперь напишем большую «пять» медленно указательным пальчиком правой руки в воздухе, глазами следим за пальчиком. (упр. для глаз)

    Пропишите в тетради две строки, тщательно копируя с образца написания.

    5  55  555   5555

    5555    55   555   5

    Молодцы! Вы открыли секрет первого лепестка  - режим дня

      Как вы понимаете  значение этого лепестка?

    4.Устный счет

    Цель: актуализировать знания детей, необходимые  на уроке; развивать регулятивные, коммуникативные УУД

             а). Сравним выражения:

    на доске:

    60*7 и 500                     240:6 и 40

    (72+8)*3 и 70        (64+6):7 и 12

    (50+60):2 и 30               (13+27)*4 и 250

            

    б) Решим шуточную  задачу:

    Ваня мылся за неделю 10 раз, а Миша – 5 раз. Во сколько раз Петя чище Миши? (в 2 раза)

    Как узнали?  Какое правило мы знаем?

     (чтобы узнать, во сколько одно число больше другого, нужно большее     разделить на меньшее)

    Как мы назовем это правило здоровья? (правило личной гигиены)

     (третий лепесток)

    Что еще относится к правилам личной гигиены? (Ответы детей)

    5. Физкультминутка с использованием звуков природы

    Цель: создать условия для снятия усталости учащихся, восстановления психологического комфорта; развивать личностные УУД

    Прислушайтесь к лесному шуму. Как он прекрасен! В нем всегда можно различить пение птиц.

    Сядьте удобно и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох… Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. (Обращаем внимание на дыхание.)    Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Улыбнитесь друг другу.

    Вы чувствуете, как пахнет черемуха, ощущаете на себе дуновение ветерка, слышите, как поют птицы. А сейчас откройте глаза…

    Я хочу, чтобы всегда было так, как вы сейчас представляете.

    Технология проблемного обучения

    Суть проблемно обучения – обеспечение творческого усвоения знаний учащимися с помощью специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, затем организует поиск решения или «открытие» нового знания.

    У данной технологии много «плюсов». При системном использовании проблемного обучения происходит развитие умственных способностей учащихся, самостоятельности, креативного мышления. Самый большой «плюс» технологии проблемного обучения состоит в том, что она носит универсальный характер, т.е. реализуется на любой ступени обучения и на любом предмете.

    Работу с использованием этой технологии можно организовать с первых уроков обучения грамоте. Так на уроке по теме «Слова-названия. Схемы слов» мною создаётся проблемная ситуация с затруднением.

    - Посмотрите на картинки на с. 6-7. Что изображено?

    (Дети отвечают: попугай, шишки, земляника, дятел, гусеница, бабочка, гриб, лиса, медведь, ёжик, козёл, воробей, ель.)

    - Запишите слова-названия предметов. (Возникает затруднение.)

    - Мы ещё не умеем писать.

    - Какой возникает вопрос?

    - Как записать слова-названия, если мы не умеем писать.

    - Тема нашего урока – схемы слов.

    При открытии новых звуков и букв осуществляется продуктивная деятельность первоклассников, близкая к исследовательской. Так, при открытии звука {ш} первоклассники сталкиваются с противоречием, которое вызывает у них эмоциональную реакцию удивления. Вниманию учащихся предлагается неоформленная схема - «человечек», который держит восклицательный знак (с ним дети познакомились ранее).

    - Ребята, посмотрите на схему.

    - Как вы думаете, у нас урок повторения или открытия новых знаний?    

    - Почему?

    - Что же мы сегодня будем «открывать»?

    - О чём хочет предупредить вас схема-«человечек» восклицательным знаком?

    (Дети: о том, что новый звук особенный, необычный, надо быть к нему внимательнее).

    - Какой вопрос у вас возникает?

    (Дети: какой это звук и чем он отличается от других).

    - Вот это нам и предстоит сегодня открыть.

    Пример:  урок русского языка в 1 классе по теме «Правила переноса слов»

    АНАЛИЗ

    УЧИТЕЛЬ

    УЧЕНИКИ

    Постановка    проблемы

    Актуализация изученного

    -Прочитайте слова на доске?

    -Соль, Анна, майка, объявил

    -Объясните орфограммы

    Объясняют

    -Что это? (Читает загадку о березе)

    -Это береза!

    -Напишу слово «береза» на строке (продолжает запись).

    Наблюдают, что новое слово на строке не помещается.

    -Что же мне делать, ребята?

    -Надо перенести.

    -А что значит перенести?

    -Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку.

    -Какой знак нам нужен?

    -Знак переноса.

    Задание на новый материал.

    -Помогите мне перенести слово «береза». Работайте в парах.

    Пары добавляют знак переноса в слово «береза» на своем листе.

    Проверка задания.

    -Посмотрим, что вы предлагаете (фиксирует работу пар на заготовленном шаблоне).

    Видят варианты:

    Бер-еза      бере-за

    Бе-реза      берез-а

    (ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ)

    Побуждение к осознанию

    -Задание было одно?

    -Да

    -А выполнили его как?

    -Мы выполнили по-разному.

    (Осознание противоречия)

    Побуждение к проблеме

    -Почему так получилось?

    Чего мы пока не знаем?

    -Как переносятся слова.

    (Неточная формулировка темы)

    Тема

    -Верно. Тема урока сегодня «Правила переноса слов»

    (Фиксирует тему на доске).

    Пример: урок русского языка в 4 классе по теме  «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода» 

    АНАЛИЗ

    УЧИТЕЛЬ

    УЧЕНИКИ

    Постановка    проблемы

    Подводящий к теме диалог.

    -Посмотрите на два столбика слов на доске

    На доске:

    мяч                        дочь

    шалаш                  печь

    камыш                   мышь

    -Что заметили общего?

    -В каждом столбике имена существительные, которые заканчиваются на шипящий согласный.

    -В чем различие?

    В первом столбике имена существительные пишутся без мягкого знака, а во втором столбике – с мягким знаком на конце слова.

    Тема

    -Значит, какая сегодня будет  тема урока?

    (Фиксирует тему).

    Мягкий знак после шипящих на конце существительных .

    При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие:

    1.  умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);

    2.  самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);

    3.  креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).             

    Проблемное обучение

    • вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности;
    • способствует развитию познавательной активности;
    • осознанности знаний;
    • предупреждает появление формализма, бездумности;
    • обеспечивает более прочное усвоение знаний;
    • делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.

    Вывод: Проблемная технология  даёт развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить  и решать проблемы.  Эта технология формирует регулятивные  универсальные учебные действия. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий:  за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. – познавательных.

    Кроме описанных выше технологий я применяю в своей работе игровую технологию, проектную технологию и другие. Также к инновационной деятельности относятся научно – исследовательские конференции и НПК «Первые шаги».

    Мои учащиеся являются постоянными участниками районной научно-практической конференции «Первые шаги» и научно – исследовательской конференции «Я-личность» Ребята получают высокую оценку и отмечаются жюри в различных номинациях.

    Кружковая работа

    Кружок «Занимательная математика»

    Занятия кружка провожу 1 раз в неделю согласно тематическому плану.

    На  занятиях кружка  дети  не только решают занимательные и олимпиадные задания по математике, но и совместно с учащимися создают проекты-презентации занимательных заданий. Вместе с детьми готовлю  открытые мероприятия, занимательные уроки,  и провожу предметные недели, конкурсы, КВНы. Всё это позволяет формировать положительную учебную мотивацию по предметам, развивать кругозор учащихся, формировать новые умения и навыки в учебной деятельности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Ознакомление учителей начальных классов с опытом работы Титовой Е.В.

    Выступление на методическом объединении учителей начальных классов ГБОУ СОШ №394....

    Организация инновационной деятельности на уроках в начальных классах (Из опыта работы)

    Различные здоровьесберегающие технологии  используемые в начальных классах с детьми ЗПР....

    Организация инновационной деятельности кафедры учителей начальных классов как средство повышения качества образования

    В настоящее время в условиях введения ФГОС НОО, постоянной модернизации системы образования, усложнения выполняемых задач, развития профилизации и вариативности, возрастает роль методической деятельно...

    Интерактивные технологии в деятельности учителя начальных классов (из опыта работы)

          С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность, кото...

    Современные педагогические технологии в работе учителя начальных классов (из опыта работы)

    Наиболее  эффективные педагогические технологии в условиях ФГОС в работе учителя начальных классов...